Бизнес-сообщества в ценовом процессе: теория и практика деятельности в российской экономике | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Бизнес-сообщества в ценовом процессе: теория и практика деятельности в российской экономике

Авторы анализируют теоретические аспекты функционирования бизнес-сообществ в ценообразовании и рассматривают российские особенности их деятельности в ходе реформирования ценового процесса. Бизнес-сообщества стали активными субъектами социально-экономической системы в 2000-е гг., выполняя особые функции по разработке формальных и неформальных норм определения цен. В качестве примера рассматривается деятельность российских союзов сельскохозяйственных производителей.

The business communities in pricing: the theory and the practice of the function on the Russian economy.pdf Общепризнано, что содержание ценового процесса является сложным ипротиворечивым. В качестве его основы мы рассматриваем отношения меж-ду потребителем и производителем, каждый из которых имеет свой интерес икаждый стремится к его реализации. Построение ценового процесса начина-ется с индивидуального человека, осуществляющего разные функции: потре-бителя и производителя. Однако жизнедеятельность индивида - это не Ро-бинзонада. Человек всегда находится в определенных социальных отношени-ях с другими людьми, которые с развитием общества становятся все сложнее:община, племя, семья, государство, сообщества по интересам, глобальноеобщество. Все эти социально-экономические системы обеспечивают челове-ку возможности для его дальнейшего развития. В настоящее время развитиеглобализации предполагает, что создается единое социальное поле для функ-ционирования любого человека, кем бы он ни был, где бы он ни жил. В сис-теме ценообразования оформляются сообщества потребителей, с одной сто-роны, и бизнес-сообщества - с другой. Таким образом, каждый участник оп-ределения цен старается обеспечить себе устойчивое и стабильное развитиена основе реализации своих интересов через выполнение определенныхфункций в группах.История показывает, что начало деятельности таких сообществ уходитдалеко в глубь веков. Сегодня практически невозможно определить, когдаони возникали и какова была их деятельность. Но по отдельным, очень скуд-ным сведениям мы можем увидеть общие черты их функционирования.Предметом нашего анализа в данном случае являются сообщества произво-дителей и торговцев, которые обеспечивали и обеспечивают до настоящеговремени удовлетворение потребностей отдельного человека и его семьи.Деловые люди всегда объединялись в разные сообщества с целью выжитьв неопределенной окружающей среде. Главным фактором возникновения иразвития разнообразных объединений была именно неопределенность окру-жающей среды, как физической, так и социальной. По словам Д. Норта, «лю-ди имеют неустранимое стремление делать окружающую среду более пред-сказуемой. Это стремление может охватывать все что угодно…» [1. С. 28].История знает множество самых разнообразных объединений в разныхсферах как в национальных государствах, так и в мировой экономике. Про-славили себя западноевропейские ремесленные цехи, российские общиныпосадских людей, занимающихся ремеслом, торговые сообщества - Ганза,Ивановское купеческое товарищество. Мы можем бесконечно перечислятьсообщества деловых людей, оставивших свой след в истории. Влияние сооб-ществ производителей, торговцев, банкиров и т.д. было довольно значитель-ным в отдельные исторические периоды. XX в. характеризуется быстрымитемпами развития социальной среды. Использование новых технологий, гло-бализация, регионализация ускоряют эти процессы. Разнообразие бизнес-сообществ увеличивается в силу формирования новых сфер экономики, фор-мируются их новые уровни в мировой экономике - региональные, глобаль-ные объединения.Теоретический анализ деятельности коллективных организаций разви-вался на основе методологического индивидуализма. Каждый индивид имеетсвой интерес и определяет особенности его реализации. В условиях ограни-ченности ресурсов индивид постоянно находится перед выбором одной измножества альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивидауниверсальны. Они могут использоваться в любой из сфер, где человеку не-обходимо делать выбор. При этом экономисты определяют человека какhomo economicus, который, имея свои предпочтения, осуществляет выбортоваров, оценивая их количество, качество и цену. Он стремится принять та-кие решения, которые максимизируют значение функции полезности, стара-ясь минимизировать свои усилия по выбору.Поведение экономического человека всегда рационально. Современноепонимание рациональности является довольно сложным. Это - максимизацияполезности в пределах ресурсов, находящихся в собственности индивида,знаний, которыми он располагает, ожиданий в отношении действий другихпартнеров. Предполагается, что индивид анализирует соотношение выгод ииздержек своих действий, определяет их последствия. В процессе принятиярешений важную роль играют время, трансакционные издержки, информа-ция. Деятельность человека осуществляется в условиях функционированияформальных и неформальных норм, которые в каждой национальной эконо-мике имеют свои особенности функционирования. Особую проблему в на-стоящее время представляют этичные ограничения деятельности индивида.Поэтому в экономической теории рациональность формулируется не только встрогой - как принцип максимизации, но и в менее строгой форме с учетомее ограничения во времени, в этичном поведении, когда для людей важно недобиться максимума, а обеспечить определенный уровень удовлетворениясвоих потребностей.Необходимо отметить, что если предприниматель, оценивая неопреде-ленность окружающей среды, считает необходимым действовать индивиду-ально, участие в группе он принимать не будет. Мы можем увидеть данныеособенности поведения бизнеса в российской экономике 90-х гг. XX в. Разви-тие рыночных отношений осуществлялось в условиях значительно умень-шившейся роли государства в экономике, дефицита товаров, высочайшейинфляции, формирования прав частной собственности на ресурсы и доходы,ориентации бизнеса на краткосрочные цели. Бизнес получал высокие прибы-ли от своей деятельности, и не было необходимости вступать в сообщества. Иесли они создавались, то их деятельность во многом была формальной.Сегодня мы можем говорить, что в этот период времени формировалсяиндивидуализм в хозяйственной деятельности российских предпринимате-лей. Я. Паппэ, Н. Антоненко дают характеристику функционирования круп-ного бизнеса, но, по-нашему мнению, она свойственна среднему и тем болеемалому бизнесу: «Большую часть своей новейшей истории российский круп-ный бизнес развивался преимущественно в рамках модели «одна фирма -один хозяин». Основной образ фирмы со временем менялся: сначала это былоотдельное предприятие, затем - многосекторная интегрированная бизнес-группа и, наконец, компания. Фигура хозяина-предпринимателя также моглавыглядеть по-разному: или физическое лицо, или сплоченная команда. Носам принцип оставался неизменным» [3. С. 123].Конечно, можно считать, что это объективный процесс - оформление ча-стного собственника, определение индивидуального интереса и путей егореализации в российской экономике. Но следует иметь в виду национальныеособенности данных процессов, когда не были четко определены правила инормы поведения индивидов, когда общество не имело опыта жизнедеятель-ности в рыночной экономике, когда на задний план отошли этичные нормы.В этих условиях российский бизнес выстраивал и специфическую рацио-нальность, когда максимизация прибыли осуществлялась в условиях ростазатрат, когда собственник или его представители решали все стоящие передпредприятием задачи на основе своего понимания происходящих процессов.Метод проб и ошибок в этом случае являлся основным в определении на-правлений деятельности предприятий в производстве и на рынке. Оборотнойu1089 стороной развивающегося индивидуализма являлся субъективизмших влияние на указанные изменения, можно отметить следующие: развитиепредпочтений потребителей, высокую дифференциацию их доходов, приспо-собление семей к окружающей рыночной среде, постоянное увеличение раз-нообразия товаров и услуг, усиление конкуренции, совершенствование зако-нодательства в соответствии с мировыми стандартами.Особую роль в изменении модели ценообразования сыграл междуна-родный бизнес. Его появление и расширение деятельности в российской эко-номике ясно показало, что национальный бизнес не соответствует принятымв мировой экономике правилам и нормам формирования цен. Результатомдействия отмеченных факторов, да и других обстоятельств, было уменьше-ние нормы прибыли в цене товаров и услуг, производимых российским биз-несом. С другой стороны, формирование цен осуществлялось в условиях вы-сокого уровня неопределенности окружающей среды, что требовало посто-янного увеличения затрат на обеспечение развития бизнеса, в частноститрансакционных затрат не только на воспроизводство уже существующихсделок, но и на формирование новых. Опыт развитых стран показывает, чтобизнес не только любит тишину, но и стабильность при господстве рыночныхотношений.Все названные обстоятельства привели в конечном итоге к пониманиюнеобходимости изменения парадигмы ценовой политики, что неминуемо по-требовало переоценки поведения российского бизнеса. И здесь мы можемобратиться к статье Р.Г. Коуза «Природа фирмы» (напечатанной в одноимен-ном сборнке), который отмечал, что «вне фирмы производство направляетсядинамикой цен и координируется посредством ряда трансакций обмена нарынке. Но внутри фирмы эти рыночные трансакции устранены, а роль слож-ной рыночной структуры с трансакциями обмена выполняет предпринима-тель-координатор, который и направляет производство» [4. С. 35]. Авторздесь же отмечает, что степень вытеснения механизма цен может быть раз-личной, что мы можем наблюдать в разных сферах российскойчто «люди - всего лишь люди, и они, вероятно, преследуют различные цели ирешают различные задачи, участвуя в коллективных действиях. Другимисловами, мы предполагаем, что интересы людей будут различаться по мно-гим причинам» [2]. М. Олсон отмечает, что «целью почти для всех типов ор-ганизаций является поддержание или продвижение интересов своих членов.Это очевидно, по крайней мере с экономической точки зрения. Нообычно организации гибнут, если не действуют в интересах своих членов;этот фактор должен значительно ограничивать число организаций, которыеплохо служат интересам своих участников» [5. С. 4-5].В связи с этим при вступлении в определенное сообщество необходимоопределенное согласование индивидуальных интересов. Достижение согла-сия является дорогим процессом для каждого человека. Объективные и субъ-ективные обстоятельства могут подтолкнуть бизнес к принятию решения обучастии в каком-либо сообществе. Это трудное решение, так как человекдолжен отдать часть своих функций по управлению своими интересамигруппе партнеров. Это может произойти только в том случае, если группабудет обеспечивать получение определенного выигрыша индивиду. Приэтом, по словам Дж. Бьюкенена, индивид сочтет для себя предпочтительнымзаранее согласиться с некоторыми правилами, если он ожидает, что выгодыбудут выше издержек [2]. Как участник сообщества индивид получает правоучаствовать в разработке новых правил и норм поведения. Следует иметь ввиду, что некоторые из них могут быть нежелательными для индивида, нотем не менее ему приходится с ними соглашаться ради реализации своегоинтереса в долгосрочной перспективе.Вступая в сообщество, индивид ожидает получение определенных выгоди уменьшение затрат на организацию своей деятельности. В теории общест-венного выбора как индивидуальные действия предпринимателя, так и кол-лективная организация деятельности оцениваются через затраты и выгоды.Индивид заинтересован в увеличении своей полезности. Она может бытьувеличена в ходе коллективных действий двумя различными путями. Во-первых, в результате таких действий могут быть устранены некоторые внеш-ние издержки, которые несет рассматриваемый индивид в результате частныхдействий других. Во-вторых, коллективные действия могут быть необходимыдля обеспечения некоторых дополнительных, или внешних, выгод, которыенельзя получить в частном порядке. То, как будут рассматриваться особыеколлективные действия - в качестве способа снижения внешних издержек,которые несет индивид, или в качестве источника внешних выгод, - зависитисключительно от субъективной грани между издержками и выгодами [2].Организация предпринимателей обеспечивает создание коллективногоблага. По словам М. Олсона, коллективное, или общественное, благо опреде-ляется как любой товар или услуга, которые удовлетворяют следующемутребованию: если их потребляет любой индивид Xi из группы X1,...Xi;...,Xn,то их могут потреблять и все остальные члены группы. Другими словами, те,кто не покупает или не платит за это общественное благо, не могут быть ис-ключены из его потребления. Это простое определение обращает вниманиена два аспекта. Первое - любые общественные блага могут быть определенылишь по отношению к какой-либо группе. Одно коллективное благо необхо-димо одной группе; другое хорошо для другой. Более того, одни и те же бла-га могут быть общественными для некоторых членов одной группы и част-ными для членов другой группы, так как одни индивиды могут допускаться кпотреблению этих благ, а другие - нет. Второе - после того, как была опре-делена необходимая группа, это определение сводится к невозможности ис-ключить общественное благо из потребления потенциальных его потребите-лей (группы) [5. С. 12-13].Далее М. Олсон отмечает, что общественные блага выступают как харак-терные «организационные товары», там, где затрагиваются общественныеинтересы или коллективные блага, действительно необходимы действия ор-ганизаций или групп [5. C. 14].Практика функционирования бизнес-сообществ показывает, что для це-лей совершенствования деятельности фирм в качестве коллективного благаможно рассматривать формирование правил и норм их функционирования. Сэтой целью оформляется и развивается система взаимоотношений с разнымисубъектами: государством, потребителями продукции участников сообщест-ва, поставщиками ресурсов для организации производства и реализации про-дукции участников сообщества, другими бизнес-сообществами, средствамимассовой информации. Данные взаимоотношения выстраиваются и в миро-вой экономике, прежде всего между национальными бизнес-сообществамидля определения уже международных общественных благ, которые обеспе-чивают удовлетворение потребностей национальных фирм. В частности, дея-тельность Международной торговой палаты, которая разрабатывает разнооб-разные типовые договоры для международного бизнеса. В данных докумен-тах, имеющих рекомендательный характер, фиксируются правила осуществ-ления сделок. В ценовом процессе они позволяют экономить трансакционныеиздержки, получать готовые методики определения цен для разнообразныхвидов продуктов. Формируется общее поле деятельности для международно-го бизнеса, которое он создает для себя черезЕсли рассматривать проблемы ценового процесса, то в данном случае длясообщества важным является определение правил, норм формирования цен ианализ их функционирования в экономике. Противоречивость состоит в том,что для индивидов в ценообразовании целью служит, как мы ранее отмечали,максимизация прибыли либо оптимальное удовлетворение потребностей.Бизнес-сообщество должно обеспечить общие интересы участников, когданеобходимо позиционировать в социально-экономической системе межот-раслевой союз, отраслевой союз либо отдельный вид деятельности. Это тре-бует от организации принятия компромиссных решений, не всегда удовле-творяющих участников. И что особенно важно - учитывать не только эконо-мический аспект деятельности, но и этические правила поведения самогосоюза и его участников. В связи с этим бизнес-сообщества должны разраба-тывать правила и нормы ценового процесса на разных уровнях своей дея-тельности, что неминуемо ставит вопрос о разработке стратегии ценообразо-вания, методик расчета цен, управления затратами с целью их экономии. Вкачестве примера можно рассматривать деятельность практически всех не-коммерческих организаций. Но особенно знаменательным, по нашему мне-нию, является функционирование производителей сельскохозяйственнойпродукции, перерабатывающих предприятий и розничных сетей. Деятель-ность этих предпринимателей достаточно показательна.Производители и торговцы долгое время работали индивидуально, оце-нивая свою деятельность через максимизацию прибыли. Такое поведениеприводило к тому, что каждый участник ценовой цепочки сельскохозяйст-венной продукции сам формировал свою ценовую политику. Реальный итогтакого поведения - рост цен, что вызывало негодование потребителей, госу-дарства. Такая несогласованность разных отраслей экономики имела и ещеодин результат - сельскохозяйственные производители оказались в сложномположении в ценовом процессе. Находясь в началесотрудничества между производителями и переработчиками молока в рамкахНационального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО», направ-ленных на стабилизацию и развитие молочного комплекса России. Участникиданного Соглашения определили для себя обязательства по снижению из-держек процесса производства и переработки молока в целях уменьшениястоимости конечного продукта для конечного потребителя при одновремен-ном сохранении и увеличении доходности всех организаций, участвующих вданном процессе, включая снабжающие и научные организации [7].Эта поставленная задача является сложной и противоречивой, так как каж-дый участник имеет свой интерес, а также каждая группа - производители и пе-реработчики - свои коллективные интересы. Единственный выход - это придер-живаться установленных правил игры каждым участником, подписавшим Со-глашение. На практике такое идеальное положение вещей не встречается. Тем неменее осознание необходимости координации действий в процессе формирова-ния ценовой цепочки и разработки практических шагов по ее реализации крайневажно в условиях увеличения неопределенности окружающей среды.В рассматриваемом Соглашении определено, что необходимо развиватьдолгосрочные отношения между производителями и переработчиками моло-ка. Эти отношения должны формироваться на основе этических норм пове-дения. В дополнении к Соглашению определяются минимальная и макси-мальная цены на молоко, которые получают определение как экономическиобоснованные и справедливые рыночные цены. В качестве справедливой ба-зовой рыночной цены 1 кг сырого коровьего молока первого сорта с парамет-рами по содержанию жира и белка соответственно не ниже 3,4 и 3,0% будетрассматриваться не менее 11 руб. без учета НДС и не более 15 руб. без учетаНДС сроком действия с 01.09.2010 по 31.08.2011 г. [8].Регулирование ценового процесса предполагает, по мнению участниковСоглашения, и определение с 2011 г. формулы цены для формирования ми-нимальной закупочнойлогическое развитие. Это коллективное благо, которое в данном случае уда-лось создать бизнес-сообществам, в долгосрочной перспективе позволит по-высить эффективность производства и переработки молока. Но, как ранее мыотмечали, не следует забывать о противоречиях в данной сфере между участ-никами ценовой цепочки. Поэтому следующим шагом по развитию коорди-нации деятельности участников ценовой цепочки стало в условиях всплескароста цен летом 2010 г. принятие 31 августа 2010 г. Соглашения между от-раслевыми объединениями сельскохозяйственных производителей, перераба-тывающих предприятий и розничных сетей об общих принципах сотрудниче-ства в целях осуществления сбалансированной экономической политики. ВСоглашении указывается, что «необходимо способствовать созданию усло-вий для устойчивого увеличения производства сельскохозяйственной про-дукции на основе сбалансированной политики, направленной на недопуще-ние необоснованного повышения цен на конечную продукцию по всей це-почке поставок, обеспечение целенаправленного развития внутренних товар-ных рынков и долгосрочную стабилизацию цен на сельскохозяйственнуюпродукцию, сырье и продовольствие» [9].Примечательным является то, что в данном Соглашении участниками вы-ступают не только производители, но и розничные организации. Именно роз-ничные сети часто критикуются как со стороны производителей, так и состороны потребителей по поводу их ценовой политики. Во многом именно ихценовое поведение стало причиной принятия Федерального закона Россий-ской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государствен-ного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».Не следует забывать, что любое соглашение в экономике может привести кформированию картельного регулирования цен. Практика показывает, что вэтом случае конечный потребитель окажется в состоянии дискриминации. Нисам потребитель, ни общества по защите прав потребителей не могут противо-стоять давлению производителей. В связи с этим Федеральная антимонополь-ная служба предупреждает бизнес-сообщества об ответственности за формиро-вание ценовых цепочек. С этой целью были приняты «Разъяснения о возмож-ности заключения соглашений в рамках союзов производителей и переработ-чиков агропродовольствия», подготовленные в соответствии с решением Экс-пертного совета по агропромышленному комплексу при ФАС России [10].Предполагается, что союзы предпринимателей не должны ограничиватьконкуренцию в процессе формирования цен, в частности способствоватьросту или снижению цены товара, не связанным с соответствующими изме-нениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Следуетотметить, что эксперты предлагают бизнес-сообществам в качестве основныхцелей заключаемых соглашений выравнивание условий хозяйствования уча-стников смежных рынков путем снижения издержек по всей производствен-ной цепочке. На основе мониторинга цен на агропродовольственных рынкахбизнес-сообщества могут составлять отчеты, в которых должен содержатьсяанализ сложившихся цен и прогноз по индикативным базовым ценам на по-следующие периоды. В результате данных исследований могут вырабаты-ваться индикативные показатели цен на агропродовольственном рынке какориентиры для фирм при планировании ими производственной деятельности.Таким образом, в ценовом процессе активно формируется новый субъ-ект - бизнес-сообщества, которые начинают оформлять коллективные прави-ла и нормы поведения своих участников в ценовых цепочках. Свои действияони осуществляют на основе изучения системы ценообразования в отрасле-вом, межотраслевом, продуктовом и территориальном аспектах. Главнаяпроблема современного ценового процесса - это прежде всего наведение по-рядка через создание правил и норм поведения субъектов на уровне между-народных стандартов. Практика функционирования российских бизнес-сообществ показывает, что уже существуют положительные результаты, ноостается и множество проблем. Согласование интересов всегда являетсятрудным процессом, требующим нового мышления.Государству тоже теперь следует признать бизнес-сообщества в качествереальных субъектов ценообразования. Соответственно анализ их деятельно-сти необходим, как и исследование деятельности отдельных фирм.

Ключевые слова

бизнес-сообщества, коллективное благо, ценообразование, business communities, the collective blessing, pricing

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петиненко Ирина АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультетаirina.petinenko@yandex.ru
Редчикова Наталия АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и агробизнеса Биологического институтаnatako@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Норт Д. Понимание процесса экономических изменений: Пер.с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. М.: Изд. дом гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 256 с. (Экономическая теория).
Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии [Электронный ресурс]: Economicus.Ru - Галерея экономистов - Джеймс М. Бьюкенен. URL: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=in&links=./ in/buchanan
Паппэ Я., Антоненко Н. О новых конфигурациях собственников в российском крупном бизнесе // Вопросы экономики. 2011. №6. С. 123-137.
Коуз Р.Г. Природа фирмы // Природа фирмы / Под ред. О.И. Уильямсона и С.Дж. Уинтера: Пер. с англ. М.Я. Каждана, В.Г. Гребенникова. М.: Дело, 2001. 360 с.
Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп: Пер. с англ. М.: ФЭИ, 1995. 174 с.
Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО). Цели и задачи [Электронный ресурс] / Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО). URL: http://www.souzmoloko.ru/celi/ (дата обращения: 02.07.2011).
Соглашение об общих принципах сотрудничества между производителями и переработчиками молока в рамках Национального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО», направленных на стабилизацию и развитие молочного комплекса России [Электронный ресурс] / Национал
Дополнение к Соглашению от 03.03.2010 г. об общих принципах сотрудничества между производителями и переработчиками молока в рамках Национального союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО», направленных на стабилизацию и развитие молочного комплекса России.
Соглашение между отраслевыми объединениями сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий и розничных сетей об общих принципах сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики. 31 авг. 2010 г. [Электронный ре
Разъяснения о возможности заключения соглашений в рамках союзов производителей и переработчиков агропродовольствия [Электронный ресурс] / Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО). URL: http://www.souzmoloko.ru/news/soglasheniay/ (дата обра- ще
 Бизнес-сообщества в ценовом процессе: теория и практика деятельности в российской экономике | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Бизнес-сообщества в ценовом процессе: теория и практика деятельности в российской экономике | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия