Производительность труда как фундамент роста экономики России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Производительность труда как фундамент роста экономики России

Рассматривается проблема низкой производительности труда в российской экономике в сравнении с развитыми странами. Анализируются причины низкой эффективности экономики России. Рассматриваются пути и возможности повышения производительности. Делается вывод о направлениях государственной политики по повышению производительности труда. Анализируются факторы повышения эффективности бизнеса.

Labor productivity as the base of economical growth of Russia.pdf Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис поставил под сомне-ние устойчивость достижений российской экономики последних десяти лет.В условиях нестабильности мировой экономики становится ясно, что задачаповышения производительности - уже не желательное, а необходимое усло-вие обеспечения дальнейшего экономического роста российской экономики:страна должна научиться эффективнее распоряжаться своими трудовыми ре-сурсами и капиталом. В этой связи нужна новая парадигма роста, основаннаяна высокой эффективности главных факторов производства.Как показывают многочисленные исследования, увеличение производи-тельности труда и капитала - важнейший фактор устойчивого экономическо-го роста и благосостояния страны. По сути, каждый раз, когда компания под-нимает производительность, она создает дополнительную стоимость, кото-рую в дальнейшем можно распределить между потребителями (в виде про-дуктов лучшего качества или более низких цен), сотрудниками (в виде болеевысоких зарплат) или инвесторами (в виде прибыли для реинвестирования).Производительность труда в России за последние годы значительно вы-росла: она увеличивалась в среднем на 6% в год и обеспечила 2⁄3 приростаВВП на душу населения, главным образом за счет повышения загрузки мощ-ностей. За прошедшее десятилетие средняя величина производительностивыросла с 18% от уровня США до 26% в 2010 г. В отраслевом разрезе произ-водительность труда в России составляет от уровня США: 33% - в сталели-тейной промышленности, 31% - в розничной торговле, 23% - в розничномбанковском секторе, 21% - в жилищном строительстве и 15% - в электро-энергетике [1. С. 52].Основными причинами низкой производительности российской экономи-ки являются:1. Неэффективная организация труда. Данная проблема характерна длявсех без исключения секторов рынка. Ярким примером является низкая эф-фективность управления проектами и закупочной деятельностью, что приво-дит к тому, что стоимость капитального строительствадругих странах. Например, расходы на строительство угольной электростан-ции могут быть на 25-40% выше, чем в США и Европе, и в три раза выше,чем в Китае. Повышение эффективности проектной деятельности может вдостаточно короткие сроки обеспечить переоснащение изношенной инфра-структуры и производственных мощностей, что положительно отразится напроизводительности труда [2].2. Несоответствие трудового законодательства существующим потребно-стям экономики. Для обеспечения стремительного роста производительноститруда необходима подготовка большого количества специалистов высокогоуровня. Ввиду сложности и комплексности программ обучения государству ибизнесу необходимо инвестировать значительные средства в развитие про-фессиональных навыков сотрудников. Но подобные инвестиции по сущест-вующему законодательству РФ никак не защищены. Действующее трудовоезаконодательство никак не регламентирует контрактную систему, получив-шую широкое распространение в развитых странах. Сотрудник, прошедшийсколь угодно дорогое обучение, может в течение 14 дней уволиться с текуще-го места работы, а средства на его обучение будут потрачены впустую.3. Непрозрачное и избыточное регулирование. Многие административныепроцедуры в нашей стране зачастую чрезмерно усложнены и требуют многовремени, а их результаты непредсказуемы. Это ведет к коррупции и снижаетэффективность бизнеса, а в ряде отраслей создает неравные условия конку-ренции. Исследование Всемирного банка показало, что в России на получе-ние необходимых согласований при строительстве может уходить в два разабольше времени по сравнению с Китаем, в шесть раз - по сравнению со Шве-цией и более чем в 15 раз - по сравнению с США.Помимо прочего, рост производительности в России тормозят нормы истандарты, часто не учитывающие современные условия и технологии, мно-гие из которых действуют с 60-70-х гг. прошлого века. Характерный примертаких устаревших норм - стандарты проведения текущих и капитальных ре-монтных работ в электроэнергетике.4. Устаревшие мощности и методы производства. Возраст почти 40%российских тепловых электростанций превышает 40 лет, в то время как вСША таких электростанций 28%, в Японии - 12%, а в Китае - всего 3%. Бо-лее 16% жидкой стали в России выплавляется в устаревших мартеновскихпечах, где производительность труда более чем вдвое ниже, чем при кисло-родно-конвертерном производстве, и которые практически не используются вдругих странах [3].В розничной торговле доля современных форматов за последние годысущественно выросла, однако степень их распространенности в России по-прежнему невелика. На современные форматы приходится лишь около 35%продаж продовольственных товаров, тогда как в западных странах - более70%. Низкое проникновение современных форматов объясняет более поло-вины отставания в производительности сектора от уровня США.Еще один характерный пример - использование устаревших технологий врозничном банковском секторе. Проведение платежей в электронной формечерез банкоматы или Интернет требует примерно в 12 раз меньше трудоза-трат, чем совершение этих же операций в отделении банка. Тем не менее вРоссии две трети платежей производится в банковских отделениях, в то вре-мя как в Нидерландах - 10%, а в США - 7%, при том что время совершенияодной банковской операции в США в 5 раз ниже, чем в нашей стране [4].5. Фрагментарное использование комплексного подхода к планированиюразвития территорий. Несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФтребует, чтобы муниципальные образования имели утвержденные генераль-ные планы, в большинстве регионов они отсутствуют. Таким образом, отсут-ствует основа для координации работы различных участников процесса раз-вития территорий: государственных органов, компаний, работающих в сфережилищно-коммунального хозяйства, строительных и девелоперских фирм.Данный факт повышает риски девелоперских проектов и увеличивает время,необходимое для получения разрешений и согласований, в том числе связан-ных с изменением целевого назначения земельных участков.6. Дефицит профессиональных навыков. Россия отличается высокимуровнем грамотности и хорошим качеством технического образования, чтосоздает условия для развития качественных трудовых ресурсов. Тем не менеев исследовании McKinsey в 1999 г. было отмечено, что дефицит навыковуправления является вторым по значимости фактором, обусловливающимотставание России от США по уровню производительности. За последние 10лет ситуация значительно улучшилась, хотя дефицит квалифицированныхуправленческих кадров все еще сохраняется [5].7. Неразвитость финансовой системы. В период с 1998 по 2007 г. инве-стиции в основные фонды в России составляли лишь 19% ВВП, что меньше,чем в большинстве развитых и развивающихся стран.В конце 1990-х гг. в экономике было много свободных мощностей, но вдокризисные годы в некоторых отраслях начал ощущаться их дефицит. По-нимая это, правительство и частные компании запланировали ряд крупныхинвестиционных проектов. Однако из-за экономического кризиса от многихиз них пришлосьтурой и недостаточной интенсивностью конкуренции в основных отраслях, из-за чего вопросы повышения эффективности бизнеса отошли на второй план.Несмотря на поставленную президентом Д.А. Медведевым задачу модерниза-ции российской экономики, сохранение зависимости от мировых цен на сырье,высокой монополизации рынков наряду с высокой коррупционной составляю-щей едва ли способно обеспечить значительный рост эффективности.На примере строительного сектора наиболее хорошо видно, как отсутст-вие равных для всех участников рынка условий применения официальныхпроцедур и стандартов может исказить условия конкуренции. Ключевымифакторами успеха на практике оказываются привилегированный доступ кземельным участкам под застройку, своевременное получение согласованийи разрешений на подключение к инфраструктуре. В результате чего стои-мость девелоперских проектов оказывается зачастую выше, чем в развитыхстранах, при более низком качестве исполнения [7. C. 60-61].Задача повышения производительности российской экономики гораздоболее сложная и многогранная, чем может показаться на первый взгляд. Не-обходима разработка комплексного подхода, реализация которого можетбыть обеспечена лишь совместными усилиями государства, бизнеса и граж-дан. Задачи, пути и методы повышения эффективности государства и бизнесабудут различаться, поэтому далее будут рассмотрены отдельно меры повы-шения производительности как в государственном, так и в частном секторе.Ведущую роль на первоначальном этапе должно играть государство,обеспечив благоприятный инвестиционный климат для бизнеса и комфорт-ные условия проживания для граждан. Для повышения уровня производи-тельности государству необходимо решить следующие задачи:1. Стимулирование роста конкуренции путем устранения административ-ных барьеров. Формирование конкурентной среды и обеспечение равных ус-ловий конкуренции во всех отраслях должно стать для государственных ор-ганов приоритетной2. Реформа трудового законодательства. В первую очередь необходимовнести поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся контрактных взаимоот-ношений работодателей и сотрудников с целью защиты средств, вложенных впрофессиональное развитие кадров. Контрактная система с четко регламен-тированными правами и обязанностями сторон позволит значительно повы-сить объемы инвестиций, направленных на профессиональное обучение со-трудников, что впоследствии приведет к значительному росту эффективностигосударства и бизнеса.Кроме того, трудовое законодательство необходимо сделать более гиб-ким: стимулировать частичную занятость, работу по гибкому графику, зако-нодательно закрепить возможность создания удаленных рабочих мест.3. Повышение эффективности государственного сектора. По данным Рос-стата, в государственном секторе занято около 31,4% трудоспособного насе-ления. Данный показатель значительно выше, чем в большинстве развитыхстран: в США - 15%, в Германии - 11%, в Южной Корее - 6%. Эффектив-ность госкомпаний во многом является краеугольным камнем для роста про-изводительности экономики в целом ввиду уникальности оказываемых имиуслуг и монопольного положения на рынке [4].Измерить производительность в государственном секторе труднее, чем вчастном. Во-первых, с функциональной точки зрения он гораздо разнообраз-нее большинства отраслей. Во-вторых, в отличие от частного сектора, в госу-дарственном нет рыночных механизмов определения качества работы, что непозволяет измерить относительную ценность производимых товаров и ока-зываемых услуг. Несмотря на сложность измерения, в ряде исследований ус-тановлено, что государственный сектор по уровню производительностисильно отстает от частного. Так, по данным анализа Всемирного банка, про-изводительность труда в государственном секторе США традиционно росла втри раза медленнее, чем в частном [3].4. Внедрение комплексного подхода к планированию развития террито-рий. В первую очередь речь идет о создании и утверждении генеральныхпланов развития городов и регионов на основе единых стандартов, разрабо-танных в соответствии с передовой международной практикой. Это позволитсократить количество согласований и необходимое для их прохождения вре-мя, а также обеспечит более высокую скоординированность при реализациипроектов, в том числе в области развития инфраструктуры.Генеральные планы и схемы застройки должны предусматривать строи-тельство нового жилья в комплексе с объектами коммунальной и социальнойинфраструктуры и с созданием новых рабочих мест, а также определять чет-кую последовательность действий. Сами планы и прилагающиеся к ним до-кументы должны ясно определять как возможности для частных инвесторов,так и роль государственного сектора в их реализации.5. Повышение уровня развития финансовой системы. В первую очередьречь должна идти о реструктуризации банковской системы. Необходимо по-высить требования к капиталу и ужесточить стандарты управления рисками вбанковском секторе. Подобные меры подтолкнут отрасль к консолидации иповысят стабильность и эффективность финансового сектора в целом. Важ-ным аспектом является комплексное развитие финансовой инфраструктуры,включающее создание центрального депозитария, консолидированной кли-ринговой системы и высокопрофессиональных рейтинговых агентств.Последовательная реализация экономической политики, нацеленной намакроэкономическую стабильность и снижение экономических рисков, будетспособствовать росту долгосрочных сбережений. Введение принципов пру-денциального надзора, применение международных стандартов финансовойотчетности, а также развитие саморегулируемых организаций повысят защи-щенность инвесторов и создадут дополнительные стимулы для долгосрочныхинвестиций [1. С. 55-56].6. Модернизация системы профессионального образования и переподго-товки. Для обеспечения долгосрочного роста производительности в страненеобходимо четко выстроить и отрегулировать всю систему образования.Важно создание как лидирующих центров образования мирового уровня, таки широкое распространение профессиональных учебных учреждений, мини-мально достаточных для получения специального образования и переквали-фикации. Кроме того, необходимо совершенствование образовательных про-грамм, в частности путем усиления их практической составляющей и боль-шей ориентации на потребности рынка, что поможет улучшить навыки выпу-скников и лучше подготовить их к началу практической работы.Развитие предпринимательской среды имеет крайне важное значение дляэкономики страны. Так, на долю частного сектора США приходится 73%ВВП, 28% занимает госсектор, в России, по данным Росстата, доля частногосектора в ВВП меньше 50% [6].Для значительного повышения производительности руководителям ком-паний необходимо решить следующие задачи:1. Повышение эффективности бизнес-процессов. Рост эффективностидостигается путем непрерывного совершенствования бизнес-процессов иустранения потерь различного характера. Сильный эффект может придатьреализация программ по внедрению принципов «бережливого производства»,эффект от проведения которых можно усилить, инвестируя в оборудование,производственные, информационные и другие технологии, позволяющие со-кращать трудозатраты. Сегодняшний низкий уровень автоматизации и меха-низации труда в России свидетельствует о наличии больших возможностейповышения производительности.Чтобы добиться успеха в повышении операционной эффективности, рос-сийские компании должны принципиально улучшить навыки организациипроизводства и распространить менталитет эффективности в масштабах всейорганизации. Оптимизация бизнес-процессов призвана исключить избыточ-ные функции и процедуры, создающие дополнительную работу, но не соз-дающие дополнительной стоимости [8. С. 81-83].Существует мнение, что рост производительности ведет к сокращениюперсонала, что, в свою очередь, приводит к росту безработицы. Не стоит за-бывать, что более эффективная организация бизнес-процессов способствуетросту конкурентоспособности как предприятий, так и экономики в целом, чтов долгосрочном периоде ведет к созданию новых рабочих мест. Возникаю-щие же перекосы в краткосрочном периоде должны нивелироваться грамот-ной социально-экономической политикой государства.2. Формирование навыков управления проектами. Российским компаниямследует направить значительные усилия на развитие навыков профессио-нального управления проектами. Для этого необходимо проводить обучениеруководителей по современным программам, привлекать опытных специали-стов, владеющих навыками управления проектами, и использовать возмож-ности создания совместных предприятий с передовыми компаниями.В строительном, жилищно-коммунальном, энергетическом секторах важ-но значительно сократить капиталовложения с помощью стандартизациипроектов, внедрения передовых технологий закупок, борьбы с хищениями излоупотреблениями служебным положением.3. Усиление роли отраслевых профессиональных ассоциаций. Отраслевыеассоциации могут сыграть важную роль в повышении производительностироссийской экономики. Во-первых, они могут участвовать в разработке об-щеотраслевых программ повышения производительности, распространяя пе-редовой опыт лучших компаний и инновационные решения. Во-вторых,представлять интересы отраслей при разработке программ их реструктуриза-ции и перераспределения рабочей силы. Наличие общепринятых отраслевыхстандартов может способствовать ведению ими конструктивного диалога спредставителями власти относительно законодательных реформ [5].За последние десять лет российская экономика добилась огромных успе-хов. Теперь основная задача - используя уже достигнутые результаты, про-должить это развитие на качественно новом уровне. Правительство постави-ло масштабные цели в области экономического развития страны, рассматри-вая в качестве основы долгосрочного роста экономики именно повышение ееэффективности.Правительство и участники рынка должны совместно взяться за решениеэтой задачи. Компаниям необходимо оптимизировать бизнес-процессы, аправительству - повысить эффективность регулирования и конкурентнойсреды, а также решить ряд комплексных макроэкономических вопросов, вчастности, перераспределить трудовые ресурсы, высвобождающиеся врезультате роста производительности. Ориентированность на результат по-зволит стране, мобилизовав ресурсы, реализовать весь потенциал экономиче-ского роста и конкурентоспособности вне зависимости от конъюнктурымировых рынков.

Ключевые слова

производительность, эффективность, организация труда, развитие, модернизация, планирование, регулирование, productivity, efficiency, the work organization, development, modernization, planning, regulation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Голованов Антон ИгоревичНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаantongolova88@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Солженицын Е., Швакман И. Производительность труда в России: как добиться прорыва // Harvard Business Review Россия. 2010. №6. С. 48-56.
How Russia could be more productive / McKinsey Global Institute, 2009. URL: http://www.mckinseyquarterly.com/how_russia_could_be_more_productive_2435, свободный (дата обращения: 04.09.2011).
Productivity Growth in Russia / World Bank, 2007. URL: http:// siteresources. worldbank. org/intrussianfederation/resources/chap2.pdf, свободный (дата обращения: 04.09.2011).
Lean Russia: Sustaining economic growth through improved productivity / McKinsey Global Institute, 2009. URL: http://www. mckinsey.com/ mgi/reports/ pdfs/lean_russia/ lean_ russia_ full_report.pdf, свободный (дата обращения: 04.09.2011).
Unlocking Economic Growth in Russia / McKinsey Global Institute, 1999. URL: http://www.mckinsey.com/mgi/reports/pdfs/russia/russiae.pdf, свободный (дата обращения 04.09.2011).
Russian Growth Dynamics and Foreign Investment / Global insight, 2007. URL: http://www.ihsglobalinsight.com/gcpath/frankfurt_wiegert.pdf, свободный (дата обращения: 04.09.2011).
Шварц Т. Парадокс эффективности // Harvard Business Review Россия. 2010. №6. С. 58- 64.
Сванк С. Чтобы клиент был доволен: Бережливое производство в сфере услуг // Harvard Business Review Россия. 2011. № 6. С. 80-88.
 Производительность труда как фундамент роста экономики России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Производительность труда как фундамент роста экономики России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия