Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций

Построение рациональной налоговой системы с целью интеграции в мировое сообщество является одной из актуальных и важных проблем государственного регулирования. Нельзя забывать, что одна из основных функций налогов - стимулирующая. Поэтому в настоящем исследовании поставлена проблема разграничения понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция», посредством которых и реализуется стимулирующая функция налогов.

Analysis of the theoretical aspects of tax exemptions and tax preferences.pdf Современная система налоговых льгот и преференций требует реформи-рования. Об этом говорил Президент России Д.А. Медведев в своем Бюджет-ном послании на 2010-2012 гг. [1], поставив задачу провести инвентариза-цию и оптимизацию установленных федеральным законодательством льготпо региональным и местным законам.Нередко не только в научных изданиях, но и в практической работе каксиноним понятия «налоговые льготы» используется понятие «налоговыепреференции». Однако необходимо разграничивать данные экономическиетермины, так как они несут различные последствия для налогоплательщиковпри их применении.Несмотря на частое упоминание в теории и практике понятий «налоговыельготы» и «налоговые преференции», до настоящего времени не сложилосьединое определение данных терминов.В п. 1 ст. 17 НК РФ [2] перечислены обязательные элементы любого на-лога: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговаяставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В этойже статье в п.2 сказано, что «в необходимых случаях при установлении нало-га в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматривать-ся налоговые льготы». Таким образом, налоговую льготу можно отнести кфакультативным, необязательным элементам налога.В соответствии со ст. 56 НК РФ [2] «льготами по налогам и сборам при-знаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и пла-тельщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборахпреимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщи-ками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо упла-чивать их в меньшем размере». На наш взгляд, данное определение являетсядовольно общим, в нем отсутствует полный перечень видов налоговых льгот.Финансово-кредитный словарь определяет налоговую льготу как «пре-доставленную налоговым законодательством исключительную возможностьполного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объек-та налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для нало-гоплательщика» [3. C. 227]. Несмотря на то, что это определение дает доста-точно точную характеристику налоговых льгот в соответствии с признаками,установленными законодательством, т.е. определяет внешние формы прояв-ления, экономическая суть понятия не раскрыта в полном объеме.В учебном пособии под редакцией А.В. Брызгалина [4. C. 296] указано,что «налоговая льгота - это предоставленная законодательством исключи-тельная возможность полного или частичного освобождения от уплаты нало-га при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогово-го бремени для налогоплательщика».С.Г. Пепелев [5. C. 65] не давал определения налоговой льготы, но выде-лял три большие группы налоговых льгот: изъятие, скидки и налоговые кре-диты, объединяя их в одну общую цель - сокращение размера налоговогообязательства налогоплательщика.В.И. Дымченко предлагает следующее определение: «Налоговые льго-ты - это предусмотренные действующими правовыми актами возможностиполного или частичного освобождения от того или иного налога. Такое осво-бождение может быть постоянным или временным и связано с наличием ус-ловий, обязанность подтверждения которых возлагается на самого налого-плательщика» [6. C. 161].А.В. Перов считает, что налоговые льготы - «это какие-либо исключенияиз общего правила налогообложения, предоставляемые в установленном за-коном порядке для отдельных категорий налогоплательщиков» [7. C. 170].При этом автор для определения «отдельных категорий» налогоплатель-щиков предлагает использовать такое понятие, как «квалифицирующий фак-тор льготы (квалификационный фактор или определяющий момент льготы)»,т.е. то условие (или ряд условий), которое законодатель назвал обязательнымдля отнесения того или иного плательщика к той или иной категории. Такимифакторами, по мнению А.В. Перова, могут быть: вид деятельности, количест-во занятых, особенности персонала, отрасль производства, виды продукции иуслуг, время, прошедшее от начала деятельности (регистрации), размер ус-тавного капитала, фонд заработанной платы, размеры определенных видоврасходов (на НИОКР, инвестиции, защиту окружающей среды) или их удель-ный вес в общих расходах, размеры отчислений в различного рода государст-венные и негосударственные фонды и проч.Е.Н. Евстигнеев считает, что налоговые льготы используются для сокра-щения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочкиили рассрочки платежа [8. C. 23].Л.П. Павлова полагает, что налоговая льгота - полное или частичное ос-вобождение налогоплательщика от уплаты налога в соответствии с дейст-вующим законодательством [9. C. 33].Таким образом, при всем многообразии определений налоговой льготымнения всех авторов сходятся в одном - что налоговые льготы всегда подра-зумевают под собой то, что наряду с общим порядком налогообложения су-ществует и специальный порядок, направленный на то, что налоговое обяза-тельство плательщика, подлежащее исполнению, т.е. уплате, снижается илиуменьшается. Однако, на наш взгляд, такое понимание налоговой льготы су-жает экономическую характеристику данного понятия, так как основнымпредназначением налоговой льготы является не только снижение налоговогобремени, но и достижение при этом определенных задач.То есть в узком понимании сущности налоговой льготы признаются такиенормы законов, которые ведут к снижению самого налогового изъятия. Приболее широком подходе налоговые льготы представляют собой любое пре-имущество отдельных категорий налогоплательщиков перед другими.Также, на наш взгляд, необходимо выделить основные характеристики нало-говых льгот, которые отличают данное понятие от других элементов налога:1. Срочность - налоговая льгота может применяться только в течение оп-ределенного времени, оговоренного законодательством или установленногоорганами власти.2. Избирательность - льгота предоставляется лишь отдельным категори-ям, а не всем налогоплательщикам.3. Добровольность - применение льготы носит добровольный, а не обяза-тельный характер и не может быть предписано в обязательном порядке.4. Снижение налогового бремени - любой вид льготы предполагает сни-жение налогового бремени по сравнению с общим порядком налогообло-жения.5. Целевой характер - льгота вводится для достижения определенной цели.В экономической литературе встречается также определение функцийналоговых льгот [10. C. 123]. В частности, выделяют компенсационную истимулирующую функции. Компенсационная функция предусматривает соз-дание равных возможностей для субъектов при наличии неравных внешнихили внутренних факторов. Стимулирующая функция направлена на развитиеотдельных видов деятельности с помощью создания для них благоприятныхусловий.Мы полагаем, что каждая из этих функций благотворно сказывается наэкономической конъюнктуре и может влиять на увеличение налоговых по-ступлений в консолидированный бюджет. Несмотря на то, что налоговыельготы не обладают фискальной функцией, сложно согласиться с мнениемИ.В. Горского [11. C. 161], что льготы противодействуют реализации фис-кальной функции налогов и оказывают лишь отрицательное воздействие наналоговые поступления в бюджет. На первоначальном этапе введения льгот,возможно, они и являются причиной выпадения части бюджетный доходовпо конкретному налогу, но рост общих доходов хозяйствующих субъектов, атакже стимулирования развития отдельных территорий и отраслей приводитк увеличению налоговой базы, а следовательно, и увеличивает поступлениеналогов в бюджет в будущем.К сожалению, в экономической литературе редко встречается определе-ние такого понятия, как «налоговая преференция». Поэтому чаще всего меж-ду налоговой льготой и налоговыми преференциями ставят знак равенства.Однако преференции (от лат. praeferentis - предпочтение) - это преимущест-ва, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, орга-низациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляютсяв форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения отплатежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляют-ся государством и носят адресный характер [12. C. 126].Таким образом, сравнивая понятия «налоговая льгота» и «налоговая пре-ференция», можно сформулировать следующие авторские определения:Налоговая льгота - это преимущества в возможности неуплаты всей иличасти суммы налога, предоставляемые на ограниченный отрезок времени,носящие необязательный характер.Налоговая преференция - это предоставление государством преимуществотдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налого-вых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречныхобязательств со стороны налогоплательщика.Рис. 1. Механизм действия налоговых преференций и налоговых льготЦель предоставления льгот и преференций одна - снижение итоговой на-логовой нагрузки налогоплательщика. Однако механизм действия различен(рис. 1).Преференции, так же как и льготы, могут носить экономический характер(например, когда они направлены на развитие инновационных отраслей эко-номики или видов деятельности организации, при этом реализуется стимули-рующая функция) или социальный (например, когда они направлены на под-держку некоммерческих видов деятельности, создание новых рабочих местили компенсации части расходов налогоплательщика).Следует подчеркнуть, что приостановить или не применять узаконенныепреференции, в отличие от налоговых льгот, налогоплательщик не вправе. Занеприменение и неправильное применение преференций предусмотреныштрафы, а вот неприменение льгот не штрафуется (таблица). Да и сам меха-низм применения льгот иной: налогоплательщик должен представить доку-менты , подтверждающие правомерность применения льготы, в процессе на-логового контроля. При отказе от применения льготы налогоплательщик необязан информировать налоговый орган.Далее приведем сравнительную характеристику налоговых льгот и нало-говых преференций.Сравнительные характеристики налоговых льгот и налоговых преференцийХарактеристики Налоговая льгота Налоговая преференцияЦель введения Снижение итоговой налоговойнагрузки налогоплательщикаСнижение итоговой налоговойнагрузки налогоплательщикаМомент введения В любой момент Вводится вместе с налогомПрименение Не обязательно, по желаниюналогоплательщикаОбязательноВозможность приостановитьприменение на один или не-сколько налоговых периодовЕсть НетШтрафы за неприменение Не взимаются ВзимаютсяОтмена В любой момент Не ранее начала следующегоналогового периодаХарактер применения Экономический, социальный Экономический, социальныйСуществует еще одно значимое отличие налоговых льгот от налоговыхпреференций: если у хозяйствующего субъекта возникли вопросы по приме-нению налоговой преференции, то уполномоченный орган обязан дать разъ-яснение на письменное заявление налогоплательщика.Особенность налоговых льгот проявляется в несимметричности отноше-ния «налогоплательщик - налоговые органы».Согласно п. 2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваютсясоответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. На-логоплательщики имеют право использовать налоговые льготы (подп. 3 п.1ст. 21 НК РФ), но у налоговых органов нет обязанности разъяснять примене-ние льгот, хотя другие права налогоплательщиков зеркально отражены в обя-занностях налоговых органов, как того требует ст. 22 НК РФ («Обеспечение изащита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)») [13. C. 20].Обобщая некоторые взгляды на природу и экономическую сущность на-логовых льгот и налоговых преференций, можно выделить несколько общихчерт, таких как:- освобождение от уплаты налоговых обязательств;- способ уменьшения налогового бремени налогоплательщика;- составная часть системы налогообложения;- исключительная возможность сокращения налогового обязательства;- система специальных мер налогового регулирования.В Налоговом кодексе предусмотрены следующие виды льгот: необлагае-мый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объ-екта; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая на-логовые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада(налогового платежа за расчетный период) и прочие налоговые льготы.И в ряде глав можно найти налоговые преференции - освобождение отуплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.Однако законодатель не закрепил понятие «налоговые преференции» вналоговом законодательстве.Отсутствие в налоговом законодательстве четких характеристик налого-вых преференций приводит к возникновению налоговых рисков у хозяйст-вующих субъектов. Знаковым в данном вопросе можно считать ОпределениеКонституционного суда РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П «Об отказе в приня-тии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Акционер-ная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «Транснефте-продукт» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунк-та 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором Кон-ституционный Суд РФ при рассмотрении частного дела обратился к теорииналогообложения и квалифицировал применение 0 ставки по НДС не какправо (т.е. налоговую льготу), а как обязанность налогоплательщика (т.е.признал ее другим элементом налогообложения - налоговой преференцией).В связи с чем инвентаризация и оптимизация установленных федераль-ным законодательством льгот по региональным и местным налогам в соот-ветствии с Бюджетным посланием Президента России должны проводиться врамках налогового законодательства, поэтому необходимо более четко опре-делить параметры как налоговых льгот, так и налоговых преференций.Использование предложенных теоретических основ позволит избежатьпутаницы в трактовке законодательства как налогоплательщиками, так и ор-ганами государственной власти, что приведет к повышению эффективностиадминистрирования данных видов элементов налогообложения.

Ключевые слова

налоги, налоговая льгота, налоговая преференция, taxes, tax exemptions, tax preferences

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Баландина Анна СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетассистент кафедры налогов и налогообложения экономического факультетаanbalandina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010- 2012 годах (25 мая 2009 г.) .URL: http:// www. expert. irkutsk.ru/goszakaz/2009/06/07/290/
Налоговый кодекс РФ. URL: http://base.garant.ru/10900200/
Финансово-кредитный словарь. М.: Госфиниздат, 1961. 665 с.
Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика- Пресс, 1998. 574 с.
Основы налогового права: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Г. Пепелева. М.: Инвест- фонд, 1995. 601 с.
Дымченко В.И. Правовое значение налоговых льгот // Журнал российского права. 1998. №4-5. С. 161-165.
Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М.: Юристъ, 2000. 306 с.
Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. М.: Инфа-М, 2000. 120 с.
Павлова Л.П., Пинская М.Р. Налоги и воспроизводство: сущность и значение. М., 2001. Ч. 2. 156 с.
Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2 // Общество и экономика. 2003. № 10. С. 122-137.
Горский И.В. Сколько функций у налога? // Налоговый вестник. 2002. №3. С. 161-163.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
Тютюрюков Н.Н., Тернопольская Г.Б., Тютюрюков В.Н. Налоговые льготы и преференции: цель - одна, а механизм - разный // Налоговая политика и практика. 2009. № 10(82). Октябрь. С. 18-20.
 Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия