Системный подход к формированию социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Системный подход к формированию социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации

Требуется реформирование существующей системы налогообложения некоммерческих организаций, позволяющее обеспечить согласованность интересов участников экономических отношений и оптимизировать затраты в процессе налогового администрирования путем создания упорядоченной и экономически обоснованной системы налогообложения с присущими ей механизмами социально-экономической эффективности, социальной справедливости и прозрачности. В статье рассматривается авторский подход к формированию социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации.

The system approach to formation of socially-effective system of the taxation of the non-commercial organizations in the Russian Federation.pdf Некоммерческий сектор экономики, представленный большим многооб-разием организационно-правовых форм, в силу своей общественной значи-мости и социальной направленности деятельности требует особого подхода кналогообложению.В современных условиях деятельность некоммерческих организаций(НКО) в России получила широкое распространение в социально-экономической жизни и признание общества. Данные факты подтверждаютсяколичественным ростом НКО за последние двенадцать лет, на конец 1998 г.их количество составляло 236 795 организаций [1. С. 31], в 2002 г. - 488 240НКО, в 2006 г. - 583 722 НКО, в 2010 г. - 700 300 [2]. Наметившиеся тенден-ции роста и развития некоммерческого сектора в различных отраслях эконо-мики сложились в результате реализации целенаправленной государственнойполитики, что послужило толчком для расширения масштабов реализуемыхсоциальных программ и благотворительных проектов. Тем самым была рас-ширена социальная область функционирования некоммерческих организа-ций, куда вошли сфера образования, наука, просветительская деятельность,социальная работа и защита, юридические услуги, правовая помощь. Высокаядинамика доли НКО в ВВП в абсолютном и относительном выражении в не-которых направлениях за последние годы стала сопоставимой с весом от-дельных отраслей российской экономики.Однако обозначенные тенденции развития НКО в России и результаты ихсоциально-экономической деятельности позволяют сделать вывод о том, чтопотенциал некоммерческого сектора остается существенно не раскрытым иявляется зависимым от государства в силу ряда причин, сдерживающих егонормальное функционирование. Определяя факторы, сдерживающие разви-тие, можно выделить два блока основных проблем и вопросов.Во-первых, экономические и организационные проблемы функциониро-вания сектора некоммерческих организаций, которые приводят к снижениюиспользования ресурсов НКО, возрастанию нагрузки на государство и тор-можению темпов прироста частных поступлений в негосударственный секторэкономики.Во-вторых, отсутствие продуманной налоговой политики и системногопохода к налогообложению некоммерческого сектора, а также пробелы в су-ществующем налоговом законодательстве в отношении некоммерческих ор-ганизаций, которые не способствуют выполнению НКО своих социальныхфункций и не стимулируют развитие благотворительной деятельности, аименно:- проблемы, касающиеся социального аспекта налогообложения;- вопросы дискриминационного характера налогообложения;- вопросы толкования, точности и определенности применения норм на-логового законодательства;- проблемы высокой налоговой нагрузки;- вопросы налогового администрирования.Исследуя основные направления налоговых преобразований за последниегоды по отношению к некоммерческим организациям, можно отметить, чтоони были направлены на формирование универсальной системы налогообло-жения для коммерческих и некоммерческих организаций и минимизациюналоговых преференций. В связи с чем существующие льготы для некоммер-ческих организаций в России приобрели несистемный характер и предусмот-рены либо для определенных категорий налогоплательщиков, либо по от-дельным видам налогов, а с момента вступления в силу второй части НК РФбыло отменено значительное количество льгот по налогам, которые учитыва-ли социальные, отраслевые и региональные особенности деятельности не-коммерческих организаций. Первостепенное значение приобретают и вопро-сы социальной направленности расходов в целях налогообложения предпри-нимательской деятельности. В современной российской системе налогооб-ложения НКО не предусмотрено специального режима налогообложения длянекоммерческих организаций, и все НКО, являясь субъектами налоговых от-ношений, исчисляют и уплачивают налоги, как и коммерческие организации,в соответствии с действующим законодательством, поэтому их налогообло-жение определяется наличием предпринимательской деятельности.Таким образом, спорные моменты в налогообложении НКО, порожден-ные отсутствием продуманной налоговой политики и системного похода, оп-ределяют необходимость реформирования системы налогообложения неком-мерческого сектора в Российской Федерации путем поиска новых подходов кналогообложению, учитывающих социальную направленность деятельностинекоммерческих организаций.Рассматривая опыт налогообложения «добровольческих» организациймногих зарубежных стран, можно отметить, что он базируется на различныхподходах к определению общественной пользы и соответствующих видовосуществляемой деятельности. В странах с развитой экономикой созданыблагоприятные законодательные, в том числе налоговые, условия для непра-вительственного некоммерческого сектора, а также осуществляются различ-ные формы поддержки в виде вычетов, налоговых кредитов, целевого финан-сирования, консультирования, совместных проектов, но основным принци-пом налогообложения зарубежного некоммерческого сектора являются нало-говые льготы как донорам НКО, так и самим НКО.Предлагаемые в научной литературе теоретико-методические подходы креформированию системы налогообложения некоммерческих организаций вРоссийской Федерации сосредоточены на внесении изменений по отдельнымналогам, например по налогу на прибыль организаций, НДФЛ и НДС, и на-правлены на внесение изменений в существующую систему налогообложе-ния путем увеличения налоговых льгот и введения нового специального ре-жима для НКО.Многие авторы предлагают для создания новых налоговых условий дляНКО в России использовать положительный опыт зарубежных стран, осно-ванный на различных подходах к определению общественной пользы и учи-тывающий специфику деятельности некоммерческого сектора.Анализируя существующие теоретико-методические подходы, авторывносят свои предложения, касающиеся процесса реформирования системыналогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации.Во-первых, необходимо более четко выделить квалифицирующие при-знаки некоммерческих организаций, так как существующее деление хозяйст-вующих субъектов на коммерческие и некоммерческие организации в РФвыражает цели их основной деятельности, а не виды деятельности.Во-вторых, систематизировать некоммерческие организации путем ис-пользования многокритериальной классификации, в которую будут включе-ны параметры, характеризующие экономические интересы некоммерческихорганизаций, такие как экономическая цель, виды деятельности, характеруслуг, финансирование, форма собственности, объем прав учредителей (уча-стников), масштаб деятельности, способ управления, источники формирова-ния имущества, целевая аудитория, условия финансово-хозяйственной дея-тельности, инструменты деятельности.В-третьих, на основе существующих теоретико-методических подходов,проведенной систематизации и классификации некоммерческих организацийразработать модель концепции налогообложения НКО, определив ее базовыепринципы, задачи, направления развития и способы реализации, которая, содной стороны, позволит построить социально-эффективную систему нало-гообложения некоммерческого сектора в Российской Федерации для стиму-ляции их экономической деятельности, а с другой - обеспечит государствофинансовыми ресурсами.Под социально-эффективной системой налогообложения некоммерческихорганизаций авторами признается такая организация налоговой системы, ко-торая обеспечивает согласованность интересов участников экономическихотношений: государства, общества и некоммерческих организаций, осущест-вляющих общественно полезную деятельность, направленную на поддержа-ние и развитие общественного блага и социально-ориентированной экономи-ки, оптимизирует затраты в процессе налогового администрирования и га-рантирует прозрачность экономической информации.При этом авторское определение общественно полезной деятельности не-коммерческих организаций в Российской Федерации для целей налогообло-жения звучит следующим образом - это любая законная деятельность, на-правленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказаниясодействия развитию начинаний в таких сферах, как здравоохранение, демо-графическая политика и политика народосбережения, наука, инновационнаядеятельность, физическая культура и спорт, образование, культура и средствамассовой информации, рынок труда, социальные институты, социальная имолодежная политика, пенсионная система, экологическая безопасность эко-номики, экология человека, защита прав и законных интересов граждан илюбая другая деятельность, направленная на благо общества.Социально-эффективная система налогообложения НКО позволит обес-печить быстрый рост и благоприятное развитие некоммерческого сектора вцелях реализации приоритетных направлений социально-экономическогоразвития России и повышения уровня общественного благосостояния, а так-же успешно выполнять некоммерческими организациями часть возложенныхна государство функций, стимулируя их предпринимательскую деятельность.Основу социально-эффективной системы налогообложения НКО должнысоставлять принципы социально-экономической эффективности, социальнойсправедливости и прозрачности экономической информации, которые не реа-лизованы в настоящей налоговой системе НКО:1) принципы социально-экономической эффективности:- сочетание экономической и социальной эффективности в некоммерче-ском секторе, которое обеспечит мобилизацию достаточных финансовых ре-сурсов для выполнения социальных целей и задач;- налоги, исчисляемые и уплачиваемые некоммерческими организация-ми, должны быть эффективными с точки зрения самоокупаемости, т. е. сум-мы, собираемые государством по налогам, должны превышать затраты на ихадминистрирование, включающие в себя- установление одинаковых налоговых льгот для всех - НКО исполните-лей государственных программ, финансируемых из бюджетов и осуществ-ляемых на основе конкурса, вне зависимости от размера и доходов НКО;3) принципы прозрачности экономической информации:- поддержка некоммерческих организаций в виде преференций и льготстановится прозрачной с целью осуществления контроля адресности льгот;- предоставление налоговых льгот должно сопровождаться, с одной сто-роны, прозрачностью отчетности некоммерческих организаций, а с другой -контролем со стороны государства и общества;- регулярная публикация отчетности о деятельности НКО о получаемыхсубсидиях в виде благотворительных взносов, донорских поступлений, гран-тов, специального налогового режима с целью достоверности источниковфинансирования и направлениях их использования.Социально-эффективная система налогообложения некоммерческих ор-ганизаций позволит синтезировать социальный, экономико-стимулирующийи бюджетно-финансовый эффекты, представленные в табл. 1.Таблица 1. Ожидаемые эффекты при формировании социально-эффективной системы налого-обложения некоммерческих организацийСоциальный эффект Экономико-стимулирующийэффектБюджетно-финансовыйэффектОбеспечение занятости и самозанято-сти населения путем вовлечения вактивную экономическую деятель-ностьОбеспечение занятости социальноуязвимых групп населенияПовышение общественного благосос-тояния людейРазвитие человеческого капиталаРазвитие благотворительного и доб-ровольческого движенияВовлечение в благотворительную идобровольческую деятельность пред-ставителей коммерческого сектораэкономики, доноров, благотворите-лей, филантроповИдейно-патриотическая мотивациялюдей по объединению усилий исодействию приносить пользу, созда-вать и сострадатьОсвоение новых видов деятельно-сти, технологий работы и расши-рение деятельности государства порешению социальных проблем.Внедрение современных методовсоциальной работы в область госу-дарственной и муниципальнойполитикиОказание услуг по заказу государ-стваСпособствование эффективностиработы различных государствен-ных служб и судебной системычерез механизмы общественногоконтроляУвеличение числа некоммерческихорганизаций, осуществляющихобщественно полезную деятель-ность, направленную на поддер-жание и развитие общественногоблага и социально-ориентиро-ванной экономикиРост доходов бюд-жетной системыРоссийской Феде-рации и оптимиза-ция финансовыхпотоков в бюджет-ной системеФормирование ииспользованиефинансовых ресур-сов социальногоназначенияФинансовое само-обеспечение не-коммерческихорганизацийДля успешного функционирования системы необходимо определять ре-зультативность представленной модели посредством реализации ее налоговыхфункций. Поэтому, соглашаясь с методическими подходами к определениюфункций налоговой системы, предложенными В.Г. Пансковым [3],С.Г. Пепеляевым [4. С. 37], А.В. Брызгалиным [5. С. 60], О. Горбуновой и др. [6.С. 266], авторы считают возможным представить оценку результативности в со-циально-эффективной системе налогообложения некоммерческих организацийна основе предложенных показателей (табл. 2), систематизированных в соот-ветствии с функциональным назначением налоговой системы в экономике.Таблица 2. Показатели оценки результативности в социально-эффективной системе налогооб-ложения некоммерческих организацийСоциально-эффек-тивная система налого-обложения НКО спозиции реализациифункций налоговойсистемыПоказатели оценки результативностиФискальная функция,обеспечивающая до-ходную часть бюджет-ной системыОбъем (руб.) налоговых поступлений от некоммерческих организаций вдоходную часть бюджета РФДоля (%) налоговых поступлений от некоммерческих организаций вобщем объёме налоговых поступлений доходной части федеральногобюджета РФДоля (%) налоговых поступлений от некоммерческих организаций вобщем объёме налоговых поступлений доходной части бюджета субъек-тов РФДоля (%) налоговых поступлений от некоммерческих организаций вобщем объёме налоговых поступлений доходной части муниципальныхбюджетов РФСтимулирующая фун-кция, оказывающаявоздействие на эконо-мические процессы встратегически приори-тетном направленииПрирост количества зарегистрированных некоммерческих организаций,осуществляющих общественно полезную деятельность, направленнуюна развитие социально-ориентированной экономикиОбъем оказанных услуг для нужд государства по решению социальныхпроблем и развитию человеческого потенциалаУвеличение числа налоговых механизмов, позволяющих некоммерче-ским организациям выполнять часть возложенных на государство функ-ций, стимулируя их предпринимательскую деятельностьКонтрольная функция,обеспечивающая вос-производство налого-вых отношений междугосударством и нало-гоплательщикамиКоличество поставленных на налоговый учет некоммерческих организа-цийТемпы прироста (выбытия) налогоплательщиков - некоммерческихорганизацийТемпы прироста налоговых поступлений от налогоплательщиков не-коммерческого сектора экономикиЗадолженность по налогам и сборамКоэффициент собираемости налогов, исчисляемых и уплачиваемыхнекоммерческими организациямиСуммы выявленных недоимок и доначисленных налогов, пеней, штра-фов по результатам проведения мероприятий налогового контроляРегулирующая функ-ция, отражающая рольналогов в регулирова-нии макроэкономиче-ских процессовДоли ВВП в абсолютном и относительном выражении, отражающегороль некоммерческого сектора в экономикеСоциальные трансферты в натуральной форме, предоставляемые НКО,обслуживающими домашние хозяйства, в составе фактического конеч-ного потребления домашних хозяйствДоля НКО, обслуживающих домашние хозяйства, в структуре использо-вания ВВПУровень налоговой нагрузки некоммерческих организаций в зависимо-сти форм собственности и видов осуществляемой деятельностиПропорции распределения налоговых поступлений между уровнямибюджетной системы РФСоциальная функция,обеспечивающая уро-вень общественногоблагосостоянияУровень благосостояния населенияКоличество занятого населения в некоммерческом секторе экономикиКоличество социально уязвимых групп населения, занятых в некоммер-ческой сфереПрирост уровня жизни населенияДоступность услуг, оказываемых некоммерческими организациямиРеализация предложенного системного подхода позволит разработать теоре-тико-методические положения и рекомендации по формированию социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций, обеспе-чивающей согласованность интересов участников экономических отношений:государства, общества и некоммерческих организаций, осуществляющих обще-ственно полезную деятельность, направленную на поддержание и развитие об-щественного блага и социально-ориентированной экономики.

Ключевые слова

некоммерческие организации, социально-эффективная система налогообложения, non-commercial organizations, socially-effective system of the taxation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Князева Марина ВладимировнаТомский государственный университетассистент кафедры налогов и налогообложения экономического факультетаkmvl9@mail.ru
Гринкевич Лариса СергеевнаТомский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения экономического факультетаnasty_saturn@mail. ru
Всего: 2

Ссылки

Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учеб. пособие. СПб.: Финансы, 2003. 172 с.
Аморин К.С. Деятельность общественных объединений // Деньги и благотворительность. 2010. № 1. С. 13-14.
Пансков В.Г. Еще раз о назревших изменениях в российской налоговой политике // Российский экономический журнал. 1994. №3. С. 18-19.
Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учеб. пособие. М.: ИД «ФБК-Пресс», 2002. 608 с.
Брызгалин А.В., Берник В.Р. Головкин А.Н., Попов О.Н. Функции налогообложения // Налоги и налогообложение / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-пресс, 1997. 333 с.
Горбунова О., Карасева М., Крохина Ю. и др. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 1999. 600 с.
 Системный подход к формированию социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Системный подход к формированию социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия