Принципы саморегулирования и модернизация образовательных программ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Принципы саморегулирования и модернизация образовательных программ

Рассматриваются проблемы современной системы высшего образования. Исследуются исторические причины их формирования. На практическом материале анализируется влияние проблем высшей школы на вопросы трудоустройства выпускников. Обсуждаются возможности концепции саморегулирования в их решении.

Principles of self-regulation and modernisation of educational programs.pdf Концепция саморегулирования, роли и места его принципов в системемеханизмов «настройки» рынков и создания условий для устойчивого эконо-мического развития в последнее время привлекает повышенный интерес. Вполной мере она применима и к образовательной сфере.С идеей энциклопедии с ее алфавитной классификацией и определениямичерез цепочку наиболее общих понятий (XVIII в.) связывается завершениепроцесса формирования классической концепции знания и образовательногопроцесса. В России и других бывших республиках СССР данная концепцияобразования до настоящего времени является доминирующей и оказываетрешающее влияние на организацию учебного процесса в высшей школе.Термин «гуманитарный» возник и получил распространение в XVII-XVIII вв. Он использовался, когда речь шла об образованном человеке, обла-дающем обширными познаниями почти во всех сферах человеческой дея-тельности. Стать таковым, как предполагалось, можно было, изучая класси-ческие языки и «семь свободных искусств»: грамматику, риторику, диалек-тику (trivium), арифметику, геометрию, астрономию, музыку (quadrivium).Понятия «тривий» (лат. trivium - трехдорожье, перекресток трех дорог) и«квадривий» (лат. quadrivium - четырехдорожье) иллюстрируют основныечерты господствовавшей в данный период концепции знания и образователь-ного процесса с большой точностью.В основе классического подхода к образованию лежали следующие по-ложения:- среди множества предметов и тем для размышлений можно выделитьгруппу основных, рассуждая о них, мы то и дело вынуждены будем обра-щаться к ключевым понятиям и концепциям («понятия-перекрестки», по оп-ределению Б. Мильерона);- если непосвященному цель образования видится в изучении «свобод-ных искусств» и классических языков, то глубинный смысл образования за-ключается в овладении ключевыми темами, понятиями и связями между ни-ми.Образ сети, состоящей из узлов - «ключевых понятий-перекрестков» исвязывающих их «нитей-дорог», являлся удобной аналогией классическойконцепции образовательного процесса.Гуманитарное образование, таким образом, призвано было дать учащему-ся систему упорядоченных друг относительно друга понятий. Это позволяловыпускнику в будущем сравнительно легко овладевать неизвестными ранеепонятиями. Столкнувшись с новыми идеей, явлением, достаточно было пу-тем логического анализа связать их с одним из «понятий-перекрестков». Такотыскивалось место новой идеи, нового явления в «системе координат» клю-чевых понятий.Однако в настоящее время происходит закат мышления Нового времени.Об этом свидетельствует отказ университетов от поиска истины в пользуполезности и эффективности. Следствия, вытекающие из данного тезиса,формируют общемировые тенденции, которые наблюдаются повсеместно:- производство знаний все чаще ограничивается ситуациями, когда зара-нее известно, что они востребованы и эффективны;- снижается уровень и объем исследований в других областях (нередкоэто гуманитарное знание);- производство знаний, которое традиционно было сосредоточено в уни-верситетах, смещается в исследовательские лаборатории при компаниях, ге-нерирующих специфическое знание - ориентированное на решение приклад-ных проблем.Изменения в производстве знаний влекут изменения в системе образова-ния:- все больший упор делается на прикладные дисциплины (это определя-ет спрос на специалистов в области экономики, права и т.д.);- растет убеждение, что университеты должны прививать студентампрактические навыки, которые сделают их более эффективными, производи-тельными и более конкурентоспособными работниками.Насколько выпускники соответствуют требованиям работодателей? От-вет на этот вопрос позволяет понять адекватность уровня бизнес-образованияновым вызовам.Кто они - студенты бизнес-школ?Анализ анкет учащихсяОб уровне материального достатка, помимо того что многие сами платятза учебу, говорит то, что 43,9% учащихся ВШБ имеют автомобиль в семье, изних 26,5% сами водят. У 42,7% есть загранпаспорт, учитывая, что российскоегражданство имеют практически все (99,8%).Что предлагает рынок труда для этой категории претендентов на рабочееместо?Опыт функционирования службы трудоустройства студентов и выпуск-ников Высшей школы бизнеса в организации - клиенты «Газпромбанка» по-казал, что наиболее востребованными являются специалисты следующихпрофессий: менеджеры по продажам - 17,3% от всех заявок работодателей;экономисты - 13,5%; бухгалтеры - 11,5%; главные бухгалтеры - 7,8%; ме-неджеры - 5,8%; аудиторы - 5,8%. Доля заявок на должности руководителейразличного уровня от общего числа заявок, поданных работодателями, со-ставляет 25%.В 44% случаев в качестве обязательного условия выдвигается наличие упретендента на вакантное место профессионального опыта, в 58% - владениекомпьютером.Чего хотят от будущей работы учащиеся ВШБ?Основная их доля хотела бы работать в банковской сфере. Отметим, чтосреди предложений работодателей доля таких вакансий составляет лишь 2%.Среднюю зарплату, на которую ориентируются студены ВШБ при поискеработы, работодатели готовы предложить лишь высококвалифицированнымспециалистам и руководителям подразделений с высоким уровнем практиче-ских навыков.Завышенными с точки зрения рынка являются и представления студентовВШБ об уровне заработной платы, на которую они могут рассчитывать поконкретным специальностям. Так, средняя заработная плата, на которую рас-считывают студенты ВШБ, выше предлагаемой работодателями по должно-стям: экономиста - в 1,77 раза; менеджера по продажам - в 2,75 раза; менед-жера - в 1,32 раза, главного бухгалтера - в 1,16 раза, бухгалтера - в 1,06 раза,руководителя подразделения - в 1,8 раза.Среди качеств, которыми должен обладать претендент на рабочее место,по мнению работодателей, ведущими являются коммуникабельностьпрактик. Сложны для них и вопросы трудоустройства выпускников. Все этосвидетельствует о том, что вуз должен брать на себя только те полномочия,которые не в состоянии выполнить общественные институты и органы само-регулирования. Это позволит вовлечь участников рынка в решение проблемыобеспечения квалифицированным персоналом, проблемы, напрямую затраги-вающей их интересы.

Ключевые слова

гуманитарный, трудоустройство, рынок труда, саморегулирование, humanitarian, employment, a labour market, self-regulation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каз Михаил СеменовичНациональный исследовательский Томский государственный университетпрофессор, доктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаmisk@mail2000.ru
Всего: 1

Ссылки

 Принципы саморегулирования и модернизация образовательных программ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Принципы саморегулирования и модернизация образовательных программ | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия