Регулирование пространственного развития города на основедевелопмента локальных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Регулирование пространственного развития города на основедевелопмента локальных территорий

Теория пространственного развития города на современном этапе становления рыночных отношений в России нуждается в смене концептуальной основы управления: от градостроительного подхода и градорегулирования к градоустройству. Регулирование пространственного развития должно основываться на методах партнерства власти, бизнеса и населения в интересах развития городского социума. Настоящее исследование посвящено обоснованию методологического обеспечения организационно-экономического механизма управления развитием локальных городских территорий - девелопменту локальных территорий - в логике градоустройства.

The Development of local territories as the basis of citys spatial developmentRegulation.pdf С развитием рынка недвижимости, включением в рыночный оборот зе-мельных участков возникает потребность в разработке более гибких методоврегулирования пространственного развития на муниципальном уровне. Сло-жившаяся в 30-х гг. XX в. система социалистического градостроительства, воснове которой лежат методы административного управления, не соответст-вует требованиям рынка. Все это вызывает обострение проблем социально-экономического характера: несбалансированности изменений в материальнойи социальной среде города, в точечной застройке территорий, ухудшениигородского ландшафта, жилищной сегрегации, осложнении проблем транс-портной доступности и обеспеченности коммунальной инфраструктурой от-дельных городских территорий.Внедряемые в практику муниципального управления методы градорегу-лирования связаны преимущественно с регулированием инвестиционно-строительной деятельности (ИСД) и рынка недвижимости. Они основаны наместных нормативно-правовых актах (правилах землепользования и застрой-ки). Это бизнес-ориентированный подход. Градорегулирование не учитываетинтересы территориальных сообществ жителей, благоустройство которыхдолжно стать главным критерием эффективности управления. Социально-ориентированная модель управления основывается на концепции градоуст-ройства, что требует разработки адекватных ей методов анализа и регулиро-вания пространственной организации города. Это определяет актуальностьтемы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.Цель исследования - на основе уточнения содержания и специфики про-странственного развития города в условиях рыночной экономики разработатьметоды анализа и регулирования пространственного развития в рамках кон-цепции градоустройства и соответствующей ей модели социально-ориентированного управления.Объектом исследования является город как пространство жизнедеятель-ности городского сообщества и его территориальных единиц - локальныхгородских территорий (ЛГТ).Предметом исследования выступают методы регулирования социально-экономических взаимосвязей между различными экономическими субъекта-ми города и его территориальных единиц.Специфика процесса пространственного развития города в условияхрыночной экономики. Современные трактовки пространственного развитиягорода - результат длительной эволюции взглядов представителей различ-ных научных направлений (экономистов, социологов, географов, инженеров-градостроителей, управленцев), формировавшихся на протяжении XVIII-XXI вв. Их систематизация позволила выявить различия в представлениях отерриториальном устройстве, природе и основных субъектах пространствен-ного развития городов.Наиболее важные теоретические положения (с точки зрения исследова-ния природы и сущности проблем пространственного развития города) в сле-дующие:- город является целостным организмом, представляющим единство ма-териального и социального пространства жизнедеятельности городского со-общества, структурная неоднородность которого проявляется в виде диффе-ренциации внутригородских территорий;- пространственное развитие представляет собой циклический процесс,вызванный противоречивыми последствиями преобразований в социокуль-турной или материальной среде, субъектами которого выступают население,владельцы недвижимости (включая собственников земельных участков), за-стройщики, местные органы власти, объединенные интересами совместногопроживания и ведения бизнеса в границах локальных городских территорий.Достижение сбалансированности материальной и социальной среды ЛГТтребует глубокого исследования специфики отношений, складывающихся меж-ду инвесторами, застройщиками, владельцами земельных участков, населениеми органами МСУ, и выбора адекватных рыночным условиям методов и инст-рументов регулирования взаимоотношений основных субъектов ЛГТ.Подходы к регулированию пространственного развития в муници-пальном управлении. Концепция административно-регулятивной роли ор-ганов местного самоуправления зародилась в конце XIX столетия в связи сростом конкуренции в городском землепользовании. Регулирование строи-тельной деятельности и использования земельных участков осуществлялосьна основе норм строительного права, когда «возникла неизбежность различ-ных форм вмешательства публичной власти в свободную игру экономиче-ских сил» [1. Т. 1. С. 36]. В дальнейшем методы административного регули-рования выстраивались в соответствии с принятой концепцией пространст-венного развития: градостроительство (централизованная экономика) - гра-дорегулирование (рыночная экономика) - градоустройство (социально-орентированная экономика). Им соответствуют директивно-администра-тивный, бизнес-ориентированный и социально-ориентированный подходы,принципиальные различия между которыми представлены в табл. 1.Таблица 1. Соотношение основных характеристик различных подходов к пространственномуанализу, планированию и регулированиюПодходы к пространственному анализу, планированию и регулированиОсновные харак- ютеристики под-ходов Директивно-административный Бизнес-ориентированный Социально-ориентированныйКонцептуальнаяоснова Градостроительство Градорегулирование ГрадоустройствоСубъекты анали-за, планирова-ния и регулиро-вания развитияИнституты государст-венного планирования;ведомственные органыпланированияТерриториальные (регио-нальные и местные) ор-ганы власти и бизнес-структурыТерриториальныеорганы власти, пред-ставители бизнеса,представители насе-ленияХарактер взаи-модействиясубъектов эко-номическойдеятельностиДирективный строгорегламентированныйхарактер взаимодейст-вияЭкономические субъек-ты не самостоятельны.Принятие решений врезультате множествасогласованийСтрого не регламентиро-ванное взаимодействиесамостоятельных эконо-мических субъектов,регулируемое правовыминормами, общими длявсех участниковЧастно-государственноепартнерство. Взаимо-действие власти,бизнеса, населения поповоду благоустрой-ства ЛГТ - социаль-ного девелопментаЛГТСодержаниеанализа про-странственнойорганизациигородаНормы государствен-ных расходов; величинаконечного потребления;уровень издержек сфе-ры обращения; опти-мальность размещенияпроизводительных силИнвестиционные показа-тели частных строитель-ных проектов; эффектив-ность использованияместных ресурсов, наи-более эффективный вари-ант использования (НЭИ)земельных участков;количественные показа-тели экономическогоростаКачественные харак-теристики социально-экономического раз-вития ЛГТ; характе-ристики потребно-стей, особенностейповедения и степениудовлетворения жи-телей ЛГТОсновные мето-ды регулирова-нияОтраслевые, территори-альные (региональные,городские) планы раз-вития.Генеральные планыпоселенийДокументы территори-ального планирования.Правила землепользова-ния и застройки (ПЗЗ).Документы планировкитерриторийТребуется разработкаметодов, основанныхна равноправномучастии в принятиирешений власти,бизнеса и населенияАнализ работы местных органов власти г. Краснодара показал, что сего-дня в российской практике муниципального управления пространственнымразвитием преобладают методы регулирования в логике градостроительстваи частично градорегулирования. Они связывают регулирование городскогоразвития с ИСД, которой отводится решающая роль в достижении целей ге-неральных планов городов [2. С. 9]. Развитие связывается с созданием новыхобъектов недвижимости, освоением незанятых и не обремененных правамидругих лиц земельных участков, т.е. сводится лишь к одной из его характери-стик - росту. Другие составляющие развития (изменения и улучшения) фак-тически игнорируются [3. С. 231].В результате городское пространство начинает испытывать усиливающий-ся дисбаланс между запросами населения и хозяйствующих субъектов, с однойстороны, и возможностями их удовлетворения за счет строительства новых иизменения существующих материальных объектов - с другой. Как следствие,усиливается неравномерность распределения объектов общего пользования,пространственная дифференциация локальных территорий как мест жизнедея-тельности, возникают специфические проблемы развития городов.Результаты статистических наблюдений и экспертных оценок позволиливыявить следующие проблемы пространственного развития города:- социальные и экологические проблемы: пространственная сегрегациянаселения, низкая обеспеченность жильем, низкая доступность жилья, нис-ходящая «рыночная фильтрация», образование районов-трущоб, эффект от-рицательного соседства;- экономические проблемы: агрессивный рост земельной ренты, спекуля-ция на рынке недвижимости, нерентабельность социально значимых инве-стиционных проектов, неадекватная оценка недвижимости для целей налого-обложения, несоответствие между ограниченными возможностями инвесто-ров-застройщиков и масштабами задач развития городских территорий;- проблемы пространственной организации города: неравномерностьразмещения инвестиционного капитала, нехватка территорий для обществен-ных и административных целей, избыточное давление на локальные объектыинфраструктуры, неупорядоченность общей планировочной структуры, то-чечная застройка.Используемые методы управления пространственным развитием города,осуществляемые в рамках бизнес-ориентированного и директивно-админи-стративного подходов, только усиливают данные проблемы, переводят их вразряд перманентных явлений городской жизни.Органы власти предоставляют высокую степень свободы инвестору: ввыборе территории для организации бизнеса, в выборе вариантов использо-вания земельных участков и технико-экономических параметров создавае-мых объектов недвижимости. Согласование проекта строительства предпола-гает его проверку только на соответствие СНиП и СанПиН и видам допусти-мого использования земельного участка, предельных норм нагрузки на него,прописанным в ПЗЗ [4. С. 58]. Социальные результаты - рост занятости, по-вышение доступности услуг, удобство территорий общего пользования, по-вышение жизнеспособности местных сообществ - рассматриваются в качест-ве внешнего, сопутствующего эффекта народно-хозяйственного или частногоинвестиционного проекта. Злободневно звучит высказывание российскогоклассика муниципального дела З.Г. Френкеля: «…доходные дома строятсяпреимущественно такими домовладельцами, которые совсем не думают в нихжить. Они не думают и не заботятся об общем плане и удобстве жизни кон-кретной территории, не приспособляют свои дома ко всем особенностям мес-та» [5. С. 76].Разрешение данного противоречия, по нашему мнению, предполагает пе-реход к социально-ориентированному подходу в организации пространст-венного планирования. Это вызывает необходимость уточнения методологииисследования, методов анализа пространственного развития, моделированияпроцессов освоения и функционирования городских территорий.Методы выделения отдельных элементов городской среды и отдельныхгородских территорий, основанные на принципах функциональной специали-зации предприятий, дифференциации земельной ренты и видов землепользо-вания, выделения каркаса и ткани городского пространства, удобства адми-нистративного управления, архитектурно-планировочного единства объектовкапитального строительства, не отвечают задачам современных исследова-ний. Требуется разработка и внедрение новых методов районирования терри-тории города, классификации территорий, проведения границ территорий всоответствии с принципами организации социальной жизни, учета интересовтерриториальных сообществ в границах ЛГТ.В связи с этим должно измениться представление о характере планирова-ния городского пространства. Ранее планировочная структура генплана пред-полагала стабильность функционирования территорий, «строительную закон-ченность», адекватность создаваемых материальных объектов (жилых домов,учреждений, дорог, коммуникаций) внешней и внутренней среде микрорайонана всем горизонте планирования [6. С. 26]. Однако необходимо учитывать, чтогородское пространство представляет собой живой организм, а не совокуп-ность материальных объектов. Социуму должна отводиться ведущая роль, по-скольку появление новых социально-экономических интересов местных жите-лей, новых потребностей, изменения в условиях ведения бизнеса определяют вконечном итоге формы наиболее эффективного использования свободных зе-мельных участков, устаревание и появление новых материальных объектов.Локальная городская территория как единица пространственногоанализа и регулирования. Дифференциация городских территорий являетсярезультатом неравномерности в развитии отдельных территорий как в про-странственном, так и во временном отношении. В исследованиях социально-экономических закономерностей организации городского пространства при-меняются следующие термины: «локальное социально-территориальное об-разование», «территориально-пространственное сообщество», «градострои-тельный район», «территориальное соседство», «территориальное общест-венное самоуправление», «территории сообществ» (Community Areas) и др.Мы считаем, что в исследованиях, проводящихся в рамках концепции градо-устройства, понятию ЛГТ должно соответствовать следующее определение:ЛГТ - это локальное территориальное сообщество людей, объединенных ин-тересами повседневной жизнедеятельности (трудовой миграции, коммунально-бытового обслуживания, приобретения потребительских товаров и услуг по мес-ту) и совместного проживания, характеризующееся следующими признаками:- ощущением местным населением принадлежности к данной территории,месту, которое люди считают своим;- наличием локальных центров - мест сосредоточения жизнеобеспечиваю-щих объектов обслуживания в жилой среде, центров притяжения местных жите-лей;- наличием у местных жителей и маятниковых мигрантов схожих интересов,предпочтений, привычек по поводу использования данной территории;- наличием специфических, характерных для данной локации проблем про-странственного развития;- особой, несводимой к количественным техническим и экономическим по-казателям ролью инвестиционно-строительной деятельности в изменении харак-тера восприятия населением его городского окружения.Данные признаки указывают на возможность применение различных крите-риев для выделения ЛГТ как объекта управления изменениями (девелопмента):ареал воздействия ИСД на территорию, характер активности инвесторов, из-менения в доступности социально значимых услуг и др.Границы ЛГТ могут не совпадать с кадастровыми границами земельныхучастков, границами микрорайонов, планировочных районов, администра-тивно-территориальными границами муниципалитетов, правовыми (градо-строительными) зонами ПЗЗ, поскольку последние как главный правовой ин-ститут градорегулирования опираются на функциональное зонирование ген-плана, рассматривают городское пространство как совокупность земельныхучастков, не учитывают социальные аспекты функционирования местныхсообществ.Пространственное планирование на основе социально-ориенти-рованного анализа ЛГТ. Оно связано с необходимостью использования сле-дующих критериев их выделения: по ареалу влияния ИСД на территорию, похарактеру активности инвесторов-застройщиков, по изменениям в доступно-сти социально значимых услуг и локализации объектов притяжения, по изме-нениям в социальном составе жителей и их предпочтений по поводу благоус-тройства места жительства и др.В соответствии с этим социально-ориентированные исследования про-странственного развития города (исследования в рамках концепции градоус-тройства) должны проводиться с использованием следующих методов ана-лиза:- картографический анализ (визуальное сравнение, анализ концентрации,построение изолиний, выявление локальных центров) ИСД, спроса и предло-жения на различных сегментах рынка жилой недвижимости (первичном ивторичном рынках), предпочтений и привычек жителей ЛГТ по месту;- эконометрический анализ (расчет средних величин и структуры данных,анализ рядов динамики, корреляционно-регрессионное моделирование) ак-тивности ИСД, ее роль в социальных изменениях в ареалах влияния новогостроительства и в границах ЛГТ;- социологический анализ (интервьюирование экспертов, анкетированиеи панельное обследование жителей ЛГТ) желательности ИСД в границахЛГТ;- квалиметрический анализ (ранжирование ЛГТ по привлекательностипокупки жилья для целей проживания и инвестирования средств);- непосредственное наблюдение упорядоченности существующей за-стройки и нового строительства в неблагополучных локациях (в отношенииэстетического, архитектурно-планировочного, сегрегационного влияния то-чечной застройки).В отличие от инструментария градостроительного инженерно-технического анализа и анализа НЭИ земельного участка (используемых входе рыночного сопровождения индивидуальных инвестиционных проектов),разработанный инструментарий позволяет исследовать закономерности про-странственного развития города с учетом асинхронности социальных и мате-риальных изменений на городских территориях (совокупностях освоенных инеосвоенных земельных участков) и выработать рекомендации по девелоп-менту ЛГТ.Социально-ориентированные исследования пространственного развитиягорода должны включать следующие этапы анализа:1. Определение границ локальных городских территорий на основе выяв-ления локальных сообществ людей, объединенных интересами повседневнойжизнедеятельности и совместного проживания.2. Сравнительный анализ различных ЛГТ, направленный на выявлениеспецифических потребностей населения и бизнеса в наличии тех или иныхобъектов городских услуг и общественно значимых объектов недвижимости.3. Определение точных характеристик месторасположения желательныхобъектов недвижимости с помощью ГИС-анализа рынка недвижимости (кри-терием оптимального размещения должно выступать повышение привлека-тельности всей территории для проживания).Современные тенденции пространственного развития. Большинствосовременных исследований выявляет неравномерность пространственногорегионального развития, вызываемую спецификой распределения инвестици-онных ресурсов.Лидерами инвестиций последних лет являются крупнейшие города и го-родские агломерации (Москва, Санкт-Петербург), а также наиболее экономи-чески развитые субъекты РФ, среди которых выделяется Краснодарский край(занимающий второе место в рейтинге инвестиционной привлекательностирегионов). Отмечается высокая степень концентрации инвестиционных ре-сурсов во внутрирегиональном пространстве, где Краснодар занимает лиди-рующие позиции (табл. 2).Таблица 2. Удельный вес городов Краснодарского края с численностью населения свыше100 тыс. чел. в показателях ИСД в 2008 г. (%)Показатели Краснодар Армавир Новорос-сийскСочиЧисленность населения 15,2 4,0 5,5 8,0Объем работ по виду деятельности "Строительство" 35,8 0,8 8,5 25,6Ввод в действие общей площади жилых домов 31,0 3,0 5,0 11,9Инвестиции в основной капитал 36,5 1,3 6,0 15,5Источник: Россия в цифрах / Федеральная служба государственной статистики, 2009 г.Однако концентрация инвестиционных ресурсов в административномцентре не является достаточным условием для равномерного развития регио-на. Данное противоречие возникает также во внутригородском пространстве,что ведет к нарушению равной доступности населения к основным социаль-ным благам, нарушению социальной среды и дисбалансу факторов развитиявнутригородских территорий. Так, например, динамика инвестиций за 2006-2009 гг. показывает разнонаправленность и неравномерность инвестиционно-го процесса в границах административных округов, что является следствиемразличий в инвестиционной привлекательности отдельных территорий и дос-тупности свободных земельных участков (рис. 1).Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал по административным районам г. Краснодара(руб. на 1 местного жителя)Кроме того, объекты капитального строительства, возникающие в резуль-тате ИСД, составляют незначительную долю по отношению к существующе-му фонду недвижимости. Например, ежегодный объем вводимого жилья да-же в инвестиционно привлекательных, активно развивающихся городах со-ставляет в среднем 3-5% от всего фонда жилья.Существующий фонд недвижимости подвержен изменениям как подвлиянием ИСД, так и факторов спроса и предложения на вторичном рынкенедвижимости, между которыми существует взаимосвязь. Из проведенного вработе анализа следует, что в практике муниципального управления про-странственным развитием преобладают методы, связанные с исследованиеминвестиционного потенциала, инвестиционной привлекательности, инвести-ционного климата, но не учитываются изменения, происходящие на рынкесуществующей недвижимости в границах локальных территорий.Рис. 2. Динамика средних цен на локальных рынках жилья Краснодара в 2008 г.(руб. за 1 кв. м общей площади)Таблица 3. Распределение различных ЛГТ Краснодара по категориям пространственногоразвитияДинамика цен на рынкежилья по сегментКатегории ЛГТ Первич- амныйВторич-ныйНаименование ЛГТРазвивающиесяОсвоение территорий под новое строи-тельство улучшает социальную ситуа-цию, повышает доступность объектовгородской среды, престижность прожи-вания в районеРост РостЛГТ авиагородка;ЛГТ района гидростроите-лей;ЛГТ улицы Российской;ЛГТ рубероидного завода;ЛГТ Славянского района;ЛГТ Энка.Умеренно благополучныеАктивная инвестиционная экспансия наограниченных территориях приводит кконкуренции объектов строительствамежду собой, при этом общая привле-кательность района для проживанияповышаетсяПадение РостЛГТ 40 лет Победы;ЛГТ района политехниче-ского университета;ЛГТ станицы Пашковская;ЛГТ северных пригородов;ЛГТ района ККБ и улицыВосточно-КругликовскойНеблагополучныеИСД ведется в ущерб постоянным жи-телям ЛГТ, отвоевывает жизненноепространство у сложившегося местногосообщества, способствует дефицитулокальных ресурсовРост ПадениеЛГТ района ЗИП;ЛГТ Фестивального района;ЛГТ старого центра;ЛГТ Юбилейного района;ЛГТ улицы Кубанская на-бережнаяДепрессивныеРесурсы территории для совместногопроживания нового населения исчерпа-ны, новое строительство снижает при-влекательность района, как для мест-ных жителей, так и для потенциальныхпокупателей в новых домахПадение ПадениеЛГТ нового центра;ЛГТ улицы Монтажная;ЛГТ Комсомольского рай-она;ЛГТ ЧеремушкиИсследования строительной отрасли дают только общую картину, не отра-жают особенностей пространственной организации, потребностей людей вграницах ЛГТ. Степень взаимосвязанности нового строительства и сущест-вующего фонда недвижимости не учитывается. Строительная деятельность по-разному влияет на привлекательность объектов недвижимости на вторичномрынке. Иллюстрацией этому служит динамика2) методы сбора и первичной обработки данных о рынке недвижимости -отладка мониторинга;3) пространственно-топологический анализ границ ЛГТ;4) ГИС-анализ территориальной организации различных подсистем соци-ального, инженерного, коммунально-бытового обслуживания и размещенияобщественно значимых объектов в ЛГТ;5) корреляционно-регрессионный анализ зависимости цен и других ры-ночных показателей жилья от показателей локального расположения различ-ных объектов недвижимости в границах определенной ЛГТ.Критериями выделения ЛГТ являются интенсивность социальных изме-нений, обусловленных интересом населения к жилой недвижимости (что со-провождается значительными изменениями спроса и предложения на рынкежилья, колебаниями цен), активность инвестиционно-строительной деятель-ности на территории и привлекательность первичного рынка жилья в опреде-ленной локации для потенциальных покупателей. В настоящем исследованиибыло выделено 26 ЛГТ (26 локальных рынков жилья) Краснодара.Каждый тип ЛГТ отличается индивидуальными особенностями развития,определяемыми потребностями и платежеспособностью локального социума.На основе рабочей карты-схемы определяются места размещения и технико-экономические параметры строительства или реконструкции жилья и объек-тов культурно-бытового назначения (детских садов, школ, магазинов).Механизм регулирования развития городских территорий на основедевелопмента ЛГТ. Переход к социально-ориентированному типу управле-ния пространственным развитием должен сопровождаться сменой методоврегулирования, связанных с необходимостью удовлетворения интересов ме-стных сообществ в границах локальных внутригородских территорий. При-меры ИСД в Краснодаре, связанные с различными улучшениями на отдель-ных земельных участках, можно отнести к девелопменту недвижимости какодному из многих видов девелопмента. Можно провести следующую клас-сификацию основных существующих видов девелопмента: строительство назаказ, спекулятивная купля-продажа недвижимости, строительство для соб-ственных нужд и т.д. Требуется введение понятия «девелопмент городскихтерриторий», под которым понимается особый метод и технология управле-ния пространственным развитием локальных городских территорий, в основекоторого лежит принцип участия различных заинтересованных субъектов(стейкхолдеров) - власти, предпринимателей-застройщиков, владельцев зе-мельных участков, представителей интересов локальных территориальныхсообществ (пользователей объектов капитального строительства, потребите-лей услуг объектов недвижимости, собственников существующих объектовнедвижимости (рис. 3).Состав субъектов девелоперской деятельности зависит от степени вклю-ченности процесса девелопмента в контекст общего развития городскогопространства, от согласованности трансформации в материальном простран-стве с изменениями в социальном пространстве.финансовые потокитерриториальное воздействие: рост (падение) делового климата, благоприятная (не-благоприятная) конъюнктура локальных рынков, изменение экологической и социаль-ной ситуации (джентрификация, социальная дифференциация, запустение).спрос на конечную продукцию и услуги объектов недвижимости.Рис. 3. Схема субъектного состава и типов взаимодействия в ходе развития городских территорийИнтерес инвестора заключается в извлечении прибыли, интерес социумаЛГТ - в повышении комфортности проживания, в ответственном использо-вании локальных ресурсов. Преобразования с недвижимостью в границахЛГТ должны рассматриваться не как инвестиционный проект развития еди-ничного земельного участка, а как проект девелопмента ЛГТ, когда достига-ется удобство для всех жителей ЛГТ, а не только для строительных компа-ний, которые часто после завершения строительства, потеряв коммерческийинтерес, покидают ЛГТ, и новых собственников недвижимости, которыестремятся овладеть ограниченными ресурсами ЛГТ в ущерб остальным жи-телям.Механизм регулирования девелопмента ЛГТ предполагает, что девелоперкак частный предприниматель должен представлять инвестиционный проектв органы власти местного сообщества на согласование со следующими доку-ментами благоустройства ЛГТ: стратегией пространственного развития ЛГТ,оперативным планом пространственного развития ЛГТ, картой-схемой пла-нируемых изменений в ЛГТ, а при необходимости корректировать технико-экономические параметры планируемых к строительству объектов.Оперативный план будет опираться на стратегию развития ЛГТ, котораядолжна занять особое место в системе основных типов стратегий экономиче-ского развития местного сообщества (стратегий обустройства территории,развития человеческих ресурсов и поддержки предпринимательства). Цельюстратегии ЛГТ должно стать и улучшение ландшафта и архитектурного об-лика населенного пункта, и создание комфортных условий для развития че-ловеческого капитала, и увеличение привлекательности территории для веде-ния частного бизнеса, привлечения инвестиций. При этом должно достигать-ся такое изменение в пространственной организации ЛГТ, которое бы обес-печило наиболее широкому кругу местных жителей и внешних пользовате-лей ЛГТ равные возможности пользования общественными благами и их рав-ное качество.Основными принципами разработки стратегии развития ЛГТ и оператив-ного плана развития ЛГТ являются максимальное «вовлечение населения впринятие решений», ответственность за принятые решения перед будущимипоколениями, достижение жизнеспособности местных сообществ.Технология регулирования пространственного развития посредством де-велопмента ЛГТ предполагает определение состава участников девелопментаЛГТ, выяснение их интересов, распределение ролей, закрепление за нимимеры ответственности за использование местных ресурсов, разработку орга-низационно-экономического механизма управления развитием ЛГТ и органи-зационно-экономического механизма взаимодействия участников инвестици-онного проекта.Организационный механизм управления развитием ЛГТ основывается напринципе партнерства участников, представляющих различные интересы(инвесторов, собственников земельных участков, власти, жителей ЛГТ).Экономический механизм предполагает соотнесение в рамках оценки ин-вестиционного проекта его коммерческой эффективности (оценка привлека-тельности реализации проекта для самого инициатора проекта) и обществен-ной эффективности

Ключевые слова

градостроительство, градорегулирование, градоустройство, локальный рынок недвижимости, девелопмент, пространственное развитие, town-planning, town-regulating, town-arrangement, the local market of the real estate, development, spatial development

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Евстафьев Артем ИвановичКубанский государственный университет (г. Краснодар)аспирант кафедры организации и планирования местногоразвития факультета управленияartem-ivanovich@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Загряцков М.Д. Земельная политика городского самоуправления в Германии. Т. 1: Строительное право как фактор городского землеустройства. М.: Культура, 1913.
Владимирова И.Л. Инвестиционно-строительная деятельность и социально-экономическое развитие территорий: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2010.
Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2011.
Трутнев Э.К. Градорегулирование: Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.
Френкель З.Г. Основы общего городского благоустройства. М.: Тип. М.К.Х. им. Ф.Я. Лаврова, 1926.
Говоренкова Т.М. Градостроительство до и после // Институт развития Москвы. 2001. № 5.
 Регулирование пространственного развития города на основедевелопмента локальных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Регулирование пространственного развития города на основедевелопмента локальных территорий | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия