Оценка налогового потенциала регионов Сибирского федерального округа | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Оценка налогового потенциала регионов Сибирского федерального округа

Исследование налогового потенциала и определение его размеров в современной России является достаточно новым научным направлением, и из всех методов определения налогового потенциала нормативно утвержден лишь один способ его оценки. Это метод, используемый для целей определения размера денежных средств, выделяемых регионам из Фонда финансовой поддержки субъектов. Причем в данном документе определение налогового потенциала региона - это всего лишь одно из звеньев расчета дотаций регионам.

Assessment of taxable capacity of regions of the Siberian federal district.pdf Для расчета налогового потенциала необходимы различные показатели,которые содержатся в налоговом паспорте региона и налоговой отчетности.Налоговый паспорт - это документ, в котором приведена комплекснаяхарактеристика налогового потенциала и экономического развития субъектаРоссийской Федерации. Налоговый паспорт региона позволяет объективноопределить налоговую базу по всем видам налогов в регионе и тем самымналоговый потенциал региона. Налоговый паспорт региона содержит системупоказателей, отражающих тенденции развития макроэкономической ситуа-ции, воздействие различных факторов на налоговую базу региона и уровеньнагрузки по видам налогов в динамике. В налоговом паспорте региона можноувидеть следующие данные:- социально-экономические показатели;- показатели налоговой базы;- льготы по администрируемым доходам;- показатели контрольной работы налоговых органов;- поступления основных доходов в консолидированный бюджет субъ-екта;- структуру задолженности по налогам и сборам;- показатели налоговой нагрузки и др.Налоговым органом в течение года формируется налоговая отчетность,необходимая для исчисления налогового потенциала региона - о начислен-ных и поступивших в бюджет налогах и сборах, о задолженности по ним, атакже о налоговой базе и структуре начислений по отдельным налогам. Дан-ные отчеты использованы при расчете налогового потенциала регионов Си-бирского федерального округа.Рассмотрим плюсы и минусы различных методов расчета налогового по-тенциала, а также их результативность.Для расчета налогового потенциала методом, используемым для опре-деления размера денежных средств, выделяемых регионам из Федераль-ного фонда поддержки субъектов, требуются статистические данные за тригода. Данный метод трудоемок. Кроме того, этот метод применяется не дляцелей налогообложения. При анализе налогового потенциала не видно при-чин низкой собираемости налогов и не определяются способы повышенияналогового потенциала.Далее рассмотрим расчетный метод репрезентативной налоговойставки (РНС). Для расчета методом РНС необходимы следующие источни-ки:- Налоговый кодекс Российской Федерации;- информация о поступлении налогов, сборов и иных обязательныхплатежей в бюджетную систему региона;- информация о налоговой базе и структуре начислений по налогам, за-числяемым в консолидированный бюджет субъекта.Для расчета налогового потенциала достаточно данных за один период.Для анализа показателя в динамике требуются данные за предшествующиепериоды. Но метод РНС имеет ряд недостатков. При анализе налогового по-тенциала не видно причин низкой собираемости налогов, но видна разницамежду фактическими начислениями и смоделированной ситуацией (когда покаждому виду налога берется не привычная шкала ставок, а единая усреднен-ная ставка). Положительный результат может привести:- к более рациональному расчету некоторых налогов;- увеличению собираемости налогов.Рассмотрим метод прямого счета. Его характеристики схожи с характе-ристиками предыдущего метода и для его расчета необходимы те же самыеисточники.Различие состоит в том, что при оценке налогового потенциала исполь-зуются не средние, а максимальные ставки. При анализе налогового потен-циала, как и в предыдущем методе, не видно причин низкой собираемости на-логов, но видна разница между фактическими начислениями и смоделирован-ной ситуацией (когда по каждому виду налога берется не привычная шкаластавок, а максимальная ставка). Положительный результат может привестиинформация о поступлении налогов, сборов и иных обязательных пла-тежей;- информация о задолженности по налогам, сборам и иным обязательнымплатежам в бюджетную систему региона;- информация о результатах контрольной работы налоговых органов;- информация о льготах по налоговым платежам по действующему зако-нодательству.Это достаточно результативный метод. При анализе видно:- каков прирост задолженности;- как влияют льготы на величину налоговых поступлений;- какова результативность контрольной работы налоговых органов и уро-вень налоговой культуры населения;- на сколько налоговый потенциал региона превышает уровень налого-вых поступлений.При анализе всех показателей в динамике этот метод может выявить сла-бые стороны: рост или снижение задолженности, излишнее или недостаточ-ное льготирование, результативность контрольных мероприятий. Чтобы вы-яснить причины изменений, нужен более детальный анализ различных пока-зателей, изменений законодательства и других факторов.При расчете налогового потенциала рассмотренными методами возникласложность с определением льгот и налоговой базы по налогам. Форма нало-говой отчетности о льготах не предоставляется, а формы по налоговым базампредоставлены лишь по нескольким налогам, вследствие чего налоговый по-тенциал не может быть рассчитан достоверно.Рис. 1. Налоговый потенциал регионов Сибирского федерального округа в 2009 г. (в разрезе налогов)1В расчете налогового потенциала методом по факту есть оговорка, что«по тем налогам, по которым не предоставлена отчетность по региональными местным льготам, за налоговый потенциал можно принять начисленную1Данные взяты из Материалов контрольно-счетной палаты Республики Хакасия.величину налога». Следовательно, при расчете методом по факту не будутучтены льготы.Влияние отдельных налогов на формирование налогового потенциала ре-гионов Сибирского федерального округа за 2009 г. приведено на рис. 1.При расчете налогового потенциала регионов Сибирского федеральногоокруга установлено, что наибольшее значение в формировании бюджета ре-гионов имеют такие налоги, как налог на доходы физических лиц (в среднемпо СФО удельный вес в 2009 г. составляет 45,7%), налог на прибыль органи-заций (23,2%) и налог на имущество организаций (10,1%).Данные налоги дают экономическую стабильность и финансовую устой-чивость региону. Поэтому в процессе оценки налогового потенциала регионаи при разработке основных направлений его повышения необходимо уделитьэтим налогам особенное внимание. В дальнейшем это позволит:- рассмотреть конкретно по данным налогам способы повышения нало-гового потенциала;- оптимизировать уровень налоговой нагрузки на экономику;- оценить степень эффективности существующих и планируемых к вве-дению налогов;- исследовать проблемы региональной экономики.№ 2008 2009 Отклоненияп/п Наименованиесубъекта НалоговыйпотенциалУдельныйвес, %НалоговыйпотенциалУдель-ныйвес, %гр.5-3 гр.6-4Темпроста,%1 Красноярскийкрай 108 292,3 23,9 96 451,6 23,0-11 840,7 -0,9 89,12 Новосибирскаяобласть 63 932,7 14,1 62 155,1 14,8 -1 777,6 0,7 97,23 Кемеровскаяобласть 87 011,6 19,2 59 807,4 14,3 -27204,2 -4,9 68,74 Иркутскаяобласть 56 168,4 12,4 58 704,5 14,0 2 536,1 1,6 104,55 Омскаяобласть 36 510,5 8,1 34 694,6 8,3 -1 815,9 0,2 95,06 Алтайскийкрай 28 903,9 6,4 30 854,7 7,4 1 950,8 1,0 106,77 Томскаяобласть 25 281,8 5,6 25 945,0 6,2 663,2 0,6 102,68 Забайкальскийкрай 18 347,3 4,0 19 813,4 4,7 1 466,1 0,7 108,09 РеспубликаБурятия 14 408,9 3,2 15 369,4 3,7 960,5 0,5 106,710 РеспубликаХакасия 9 641,3 2,1 10 381,2 2,4 739,9 0,3 107,711 РеспубликаТыва 2 455,9 0,5 2 780,8 0,6 324,9 0,1 113,212 РеспубликаАлтай 2 471,7 0,5 2 554,3 0,6 82,6 0,1 103,3Сибирскийфедеральныйокруг 453 426,3 100,0 419 512,1 100,0 -33 914,2 - 92,5Ни расчетным методом РНС, ни методом прямого счета вследствие от-сутствия отчетности невозможно произвести расчет налогового потенциала, аметодом по факту допускается упущение льгот. Таким образом, рассмотримметод оценки налогового потенциала по факту на примере регионов Сибир-ского федерального округа. Используя статистическую налоговую отчетностьпо поступлениям и задолженности по налогам, по результатам администри-рования налоговых органов можно определить налоговый потенциал (млнруб.) субъектов Сибирского федерального округа за период 2008-2009 гг.(таблица)1:Как видно из таблицы, в целом по Сибирскому федеральному округу на-логовый потенциал в 2009 г. снизился на 33 914,2 млн руб. и составил419 512,1 млн руб., или 92,5% к уровню 2008 г.Снижение налогового потенциала наблюдается у 4 крупных субъектовокруга, который к уровню 2008 г. составил:- Кемеровская область - 68,7%;- Красноярский край - 89,1%;- Омская область - 95%;- Новосибирская область - 97,2%.По другим субъектам наблюдается увеличение налогового потенциала,темп роста которого к уровню 2008 г. колеблется от 102,6% по Томской об-ласти до 113,2% по Республике Тыва.Рис. 2. Налоговый потенциал регионов Сибирского федерального округа в 2009 г.(в разрезе субъектов)21 Данные взяты из Материалов контрольно-счетной палаты Республики Хакасия.2 Там же.23,0 %Красноярский край0,6 %Республика Алтай0,6 %Республика Тыва2,4 %Республика Хакасия14,8 %Новосибирская об-ласть14,3 %Кемеровская область 14,0 %Иркутская область8,3 %Омская область7,4 %Алтайский край6,2 %Томская область4,7 %Забайкальский край3,7 %Республика БурятияНалоговый потенциал Республики Хакасия увеличился в 2009 г. на739,9 млн руб., или на 7,7%, доля республики также увеличилась на 0,3 про-центного пункта и составила 2,4%. При этом в объеме налогового потенциаласреди субъектов Сибирского федерального округа республика занимает 10-еместо из 12 субъектов, что наглядно подтверждается рис. 2.Для оценки влияния этно-экономических факторов на формирование на-логового потенциала и на развитие экономики региона остановимся подроб-нее на анализе действующих специальных налоговых режимов, таких какупрощенная система налогообложения для организаций и индивидуальныхпредпринимателей, система налогообложения в виде единого налога на вме-ненный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложениядля сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохо-зяйственного налога.Данные специальные налоговые режимы наиболее полно отражают ин-формацию о видах экономической деятельности, которые могут и развиваютсяв регионе с определенными национальными особенностями, такими как рес-публики Сибирского федерального округа - Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия.Например, в Республике Хакасия исконным занятием хакасов было ско-товодство полукочевого типа, максимально приспособленное к местнымприродным условиям. Разводили большей частью лошадей, крупный рогатыйскот и овец. Издавна значительное место в хозяйстве хакасов занимали зем-леделие и охота. Все перечисленные виды деятельности продолжают разви-ваться в Хакасии и в настоящее время. Тому способствует действующая уп-рощенная система налогообложения для малого бизнеса.В целом удельный вес специальных налоговых режимов в налоговом по-тенциале регионов Сибирского федерального округа составлял 4,6% в 2008 г.и 4,5% - в 2009 г. Причем в 2009 г. налоговый потенциал за счет данных на-логов снизился на 1751,8 млн руб., или на 8,4%, и составил 19 078,9 млн руб-лей.На снижение налогового потенциала повлияло снижение налоговых по-ступлений (на 1840,8 млн руб., или на 9,1%), которые составили 18 311,8 млнрублей, а также снижение прироста задолженности (на 25 млн рублей, или на10,9%) -205,1 млн рублей. При этом дополнительные начисления по резуль-татам контрольной работы возросли на 114 млн рублей, или в 1,3 раза, и со-ставили 562 млн рублей.Информация о структуре поступлений налогов со специальным налого-вым режимом в разрезе регионов Сибирского федерального округа за 2009 г.приведена на рис. 3.Практически во всех регионах Сибирского федерального округа, за ис-ключением Республики Тыва, основную долю в поступлениях специальныхналоговых режимов занимают поступления налога, взимаемого в связи сприменением упрощенной системы налогообложения, которые в среднем поокругу составили в 2008 г. 59,2%, в 2009 г. - 55%. На единый налог на вме-ненный доход для отдельных видов деятельности приходится 39,6 и 44,4%соответственно. Небольшой удельный вес занимает единый сельскохозяйст-венный налог - 1,2 и 0,6%.В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации индивиду-альные предприниматели, осуществляющие определенные виды предприни-мательской деятельности, вправе перейти на упрощенную систему налогооб-ложения на основе патента. В большей степени виды экономической дея-тельности, носящие этно-экономический характер, могут быть сконцентри-рованы в поступлениях данного вида доходов.Рис. 3. Структура поступлений налогов со специальным налоговым режимом по регионамСибирского федерального округа за 2009 г., млн рублей1Например, в Хакасии развиваются такие национальные ремесла и произ-водства, как изготовление сувенирной продукции национального характера,сеть общественного питания с национальными особенностями хакасскогоэтноса, историко-культурный, археологический туризм.1 Данные взяты из Материалов контрольно-счетной палаты Республики Хакасия.Развитие национальных промыслов Хакасии связано с действующей сис-темой налогообложения на основе патента, поскольку законом республикиопределены такие виды предпринимательской деятельности, как:- ремонт, пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных убо-ров и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трико-тажных изделий;- изготовление изделий народных художественных промыслов;- изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии;- производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатогоскота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней;- выделка и крашение шкур животных;- выделка и крашение меха;- переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу;- расчёс шерсти;- стрижка домашних животных;- услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числепо производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочныхизделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатовиз льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериа-лов);- услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хране-ние, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);- выпас скота;- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.Предусмотренные в законе виды предпринимательской деятельности со-ответствуют исконным занятиям коренного народа республики - хакасов - испособствуют их развитию, снижая налоговое бремя.В анализируемом периоде не только в Республике Хакасия заметно уве-личение поступлений доходов от выдачи патентов на осуществление пред-принимательской деятельности при применении упрощенной системы нало-гообложения. Если в целом по Сибирскому федеральному округу в 2008 г.поступления составляли 600 тыс. рублей, то уже в 2009 г. в бюджеты регио-нов поступило 8,3 млн рублей (рост в 13,8 раза).Не применяется данная система налогообложения в Республике Алтай,Алтайском крае и Омской области. В Томской3. Недостатком всех рассмотренных методов оценки налогового потен-циала региона является то, что они не учитывают уровень социально-экономического развития страны и влияние этно-экономических факторов врегионе, численность экономически-активного населения.4. В оценке налогового потенциала должны быть заинтересованы преждевсего сами субъекты Федерации, поскольку он отражает реальные возможно-сти экономики региона в налоговой сфере. Тем не менее регионы не придаютособого значения оценке налогового потенциала.5. Анализ оценки налогового потенциала и налоговых ресурсов регионапозволяет выявить причины занижения налоговой базы, факторы, негативновлияющие на развитие налогового потенциала региона, а также разработатьспособы повышения налогового потенциала и устранить такие проблемы, какнедостаток денежных средств в регионах, занижение налоговой базы.

Ключевые слова

налоговый паспорт, налоговый потенциал, налоговая база, бюджетные назначения, экономическое развитие, бюджет, налоговые поступления, tax passport, taxable capacity, tax base, budget appropriations, economic development, budget, tax revenue

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лях Ольга Алексеевнаконтрольно-счетной палаты Республики Хакасияпредседатель, кандидат экономических наук
Урман Наталья АльбертовнаХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложенияurman60@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

 Оценка налогового потенциала регионов Сибирского федерального округа | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Оценка налогового потенциала регионов Сибирского федерального округа | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия