Fixing the tariffs of electric powertransmission and distribution in Russia.pdf Электроэнергетика является базовой отраслью экономики страны, соз-дающая условия для развития других отраслей и экономики в целом. Ее эф-фективное функционирование обеспечивает энергобезопасность страны ицивилизованные условия жизни населения. Статистические данные по раз-ным странам мира свидетельствуют о том, что чем выше производство и по-требление электроэнергии на душу населения, тем выше уровень экономиче-ского развития страны. Объем потребления зависит от цены и платежеспо-собности потребителей, поэтому методика формирования тарифов (цен) наэлектрическую энергию имеет большое значение для увеличения спроса.Электроэнергетика нашей страны создана в результате упорного труданескольких поколений. Она прошла огромный путь − от сооружения первыхэлектростанций, предусмотренных планом ГОЭЛРО (1920 г.), до созданиясамого крупного в мире энергообъединения - Единой энергосистемы.Россия входит в первую десятку стран-производителей электрическойэнергии, занимая четвертое место в мире по ее производству и девятое - попотреблению на душу населения.До начала 90-х гг. ХХ в. в России и практически во всех странах мира, втом числе в странах с развитой рыночной экономикой, производство, переда-ча и доведение энергии до конечного потребителя координировались в однойвертикально интегрированной отрасли, деятельность которой жестко контро-лировалась и регулировалась государством. Энергообеспечение осуществля-лось крупными предприятиями-монополистами, преимущественно принад-лежащими государству.С 1991 г. многие страны перешли к кардинальным изменениям принци-пов организации электроэнергетики на основе рыночных преобразований.Разные страны используют разные модели конкуренции с учетом особенно-стей исторического развития и специфики экономических связей как внутристраны, так и между странами. При этом некоторые страны сохранили верти-кально интегрированную модель и смешанную форму собственности.Начавшийся в России резкий переход к рыночной экономике и переходстраны от унитарного к федеральному государственному устройству обусло-вили необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике.Из-за недостатка государственных средств остановлены почти все крупныестройки электроэнергетики. Были отпущены цены на энергоресурсы и обору-дование, а цены на газ, электроэнергию и тепло остались под государствен-ным контролем. Сдерживать дальнейший рост цен на энергию стало практи-чески невозможно.Ведущими институтами и учеными в области электроэнергетики былипредложены различные модели постепенного реформирования отрасли. Пра-вительство выбрало наиболее радикальную рыночную концепцию, предло-женную РАО «ЕЭС России», возглавляемым А. Чубайсом, несмотря на от-сутствие опыта работы на рынке, наличие избыточных мощностей и невоз-можности конкурировать между собой станциям разного типа по их техниче-ским возможностям.Для реализации этой концепции необходимо было провести приватиза-цию объектов электроэнергетики, дезинтеграцию энергокомпаний (разделитьгенерацию, передачу и сбыт) и ввести конкурентное ценообразование на ге-нерацию, сбыт и услуги (на оптовом и розничных рынках), оставив регули-руемое ценообразование на передачу электрической энергии.В качестве главных целей широкомасштабных рыночных преобразованийв электроэнергетике России были провозглашены:- привлечение в отрасль широкого круга инвесторов для ее техническогообновления;- создание эффективных механизмов конкурентного ценообразования,сдерживающих рост тарифов на энергию;- расширение ассортимента и повышение качества услуг, связанных сэнергоснабжением.За 20 лет реформирования электроэнергетики полностью разрушена вер-тикально интегрированная структура при сохранении технологическогоединства процесса производства, передачи и потребления электрическойэнергии и уровня надежности энергоснабжения. Созданы генерирующие, се-тевые, сбытовые, ремонтные, сервисные и расчетно-измерительные (биллин-говые) компании, работающие на оптовом и розничных рынках.Образование мелких компаний по оказанию энергетических услуг на ме-стном уровне привело к увеличению их издержек и повышению тарифов накоммунальные услуги без улучшения их качества.Недостаточное финансирование сказалось на износе основных фондов.Большая часть энергетического оборудования находится в критическом со-стоянии. Более 25% мощности энергоблоков и более 40% неблочного обору-дования ТЭС находится за пределами физической и экономической целесо-образности их эксплуатации. Срок службы блочного оборудования составля-ет 70%, а неблочного - более 80% нормативного. На ГЭС более 50% установ-ленного оборудования отработало нормативный срок службы. На АЭС необ-ходимо вывести из эксплуатации более 8 млн кВт [1. С. 66].Тяжелое положение и в электрических сетях. В среднем протяженностьЛЭП, находящихся в неудовлетворительном и непригодном состоянии, в2 раза превышает протяженность ЛЭП, подвергаемых реконструкции, техни-ческому перевооружению и капитальному ремонту, а по электрическим сетямэнергозоны восточной части страны - более чем в 5 раз. Причем ежегодныйприрост ЛЭП, находящихся в неудовлетворительном и непригодном состоя-нии, составляет 1-2%. Маслонаполненные вводы 110-220 кВ изношены на70%, устарели устройства релейной защиты и автоматики. При этом стати-стические данные свидетельствуют о том, что примерно 90% от общего ко-личества нарушений в работе энергосистем происходит в электрических се-тях [1. С. 66].Критическая ситуация сложилась и в тепловом хозяйстве страны. Функ-ционирует более 100 000 мелких котельных с низкой эффективностью мо-рально и физически устаревшего оборудования. Большие потери в тепловыхсетях (более 30%) приводят к перерасходу более 80 млн т у. т. в год, что со-ставляет около 7% годового потребления энергоресурсов. Резко возрастаетколичество аварий из-за выхода из строя изношенных теплосетей, что приво-дит к размораживанию не только отдельных зданий, но и жилых кварталов игородов [1. С. 66].Поддерживание изношенных основных фондов электроэнергетики в экс-плуатационном состоянии требует все возрастающих затрат на ремонт, при-ближающихся к стоимости вновь вводимых основных фондов.В электроэнергетике прямая конкуренция возможна в сфере генерирова-ния и торговли энергией между поставщиками (энергоснабжающими органи-зациями), доводящими энергию до ее конечных пользователей. Косвеннаяконкуренция возможна между поставщиками альтернативных энергоносите-лей (уголь, газ и др.) и между поставщиками энергосберегающих услуг. Впередаче и распределении энергии конкуренция исключена, поэтому магист-ральные сети 330 кВ и выше переданы в ведение Федеральной сетевой ком-пании (ФСК). Тариф на передачу электрической энергии для ФСК определя-ется Правительством РФ на федеральном уровне и вводится прямым прика-зом Федеральной службы по тарифам (ФСТ).Региональные распределительные сети вошли в холдинг МРСК (Межре-гиональная распределительная сетевая компания). Тарифы на электрическуюэнергию в субъектах Федерации необходимо согласовывать с региональнымиэнергетическими компаниями (РЭК).Система тарификации энергии в России базируется на следующих основ-ных принципах:1) на обеспечении каждой энергетической компании возможности воз-мещения ее затрат и получения прибыли, достаточной для расчетов с госу-дарственным бюджетом и образования фондов предприятия;2) создании заинтересованности у потребителей в экономном расходова-нии энергии, улучшении режимных показателей энергопотребления, повы-шении коэффициента мощности и процента возврата конденсата;3) заинтересованности станций, сетей и энергоснабжающих компаний вснижении издержек производства, расхода энергии на собственные нужды ипотерь в сетях;4) стимулировании размещения энергоемких потребителей в районах снаименьшими затратами на производство энергии и обеспеченных дешевымиэнергоресурсами;5) создании экономической заинтересованности у населения, проживаю-щего в районах с низкой себестоимостью производства энергии, в переводевысокотемпературных процессов (пищеприготовления), а в дальнейшем, внекоторых случаях, и отопления на электроэнергию;6) обеспечении соответствующих соотношений в уровне тарифов наэнергию и цен на энергетическое топливо;7) учете средней дальности передачи энергии;8) финансовой поддержке крупных энергоемких градообразующих пред-приятий;9) социальной защите малообеспеченных слоев населения.В настоящее время тарифы на электрическую энергию формируются сиспользованием метода экономически обоснованных расходов («Издержкиплюс») [2]. В основе этого метода лежит расчет необходимой валовой выруч-ки организаций от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетногообъема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетныйпериод регулирования. В сетевых компаниях в необходимую валовую выруч-ку (НВВ) включаются:-
Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. 544 c.
О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 // КонсультантПлюс.
Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала: приказ ФСТ РФ от 26.06.2008 г. № 231-Э // КонсультантПлюс.