Анализ теоретических аспектов финансовой устойчивости регионов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Анализ теоретических аспектов финансовой устойчивости регионов

Рассматриваются проблемы оценки финансовой устойчивости регионов. Выделяются современные методические подходы к оценке финансовой устойчивости и стабильности региональных финансов. Поставлена проблема теоретического обоснования категорий стабильности и финансовой устойчивости регионов на основе комплексных подходов с учетом различных факторов.

Analysis of the theoretical aspects of financial stability regions.pdf В новых условиях особую актуальность приобретает ответ на вопрос обустойчивости региональных финансов. Роль научного подхода в решенииактуальных задач повышения конкурентоспособности и финансовой устой-чивости регионов резко возрастает. В связи с этимк важное значение приоб-ретает совершенствование методического инструментария для исследованияпроблем финансовой устойчивости регионов, которое ставит новые задачи вповышении конкурентоспособности регионов России в целях преодолениянеравномерности их развития и создания механизмов развития.В силу объективных и субъективных причин регионы России имеют раз-ный уровень конкурентоспособности экономики, что является причиной ихдифференциации по финансовой устойчивости. Именно поэтому финансоваяустойчивость регионов в значительной мере определяется конкурентоспо-собностью их экономики. Очевидно, что регионы с высоким уровнем конку-рентоспособности, как правило, располагают большими внутренними финан-совыми возможностями, что сказывается на их финансовой устойчивости. Инапротив, во многом благодаря финансовой устойчивости тот или иной реги-он конкурентоспособен, В этой связи, на наш взгляд, необходимо рассматри-вать финансовую устойчивость региона как один из важнейших факторовконкурентоспособности территории.Проблема финансовой устойчивости, как и проблема конкурентоспособ-ности, в большей степени изучена на микроуровне - между предприятиями,фирмами и т.д. В последнее время появляется все больше публикаций, затра-гивающих отдельные вопросы проблем финансовой устойчивости и конку-рентоспособности на макроуровне. Наименее изученной в отечественной ли-тературе остается проблема финансовой устойчивости на региональномуровне, и уже поэтому требуется дополнительная проработка этой категориии разработка инструментария ее оценкиПриступая к анализу категории «финансовая устойчивость региона», не-обходимо отметить, что общепринятой трактовкительности. В философской литературе под устойчивостью понимается посто-янство, пребывание в неизменном состоянии. В естественных науках устой-чивость рассматривается как способность противостоять усилиям, стремя-щимся вывести исследуемый объект из исходного состояния. Таким образом,устойчивой системой будет считаться та, которая находится в некоем опти-мальном и неизменном состоянии, в котором, как правило, отсутствуют тен-денции к изменению.В научной литературе имеется целый ряд публикаций, посвященных ана-лизу категорий «финансовое состояние», «финансовая устойчивость». Обзорразличных точек зрения позволил раскрыть сущностное содержание финан-совой устойчивости, под которой понимается важная составная часть харак-теристики финансового состояния организации, определяемая его финансо-вой стабильностью и независимостью в случае изменения внешних и внут-ренних условий производства, способностью поддержания платежеспособно-сти и перспектив средне- и долгосрочного развития.Под финансовой устойчивостью региона понимают сбалансированностьденежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменениепод воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения пол-номочий органов власти региона, его социально-экономического и политиче-ского развития в текущей и долгосрочной перспективе [1]. Очевидно, чторост ВРП является определяющим детерминантом развития региона. Без рос-та экономики невозможно развитие региона за счет собственных ресурсов.Большинство исследователей при оценке финансовой устойчивости ре-гиона оценивают лишь устойчивость бюджета как главного источника ре-сурсной базы региона, не рассматривая при этом иных источников средств.Мы обращаемся к финансовой устойчивости, следовательно, определяет-ся и сфера анализа - это финансы. Характеризуя финансовую устойчивость,можно отметить, что это, прежде всего, способность территории рассчиты-ваться по своим обязательствам, а также состояние экономики, при которомобеспечиваются условия для ведения расширенного воспроизводства за счетсобственных источников. Отсюда необходимо отметить особенность - непросто неизменное состояние объекта, а развитие, расширение. С другой сто-роны, финансовая устойчивость - составная часть общей устойчивости ре-гиона, которую определяют сбалансированность финансовых потоков, нали-чие средств, позволяющих региону поддерживать свою деятельность в тече-ние определенного периода времени.Развитие субъекта экономики - это процесс накопления положительныхизменений, которые приводят к повышению эффективности его функциони-рования: изменение его производительных ресурсов, структуры, свойств,показателей и функций.В рамках синергического подхода развитие экономического субъекта -это процесс его самоорганизации на базе роста уровня и качества человече-ского капитала [2]. Основатель синергетики Герман Хакен считает, что имен-но самоорганизация общества во всех направлениях его жизнедеятельностилежит в основе государства будущего [3].В соответствии с Указом Президента РФ «О государственной стратегииэкономической безопасности Российской Федерации» [4] финансовая устой-чивость - это состояние экономики, характеризующееся низким уровнем де-фицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков ирасчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальнойвалюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бу-маг, снижением внешнего и внутреннего долга, обеспечением финансовыхусловий для активизации инвестиционной деятельности. Таким образом,факторов, влияющих на финансовую устойчивость регионов, много. Самопонятие и механизм обеспечения финансовой устойчивости многоаспектны.В системе анализа финансового состояния региона можно выделить ко-эффициентный подход, направленный на расчет финансовой устойчивоститерритории и систему SWOT-анализа, оценивающую сильные и слабые сто-роны развития региона. Устойчивость территориальной бюджетной систе-мы - это состояние сбалансированности консолидированного бюджета субъ-екта РФ, обеспечивающее условия для саморазвития региона в целом и му-ниципальных образований, входящих в их состав, в частности. Традиционносовокупность показателей финансовой устойчивости территориальной бюд-жетной системы включает:1) соотношение доходов и расходов, определяющее «дефицит» («профи-цит») бюджета, т.е. его сбалансированность;2) динамику структуры доходов и расходов, показывающую изменениеудельного веса отдельных статей доходов и расходов;3) показатели тенденции развития, отражающие общее направление из-менения устойчивости элементов территориальной бюджетной системы. Кним относятся:- коэффициент изменения устойчивости, который показывает среднего-довой темп роста дохода, он должен превышать единицу;- коэффициент сбалансированности, который рассчитывается как соот-ношение темпов роста доходов и расходов за период, который должен стре-миться к единице;- среднегодовой темп сокращения дефицита бюджета за длительный пе-риод, который может свидетельствовать о тенденции устойчивости террито-риального бюджета, если его значение меньше единицы;- уровень дотационности муниципальных районов и городских округов,который показывает размер финансовой помощи территориям из бюджетоввышестоящего уровня в зависимости от обеспеченности данных образованийбюджетными средствами [5].Для оценки финансовой устойчивости региона - субъекта РоссийскойФедерации - предлагается и более широкий состав укрупненных региональ-ных индикаторов финансовой устойчивости [6], таких как:- степень дефицитности (профицитности) регионального бюджета;- доля федеральных трансфертов и налоговых поступлений в региональ-ном бюджете;- внешний долг региона иностранным государствам, Федерации, другимрегионам (абсолютный и в процентах к ВРП);- внутренний долг региона (в процентах к ВРП);- уровень инфляции в сравнении со средним по стране;наличие стабилизационных фондов, финансовых резервов, задолженно-сти со стороны других государств, Федерации, других регионов;- банковский капитал региональных банков в доле от общего банковскогокапитала страны;- доля расходов на обслуживание внешних и внутренних долгов регионав процентах к региональному бюджету;- доля трансфертов в муниципальные бюджеты в региональном бюджете;- соотношение экспорта из региона в другие страны и импорта в региониз других стран;- соотношение ввоза и вывоза товаров в другие регионы страны;- утечка капиталов из региона за рубеж и в другие регионы;- доля региональных инвестиций в ВРП;- доля денежных расчетов в общем объеме оборота товаров и услуг;- уровень гарантированности банковских вкладов в регионе;- степень невыполнения финансовых обязательсгв в регионе;- средние значения показателей финансовой устойчивости производст-венных предприятий, организаций региона в сравнении с нормативными зна-чениями.Установление критериев, пороговых значений, пределов изменения ин-дикаторов финансовой устойчивости экономики региона - субъекта Россий-ской Федерации - применительно ко всему кругу индикаторов представляетисключительно трудную в методологическом и практическом отношениизадачу.В оценках финансовой устойчивости авторы этих предложений ориенти-рованы на увеличение доходной составляющей и снижение расходной части.Такая ситуация может возникнуть как при применении экономических меха-низмов, так и в связи с конъюнктурными процессами в экономике. В этомслучае финансы являются количественным отображением результатов произ-водственной деятельности экономических субъектов, базовыми и индикатив-ными показателями которой служат значения расхождений доходов и расхо-дов различных секторов экономики, ее результативности и в итоге - финан-совой устойчивости региона.Анализ подходов к оценке финансовой устойчивости регионов показал,что в настоящее время наиболее распространеннымиторой степени нивелировать ценовые диспропорции между различными тер-риториями.Например, российское агентство «Эксперт РА» отмечает, что по итогамвторого квартала 2009 г. только 8 регионов России из 83 в рейтинге финансо-вой устойчивости занимают позиции в группе роста или стагнации. Это Ма-гаданская, Сахалинская, Еврейская автономная, Тамбовская и Псковская об-ласти, а также республики Калмыкия и Дагестан, Ставропольский край. Ос-тальные 90% регионов испытывают спад финансовой устойчивости. За вто-рой квартал 2009 г., согласно исследованию указанного агентства, количест-во устойчивых к кризису регионов снизилось в 2,6 раза. При этом экономиче-ский кризис затронул наиболее освоенные и густонаселенные регионы стра-ны. Менее антикризисно устойчивыми оказались сырьевые, торгово-обслуживающие регионы и регионы, обладающие диверсифицированнойструктурой экономики. Наиболее успешно противостояли кризису или дажеразвивались регионы, экономика которых продолжает интенсивно инвести-роваться, а производимая продукция продается на рынках с благоприятнойконъюнктурой [7].Одним из примеров являются результаты исследования группы экспертовпо региональной экономике [8]. Они провели анализ на основе сопоставленияфинансового потенциала и риска и их динамики. Это позволило ученым рас-пределить регионы по категориям «частного» рейтинга финансовой устой-чивости. В соответстви с этим рейтингом выделены 4 группы регионов:класс А (высокая надежность), класс В (удовлетворительная надежность),класс С (низкая надежность), класс D (неудовлетворительная надежность). Вкаждой группе выделены регионы с позитивной, негативной и нейтральнойдинамикой. Томская область поставлена в третью группу с негативной дина-микой. Исследования были проведены за три года. На основе этого анализаученые определили возможности выхода из кризиса и последующего разви-тия.Другая группа экспертов провела анализ на основе ряда отобранных по-казателей, исходя из многообразия факторов, влияющих на финансовую ус-тойчивость. К этим показателям отнесены: соотношение доходов консолиди-рованного бюджета на душу населения к величине прожиточного минимумав регионе (%), соотношение расходов консолидированного бюджета на душунаселения к величине прожиточного минимума в регионе (%), соотношениедоходов консолидированного бюджета к расходам (%), соотношение вели-чины депозитов и вкладов юридических лиц на душу населения к величинепрожиточного минимума в регионе (%), удельный вес убыточных организа-ций, удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общем объ-еме кредиторской задолженности (%), соотношение суммарной просрочен-ной задолженности по заработной плате к величине прожиточного миниму-ма, индекс потребительских цен (%) [9].Согласно разработкам Ф. Перроу [9], экономическое пространство пра-вомерно определять как силовое поле, напряженность которого неравномер-на. В направлении к полюсам действуют определенные центростремительныесилы, существуют и силы центробежные. Эти полюсы как бы группируютнововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в резуль-тате образуют территориальные концентрации. Последние характеризуются,в частности, тем, что четко прослеживается связь между производимым со-вокупным доходом и инвестициями, экономическим и социальным уровнемразвития и т.п. Это определяет экономический потенциал региона. Таким об-разом, региональный полюс роста представляет собой сочетание развиваю-щихся и расширяющихся отраслей, способных вызвать экономический рост взоне своего влияния.Исследователями также установлено, что возникновение территориаль-ных «точек роста» обусловлено неравномерностью масштабов и эффективно-сти производства; наличием особо удобных территорий для размещенияпредприятий нескольких сопряженных отраслей; набирающей силу тенден-цией смещения инноваций из крупных городов в малые и средние, где имеет-ся высокотехнологический потенциал, и другими причинами.Концепция «точек роста» применительно к территориальной организацииРФ и ее регионов, а во многих случаях городов и районов становится весьмапродуктивной. Производственные предприятия, экономические структуры,институты власти регионов, городов и районов постоянно испытывают воз-действие многочисленных дестабилизирующих факторов.В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осущест-влять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использо-вания доходов для социальных нужд региона и развития производств, проек-тирования на локальный рынок.Различают адаптационные и бифуркационные механизмы системных из-менений объекта. Адаптационные - это постепенные, эволюционные и целе-направленные изменения под воздействием внутренних и внешних факторов.Бифуркационные изменения - катастрофические, радикальные, революцион-ные изменения с огромными рисками и с неизвестными последствиями. Би-фуркации - это сильно неравновесные состояния системы, из которых онаможет перейти в одно из нескольких возможных вероятностных состояний.С помощью количественного и качественного анализа экономической,социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которойдействуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваютсявнешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развитиярегиона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), клю-чевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВРП),инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы эко-номического роста), проводится сравнительный анализ экономического раз-вития аналогичных регионов, региональный бенч-маркинг (целенаправлен-ный перенос передового опыта других регионов и городов) и таким образомвыявляются внешние факторы регионального развития.Риски финансовой безопасности региона - субъекта Российской Федера-ции - целесообразно разделять на внешние (международные), внутристрано-вые и внутрирегиональные. В составе внутрирегиональных угроз все боль-шую роль начинают играть социальные угрозы финансовой устойчивости, ккоторым в первую очередь относится углубляющаяся дифференциация бо-гатства и бедности, доходов разных слоев населения, достигшая большихмасштабов в России после проведения рыночных реформ.Большую тревогу и озабоченность вызывают угрозы финансовой устойчи-вости, обусловленные нарастающей коррумпированностью государственногоуправленческого аппарата, проявлениями недобросовестной конкуренции.Проблемы обеспечения финансовой устойчивости России и ее регионовцелесообразно разделить на две группы: во-первых, все, что связано с недос-таточностью объема финансовых ресурсов; во-вторых, связанные с несовер-шенством финансовой политики государства, деятельности органов управле-ния финансовой системой на федеральном, региональном, местном уровнях,недостатками государственного регулирования и контроля функционирова-ния бюджетно-налоговой и банковской системы России.Корни бюджетных проблем дотационных регионов, средних и крупныхгородов кроются в бюджетных реформах начала XXI в., а также в недально-видной финансовой и бюджетной политике ускоренного наращивания эко-номически необоснованных социальных затрат, неравномерном росте пенсийи опережающем росте доходов населения в сравнении с ростом производи-тельности труда. Сюда же надо приплюсовать высокую инфляцию, даже вкризисном 2009 г., «поддерживаемую» опережающим ростом цен на услуги ипродукцию ЖКХ и госмонополий государством [11].В межбюджетных отношениях существует явный дисбаланс интересовсубъектов РФ и их столиц. Внешняя сбалансированность консолидированныхбюджетов субъектов РФ не отражает их глубинную разбалансированность,значительные дефициты бюджетов городов РФ, их общую бюджетную не-достаточность. И ЭТУ проблему крупнейших городов можно решить, передавим законодательно полностью налог на доходы физических лиц в соответст-вии с их особой значимостью. И логика тут довольно очевидная: все местныеналоги будут связаны с личной собственностью гражданина - с его недвижи-мостью и доходами.В настоящее время государственная статистика не позволяет достовернооценить меру устойчивости и устойчивого развития регионов и страны в це-лом. Ориентировка на среднероссийские, среднерегиональные и другие дан-ные становится все менее полезной: используя эти данные, можно утратитьориентиры и принять ошибочные решения. По имеющимся оценкам, стати-стическая информация лишь на 2/3 содержит данные, необходимые, напри-мер, для прогнозирования. Практическому выполнению этой ключевойфункции препятствует дефицит показателей, который достигает 40%.Обратимся к анализу ситуации в Томской области, используя проект От-чета об исполнении областного бюджета за 2010 г.Характеризуя диспропорциональность в распределении налоговых до-ходов по уровням бюджетной системы на территории Томской области, сле-дует отметить довольно высокий уровень централизации: в федеральныйбюджет поступило 64,3% всех налогов, в областной - 27,2%, в местные бюд-жеты - 8,4% [12]. При этом собственные доходы областного бюджета состав-ляют 66,2%, безвозмездные поступления - соответственно 33.8% (поступле-ния от бюджетов другого уровня - 31,7%, поступления от государственнойкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - 2,1%). Анализ тер-риториальной структуры налоговых доходов областного бюджета, мобили-зуемых на территории муниципальных образований (19 муниципальных рай-онов и 1 ЗАТО), показывает, что, как и в предыдущие годы, налоговые дохо-ды в основном формировались на территории 4 муниципальных образованийи составили 90,25%.В силу существующей системы распределения налоговых доходов и не-достаточности источников финансирования утвержденных расходов в Том-ской области применяются традиционные источники финансирования дефи-цита бюджета: государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты и кре-диты, полученные от кредитных организаций. Отношение объема государст-венного долга Томской области к собственным доходам на 01.01.2010 г. со-ставило 35,8%, на 01.01.2011 г. - 30,8%. Снижение существенное. Этому спо-собствовала жесткая система экономии. Наибольшие расходы по обслужива-нию государственного долга в Томской области за 2006-2010 гг. были в2009 г. - 2,7%, в 2010 г. - уже 1,7%. Причиной столь существенного сниже-ния является замещение долговых инструментов с рыночной ставкой при-влеченными кредитами из федерального бюджета по ставке 1/4 ставки рефи-нансирования ЦБ РФ.Если ориентироваться на показатели доходов и расходов бюджета, егодотационность, то действительно можно говорить о низкой надежности Том-ской области и в настоящее время о позитивной динамике (по методике Цен-тра исследования региональной экономики), поскольку повышен рейтингкредитоспособности по международной шкале до «В+».Проведенный анализ позволяет еще раз подтвердить необходимость бо-лее глубоких исследований в области теоретического обоснования категорийстабильности и финансовой устойчивости регионов, кроме того, актуаль-ность вопросов разработки моделей оценки финансовой устойчивости регио-нов, а также вопросов разработки моделей оценки финансовой устойчивости.

Ключевые слова

устойчивость региональных финансов, взаимосвязь финансовой устойчивости с величиной валового регионального продукта, методики оценки финансовой устойчивости региона, риски финансовой безопасности, stability, regional finance, financial stability of the relationship with the magnitude of the gross regional product, methods of assessing the financial stability of the region, the risks of financial security

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шимширт Наталья ДмитриевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетзав. кафедрой экономики международного факультета управленияndshim@ich.tsu.ru, ndshim @yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Зенченко С.В.Анализ методов оценки финансового потенциала региона // Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Сер. «Экономика». 2008. № 8. URL: http/vvww.ncstu.ru
Корчагин Ю.Д. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения. Воронеж: ЦРЭИ, 2007.
Хакен Г. Самоорганизующееся общество. URL: http:/ /spkurdyumov. narod.ru
О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента РФ от 24.04.1996 г. № 608// КонсультантПлюс.
Нелюбова Н.Н. Финансовая устойчивость бюджетной системы Волгоградской области // Финансы. 2007. № 5.
Гаскаров А.Р. Финансовая устойчивость экономики региона - субъекта Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования. М.: ИЭ РАН, 2005.
Эксперт РА: финансовая устойчивость снизилась в 90% регионов. URL: http:// rosfincom. ru/ analytics/537489.html
Центр исследования региональной экономики. URL: http/www.raexpert.ru/rankingtable/
Печаткин В.В., Перфилов В.А. Финансовая устойчивость как ключевой элемент конкурентоспособности регионов / Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук. URL: http://iseiiii.communiryhost.ru/thread/ ?thre
Perroux F. Maltinational Investments and the Analysis of Development and Integration Poles // Economies and societies.1973. № 5-6.
Популизм и бюджеты регионов РФ. URL: http://yvww.rg.ru/2010/ll/23foyudget.html
Проект Отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год // Материалы Департамента финансов Томской области.
 Анализ теоретических аспектов финансовой устойчивости регионов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Анализ теоретических аспектов финансовой устойчивости регионов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия