«Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

«Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты

Показано, что «зеленая» экономика - это новый глобальный курс инновационного антикризисного развития для мировой экономики. Новый курс предполагает реальные улучшения в сфере устойчивого благосостояния людей. Он направлен на строительство новейшей инфраструктуры и повышение комфортности проживания, предполагает массовое воспроизводство высокооплачиваемых рабочих мест, способствует переходу к новым принципам финансирования и налогообложения, революционизирует образование и науку. Проведен анализ «зеленых» инновационных стратегий различных стран мира. Обоснована необходимость для России «зеленого» развития путем повышения качества государственных институтов и переориентации финансовых потоков.

«Green» economy as a new course of development: global and regional аspects.pdf Мировая экономика, пытаясь преодолеть финансовый кризис 2008-2009 гг. (так называемый «кризис создания воображаемых богатств и нера-ционального использования денежных средств»), по-прежнему находится взоне неопределенности по поводу дальнейшего вектора развития. Ситуациюусугубляет целый спектр синергетически усиливающих друг друга явленийкак антропогенного, так и сугубо экономического характера (универсальныйпринцип «кумулятивной причинности» по Т. Веблену): изменение климата;рост цен на базовые продовольственные товары; повсеместное ухудшениебиоразнообразия и поставок экосистемных услуг; падение доступности вод-ных ресурсов; рост количества техногенных аварий; неэффективное исполь-зование массированных вливаний в мировую финансовую систему ликвид-ных средств; нарастание приватизации доходов и социализации затрат и рис-ков и т.д. Все это осложняет и обостряет насущные социальные проблемы иведет к дальнейшему сокращение рабочих мест, нарушению трудовых стан-дартов, незащищенности и бедности, а это дает новый виток давления наприроду. Что еще раз подтверждает - экономика лишь часть сложной при-родно-социальной системы, компоненты которой взаимосвязанно, но не все-гда предсказуемо эволюционируют.Несмотря на все успехи и достижения, сегодня все еще требуется такоеколичество ресурсов, которое выходит за пределы возможностей нашей пла-неты. Согласно отчету Всемирного фонда природы за 2010 г. [1] индекс жи-вой планеты (оценивает состояние биоразнообразия) показывает падение на30% по сравнению с 1970 г., а экологический след человечества (потребностьчеловека в природных ресурсах) с 1966 г., напротив, увеличился почти в двараза. Если наши требования к планете продолжат возрастать в том же темпе,к 2030 г. нам понадобится эквивалент двух планет для поддержания прежне-го образа жизни, а к 2050 г. - 2,8 планеты. Оказалось, что по мере роста на-циональных доходов (согласно правилу Кузнеца) отдельные показатели ре-зультативности экологической деятельности в стране могут и улучшаться, ноэкологическая эффективность и устойчивость при этом зачастую продолжа-ют испытывать падение [2].Очевидно, необходимы принципиально новые шаги, переход на такуюконцепцию развития, которая позволит решать социальные, финансовые, то-пливные и климатические проблемы комплексно и добиваться не только ко-личественного роста, но и существенных качественных и реальных улучше-ний.Теория общественного благосостояния, основные идеи которой былисформулированы в 20-е гг. XX в. (Р. Парето, А. Пигу), опираясь на ценност-ные критерии, показала, что можно добиться всеобщего благоденствия черезмеханизмы перераспределения доходов и учета «внешних эффектов». Этопотребует государственного вмешательства, рациональной налоговой и бюд-жетной политики, но в условиях кризиса нужны были более решительныеантикризисные программы.В разгар Великой депрессии 30-х гг. прошлого столетия (многие исследо-ватели усматривают аналогию с ней в современной ситуации) президентСША Ф.Д. Рузвельт провозгласил Новый курс, получивший известность как«Новый курс для забытого человека», включающий программы, нацеленныена увеличение потребления и инвестирование, создание новых рабочих мести обеспечение социальной защиты, на реформирование налоговой системы истимулирование экономики [3]. Этот пакет мер предусматривал опережаю-щее проведение важнейших институциональных преобразований (законГласса-Стигалла, закон о возрождении промышленности, закон о страхова-нии по безработице и др.) и создание новой эффективной политики управле-ния, благодаря чему была полностью модернизирована инфраструктураСША. Антикризисные меры были теоретически осмыслены английским эко-номистом Дж.М. Кейнсом, взгляды которого вошли в историю экономиче-ской науки под названием «кейнсианская революция», но вмешательство го-сударства обходится налогоплательщикам очень дорого, а займы ведут к воз-растанию государственного долга и платежей по ним.Институциональная теория в ее классическом варианте лишь объясняласложившееся положение вещей, но не давала рекомендаций по преодолениюконсервативных правил и привычек, мешающих продвижению вперед.Теория пределов роста, согласно которой при сохранении современныхтенденций роста и загрязнения окружающей среды возможна глобальная ка-тастрофа, призывая к «нулевому росту» и отказу от строительства новыхпредприятий, практически не учитывает поступательного характера научно-технического прогресса.Но благодаря этим и ряду других теорий экологические ограничения впоследней четверти XX в. стали всерьез приниматься во внимание учеными иразработчиками государственных программ. Были проведены дополнитель-ные фундаментальные исследования (Х. Хендерсон, Л. Браун, Р. Мюррей,К. Галлахер, Р. Раст, Е. Мухлеггер, Л. Маргулис, Д. Кортен, Б. Фаллер,Х. Дэли, П. Хоукен и др.), показавшие необходимость изменения принциповхозяйствования. Вслед за учеными авторитетные международные организа-ции и отдельные политики приняли ряд программных документов и деклара-ций, призывающих сделать научные рекомендации устойчивого развитияповседневной практикой. Примеры тому - Доклад Всемирной комиссии ООНпо окружающей среде 1987 г.; Повестка дня на 21 век, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 г.; Декларация тысячелетия 2000 г.; Йоханнесбургский планвыполнения решений 2002 г.; Решения Экономической и Социальной комис-сии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) 2005 г.; План «20-20-20» Брюссель-ского энергетическо-климатического саммита ЕС 2008 г.; Парижская декла-рация об экологически чистом росте 2009 г.; Программа ООН по окружаю-щей среде (ЮНЕП) 2009 г. - все они направлены на поддержку националь-ных и региональных инициатив по повышению эффективности и устойчиво-сти использования ресурсов и производственных процессов [4, 5, 6, 7]. Но,несмотря на всю важность и информативность, перечисленные инициативыносят декларативный и рекомендательный характер, зачастую не подкреп-ленный соответствующим финансированием.Многие страны, испытавшие в условиях современного кризиса спад имассовую потерю рабочих мест, занялись более активным поиском новыхмоделей дальнейшего развития. В качестве такой кардинальной модели былапредложена модель «зеленой» экономики, т.е. такой экономической системы,которая направлена на рост благосостояния общества и социальных гарантийи одновременное уменьшение экологических рисков и дефицитов [4, 8, 9, 10].По мнению М. Кеннет, только «зеленая» экономика способна стабилизиро-вать экономические системы и сбалансировать интересы человека, природы иэффективного использования ресурсов.Так, 40-й Всемирный экономический форум 2010 г., проходивший в Да-восе под лозунгом «Улучшить состояние планеты: переосмыслить, перепла-нировать, перестроить мир», объявил новый глобальный курс на «зеленую»экономику 1 Tf0(термин заменил ранее существовавшее понятие «устойчивое раз-витие») как единственный путь дальнейшего развития. Интегрируя много-численные аналитические и программные предложения, ЮНЕП также объя-вило о том, что грядущее десятилетие (2010-2020 гг.) будет десятилетием«зеленой» экономики. Вопросы перехода к «зеленой» экономике и искорене-ния нищеты будут обсуждаться и на трехдневной Конференции ООН по ус-тойчивому развитию в 2012 г., которая будет называться «Рио+20» в связи сгодовщиной Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.Поддерживаемая ученым сообществом, международными организациями,правительствами, повсеместно ужесточающимися экологическими и техно-логическими стандартами, инвестициями в соответствующие секторы и ин-фраструктуру, инновационным бизнесом и требованиями потребителей, кон-цепция «зеленой» экономики становится тем «новым» курсом, который спо-собен преодолеть кризис.По аналогии с курсом Рузвельта глобально скоординированный крупно-масштабный всеобъемлющий пакет стимулирующих мер для оживления ми-ровой экономики и закладывания фундамента для будущего экономическогопроцветания и благополучия был назван новым «зеленым» курсом. Но есликурс Рузвельта был курсом экономического роста (нацелен на укреплениеколичественных индикаторов), то новый «зеленый» курс имеет иные акцен-ты - это преимущественно курс устойчивого экономического развития (росткачественных индикаторов). К тому же курс Ф. Рузвельта отличался эмпи-ричностью и внедрялся в режиме «ручного» управления. В отличие от него,как уже указывалось выше, концепция «зеленой» экономики имеет глубокиеполитэкономические корни: она творчески интегрирует идеи теории благо-состояния и их современный вариант - теории экономического роста и каче-ства жизни, теорию Больших циклов Кондратьева, теорию пределов эконо-мического роста, теорию инновационного развития, институционально-экономическую теорию.Сейчас для перехода на новый курс развития возникли благоприятныевозможности: старая традиционная система дает сбои, поэтому новым идеями решениям проще проложить дорогу. Стало очевидным, что громадныебюджетные ресурсы в рамках традиционной экономики растрачиваются не-рационально, и это столь же недопустимо, как и хищническое истреблениеокружающей среды, а поскольку на наших глазах перестраивается структурарегулирования финансовой системы, затраты проще будет скоординировать.Время неспешного перехода к «зеленой» экономике прошло - сегодня вответ на последствия кризиса и в связи с потерей рабочих мест и необходи-мостью смягчения климатических изменений требуется быстрый планетар-ный переход к «зеленой» экономике. Цели ее весьма амбициозны, она спо-собна обеспечить синергизм между тремя основными уровнями развития -экономическим ростом, социальным благополучием и охраной окружающейсреды и здоровья людей. Следствием будут восстановление пострадавшей откризиса экономики, создание новых производительных рабочих мест,уменьшение крайних форм бедности, сведение к минимуму зависимости отуглерода и предотвращение дальнейшего разрушения экосистем.Обновленный курс «зеленого» развития - это универсальный курс, но онможет иметь специфические черты, учитывающие конкретные различия вприродных, людских и экономических ресурсах стран. В целом усилия раз-витых стран могут быть направлены в первую очередь на землепользование иурбанистическую политику и строительство экогородов, на повышение энер-гоэффективности зданий, на инвестиции в устойчивые транспортные средст-ва и возобновляемые источники энергии. Развивающиеся страны, преждевсего, должны инвестировать в сельскохозяйственное производство, в укре-пление систем управления водными ресурсами и в санитарию, так как этиинвестиции имеют огромное социальное значение, в распространение и при-менение автономных энергетических установок. Но есть и общие тенденцииэкономического развития без ущерба для окружающей среды: это переобору-дование зданий, возобновляемая энергия, чистый транспорт, обеспечениепотребностей в чистой воде, строительство новой промышленной и инфор-мационной инфраструктуры. Поскольку успешный переход к модели «зеле-ной» экономики в конечном итоге зависит от технологических новшеств, тоименно у частных фирм и корпораций есть окончательные технические ре-шения в отношении «зеленого» производства, экоэффективности и экономи-ческого роста. Многие фирмы возглавляют экоиндустрию и стремятся вос-пользоваться усилением спроса потребителей на товары улучшенного эколо-гического качества.Для финансирования проектов «зеленой» экономики потребуется госу-дарственная помощь: налоговые стимулы, ужесточение технических регла-ментов, кредиты на научно-исследовательские работы, демонстрационныепроекты, а также «озеленение» государственной инфраструктуры. Это по-служит катализатором для беспрецедентного глобального «зеленого» курса,направляющего в этот сектор капиталы, технологии и рабочую силу. Сель-ское население также представляет собой коммерчески выгодный рынок длямелкомасштабных технологий «чистой» энергетики.Понимание тесной взаимосвязи между экологией, экономикой и социаль-ными проблемами постепенно становится всеобщим: не вызывает сомнений,что занятость, зарплаты, сбережения и инвестиции должны расти, а загрязне-ния, отходы и безработица - сокращаться. Для преодоления нынешнего кри-зиса в мировой экономике ученые рекомендуют правительствам ведущихстран принять неотложные и эффективные меры по стимулированию инве-стиций в инновационные экотехнологии и продукты, повернув обильные по-токи денег в реальную экономику вместо надувания пузырей на фондовыхбиржах.С учетом избыточного производственного потенциала и усиливающегосятехнического прогресса объем выпускаемой продукции может быть увеличенне только без повторного использования рабочей силы, но и с ее заметнымсокращением. Падение спроса на традиционные товары, а также продол-жающееся массированное внедрение инновационных автоматизированныхпроизводственных линий ведет к сворачиванию рабочих мест. Дефицит но-вых рабочих мест делает перспективы тех, кто находится в поиске работы,призрачными. Такой запретительный барьер, как безработица и, как следст-вие, нагнетание социальной напряженности и конфликтов, стоит на пути са-мих инноваций. Искусственная, «иждивенческая» занятость (когда отсутст-вует производительный и осмысленный труд) лишь на время отодвигает ост-роту проблемы. А это не может не вызывать беспокойства.Провозглашенный новый курс на восстановление экономики на «зеле-ной» основе необходим не только для предотвращения наихудших последст-вий чрезмерного использования природных ресурсов, истощения экосистем иизменения климата, но и для создания и закрепления широкого спектра вы-сокооплачиваемых инновационных рабочих мест. Ведь настоящим призна-ком экономической стабильности страны и одним из важнейших макроэко-номических показателей является занятость. К сожалению, продолжающую-ся потерю рабочих мест преодолеть не удается. Несмотря на беспрецедент-ные меры, принимаемые правительствами для выхода из кризиса, официаль-ная безработица в 2009 г. достигла рекордного уровня в 212 млн человек, ихотя по итогам 2010 г. она уменьшилась до 205 млн человек, докризисногоуровня достичь не удается. Вместе с тем для поддержания экономическогороста и развития необходимы решительные меры по созданию и сохранениюрабочих мест и доходов людей. Сможет ли «зеленая» экономика вместитьвсех желающих? По мнению экспертов, к 2030 г. около 20 млн только «пря-мых» рабочих мест будет создано на экологически чистых предприятиях.Это, конечно, весьма заниженная цифра - без учета мультипликатора занято-сти и кластеризации «зеленых» процессов в экономике, так что можно вестиречь о сотнях миллионов потенциальных «зеленых» рабочих мест. В пользуэтого свидетельствуют следующие факторы:1. Направление инвестиций на развитие ресурсоэффективной и экологи-чески чистой промышленности, достижение устойчивой энергобезопасности,создание новой промышленной инфраструктуры с низким уровнем выбросови обеспечение охраны окружающей среды имеет высокий потенциал заня-тости.2. Инвестиции должны направляться не в старые, загрязняющие отрасликраткосрочной экономики вчерашнего дня, а в новые «зеленые» отрасли эко-номики, которые займутся решением насущных проблем. В связи с чем сфераобразования не только должна активно проводить «зеленые» фундаменталь-ные и прикладные исследования, но и обеспечивать массовую подготовку ипереподготовку специалистов «зеленых» профессий. Особенно востребован-ным окажется экономическое образование и переобучение, ведь «зеленые»программы развития, «зеленые» инвестиции, экоинновации, «зеленые» осно-вы кредитования, «зеленый» бухучет, «зеленый» маркетинг, новые принципыналогообложения и финансирования - это то, с чем будет вынужденно стал-киваться современный специалист на протяжении своей деятельности.3. Для людей со средней квалификацией ремонтно-восстановительныеработы традиционных водопроводных систем - еще один источник созданиярабочих мест. Аналогичным образом инвестиции в устойчивое ведение лес-ного хозяйства могут позволить создать десятки миллионов новых рабочихмест.4. Огромны перспективы развития экологического туризма.5. Строительная сфера нового поколения способна вместить миллионылюдей. Строятся первые экогорода, спроектированные так, чтобы создатькомфортные условия проживания и сократить вредное воздействие на приро-ду. Но и в традиционных городах и поселениях нужно создание энергоэф-фективных и ресурсоэффективных зданий с нулевыми выбросами, набираетпопулярность «зеленая» модернизация квартир, что оживит строительныйсектор.6. Появится энергоэффективный транспорт с низкими выбросами (гибри-дизация и электрификация автопарка уже начаты). Увеличение производстватранспортных средств с малым выбросом позволит создать миллионы новыхрабочих мест в мире. Кроме того, можно создать несколько десятков мил-лионов сопутствующих рабочих мест в разных странах мира в таких облас-тях, как очистка и поставка топлива, продажа, ремонт и утилизация автомо-билей. Инвестиции в экологически чистый и эффективный общественныйгородской транспорт также содействуют вторичной занятости. Например,фирма «Форд мотор» недавно объявила, что ей нужны тысячи инженеров,имеющих квалификацию в области производства мощных аккумуляторныхбатарей, используемых в электромобилях.7. Идет активное использование новых отраслей, включая мультимедий-ные развлечения, которые приносят доходы, создают рабочие места и рын-ки без ущерба для окружающей среды. Например, применение компьютернойграфики в кино и на испытательных стендах экономит ресурсы.8. Для разработки «зеленых» продуктов, оборудования и услуг потребу-ется проведение НИОКР, возрастет инновационная активность, начнутсямасштабные проектные и экспертные работы, усилится научный контроль засоблюдением ужесточающихся экологических стандартов.Для перехода к «зеленой» экономике предлагаются разнообразные ры-ночные программно-экономические инструменты. Например, такие механиз-мы, как трансфер экотехнологий из более развитых стран в менее развитые;политика государственных закупок, которая поощряет производство эколо-гичной продукции; рост государственных инвестиций в соответствующуюпринципам устойчивого развития инфраструктуру (включая общественныйтранспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффек-тивных зданий) и природный капитал; целевая государственная поддержкаисследований и разработок, связанных с созданием экологически чистыхтехнологий и т.д. В рамках реализации «зеленого» развития проводятся нало-гово-бюджетные реформы, упраздняются экологически опасные и вводятсяэкологически дружественные субсидии, расширяется практика природо-охранных государственных закупок, устраняются торговые барьеры на путиэкологически безупречных товаров и услуг [11]. Среди иных мер содействиястроительству «зеленого» экономического будущего называют: экономиче-ские исследования, поддерживающие переход; привлечение национальных иместных административных органов, предприятий, общественности; образо-вание и подготовку персонала для заполнения «зеленых» рабочих мест; со-вершенствование системы учета природных ресурсовляемой страной и 35% - тепла. Президент США Барак Обама объявил о сво-ем плане инвестиций в развитие экологически чистых видов технологий наследующие 10 лет, чтобы не только улучшить экологическую ситуацию, но исоздать до 5 млн рабочих мест.Республика Корея, избравшая концепцию «зеленого» роста в качественациональной стратегии, основное внимание уделяет «зеленой» промыш-ленности, энергетике и инвестициям, «зеленым» видам транспорта, альтерна-тивным источникам пресной воды, технологиям переработки отходов, разви-тию парков, обустройству рек в черте города. Различные проекты, которыеминистерства осуществляли самостоятельно, были объединены в единый па-кет, чтобы избежать бюджетных расходов на второстепенные цели.Практически все страны ЕС разработали новые «зеленые» меры в сфереэнергетики, развития общественного транспорта и инфраструктуры, строи-тельства экогородов, а также разработки систем утилизации автомобилей. ВЕС недавно приняты стандарты на автомобильные выхлопы Евро-5 и ужеготовится введение новых Евро-6. Выделяются многомиллионные субсидиипокупателям на приобретение электромобилей. Великобритания принялаэкономику «зеленых» технологий в качестве стратегии своего национальногоразвития и недавно обнародовала свои «зеленые» проекты, нацеленные насоздание 100 тыс. новых рабочих мест.Япония планирует расширить объем рынка экологических технологий к2015 г. с целью увеличения рынка занятости на 2,2 млн рабочих мест. Ключе-вым фактором стали передовые технологии, социальные механизмы и тра-диции, гармонирующие с окружающей средой.В Китае планируется к 2020 г. получать 15% (сейчас 9%) электроэнергиииз возобновляемых источников, а углеродоемкость экономики снизить на45%. Однако зарубежные ученые-эксперты не разделяют оптимизма своихкитайских коллег. Они пришли к выводу, что рост выбросов в Китае будетпродолжаться до 2020 г., а уменьшение начнется лишь около 2030 г. Такойвывод усугубляется тенденциямины конкретные показатели объема производства и потребления электриче-ской энергии с использованием возобновляемых источников - к 2020 г. ихдоля должна вырасти до 4,5%. В марте 2011 г. в Москве проведена Междуна-родная конференция «Зеленая экономика как приоритет современной Рос-сии», с такими вопросами для обсуждения, как «экологичный автопром»,«экологичное будущее нефтегазовой отрасли России», «разработка экологи-чески чистых технологий в металлургии» и многими другими. Также соглас-но недавним правительственным инициативам экологические критерии будутвключены в оценку работы губернаторов. Как видим, внешне ситуация с «зе-леным» ростом России выглядит вполне благополучно: осознание его необ-ходимости есть, меры, хотя и с отставанием, принимаются, но велика опас-ность, что вся эта активность останется «бумажной».На деле, во-первых, просматривается нежелание финансировать природо-охранную сферу; во-вторых, отсутствует комплексность проводимых меро-приятий; в-третьих, природоохранные институты вводятся с существеннымзапаздыванием по сравнению с другими странами, а контроль за уже введен-ными правилами ослаблен, что делает все перечисленные заявления лишьполитической риторикой. Например, Россия отстает от принятого ею графикапо переходу к соответствующим стандартам автомобильного топлива (Евро-4с 1.01.10 г. и Евро-5 с 1.01.2014 г.), так как ее нефтеперерабатывающие заво-ды не имеют соответствующих мощностей и технологий. В итоге все ещедействует стандарт Евро-3, а многие регионы вновь стихийно перешли натопливо стандарта Евро-2. Гринпис и Международный фонд дикой природыРоссии с возмущением отмечают в СМИ, что ради строительства олимпий-ских объектов идет разрушение уникальных природных комплексов Сочин-ского национального парка, многие инновационные программы совершеннооторваны от потребностей «зеленого» развития, «зеленое» переоборудованиегородов даже не начато и т.д.Со стороны экономистов, советников и экспертов раздаются разновектия страны и ее регионов, диверсифицирует структуру производства, обеспе-чит необходимые рабочие места, в конечном итоге сделает востребованнымите же цифровые технологии, например по удаленному управлению городскойинфраструктурой и т.д. Для этого в России создалась благоприятная обста-новка: есть политическая воля (хотя пока лишь декларируемая), имеютсяэкономические предпосылки (спрос на экологически чистые товары и услугирастет), в наличии социокультурные импульсы (люди становятся все болеепридирчивыми к наличию экологических благ), отмечены технологическиепрорывы (по экоинновациям отечественная наука идет в ногу со временем -одно из немногих направлений, где мы почти не отстаем). Для реализации«зеленого» курса нужно повышение качества государственных институтов(недостаточно вводить те или иные правила, необходимо создавать условиядля их реализации) и массовая переориентация бюджетных потоков на раз-витие ключевых отраслей.Томская область как регион инноваций активно развивает «зеленые» тех-нологии, но изобретения и открытия томских ученых почти не находят при-менения на местном уровне, что ведет пока к активной утечке «сырых» раз-работок.Возникает вопрос: останется ли «зеленая» экономика лишь идеей, оче-редным несбыточным проектом? Обнадеживает то, что управленческие ме-гатренды получены, движение в этом направлении уже началось, остановитьего невозможно, ведь именно экотехнологические регламенты и требованияпризнаны одним из основных двигателей современного развития. «Зеленая»экономика - это экономика завтрашнего дня, и именно она должна статьдвижущей силой экономического развития XXI столетия.

Ключевые слова

«зеленая» экономика, инновационный антикризисный курс, рост благосостояния, воспроизводство качественных рабочих мест, создание новейшей инфраструктуры, эффективность государственных институтов, «green» economy, innovation antirecessionary course, welfare, reproduction quality job, creation date infrastructure, effective state institutions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Захарова Татьяна ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультетаztv@t-sk.ru
Всего: 1

Ссылки

Живая планета. Living Planet Report [Электронный ресурс]: Биоразнообразие, биоемкость и развитие. Гл. 3: Зеленая экономика / Доклад Всемирного фонда природы о Живой планете. 2010. 10 с. URL: http://www.wwf.ru/recources/publ/book/436 (дата обращения: 10.01
Глобальный «зеленый» новый курс [Электронный ресурс]: Доклад ЮНЕП. 2009, март. Издано Программой ООН по окружающей среде в рамках Инициативы по «зеленой» экономике. 2009. 42 с. URL: http://www.unep.org/greeneconomy/portals/30/docs/GGND-polisy-brief_ RUSSI
Смирнов А.В. Ф.Д. Рузвельт: Новый курс и борьба с Великой депрессией. [Электронный ресурс]: 30.04.2007. 2009. 7 с. URL: http://www.finansy.ru/publ/macro/004smirnov (дата обращения: 07.02.2011).
«Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций» [Электронный ресурс]: Принята 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция № A/RES/52/2). 2000. 7 с. URL: http://www.un.org/ru/ documents/ decl-conv / declarations / summitdecl.shtml (д
Обеспечение экологически устойчивого экономического роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Электронный ресурс]: Экономический и социальный совет ООН. Конференция министров по окружающей среде и развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2005 год. Сеул, 2
Форум по вопросам промышленного развития [Электронный ресурс]: Технический документ, подготовленный Секретариатом UNIDO / Генеральная конференция. Тринадцатая сессия. Вена, 7-11 декабря 2009 года. 14 с. URL: http:||www.unido.org (дата обращения: 01.03.201
Окружающая среда в многосторонней системе: «зеленая экономика» [Электронный ресурс]: ООН. / Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров. Бали, Индонезия, 24-26 февраля 2010 года. 23 с. 11-я специальная сессия Совета управляющих. URL: UNEP/ GC
Мюррей Р. Цель - Zero Waste: Пер. с англ. М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. 232 с.
Kennet M. What Green Economics? An age of global transformation - An Age of Green Economics [Электронный ресурс]: 2010. 12 с. URL: http.// www.greeneconomics. org.uk (дата обращения: 20.02.2011).
«Зеленая экономика» - новый вектор устойчивого развития? // Мосты между торгов- лей и устойчивым развитием. 2010. Вып. 5 (июль-август). С. 17-18.
Пискулова Н. Развитие мировой экономики: экологический вектор // МэиМО. 2010. № 12. С. 28-37.
Яблоков А. Экологический прогноз на 2011 год для России [Электронный ресурс]: Блог А. Яблокова на «Эхо Москвы» от 07.01.2011. URL: http: www.echo.msk.ru (дата обращения: 13.03.2011).
Гончар К. Инновационное поведение промышленности: разрабатывать нельзя заимствовать // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 125-141.
Ивантер В.В. Трудосбережение как приоритет // Экономист. 2011. № 1. С. 3-10.
Иноземцев В.Л. Будущее России - в новой индустриализации // Экономист. 2010. № 11. С. 3-15.
 «Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

«Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспекты | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия