Формирование системы эффективной занятости как важнейший элемент социальной политики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Формирование системы эффективной занятости как важнейший элемент социальной политики

Анализируются трансформационные процессы, происходящие в системе занятости, в частности становление инновационной занятости в российской экономике, рассмотрены проблемы несбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Изменение модели занятости неизбежно приводит к изменениям в содержании и организации профессиональной подготовки рабочей силы. Для результативности этих изменений предложена и обоснована необходимость создания системы взаимодействия социальной политики, развития сферы образовательных услуг и эффективной занятости.

Formation of system of effective employment as the major element of social policy.pdf Посткризисный период в экономике делает необходимым выявление но-вых возможностей и тенденций развития страны. Очевидно, что в процессеформирования стратегии модернизации и инновационного развития отечест-венной экономики первоочередное внимание нужно уделять анализу эффек-тивности проводящейся социальной политики, зависимости уровня жизнинаселения от экономической политики, состоянию рынка труда, социальнойнапряженности в обществе.Возникнув в связи с необходимостью смягчения социального неравенстваи иных негативных последствий рынка, социальная политика претерпела су-щественную эволюцию от узкой трактовки до широкого ее понимания каксовокупности мер по воздействию государства на всю систему социальныхотношений или так называемую «социальную сферу», которая охватываетпочти все составные элементы, институты, отношения гражданского общест-ва. В первую очередь речь идет о системах образования, здравоохранения,сферах науки, культуры, жилищного хозяйства, системе социальной помощинеимущим, системе страхования на случай болезни, инвалидности, безрабо-тицы и т.д. [1. С. 391].Основная цель социальной политики - гармонизация общественных от-ношений путем стимулирования трудовой и хозяйственной активности насе-ления, поощрения конкуренции, развития личной инициативы граждан пообеспечению своего собственного благосостояния.При этом социальная политика понимается как стратегическое социаль-но-экономическое направление, выбранное правительством страны для все-стороннего развития граждан, обеспечивающее достойный уровень и условияих жизни и труда, их социальную защищенность [2. С. 195].Среди основных направлений современной социальной политики госу-дарства особо выделяется политика в области регулирования рынка труда исоциально-трудовых отношений, так как в посткризисный период они стано-вятся наиболее значимыми с точки зрения экономического, политического исоциального развития общества.При этом одной из важнейших задач социальной политики становитсясоздание системы эффективной занятости, продиктованное новыми требова-ниями производства к формированию и реализации трудового потенциала,острой необходимостью улучшения организации использования трудовыхресурсов, отбора, подготовки, переподготовки и трудоустройства кадров.Ориентация на эффективную занятость становится основным критериемполитики занятости в экономике, а также одним из показателей социально-экономического прогресса.В настоящее время не существует единой трактовки понятия «эффектив-ная занятость». Например, В.С. Буланов определяет эффективную занятостькак «…занятость населения, которая обеспечивает достойный экономическийдоход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждогочлена общества на основе роста общественной производительности труда»[3. С. 145]. По Э.Р. Саруханову, «эффективная занятость - это такое распре-деление трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезе, по сфе-рам приложения и видам деятельности, которое создает возможность в каж-дый конкретный момент времени получить наибольший прирост материаль-ных и духовных благ» [4. С. 25]. Обеспечивая удовлетворение потребностейнаселения в рабочих местах, эффективная занятость одновременно направле-на на стимулирование роста экономики, ее эффективность, т.е. предполагаетоптимальное сочетание потребности в рабочих местах и трудовых вкладовработников с целью эффективного функционирования производства.Преимущественно эффективная занятость характеризуется с двух точекзрения:1) социальной - как наиболее полное соответствие труда интересам чело-века;2) экономической - как наиболее рациональное использование человече-ского ресурса.Однако представляется необходимым определять эффективность процес-са вовлечения человека в общественное производство не только с точки зре-ния работников, но и с позиции работодателей, а также государства, кактретьей стороны, участие которого обусловлено современным этапом разви-тия инновационной экономики в России.С точки зрения работника основными критериями эффективной занято-сти являются следующие:- соответствие выполняемой работы профессионально-квалификацион-ному уровню работника;- соответствие уровня вознаграждения за выполняемую работу представ-лениям работника об уровне компенсации его трудовых усилий;- соответствие уровня прилагаемых трудовых усилий при выполненииработы тем, которые воспринимаются работником как необходимые;- соответствие условий труда безопасным и эргономичным;- соответствие выполняемой работы внутренним потребностям работни-ка (в общении, уважении, получении новых знаний и т.д.).С позиции работодателя основными критериями эффективной занятостистановятся:- соответствие профессионально-квалификационного уровня работникатребованиям выполняемой работы;- высокий уровень производительности труда;- максимальное приложение трудовых усилий работников в интересахпроизводства;- обоснованность конечными результатами деятельности предприятиявознаграждения трудовых усилий работников;- обеспечении развития производства.Основными критериями эффективной занятости для государства высту-пают:- рост национального дохода;- производство общественно полезной продукции;- научно-техническое развитие;- рост благосостояния граждан, обусловленный повышением их профес-сионально-квалификационного уровня;- снижение напряженности на рынке труда.Таким образом, одним из важнейших критериев достижения эффектив-ной занятости как с позиции работников, работодателей, так и с позиции го-сударства является профессионально-квалификационный уровень работни-ков, соответствующий потребностям современного рынка труда и адекват-ный требованиям инновационной экономики.Однако в изменяющихся экономических условиях занятость отнюдь неявляется эффективной, о чем свидетельствуют данные о состоянии рынкатруда, среди которых хотелось бы выделить следующие:1) несмотря на выход экономики из состояния кризиса, число официальнобезработных в России растет. Так, например, в декабре 2010 г. уровень без-работицы вырос на 0,5%, а в январе 2011 г. еще на 0,4% и в целом составил7,6% (5,7 млн человек). Таким образом, за два месяца уровень безработицывырос почти на один процентный пункт, или на 750 тыс. человек. Необходи-мо отметить, что показатели безработицы по федеральным округам Россииразнятся [5] (рис. 1). Так, наиболее высокий уровень безработицы в январе2011 г. (16,2%) был зафиксирован в Северо-Кавказском федеральном округе,самый низкий (4,6%) - в Центральном федеральном округе. Уровень безра-ботицы в Сибирском федеральном округе составил 8,2%;2) динамично увеличивается число малых предприятий и занятость наних, которая, к примеру, в 2006 г. составила 13,69% от общей численностизанятых, в 2007 г. - 14,34%, в 2008 г. - 16,16%, в 2009 г. - 16,14%. Однакодля создания эффективно действующей конкурентной среды количество ма-лых предприятий и занятость на них должны быть увеличены в 3-4 раза;3) увеличивается неформальный сектор. По некоторым оценкам, в Россиив 2009 г. вклад неучтенной экономики составил 25% валового внутреннегопродукта, а по другим - 49%. В теневой экономической деятельности участ-вуют не только предприниматели, но и работники всех уровней, специали-сты, инженеры; занятые в этом секторе не защищены трудовым законода-тельством, не подлежат социальной защите, а их работодатели не платят го-сударству налогов с зарплаты наемных работников;5,478,5 8,9 8,510,3 10,818,24,66,2 7,1 7,3 7,7 8,2 8,516,20 2 4 6 8101214161820ЦентральныйСеверо-западныйПриволжскийЮжныйУральскийСибирскийДальне-восточныйСеверо-кавказскийянварь 2010г. январь 2011г.Рис. 1. Уровень безработицы по федеральным округам РФ (в % к численности экономическиактивного населения)4) возрастает «утечка мозгов» в другие страны, а также внутренняя«утечка» из науки и наукоемких производств в торгово-посредническую, втом числе неформальную деятельность. Например, по сравнению с 2000 г. в2009-м численность работников НИИ и КБ сократилась на 145 296 человек(16,37%);5) сохраняются традиции экстенсивного типа занятости, т.е. перенасыще-ние производства трудом отживающего индустриального типа при низкойзанятости в инфраструктурных подразделениях, особенно связанных с нако-плением и обработкой информации.Направление и масштаб обозначенных процессов в занятости позволяютопределить в целом структурные процессы как регрессивные, свидетельст-вующие о деградации занятости.Однако современная структура трансформации отношений занятости будетдалеко не полной, если не рассмотреть ее в контексте реструктуризации всейсистемы общественного воспроизводства на постиндустриальной основе.Природе современного рыночного хозяйства соответствует инновацион-ный тип занятости, который и характеризует систему эффективной занятости.Инновационную занятость следует рассматривать как способность отдельно-го человека, кадрового потенциала фирмы, всего экономически активногонаселения страны максимально приспосабливаться к новым потребностямэкономики, вызванным технологическими изменениями. Структура иннова-ционной занятости предполагает перераспределение занятости из низкопро-дуктивных в высокопродуктивные отрасли, активное формирование занято-сти в сфере услуг, досуга, информационном обслуживании, экологизацииприродопользования и проч., в отличие от занятости в материальном произ-водстве, характерной для индустриальной экономики.Занятость в современном производстве по своей структуре все большедолжна приобретать вид пирамиды, где занятые в непосредственном произ-водстве имеют тенденцию к неуклонному сокращению.По мере движения вниз от вершины пирамиды (занятые в непосредствен-ном производстве) растет занятость в так называемых производственных ты-лах, которые имеют явно выраженный эшелонированный характер и так илииначе примыкают к самому производству. Такими тылами являются НИОКР,работы по проектированию, предварительная подготовка производства. Кним же относятся природоохранительные мероприятия, влияющие на состоя-ние здоровья работников и будущий потенциал производительности труда идр. Процесс эшелонирования основного производства своим следствием име-ет, как отмечалось, постепенное снижение доли занятых в основном произ-водстве. В этом, кстати говоря, заключается смысл структурных преобразо-ваний экономики и ориентация на ее модернизацию.Сформировавшийся в России сверхиндустриальный тип профессиональ-ной занятости с гипертрофированным удельным весом работников преиму-щественно физического труда и высокой долей лиц, занятых в сфере индуст-риального труда, обусловливает мало подвижный характер профессиональ-ных структур. Это затрудняет переход к постиндустриальному (информаци-онному) типу занятости. Так, например, в 2009 г. в индустриальной сфере(сельское хозяйство, добывающие и обрабатывающие производства, строи-тельство и т.п.) было занято 45,3% от общего числа занятых в экономике, а впостиндустриальной сфере (финансовая деятельность, образование, научныеисследования и разработки, сфера услуг и т.п.) - 21,5% [6] (рис. 2).21,30%45,30%33,40%индустриальная сфера занятостипостиндустриальная сфера занятостипрочееРис. 2. Структура занятости в 2009 г.Спросовые ограничения со стороны рынка труда остаются главным фак-тором изменений в профессиональном составе экономически активного изанятого населения в условиях реальных сдвигов в структуре производства. Всложившейся ситуации речь идет скорее о постепенном размывании сверх-индустриальной структуры занятых, чем о реальной трансформации в по-стиндустриальную структуру рыночного типа.При этом нельзя не отметить, что тенденциям инновационной занятости вРоссии соответствует рост финансового сектора, малого бизнеса, отраслейтелекоммуникаций. Так, по данным Росстата, численность занятых в сферефинансов и кредитования в период с 2000 по 2009 г. увеличилась на 475 тыс.человек, в малом бизнесе - на 3216,8 тыс. человек.Как видим, процесс становления инновационной занятости в российскойэкономике носит противоречивый характер.Изменение модели занятости неизбежно приводит к изменениям в содер-жании и организации профессиональной подготовки рабочей силы. Для ре-зультативности этих изменений необходима совокупность целенаправленныхмер макроэкономического регулирования, ориентированная прежде всего наперестройку системы профессионального образования.Регулирование профессионально-квалификационных аспектов занятостидолжно соответствовать требованиям системы эффективной занятости и,следовательно, также выполняет двоякую функцию, а именно:- социальную, ориентированную на адаптацию безработных к рыночнымусловиям хозяйствования путем предоставления им возможности обучатьсяпрофессиям, пользующимся спросом на рынке труда;- экономическую, направленную на удовлетворение потребностей хозяй-ства в рабочей силе определенного уровня профессиональной подготовки иквалификации.Социальная функция в большей степени определяет краткосрочные,конъюнктурные цели этого направления политики занятости, а экономиче-ская - долгосрочные, стратегические цели. Главным инструментом реализа-ции тех и других может стать система взаимодействия социальной политики,развития сферы образовательных услуг и эффективной занятости.Приоритетными направлениями этой системы должны стать следующие:1) снижение темпов роста безработицы и постепенная стабилизация ееуровня среди инженерно-технических специалистовДля этого, на наш взгляд, учебные заведения, прежде всего вузы, должныстать полноправными агентами рынка, т.е. свободно продавать свои специ-фические услуги по рыночным ценам.Известно, что на рынке труда все более стремительно возрастают требо-вания к уровню профессиональной подготовки кадров, становится необходи-мым владение компьютером, знание информационных технологий, способ-ность внедрять в производственный процесс отечественный и мировой опытпо применению инноваций. В работнике ценятся не только такие качества,как ответственность, целеустремленность, исполнительность, но и качества,связанные с творчеством и креативностью.Актором экономической деятельности становится инноватор или когни-тарий - носитель творческого капитала, реализующий в деятельности своитворческие способности к созиданию нововведений. Это приводит к станов-лению нового качества труда, основанного не столько на исполнительскихфункциях в производственном процессе, сколько на творческом подходе квыполняемой работе, активности интеллекта и новаторстве.Для формирования подобного типа работников необходимы образова-тельные услуги, которые будут направлены не на количество информации, ана умение творчески мыслить, применять полученные знания в нестандарт-ных ситуациях, повышать профессиональное мастерство, стремление к по-стоянному самосовершенствованию.Современные процессы в экономике привели к тому, что сфера образова-ния теснейшим образом взаимодействует со многими отраслями обществен-ной жизни, что превращает образовательные услуги в одну из обширных иважных сфер человеческой деятельности. Жесткая конкуренция требует по-стоянного развития и совершенствования рынка образовательных услуг. Не-обходима целенаправленная модернизация образовательного процесса, обес-печивающая повышение качества образовательных услуг и всестороннее раз-витие обучаемых, как профессиональное, так и личностное. Основным факкачественному образованию. Эти проблемы имеют важную социальную зна-чимость.Перспективы устойчивого экономического роста страны, а также воз-можность создания и эффективного функционирования системы взаимодей-ствия социальной политики, развития сферы образовательных услуг и эффек-тивной занятости в большей степени зависят от способности рынка образова-тельных услуг удовлетворять растущие потребности общества в высококаче-ственных образовательных услугах, поставлять на рынок труда специалистов,способных применить свои знания не только в традиционном сегменте эко-номики, но и в инновационном.

Ключевые слова

социальная политика, эффективная занятость, рынок образовательных услуг, social policy, effective employment, the market of educational services

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Казначеева Наталия ЛеонидовнаСибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск)доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теорииnlk55@mail.ru
Строганова Дарья ПетровнаСибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск)аспирант, ассистент кафедры экономической теорииeconomics@sibsutis.ru
Всего: 2

Ссылки

Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2002. 638 с.
Остапенко Ю.М. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2007. 272 с.
Буланов В.С., Волгина Н.А. Рынок труда. М.: Экзамен, 2000. 447 с.
Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. СПб., 1993. 164 с.
Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2011 года. Информация Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gks.ru/ bgd/ free/B09 _03/Iss WWW. exe/Stg/d01/37.htm
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности Информация Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks. ru/bgd/ regl/ b10_13/ IssWWW.exe/Stg/d1/05-05.htm
 Формирование системы эффективной занятости как важнейший элемент социальной политики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Формирование системы эффективной занятости как важнейший элемент социальной политики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия