Реформирование системы налогообложения консолидированных налогоплательщиков в условиях финансово-экономической модернизации российской экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Реформирование системы налогообложения консолидированных налогоплательщиков в условиях финансово-экономической модернизации российской экономики

Консолидация налогоплательщиков позволяет решить целый ряд проблем, возникающих в последнее время в области налогового администрирования и налогообложения. В статье анализируются основные положения проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Введение института консолидированных налогоплательщиков выгодно не только государству, но и самим организациям, формирующим консолидированную группу налогоплательщиков. Объединяя свою налоговую базу, они получают серьезные преференции, в частности, возможность суммировать свои прибыли и убытки при исчислении налога на прибыль организаций. Автором сделаны выводы о преимуществах и недостатках нового налогового режима.

Reforming of the taxation system of consolidated tax bearers in the conditions offinancial and economic modernization of economy of the Russian Federation.pdf Проведение эффективной налоговой политики - одно из важнейшихусловий экономического роста России, развития предпринимательскойактивности, ликвидации теневой экономики, возврата капиталов, а такжепривлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций.Институт консолидированной отчетности является по своей сути новыминструментом налогового планирования, позволяющим формироватьблагоприятные условия для развития бизнеса и экономики в целом.Следует отметить, что попытки внедрения в российскую практикуинститута консолидации налогоплательщиков имели место и ранее. Еще в1997 г. в процессе разработки части 1 Налогового кодекса РФ ПравительствоРФ, ориентируясь на зарубежный опыт, предлагало позволитьналогоплательщикам формировать консолидированные группы и включило впроект НК РФ гл. 7 «Консолидированная группа налогоплательщиков».Однако в процессе рассмотрения законопроекта представительнымиорганами от идеи консолидации налогоплательщиков было решено отказатьсяв силу ее недостаточной проработанности, а также из-за отсутствия уналоговых органов необходимого опыта по работе с крупнейшиминалогоплательщиками на первом этапе развития налогового админи-стрирования [1. C. 33].На данном этапе причины, которые ранее привели к отказу от примененияинститута консолидации налогоплательщиков, практически исчезли. Так, вструктуре ФНС России создано десять отраслевых инспекций покрупнейшим налогоплательщикам. Качество работы налоговых органов сданной категорией плательщиков серьезно повысилось, и в настоящее времясобираемость налогов по крупнейшим налогоплательщикам находится надостаточно высоком уровне. Одновременно с этим появились и новые,отсутствовавшие ранее предпосылки для введения института консолидацииналогоплательщиков.Указанное направление налоговой политики частично решит и проблемуконтроля трансфертного ценообразования путем исключения для целейналогообложения прибыли сделок между взаимозависимыми лицами,включаемыми в консолидированную группу.Консолидированная группа налогоплательщиков (в соответствии сзаконопроектом) - добровольное объединение налогоплательщиков на основедоговора в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ, в целяхисчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупногорезультата финансово-хозяйственной деятельности указанных налого-плательщиков [2]. Создавать консолидированные группы не смогут компании,работающие в разных отраслях, поскольку они по-разному платят налог наприбыль. Кроме того, права объединиться лишены организации финансовогои нефинансового сектора, а также финансовые компании различныхкатегорий (кредитные, страховые организации, негосударственные пенсии-онные фонды и профучастники рынка ценных бумаг). Не смогутвоспользоваться новацией резиденты особых экономических зон,применяющие налоговые спецрежимы или имеющие обособленныеподразделения за пределами России.Компании, принявшие решение о консолидации, должны будут заключитьдоговор о создании консолидированной группы, в нем определитьответственного участника, который получит право представлять интересыдругих участников консолидированной группы налогоплательщиков приисполнении обязанностей по налогу на прибыль организаций [3. C. 13]. Онже определяет консолидированную расчетную налоговую базу по группе вцелом путем суммирования расчетов всех членовобщества) за деятельностью дочерних обществ. Согласно законодательствуоб обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществахконтроль над организацией обеспечивается участием в уставном капиталеобщества с ограниченной ответственностью в размере более 50%, а вакционерном обществе в размере 50% плюс одна акция. В соответствии сост. 20 НК РФ взаимозависимыми признаются общества с долей участия в20%. Таким образом, доля участия в 90% существенно ограничиваетвозможности консолидации [4. C. 111].К сожалению, законопроект ориентирован лишь на узкую категориюкрупнейших налогоплательщиков. Консолидированная группа может бытьсоздана, если выполняются все следующие условия:1. Сумма федеральных налогов, начисленных и отраженных в налоговыхдекларациях за календарный год, предшествующий году, в котором создаетсяконсолидированная группа налогоплательщиков, представленных вналоговые органы, составляет свыше 15 млрд руб.;2. Суммарный объем выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, атакже от операционных доходов по данным бухгалтерской отчетности закалендарный год, предшествующий году, в котором создается консолидированнаягруппа налогоплательщиков, составляет свыше 100 млрд рублей;3. Сумма активов по данным бухгалтерской отчетности на 1-е числокалендарного года, в котором создается консолидированная группа налого-плательщиков, составляет свыше 1 000 млрд руб. [5. C. 14].В соответствии с данными критериями воспользоваться новым порядкомналогообложения прибыли не смогут не только предприятия малого бизнеса,но и крупнейшие представители среднего бизнеса, что ставит их вневыгодные по сравнению с крупными налогоплательщиками условия.Изначально Минфин говорил о том, что в России будет создано 5-6 такихгрупп (из числа российских организаций, отнесенных к категории крупныхналогоплательщиков). Но, судя по всему, планы министерства поменялись:количество создаваемых в России консолидированных групп налого-плательщиков может быть3. Снизятся претензии налоговых органов к экономической обосно-ванности расходов, возникающих вследствие оказания услуг однимипредприятиями группы другим предприятиям группы.4. Организации смогут без налогообложения перемещать денежныересурсы внутри группы [6. C. 40].В связи с введением института консолидированного налогоплательщика,казалось бы, следует ожидать сокращения затрат государства наадминистрирование контроля трансфертного ценообразования. Скорее всего,этого не произойдет, так как:1. Не сокращается объем контроля цен внешнеторговых потоков.2. Не все компании, использующие трансфертное (по своей сути)ценообразование, соответствуют критериям участника консолидированной группыналогоплательщиков и их деятельность остается в сфере контроля [7. C. 76].3. Не все компании, соответствующие критериям участника консоли-дированной группы налогоплательщиков, в обязательном порядке вос-пользуются этой налоговой новацией и останутся в сфере контроля.4. В случаях расформирования консолидированной группы налого-плательщиков в принудительном порядке по причине отсутствия денег иимущества для уплаты налогов, пеней, штрафов налоговые органы могутпересчитать все внутренние сделки по рыночным ценам и доначислитьналоги [8. C. 85].5. Некоторое сокращение с избытком будет компенсировано допол-нительными расходами (в том числе и компаний), вызванными введениеминститута консолидированного налогоплательщика [9. C. 24]. Так, компаниибудут обязаны вести сводный учет по холдингу в целом, составлятьдополнительную налоговую отчетность, что повлечет за собойдополнительные трудовые и финансовые затраты.К числу основных недостатков проекта можно отнести и отсутствиечетких правил консолидации. Процесс отслеживания и вычитаниявнутригрупповых сделок из состава суммарной налогооблагаемой прибылибудет одним из самых сложных в работе бухгалтера организации - участникаконсолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому необходиморазработать детальные пошаговые инструкции с тем, чтобы в дальнейшемисключить возможные претензии со стороны налоговых органов.Предлагаемые Минфином изменения, конечно же, стали значительнымшагом вперед и приближают российское законодательство в этой области кмеждународным стандартам, считают эксперты. Предполагается, что этановация сделает менее привлекательным для компаний использованиетрансфертных цен, а также разрешит бизнесу без налогообложенияперемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы.Институт консолидированного налогоплательщика - достаточно новыймеханизм для российского налогоплательщика, и поэтому его внедрениебудет сопровождаться организационными и иными проблемами, которые вбудущем подлежат решению как со стороны органов власти, так и со стороныналогоплательщиков.

Ключевые слова

консолидированная группа налогоплательщиков, ответственный участник, налогообложение, отчетность, прибыль, убытки, consolidated group of taxpayers, responsible participant, taxation, accounting, profit, losses

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Баннова Кристина АлексеевнаТомский государственный университетаспирант экономического факультетаBannovaKA@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Смирнов Д.М. Актуальные проблемы налогообложения консолидированных групп за рубежом и в России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 5(137). С. 33-39.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». URL: www.arb.ru/site/docs/other/Draft/IzmNKRF_project.doc
Булатов М.А. Законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков: основные понятия // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2009. № 6. С. 12-15.
Зачупейко И.В. Актуальные вопросы формирования института налоговой консолидации в Российской Федерации // Информационные и финансовые потоки. 2010. № 3. С. 109-115.
Кизимов А.С. Институт консолидированного налогоплательщика: история развития и принципы функционирования // Финансы и кредит. 2009. № 30(366). С. 10-16.
Церенов Б.В. О некоторых положениях законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков // Налоги и налогообложение. 2009. № 6. С. 37-45.
Чайковская Л.А. Создание консолидированного налогоплательщика: последствия и преимущества // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 6. С. 72-80.
Трапезникова Д.Ю. Налогообложение консолидированных налогоплательщиков // Российское предпринимательство. 2010. № 7(2). С. 82-87.
Смирнов Д.М. Повышение эффективности налогообложения в России в связи с введением системы консолидированных налогоплательщиков // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 5. С. 23-25.
 Реформирование системы налогообложения консолидированных налогоплательщиков в условиях финансово-экономической модернизации российской экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Реформирование системы налогообложения консолидированных налогоплательщиков в условиях финансово-экономической модернизации российской экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия