Перспективы совершенствования финансирования лекарственного обеспечения через систему ОМС | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Перспективы совершенствования финансирования лекарственного обеспечения через систему ОМС

Рассматриваются вопросы совершенствования лекарственного обеспечения. Выделяются современные проблемы недостаточности финансирования лекарственного обеспечения, необходимость разработки национальной лекарственной политики и введения новых механизмов формирования бюджетов лекарственного обеспечения.

Prospects for improving the financing of of drug provision through a systemof mandatory medical insurance.pdf Одно из главных направлений государственной политики в области здра-воохранения - реализация государственных гарантий бесплатной медицин-ской помощи и гарантированное лекарственное обеспечение населения.Перспективным направлением льготного лекарственного обеспечения яв-ляется модернизация системы лекарственного обеспечения граждан:- в амбулаторных условиях перевод из разряда государственной социаль-ной поддержки в разряд оказания медицинской помощи в рамках системыобязательного медицинского страхования;- процедура государственных закупок лекарственных средств должнабыть заменена на возмещение стоимости лекарственных средств, отпущен-ных гражданам в аптечных учреждениях по назначению врача.По мере развития государственных программ льготного лекарственногообеспечения и российского фармацевтического рынка все более актуальнымстановится вопрос оптимизации расходов на льготное лекарственное обеспе-чение. Вопросы рационального финансирования и сдерживания роста расхо-дов на льготное лекарственное обеспечение в системе отечественного здра-воохранения в значительной степени коррелируют с программами импорто-замещения как одним из приоритетов развития отечественной фармацевтиче-ской промышленности.С 1 сентября 2010 г. вступил в силу новый закон «Об обращении лекарст-венных средств в РФ», а 30 ноября 2010 г. президентом была подписана новаяредакция закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», вступив-шая в силу с 1 января 2011 г. Этот закон предполагает достаточно длинный пе-реходный период, на каждом этапе которого вся система ОМС, как и системаздравоохранения, будет претерпевать определенные изменения.Применительно к новому закону об ОМС можно выделить несколькопринципиальных отличий от существующего закона. Они весьма интересны втом смысле, что неизбежно потянут за собой перестройку всей системы здра-воохранения.1. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ в сфере ОМС. Сейчассуществуетципалитеты. А система ОМС, которая сегодня реально существует в РФ,разграничивает два уровня - федеральный и уровень субъектов Федерации.Официально муниципального уровня в системе ОМС нет. Важно то, что с2012 г. страховые платежи будут поступать в федеральный фонд ОМС и за-тем будут в виде субвенций перечисляться регионам РФ для обеспечениябазовой программы ОМС (того объема бесплатной медицинской помощи,который должен оказываться на территории соответствующего региона). Ес-ли регион хочет передать полномочия муниципальному образованию, то онтакже использует механизм субвенции для обеспечения тех полномочий,реализацию которых он передает на уровень муниципалитета.2. Переход на полный тариф оплаты медицинской помощи. С 1 января2013 г. все регионы РФ должны перейти на полный тариф оплаты медицин-ской помощи. Сейчас через систему ОМС идут не все расходы, а только рас-ходы по пяти статьям: заработная плата, начисления, питание, медикаментыи расходные материалы. В соответствии с новой редакцией закона об ОМС изполного тарифа ОМС будут покрываться все другие статьи, связанные с ока-занием медицинской помощи, за исключением масштабных инвестиций имасштабного приобретения оборудования, которые будут специальнымицелевыми средствами предоставляться медицинским учреждениям и не будутвходить в тариф ОМС.3. Начиная с 2011 г. в законе предусмотрен поэтапный переход к установ-лению фиксированного платежа на неработающее население, одинаковогодля всех регионов РФ, в связи с тем, что этот платеж на неработающее насе-ление является таким же страховым взносом, как и страховой взнос работо-дателя в систему ОМС. И он точно так же будет централизован на уровне РФ.4. Введение порядка выбора страховой медицинской организации, меди-цинской организации и врача в системе ОМС (этот порядок применяется вовсех развитых странах). В законе прописано, что все учреждения, независимоот организационно-правовой формы, будут участвовать в системе обязатель-ного государственного медицинского страхования. Первый, по сути, выбор илечебного учреждения, и страховой медицинской организации, и врача нашиграждане осуществляют в 2011 г. уже применительно к 2012 г.5. Финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (предполагаетсяучастие в системе ОМС с 2013 г.) и высокотехнологичной медицинской по-мощи (предполагается участие в системе ОМС с 2015 г.), оказываемой на ус-ловиях полного тарифа.6. Реализация Программы модернизации здравоохранения. Ее ожидаемы-ми результатами будут приведение структуры коечного фонда в соответствиес потребностью населения в медицинской помощи, обеспечение медицин-ской помощи на основе соблюдения стандартов и т.д. Каждый регион по это-му направлению выставляет свои собственные целевые показатели по каж-дому учреждению, входящему в систему организации здравоохранения. Ипри этом развитие лечебной сети в регионах РФ происходит на основе струк-туры заболеваемости и смертности, свойственной каждому соответствующе-му региону.7. Совершенствование стандартов оказания медицинской помощи. На этицели на два года выделяется 136 млрд руб. Стандарты сегодня существуют,но каждый регион вынужден выполнять их лишь в том объеме, в каком емупозволяют финансовые возможности, вычленяя из этих стандартов толькосамое необходимое, что он может себе позволить. С опорой на ТФОМС быласобрана информация из регионов о стоимости услуг, которые входят сегодняв стандарты оказания медицинской помощи. Обновленные стандарты оказа-ния медицинской помощи, разработанные Министерством здравоохранения исоциального развития по каждому профилю совместно с ведущими внештат-ными специалистами, будут вводиться в течение двух лет для обеспечениядвух принципов системы здравоохранения: соответствующее качество и дос-тупность медицинской помощи, а также финансовое обеспечение той качест-венной помощи, которую государство намерено предоставлять. Выделяемыена 2011-2012 гг. 136 млрд руб. разделятся на две составляющие: амбулатор-ную помощь и стационарную помощь.В ближайшие годы планируется принять законы «Об основах охраныздоровья граждан в РФ», «Об обязательном страховании гражданской ответ-ственности медицинских организаций перед пациентами», «О биомедицин-ских клеточных технологиях» [1].Существующая система лекарственного обеспечения охватывала широ-кий круг субъектов. Современное стратегическое направление совершенст-вования финансирования оказания медицинской помощи, в том числе лекар-ственное обеспечение, полное внедрение одноканального финансирования,ориентация на региональный уровень. Внедрение системы одноканальногофинансирования осуществляется с начала национального проекта «Здоро-вье», в котором активно принимала участие и Томская область. В настоящеевремя уже увеличиваются поступления в федеральный и территориальныйфонды ОМС за счет введения социальных страховых платежей по повышен-ной ставке (34%) и ликвидации единого социального налога [2], хотя прогно-зируется появление дополнительных проблем в связи с активизацией исполь-зования серых схем оплаты труда.Рис. 1. Изменения в системе организационно-финансового взаимодействия через финансированиепо ОМС [3]На рис. 1 представлена схема изменений в системе организационно-финансового взаимодействия через финансирование по обязательному меди-цинскому страхованию.Поскольку основной упор сделан на региональный уровень, интересенопыт перехода на одноканальное финансирование в Российской Федерациирегионов. Анализ сложившейся ситуации по переходу на одноканальное фи-нансирование в субъектах Федерации в первом полугодии 2010 г. представ-лен на графике (рис. 2). Анализ проводился по 25 субъектам Федерации, сре-ди которых находится и Томская область. Ситуация в Томской области близ-ка к среднему уровню по стране.Рис. 2. Доля расходов на медицинскую помощь, оказываемую сверх базовой программы ОМС, всубъектах Российской Федерации, осуществляющих поэтапный переход на одноканальное финанси-рование в общем финансировании территориальных программ ОМС (%) [4].Меняется структура тарифа по ОМС, в который включены все расходылечебного учреждения. Вторая статья расходов по величине - это расходы намедикаменты (рис. 3).Рис. 3. Структура тарифа по ОМС при переходе на одноканальное финансирование [5]Принятая Программа модернизации здравоохранения субъектов Федера-ции определила цель модернизации как улучшение качества и обеспечениедоступности медицинской помощи населению. Среди задач программывыделены следующие:1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение.3. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи.Среди источников финансирования названы:- федеральный фонд обязательного медицинского страхования;- территориальный фонд обязательного медицинского страхования;- консолидированный бюджет субъектов Федерации [6].При этом, как указано выше, необходимым условием реализации меро-приятий по переходу на одноканальное финансирование является работа посозданию финансовых нормативов для территориальных программ ОМС. Вомногих ситуациях разрабатываемый норматив по субъекту Федерации выше,чем установленный федеральный норматив. Тогда субъект Федерации выну-жден принимать федеральный норматив, а это означает недофинансированиев связи с учетом особенностей региона. Программой определено, что к2013 г. региональный норматив будет выше или равен федеральному норма-тиву финансирования.Уже принято решение о формировании отдельной федеральной целевойпрограммы по развитию фармацевтической промышленности, которая будетфинансироваться совместно государством и бизнесом. 123 млрд руб. на еереализацию выделят из федерального бюджета, 63 млрд руб. вложит бизнес-сообщество. Взаимодействие государства и бизнеса именно в фармацевтиче-ской отрасли - беспроигрышный, взаимовыгодный вариант, гарантирующийполноценное функционирование отрасли. Ведь сейчас отечественная фарма-цевтика почти на 100% зависит от импортных субстанций для производствалекарств и на 90% - от зарубежных препаратов. А когда-то советские анти-биотики занимали половину мирового рынка [6].Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости совер-шенствования лекарственного обеспечения в России и разработки эффектив-ной модели финансирования лекарственного обеспечения населения страны.Лекарственное обеспечение можно рассматривать как:1) услугу государства по формированию условий, правил, особенностейпредоставления бесплатных лекарств в зависимости от системы государст-венных гарантий;2) систему регулирования исследований, апробирования, производствалекарственных средств;3) систему финансового обеспечения производства и потребления необ-ходимых лекарственных препаратов.Субъектами системы лекарственного обеспечения являются государство,потребители, научно-производственный комплекс, связанный с разработкой,апробированием и внедрением в производство лекарственных средств (в кон-тексте нашего исследования - это фармацевтическая отрасль). Государствоиспользует инструменты государственного регулирования системы социаль-но-экономических интересов в области лекарственного обеспечения и реали-зации государственных гарантий. Потребители, в число которых входят ле-чебно-профилактические учреждения, граждане, предъявляют спрос на ле-карственные средства. При этом можно выделить централизованное и децен-трализованное начало. В России велика роль самолечения, а следовательно,неконтролируемое потребление лекарственных средств. Но, кроме того, по-требитель, обратившись к врачу, полностью зависит от рекомендаций врача,другими словами, именно врач определяет спрос на то или иное лекарствен-ное средство для данного больного.Значительно возрастает роль разработки стандартов лечения и составалекарственных средств, но наука идет вперед. Уже много говорилось об ори-гинальных лекарствах и «дженериках». В научно-производственный ком-плекс включаются производители в широком смысле - предприятия фарма-цевтической промышленности, и наука функционирует в рамках реализацииосновных направлений развития системы здравоохранения и фармацевтиче-ской отрасли.В лекарственном обеспечении населения задействована совокупностьсубъектов, интересы которых в принципе различаются. В силу влияния опре-деленных факторов возникает ряд противоречий, изучение которых в рамкахданного исследования позволяет выявить возможные направления совершен-ствования лекарственного обеспечения и повышения эффективности финанси-рования данного направления реализации социальной политики государства.Анализ произошедших изменений показал, что институт социальной за-щиты граждан претерпел существенные изменения, выразившиеся в значи-тельной централизации управления и финансирования, расширении парамет-ров государственного участия, а также в универсализации предлагаемых га-рантий.Выявление и осмысление социального механизма становления практикильготного лекарственного обеспечения в России позволяет сделать следую-щие выводы:1. От реализации программ дополнительного лекарственного обеспечениявыиграли прежде всего дистрибьюторы, они максимизировали свою при-быль.2. Неудовлетворенность системой лекарственного обеспечения вырази-лась в отказе льготников от участия в программе, что означает нарушениестрахового принципа.3. Большую заинтересованность в присоединении к программе льготноголекарственного обеспечения должны проявлять люди, нуждающиеся в пре-паратах по медицинским показаниям. Вышли из программы льготники, менеедругих заинтересованные в лекарствах.Существует и альтернативный взгляд на проблему оттока льготников изпрограммы. Некоторые аналитики полагают, что в системе дополнительноголекарственного обеспечения льготные категории граждан были определеныпо формальному принципу (включение социально незащищенных групп на-селения), тогда как программа льготного лекарственного обеспечения, реали-зуемая за счет налоговых средств, должна быть направлена не столько на ре-шение проблемы социального обеспечения бедных, сколько на помощь боль-ным. Между тем включение в программу малообеспеченных участников, неиспытывающих потребности в жизненно необходимых лекарствах, наряду спредоставлением им возможности выхода из программы, неизбежно приве-дет к тому, что они отдадут предпочтение «живым» деньгам в ущерб здо-ровью.Таким образом, становится необходимым менять принципы льготноголекарственного обеспечения и разрабатывать новую национальнуюлекарственную политику, формирующую новый механизм лекарственногострахования и финансирования лекарственного обеспечения.

Ключевые слова

лекарственное обеспечение, финансирование здравоохранения, национальная лекарственная политика, обязательное медицинское страхование, drug provision, health financing, the national drug policy, mandatory medical insurance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Копилевич Валерия ВадимовнаТомский государственный университетст. преподаватель кафедры экономики международного факультета управленияvkopi@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Кублицкая Т. Государственное сознание (навеяно форумом «Национальная лекарственная политика») // Регион: Российская Федерация. 12 января 2011 года. URL: http:// www. rian.ru/ economy
Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов // Финансы. 2010. № 8.
Царева О.В. Финансирование российского здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования: основные направления и перспективы URL: http://www. minzdravsoc.ru/social/social
Шишкин С.В., Шейман И.М. Перспективы реформирования российского здравоохранения. URL: http://www.liberal.ru
Региональная программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы // КонсультантПлюс.
Министерство здравоохранения и социального развития. URL: http:// www. minzdravsoc.ru/ social/social
 Перспективы совершенствования финансирования лекарственного обеспечения через систему ОМС | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Перспективы совершенствования финансирования лекарственного обеспечения через систему ОМС | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия