Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения газодобывающих организаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения газодобывающих организаций в Российской Федерации

Построение рациональной налоговой системы с целью интеграции в мировое сообщество, является одной из актуальных и важных проблем государственного регулирования газовой промышленности. В настоящий момент много внимания уделяется совершенствованию налогообложения нефтяной отрасли, однако второй составляющей нефтегазового сектора России - налогообложению газовой отрасли - уделено гораздо меньше внимания. Но и здесь существует целый ряд проблем при формировании налогооблагаемой базы. Рассматриваются основные теоретико-методические одходы к реформированию системы налогообложения газодобывающих организаций в России.

Theoretical and methodical approaches to the reform of the tax system for gas producing organizations in the Russian Federation.pdf Газовая отрасль занимает 8% в структуре валового внутреннего продуктаРоссийской Федерации, обеспечивает около 2% доходов консолидированногобюджета Российской Федерации (табл. 1), а также 19% поступлений валют-ной выручки государства за счет экспортных поставок газа. Кроме того, ди-намическое развитие газового сектора способно обеспечить поступательноедвижение и другим отраслям экономики. Таким образом, эффективное функ-ционирование газовой отрасли позволяет формировать дополнительные ис-точники поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерацииот смежных отраслей.Одним из финансово-экономических условий для развития газовой от-расли является совершенствование налогообложения в газовой промышлен-ности.Таблица 1. Поступления от газодобывающей промышленности в доходы консолидированногобюджета РФ в 2006-2010 гг.Наименование 2006 2007 2008 2009 2010Доходы консолидированного бюдже-та, млрд руб. 5 441 6 968 7 968 6 307 7 688В т.ч. добыча природного газа и газо-вого конденсата, сжижение и регази-фикация природного газа для транс-портирования, млрд руб. 160 158 172 130 145Доля газового сектора в доходах кон-солидированного бюджета, % 2,9 2,3 2,2 2,1 1,9Источник: Минфин России.Следует отметить, что в качестве одной из целей налоговой политикиРоссийской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. опре-делено создание стимулов для инвестиционной и инновационной поддержкинефтегазового сектора. Обсуждается концепция формирования эффективно-стимулирующей системы налогообложения добывающего сектора экономи-ки. Данная концепция должно отвечать следующим требованиям:1. Обеспечивать рациональное использование недр (влиять на степеньизвлекаемости запасов, сокращение негативного воздействия на окружаю-щую среду и стимулирование воспроизводства минерально-сырьевой базы).2. Обладать низкой стоимостью, прозрачностью и простотой налоговогоадминистрирования.3. Минимизировать возможности для злоупотребления.4. Максимизировать поступления доходов государству (в том числе иизъятие сверхприбыли).5. Стимулировать экономическую эффективность (повышение инвести-ционной активности и инновационной деятельности).Налогообложение газовой отрасли концептуально отличается от системыналогообложения в других секторах экономики, поскольку в ней формируют-ся значительные рентные доходы и существуют повышенные инвестицион-ные риски. Рентные платежи при добыче минерально-сырьевых ресурсов, какправило, определяются дополнительным доходом с месторождений послетого, как все производственные издержки, включая «нормальную» нормуприбыли с капиталовложений, возмещены. Основной принцип здесь состоитв том, что собственник природных ресурсов (чаще всего государство) долженполучать большую часть дополнительного дохода. Поэтому при формирова-нии эффективной налоговой системы особое внимание уделяется специаль-ным налогам, позволяющим извлекать природную ренту.С точки зрения структуры налоговой системы Российской Федерации ос-новным результатом налоговой реформы в минерально-сырьевом сектореэкономики явилось введение с начала 2002 г. налога на добычу полезных ис-копаемых (НДПИ), который заменил действовавший до этого ряд платежейза пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Введение НДПИ позволило упростить налоговую систему ипривести ее в соответствие с мировой практикой. Применение единой ставкиналога на добычу достаточно распространено в развитых странах. Например,в США на находящихся в федеральной собственности оффшорных месторо-ждениях применяется единая ставка роялти в размере 16,5%.С 2004 г. одновременно с отменой взимания акциза на газ была введенаспецифическая ставка НДПИ при добыче природного газа. Тем самым былунифицирован принцип налогообложения природного газа и других полез-ных ископаемых. Преимуществами такого подхода являются простота и про-зрачность расчета налога. Доля НДПИ в доходах консолидированного бюд-жета повысилась с 7,8% в 2002 г. до 18,3 % в 2010 г., в ВВП с 2,5% в 2002 г.до 4,1 % в 2008 г., 3,2% в 2010 г. (табл. 2).Таблица 2. Поступление налога на добычу полезных ископаемых по газу в 2002-2010 гг.в Российской ФедерацииПоказатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010НДПИ, всегомлрд руб. 275 331 510 860 1162 1197 1708 1054 1406Доля НДПИ в дохо-дах консолидирован-ного бюджета, % 7,8 8,0 9,4 11,3 21,4 17,2 21,4 16,7 18,3Доля НДПИ в ВВП, % 2,5 2,5 3,0 4,0 4,3 3,6 4,1 2,7 3,2Источник: Минфин России, расчеты авторов.Несмотря на проведенные корректировки в налогообложении нефтегазо-вого сектора, основные изменения затронули нефтяные организации, газоваяотрасль осталась в стороне. В настоящий момент система налогообложениягазового сектора экономики России основана на унифицированном подходе кформированию налогооблагаемой базы, не дифференцируется уровень налого-вой нагрузки в зависимости от условий добычи углеводородного сырья из раз-ных месторождений, отличных по размеру запасов и степени выработанностизалежей. Это приводит к тому, что газовые компании вынуждены сосредото-читься на разработке наиболее рентабельных запасов, не вкладывая дополни-тельных инвестиций в приращение запасов посредством проведения дополни-тельной разведки недр или применения передовых технологий добычи.Существует достаточно много публикаций и научных исследований, вкоторых активно обсуждается реформирование налогообложения недрополь-зователей нефтегазового сектора. Анализируя существующие подходы, мож-но выделить два основных направления реформирования налоговой системыгазового сектора - доработку существующей системы на основании введениядополнительного налога на сверхдоходы и дифференциации существующегоналога на добычу полезных ископаемых. Рассмотрим эти подходы.С. Меньшиков [1] приводит расчеты и говорит о том, что при эксплуата-ции рентонесущего ресурса сверхприбыль (или рента) складывается из ком-бинации двух факторов - сравнительно низких удельных издержек добычи ивесьма высоких мировых цен. Разница между издержками и внутренней це-ной дает природную ренту, а разрыв между внутренней и внешней ценой -экспортную ренту. Разрыв в рентабельностистантной ставкой на протяжении всего периода эксплуатации месторожде-ния, которое должно дополняться единым концессионным налогом, взимае-мым по ставке, зависящей от динамики мировых цен на добываемое сырье.Его минимальная ставка «должна устанавливаться в процентах к величиневыручки», а также единым горным налогом, распространяемым на крупныеместорождения «ликвидных полезных ископаемых, находящихся в благопри-ятных условиях». В целом такая система, по мнению Л.Г. Хазанова, будетспособствовать оптимизации налоговой нагрузки.А.Н. Голоскоков, в своем исследовании [3] замечает, что в газовой отрас-ли от природных составляющих месторождения (климатических, геологиче-ских условий, объема и качества газа) зависит конечная себестоимость добы-того газа. При наличии плоской шкалы налога на добычу полезных ископае-мых (147 руб./тыс. м3) не учитываются особенности разработки недр. Поэто-му в связи с необходимостью стимулирования разработки новых, сложныхместорождений, а также для соблюдения принципа равнодоходности цены нагаз актуальным является вопрос о совершенствовании налогообложения по-средством дифференциации налоговых ставок. Автор отмечает, что «в Рос-сии уже накоплен определенный опыт разработки нормы по данному вопросудля нефтяной отрасли». Дифференциация НДПИ для налогообложения нефтипроисходит в зависимости от производственных факторов. В основу положе-на методика дифференциации, разработанная «Росэнерго». По данной мето-дике для газовой отрасли можно выделить следующие факторы, которые мо-гут лечь в основу дифференциации налога на добычу полезных ископаемых:1) глубина залегания продуктивных пластов;2) дебиты скважин;3) выработанность запасов;4) крупность запасов;5) наличие серы в добываемом газе;6) состав добываемой продукции: наличие гелия, газового конденсата,этановой фракции, пропан-бутанов;7) географическое расположение месторождения;8) наличие производственной инфраструктуры;9) глубина моря.Но как верно отмечает автор, «несмотря на кажущуюся простоту, внедре-ние данного подхода оказывается сложной задачей как для недропользовате-ля, так и для государства». Внедрение раздельного учета по каждому лицен-зионному участку с введением новых форм отчетности усложнит налоговуюадминистрированность, а делегирование полномочий по определению коэф-фициентов на местный уровень может стимулировать коррупцию.Вариативность подходов к реформированию и построению современнойсистемы налогообложения газового сектора в экономике РФ предлагаетВ.А. Крюков [4]. В своем исследовании он отмечает, что «представляютсяцелесообразными следующие стратегические шаги в направлении формиро-вания дифференцированной системы налогообложения в газодобыче России:1) дифференциация налога на добычу (со специфической ставкой, выра-женной в рублях /1 000 м3 газа);2) решение проблем трансфертного ценообразования в нефтегазовом сек-торе (что должно позволить не только справедливо взимать налог на добычуна основе адвалорной ставки, но и другие налоги, в том числе налог на при-быль, что принципиально важно для формирования бюджетов сырьевых ре-гионов);3) переход на адвалорную (выраженную в процентах) дифференцирован-ную ставку налога на добычу (роялти), что позволит более адекватно учиты-вать цены внутреннего и внешнего рынков;4) введение налога на дополнительный доход с адекватным сокращениемуровня налога на добычу;5) отмена налога на добычу (роялти) для «зрелых» и малорентабельныхместорождений».По мнению В.А. Крюкова, вышеперечисленные шаги, реализуемые вме-сте с совершенствованием системы администрирования налоговых поступле-ний в бюджет РФ, позволят построить дифференцированную систему нало-гообложения, отражающую интересы как собственников недр - государства,так и компаний-недропользователей.На наш взгляд, в связи со сложностями законодательно урегулироватьпорядок определения критериев, позволяющих дать горно-геологическуюхарактеристику месторождений полезных ископаемых, установить качествополезного ископаемого, норму рентабельности и т.п., наиболее эффективнымбудет введение дополнительного налога на доходы (НДД). Эта форма изъя-тия ренты применяется в налоговых системах ряда развитых нефтедобываю-щих стран, в частности в Норвегии, Великобритании и США. С 2009 г. ука-занную форму налогообложения применяет Казахстан.Предпочтительность использования этого вида налогообложения опреде-ляется тем обстоятельством, что все горно-геологические и географическиехарактеристики месторождения, попытки учесть которые при налогообложе-нии в настоящее время отражаются в наличии разного рода понижающих ко-эффициентов к ставке НДПИ, освобождений и налоговых каникул, в конеч-ном счете сказываются на размере дохода, получаемого организацией-недропользователем рпри разработке месторождения

Ключевые слова

газодобывающие организации, недропользователи, система налогообложения, реформирование, gas producing companies, subsoil users, tax system reform

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гринкевич Лариса СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения экономического факультетаnasty_saturn@mail.ru
Баландина Анна СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетассистент кафедры налогов и налогообложения экономического факультетаanbalandina@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Меньшиков C. Рентабельность и рента // Экономические стратегии. 2004. №1. URL: http://rusref.nm.ru/rentab.htm (дата обращения: 20.02.2011).
Хазанов Л.Г. Налогообложение организаций минерально-сырьевого комплекса в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2005. 45 с.
Голоскоков А.Н. Дифференциация налогообложения как механизм управления инвестиционной привлекательности газовой отрасли // Нефтегазовое дело [Электронный научный журнал]. 2009. №1. URL: http:// www.ogbus.ru/ authors/Goloskokov/Goloskokov_2.pdf (дата обращ
Крюков В.А. Подходы к дифференциации налогообложения в газовой промышленности. Новосибирск, 2006.
 Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения газодобывающих организаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения газодобывающих организаций в Российской Федерации | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия