Экономические и финансовые задачи муниципального образования «Город Томск» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Экономические и финансовые задачи муниципального образования «Город Томск»

Раскрываются задачи и направления деятельности городской власти при реализации стратегии развития и достижении главной цели - повышения качества жизни людей. Автор отмечает серьезные объективно существующие бюджетные ограничения и выделяет приоритет привлечения внебюджетных инвестиций. При этом подчеркивается важность эффективного использования бюджетных средств и сохранения социальных приоритетов.

Economic and finance aims of municipality Tomsk City.pdf Отражением развития модернизационных процессов - технологических исоциальных - является город. Тема городского развития становится сейчасглавной в мире. Именно кардинальная трансформация городов служит сти-мулом для ускорения модернизации экономики и общества в целом. Ведущаяроль городов в ускорении процессов модернизации требует взаимосвязанныхуправленческих и технологических решений.В соответствии с утвержденной решением Думы г. Томска стратегиейразвития г. Томска до 2020 г. главной целью является повышение качестважизни населения [1].Современный город - это не только работающие без сбоев системы жиз-необеспечения, грамотно организованное движение транспорта, хорошие до-роги и современная сфера услуг. В первую очередь - это комфортная соци-альная среда. Если у человека есть возможность для самореализации, для ду-ховного развития, есть уверенность в будущем своих детей - он будет жить иработать именно в этом городе.Задачей городской власти и является реализация стратегии развития го-рода и достижение главной цели - повышения качества жизни людей. Но длядостижения поставленных целей существуют серьезные объективные бюд-жетные ограничения. В соответствии с полномочиями муниципалитета фи-нансовой основой развития территории является бюджет г. Томска, вклю-чающий собственные доходы и безвозмездные поступления бюджетов бюд-жетной системы.Работая в условиях межбюджетных отношений, когда из собранного натерритории рубля в местном бюджете остается 13 копеек, администрациягорода прилагает большие усилия для участия в различных федеральных це-левых программах. Это позволяет городу решать вопросы создания дорожнойи инженерной инфраструктуры, развития муниципального транспорта и др.Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной систе-мы Российской Федерации (%) представлено в таблице.Бюджет 2009 г. Оценка за 2010 г. Проект на 2011 г.Городской 16 13 13Областной 48 43 42Федеральный 36 44 45Такое распределение налоговых доходов между бюджетами, к сожале-нию, является типичным практически для всех муниципалитетов России.А.Н. Широков и С.Н. Юркова пишут: «Итак, федеральным налоговым зако-нодательством закреплена за местными бюджетами необходимая, соответст-вующая функциям местной власти и признанным принципам отнесения нало-гов к местному уровню, но, очевидно, недостаточная по объему и по обеспе-чению исполнения компетенции собственная налоговая база» [2. С. 200].Бюджет муниципального образования «Город Томск» по доходам форми-руется с учетом нормативов отчислений от федеральных и региональных на-логов и сборов, установленных Бюджетным кодексом РФ, Законом Томскойобласти «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов» от 29 декабря 2009 г. № 298-ОЗ и концепцией формированиямежбюджетных отношений в Томской области на 2011 - 2013 гг.Общая сумма доходов городского бюджета в 2010 г. составила9 254 млн руб., в том числе 4 550 млн руб. собственные доходы (49%),4 704 млн руб. (51%) трансферты из вышестоящих бюджетов.В структуре собственных доходов на долю налоговых приходится3 819 млн руб. - 84%, неналоговых (доходы от использования и продажи му-ниципального имущества) 729 млн руб. - 16%.Следует отметить, что за каждой из этих цифр стоит большая и кропот-ливая работа. Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета форми-руются на базе создаваемого доходного потенциала города. Состояние реаль-ного сектора экономики города является определяющим для собственныхдоходов фактором.Немаловажную роль играет и эффективность использования муници-пального имущества. Следует отметить достижение администрацией городаТомска следующих результатов, обеспечивающих увеличение собственныхдоходов муниципалитета:- на сегодняшний день площадь земли муниципального образования «Го-род Томск» составляет 29 720 га. При этом доля площади земельных участ-ков с оформленнымиприватизации в 2010 г., содержит 47 наименований. План поступлений дохо-дов от приватизации, первоначально установленный в размере 40 млн руб.,был увеличен до 52 млн руб. и фактически исполнен на 102,4 %.Значительное превышение суммы доходов над первоначально установ-ленным планом (40 млн руб.), а также в сравнении с аналогичными поступ-лениями 2009 г. (16,8 млн руб.), является показателем того, что рынок не-движимости в Томске постепенно оживает. Целый ряд объектов, не реализо-ванных в 2009 г. и перенесенных в Программу приватизации на 2010 г., былпродан на торгах.Дополнительно необходимо проведение мероприятий по развитию и на-ращиванию налогового потенциала, способствующих увеличению доходнойчасти бюджета путем:− перехода на взимание арендной платы за земли от кадастровой стоимо-сти земельных участков;− разработки и внедрения механизмов побуждения к оформлению доку-ментов для лиц, не оформивших в надлежащем порядке право пользованияземельными участками;− усиления муниципального земельного контроля за целевым использо-ванием земель;− корректировки методики установления арендной платы за сдаваемое варенду муниципальное имущество в направлении максимального ее прибли-жения к рыночной и четкого обоснования исключений из этого правила;− выявления неиспользуемых основных фондов муниципальных учреж-дений и принятия соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;− оптимизации перечня действующих льгот.Как уже обозначалось выше, помимо наращивания собственной доходнойчасти бюджета города администрация города проделывает большую работу вцелях участия муниципалитета в различных федеральных целевых програм-мах. Участие в федеральных программах позволяет городу решать крупныеинфраструктурные вопросы. Но помимо этого каждый муниципалитет имеетсвои конкретные потребности и направления в развитии. Поэтому с помощьюучастия в федеральных программах далеко не всегда удается решить крупныезадачи по развитию и модернизации10 000,002004 2005 2006 2007 2008 2009 2010Доходы бюджета Расходы бюджета Дефицит бюджетаРис. 1Важным показателем работы администрации является эффективноеуправление муниципальным долгом. В соответствии со ст. 107 Бюджетногокодекса Российской Федерации предельный объем муниципального долга недолжен превышать общего годового объема доходов бюджета без учета объ-ема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по до-полнительным нормативам отчислений. По состоянию на 1 января 2011 г.объем муниципального долга г. Томска составил 1 642 млн руб., или 39,79%от максимально допустимого значения. В структуре муниципального долга999 млн руб. (61%) составил объем муниципального долга по ценным бума-гам и 643 млн руб. (39%) - объем муниципального долга по кредитам ком-мерческих банков.Динамика муниципального долга за 2004-2010 гг. представлена на рис. 2.2 40249020,38%1 97867033,88%2 75565223,65%2 89769023,81%3 7171 40337,74%3 6091 40238,84%4 1271 64239,79%05001 0001 5002 0002 5003 0003 5004 0004 500млн.руб.2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 годДоходы Муниципальный долгРис. 2Причиной роста муниципального долга является принятие бюджета с де-фицитом, финансирование которого осуществляется за счет заемных средств.Приведенный рисунок показывает, что начиная с 2006 г. происходит посте-пенный рост муниципального долга.В целях недопущения дальнейшего роста муниципального долга принятыи реализуются решения о сокращении дефицита бюджета города и о направ-лении экономии, складывающейся в течение года по расходам, не на финан-сирование текущих расходов бюджета, а на погашение действующих долго-вых обязательств.Кроме этого, в целях равномерного распределения долговой нагрузки иснижения рисков рефинансирования администрацией города было приняторешение о размещении облигационного займа. На ЗАО «Фондовая биржа«ММВБ» 28 июня 2010 г. состоялось размещение облигационного займа вразмере 800 млн руб. За счет размещения облигаций Томского городскогозайма были погашены действующие на тот момент наиболее «дорогие» кре-диты коммерческих банков.Томск один из немногих муниципалитетов, работающих на рынке ценныхбумаг. На сегодня общий объем выпущенных облигаций Томска составляетболее 1 млрд руб. со сроком погашения до 2014 г. Данное обстоятельствоположительно влияет на кредитный рейтинг города и позволяет привлекатькредитные ресурсы коммерческих банков под невысокие проценты.В то же время, как уже отмечалось, понимая ограниченность возможно-стей местного бюджета и бюджетов вышестоящих уровней, в целях развитиябезусловным приоритетом в работе городской власти является привлечение вгород внебюджетных инвестиций. Считаем, что власть и на местном уровнеспособна создать если не идеальную, то реально привлекательную среду длякомфортного проживания, для развития и для привлечения инвестиций.Меры по улучшению инвестиционного климата в Томске реализуются последующим основным направлениям:1. Создание благоприятной для инвестиций административной сре-ды. С 2006 г. в Томске работает координационный совет по вопросам разви-тия и поддержки предпринимательства. В его состав наряду с первыми руко-водителями городской администрации и депутатов Думы г. Томска входятруководители более 20 отраслевых ассоциаций и объединений. Мэр Томскаявляется сопредседателемТомска создан общественный совет по защите бизнеса. В него вошли такжепредставители городской общественной палаты, томских отделений общест-венных организаций «Деловая Россия» и «Опора России», Томской торгово-промышленной палаты. Главной задачей общественного совета является ко-ординация усилий по выявлению незаконного вмешательства в экономиче-скую деятельность субъектов предпринимательства, устранению админист-ративных барьеров, повышению эффективности взаимодействия органов вла-сти, правоохранительных органов и общественных организаций, представ-ляющих интересы предпринимателей.2. Создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры. В рам-ках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:- проведение комплекса землеустроительных работ по участкам для ин-вестирования;- постановка сформированного земельного участка на государственныйкадастровый учет и регистрация прав на земельный участок;- подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транс-портной, телекоммуникационной и иной инфраструктуры;- разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриальныхи технологических парков, привлекательных для инвесторов и эффективныхдля экономики города, устанавливающих размеры и формы платности, ис-пользования различных источников финансирования;- более широкое применение муниципально-частного партнерства. В ча-стности, мы готовы не сразу продавать участок инвестору, а войти в долюпроекта, оформив участок на муниципалитет, затем в согласованные с инве-стором сроки уже в ходе работы проекта, когда он дает отдачу, продать уча-сток в собственность инвестору. Возможны и иные варианты.3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержкиинвестиций. Поскольку в полномочиях муниципалитета мало налогов, тоналоговое стимулирование инвестиций в большей степени прерогатива субъ-екта РФ. В рамках наших полномочий широко используется механизм при-менения льготных ставок на аренду земли, отсрочки и рассрочки неналого-вых платежей в местный бюджет.Так, например, в кризисный 2009 г. по инициативе администрации былпринят упрощенный Порядок изменения сроков уплаты неналоговых плате-жей на территории муниципального образования «Город Томск». В соответ-ствии с данным Порядком, утвержденным решением Думы г. Томска от28 апреля 2009 г. № 1193 [4], по состоянию на 1 января 2011 г. предоставленоотсрочек, рассрочек по платежам в бюджет города на сумму 91,2 млн руб.В данном случае администрация решает задачу соблюдения баланса ин-тересов реального сектора экономики и городского бюджета.4. Помощь в обеспечении сырьем производств, создаваемых в резуль-тате инвестиций, и стимулировании спроса на продукцию производств,создаваемых инвесторами. В этом плане мы считаем перспективным содейст-вие в создании производственных кластеров. В качестве примера можно привес-ти разрабатываемую администрацией города совместно с инвестором Програм-му возрождения льняной промышленности в Томской области. Начиная с выра-щивания льна, затем производство простого льноволокна, котонизация льново-локна и переработка в пряжу, переработка в ткань и заканчивая швейным произ-водством. Аналогичные кластеры могут быть созданы по безотходной перера-ботке древесины и т.д.В то же время одним из важных факторов повышения качества жизни то-мичей является сохранение политики городских властей по созданию соци-альной сферы, привлекательной для жителей города и новых людей.В целях создания комфортной социальной среды администрацией Томскареализуется бюджетная политика, сочетающая программы развития с про-граммами социальной направленности. В новом финансовом году расходы насоциальную сферу составляют 59,8% от общей суммы расходов бюджета.Учитывая ограниченный объем доходов бюджета, возрастает необходимостьобеспечения эффективного использования бюджетных средств с сохранениемвысокого качества предоставления муниципальных услуг.Томск один из первых среди муниципальных образований принял про-грамму реформирования муниципальных финансов, и сегодня более полови-ны расходов бюджета распределяется по программно-целевому принципу.Мы значительно продвинулись в работе по внедрению в бюджетной сетипринципов бюджетирования, ориентированного на результат.В целях перехода на программно-целевое планирование с 2010 г. в бюджет-ный процесс внедрены ведомственные целевые программы как вид планирова-ния расходов, соответствующий одной услуге и базирующийся на системе це-лей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования. На2011 г. в проекте бюджета города предусмотрены ассигнования на реализацию16 ведомственных целевых программ и 21 городскую долгосрочную целевуюпрограмму. Общая доля ассигнований по городским долгосрочным целевымпрограммам и ведомственным целевым программам в общем объеме расходовбюджета составляет 56%, из них ведомственные целевые программы - 42%, го-родские долгосрочные целевые программы - 14%.В настоящее время администрацией города проводится реформированиеотраслей социальной сферы. В 2011 г. оно будет продолжено в целях повы-шения доступности и качества муниципальных услуг, на что нацелены изме-нения в правовом положении муниципальных учреждений (Федеральныйзакон № 83-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодомдо 1 июля 2012 г.). Практическая реализация положений указанного законапозволит перейти к оплате оказанных услуг за фактическое исполнение му-ниципального задания.Самым крупным по расходам на протяжении многих лет является разделгородского бюджета «Расходы по отрасли «Образование». В 2011 г. расходына содержание отрасли «Образование» предусмотрены в размере 2 775,1 млнруб., в рамках 6 ведомственных целевых программ, разработанных по основнымобразовательным направлениям, в сумме 2 410 млн руб., в том числе за счетсредств областного бюджета - 960,1 млн руб.Приоритетным направлением является дошкольное образование -863,7 млн руб. В 2010 г. создано 2 849 новых мест в дошкольных учреждени-ях. Впервые за последние 10 лет построен и введен в эксплуатацию новыйдетский сад с бассейном в микрорайоне «Восточный» на 364 места. За счетрационального использования площадей групповых ячеек, перепрофилиро-вания помещений в действующих дошкольных учреждениях создано 775мест. За счет субсидии из областного бюджета на развитие инфраструктурыдошкольного образования будет создано 740 мест после капитального ремон-та детских садов № 5, 50, 82, 85.Созданы группы кратковременного пребывания в детских дошкольныхучреждениях - 737 мест, в учреждениях дополнительного образования - 53места, группы дошкольной подготовки в школах - 180 мест, кроме того, от-крыто 40 семейных групп для 85 детей в многодетных семьях.Бюджет на 2011-2013 гг. предусматривает средства на продолжение ра-бот по созданию дополнительных мест в дошкольных учреждениях, в томчисле на капитальный ремонт с учетом софинансирования из областногобюджета. Рассматривается возможность строительства новых детских садовна условиях государственно-частного партнерства.Вторым по значимости является раздел расходов бюджета города на жи-лищно-коммунальное хозяйство и благоустройство города. В целом расходыпо жилищно-коммунальному хозяйству на 2011 г. составят 1 070 млн руб., в томчисле 964,7 млн руб. - за счет средств местного бюджета, 105,3 млн руб. - засчет средств областного бюджета. В 2011 г. будет продолжена реализациясоциально значимых для томичей целевых программ, направленных на про-ведение капитального ремонта жилищного фонда и расселение аварийноговетхого жилья. На реализацию целевой программы «Переселение граждангорода Томска из аварийного жилищного фонда на 2010-2012 годы» преду-смотрено 150 млн руб., на реализацию целевой программы «Капитальныйремонт жилищного фонда» - 100 млн руб.С целью улучшения транспортного обслуживания населения, повышенияконкурентоспособности муниципального транспорта и безопасности перево-зок за период с 2007 по 2010 г. по договорам лизинга обновлен подвижнойсостав городского электрического транспорта на 34,1% по трамваям и на70,1% по троллейбусам. На 2011 г. запланированы средства в сумме262,6 млн руб.В настоящее время прорабатывается вопрос строительства новых трам-вайных путей по современной бесшпальной технологии, а также линии ско-ростного трамвая на условиях государственно-частного партнерства.Также на муниципальном уровне разработаны программы, направленныена помощь жителям Томска в решении вопроса улучшения своих жилищныхусловий:- с 2009 г. реализуется программа «Субсидирование процентной ставки поипотечным жилищным кредитам отдельным категориям граждан», участникамкоторой за счет средств муниципального бюджета в течение 3 лет производитсякомпенсация сумм, выплачиваемых ими по ипотечным договорам;- реализация городской долгосрочной целевой программы «Предоставле-ние молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строи-тельство) жилья на территории муниципального образования «Город Томск»на 2006-2010 годы» предусматривает за счет софинансирования федерально-го, областного и городского бюджетов предоставление молодым семьям пер-воначального взноса для приобретения жилья;- реализация городской долгосрочной целевой программы «Предоставле-ние мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий работни-ков муниципальных учреждений социальной сферы» на 2010-2016 гг. преду-сматривает содействие улучшению жилищных условий работников муници-пальных учреждений социальной сферы путем предоставления социальнойвыплаты в размере 150 тыс. руб. участнику программы на оплату первона-чального взноса за приобретаемое с использованием механизма ипотечногожилищного кредитования жилье, а также дальнейшего субсидирования про-центной ставки по ипотечному жилищному кредиту. Данная программа раз-работана с целью снижения социальной напряженности и оказания действен-ной помощи молодым семьям и молодым специалистам, работающим в му-ниципальных учреждениях социальной сферы, доля которых сегодня состав-ляет всего 4% в численности работающих в учреждениях здравоохранения,образования, культуры и спорта.В заключение следует отметить, что в настоящее время начата работа поактуализации стратегии развития Томска на основе Концепции долгосрочно-го социально-экономического развития России до 2020 г. Стратегии социаль-но-экономического развития Сибири до 2020 г. (Распоряжение правительстваРФ от 5 июля 2010 г. № 1120-р), актуализированной в конце 2010 г. стратегииразвития Томской области. Очень важно, чтобы все действия по выработке иреализации стратегии развития города предпринимались после обсуждения сучастием всех заинтересованных горожан и научной общественности.Формирование городской среды должно идти одновременно с формиро-ванием имиджа Томска, который будет помогать привлекать новых жителей.Привлечение экономически активных людей должно идти одновременно спривлечением инвестиций. Чем больше молодых людей выберет Томск ме-стом постоянного проживания, тем выше шансы на успешную реализациюинвестиционных проектов, тем перспективнее будущее города.

Ключевые слова

развитие, инвестиции, эффективность, development, investments, effectiveness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Абрамов Анатолий ПетровичТомский государственный университеткандидат технических наук, зам. мэра г. Томска по экономике и финансам, доцент кафедры налогов и налогообложения экономического факультетаasviaap@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

http://www1.admin.tomsk.ru/docbase/duma.nsf/urls/2006_224
Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация. М.: КНОРУС, 2009. 560 с.
http://www1.admin.tomsk.ru/docbase/duma.nsf/urls/2009_1193
http://www1.admin.tomsk.ru/docbase/duma.nsf/urls/2009_1360
 Экономические и финансовые задачи муниципального образования «Город Томск» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Экономические и финансовые задачи муниципального образования «Город Томск» | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия