Политика государства по привлечению иностранных инвестиций: анализ и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Политика государства по привлечению иностранных инвестиций: анализ и перспективы

Рассматривается процесс привлечения инвестиций как важного механизма решения проблем социально-экономического развития региона, выделяются проблемы привлечения иностранных инвестиций в регионы, анализируются макроэкономические показатели регионального развития, обосновывается необходимость разработки новой концепции инвестиционной стратегии экономического и социального развития.

Government policy on forign investments involment: analysis and percpects.pdf Ухудшение финансового положения отраслей экономики Кыргызстана врезультате роста затрат в условиях инфляции и реальное уменьшение доходовпредприятий привели к сокращению как потребительского, так и инвестици-онного спроса. Это вызвало падение производства, повышение материалоем-кости, что еще больше сократило налоговую базу предприятий страны.Ориентация экономики страны на рыночные условия привела к необхо-димости пересмотра всей хозяйственной деятельности предприятий респуб-лики, в том числе процесса инвестирования. Общепризнанным является тотфакт, что жизнеспособность и процветание любого бизнеса, любой социально-экономической системы в значительной степени зависят от рациональной инве-стиционной политики [1. С. 3]. Инвестора интересует прибыль, которую онможет получить, а также степень риска вложений.Если основные принципы государственной политики сформулированы иполучили правовое оформление, то ситуация с их воплощением такова, что,скорее можно говорить об отсутствии на практике ощутимой дляпредпринимателей политики государства в области инвестиций, чем опроведении ее в жизнь.Главная трудность экономических преобразований КыргызскойРеспублики заключается в ограниченных возможностях внутренних накоп-лений в стране и в неспособности частных инвесторов компенсироватьнехватку средств. Вложения в реальный сектор из-за большого риска непривлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранныхинвесторов, населения. Что касается государственной инвестиционнойполитики, то ее основная слабость обусловлена незащищенностью расходовбюджета на инвестиционные цели.В центре инвестиционной политики должны быть вопросы максимальноэффективного использования созданного ранее производственного аппарата,выбор путей рационального использования имеющихся инвестиционныхресурсов.В Кыргызской Республике в настоящее время, следуя курсамэкономического реформирования и рыночных преобразований, продолжаетсяпроцесс привлечения инвестиций как важного механизма решения проблемдальнейшего социально-экономического развития страны. При этом особоезначение придается эффективному, целенаправленному управлениюинвестиционным процессом.Инвестиционная политика государства должна быть адекватнойизменившимся экономическим условиям. Основные направления инвести-ционной политики должны включать:- проведение децентрализации инвестиционного процесса;- переход от безвозвратного финансирования предприятий к креди-тованию их на платной основе;- сохранение роли государства как инвестора в области важнейшихпроизводств, социальной сферы, общественно значимых объектов;- усиление роли контроля за целевым расходованием средств бюджета,направленных на инвестиции;- использование централизованных инвестиций на реализациюэффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики ихдолевого финансирования;- стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершен-ствование нормативной базы, представление гарантий и страхованиеинвестиций.Усиление роли государства в инвестиционной сфере должно быть наце-лено на повышение эффективности государственной инвестиционной поли-тики, при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвести-ций [2. С.135].У Кыргызской Республики есть значительные инвестиционные потребно-сти в сфере инфраструктуры и коммунальных услуг. Более конкретно, расхо-ды на инфраструктуру необходимо резко поднять с 3-4% от ВВП до мини-мум 6%. Их невозможно удовлетворить только из государственного бюджетаи внешней помощи.В последние годы основные средства направлялись преимущественно наопережающее развитие производственной и социальной инфраструктуры, безкоторых невозможен динамичный ростлений иностранных инвестиций почти во все сектора экономики. Инвесторыопасаются не только возможных «наездов» со стороны преступного мира, нои постоянно меняющейся политической конъюнктуры, из-за которой страда-ет деловое сообщество, чьи объекты подвергаются рейдерским захватам состороны государства. Развитие эффективных инфраструктурных услуг, в ча-стности в энергетической и транспортной отрасли, будет ключом к расшире-нию производительных возможностей экономики. Если техобслуживание иновые инвестиции в инфраструктуру останутся недостаточными, то экономи-ческий рост будет испытывать ограничения от отключений подачи энергии,транспортных пробок, высоких транспортных затрат и прочих узких мест винфраструктуре.Последние реформы в области лицензионно-разрешительной системывыявили острую проблему в подключении малого бизнеса к технологическойинфраструктуре (энергетика, водоснабжение, газовые коммуникация,коммунальные службы), где порядок подключения определяют предприятия-монополисты. Уменьшение затрат и снятие барьеров при подключениималого бизнеса к объектам инфраструктуры будет существенной помощьюпредпринимательству.Острой проблемой для бизнеса является лицензионно-разрешительнаясистема в области строительства, где существует множество трудностей дляполучения необходимых разрешений, поэтому следует продолжить начатуюреформу в этой области.Барьерами для инвесторов являются также проблемы техническогорегулирования, контроля и проверок фискальными органами. В этом планенеобходимо упорядочить деятельность государственных институтов инеправительственных организаций в части пресечения дублированияфункций в разработке и реализации инвестиционной политики, инвен-таризации нормативно-правовых актов центральных и местных органовгосударственной власти, препятствующих привлечению прямых иностран-ных инвестиций.Особенно важными для предприятий, испытывающих кризисное состоя-ние, являются проблемы технического перевооружения, поиска собственныхкапиталов или инвестиций для обновления основных средств, пополненияоборотных средств, для выхода из убыточного состояния. А для новых пред-приятий жизненно необходимым является нахождение инвесторов, готовыхвложить немалые средства для создания и развития рентабельного производ-ства с должной отдачей.Большинство привлеченных инвестиций выделяется для развития легкойпромышленности и коммунальных услуг. Из привлеченных прямых ино-странных инвестиций 80% использовано на производственные нужды.Вложение инвестиций в горнодобывающую отрасль в настоящее времявыгоднее и перспективнее, чем инвестирование в перерабатывающую от-расль. На сегодня предприятия горнодобывающей отрасли сами кое-как вы-ходят из сложившегося положения, в отличие от перерабатывающих пред-приятий, которые за неимением достаточных финансовых средств и рынкасбыта вынуждены обращаться в уполномоченные государственные органыдля получения льготных кредитов. Темпы роста обрабатывающей промыш-ленности совсем незначительные или роста почти нет. Этот факт подтвер-ждает наличие имеющихся проблем в этой отрасли. Продукция обрабаты-вающей промышленности производится в основном для импортозамещения ивнутреннего потребления. Отсутствие сбыта является следствием малонасе-ленности региона (в области проживают только 4,8% населения республики.Низкая плотность населения обусловлена тем, что основную часть территориизанимают горы) и сравнительно низкой покупательской способностью местно-го населения, что служит одной из причин, тормозящих данную отрасль. Вэтой связи перед правительством Кыргызской Республики стоит проблема -как улучшить инвестиционную привлекательность слабых регионов?Привлечение прямых инвестиций в регионы зачастую связано спроблемой улучшения инвестиционного климата всей страны. ИсследованияВсемирного банка инвестиционного климата в развивающихся странахпоказали, что основными сдерживающими факторами для инвесторовявляются: политическая неопределенность - 28%; макроэкономическаянестабильность - 23%; налоги и налоговое администрирование,государственное регулирование - 10%; коррупция - 10%; финансы - 4%;энергоснабжение - 2%; трудовые навыки - 2%; преступность - 2%.Соответственно, макроэкономическая ситуация республики прямым образомвлияет на привлечение инвестиций.Объем инвестиций в основной капитал в Нарынской области только запоследние 7 месяцев снизился на 0,3%, составив 20,7 млрд сом, или460,0 млн долл. США. Это еще раз доказывает наличие негативных факторови большого инвестиционного риска.Распространенной ошибкой в политике привлечения капиталовложенийслужит недостаточное информирование потенциальных инвесторов о проде-ланной властями работе [3. C. 233]. Для улучшения инвестиционного климатанеобходимо четко соблюдать несколько условий. Инвестиционные соглаше-ния должны обязательно заключаться между правительством и инвесторами,как иностранными, так и отечественными. Такое соглашение должно бытьодобрено парламентом, что повысит его статус и не позволит исполнитель-ной власти поменять правила игры.В 2010 г. действия Правительства Кыргызской Республики в рамкахподдержки и развития регионов были направлены на обеспечениесбалансированного и качественного развития каждого региона черезреализацию принятых региональных стратегий и запуск отдельныхинвестиционных проектов. Далеко не всегда возможно использованиеограниченных финансовых ресурсов, с помощью ряда мер сделать регионкрайне привлекательным для капиталовложений. Возможности финансиро-вания приоритетных направлений модернизации производственногопотенциала в различных регионах зависят от условий функционирования ихфинансовой системы, которая определяется уровнем и перспективамиразвития реального сектора экономики, являющегося основным источникомпоступлений в бюджет.По предварительным данным Нацстаткома, за 2010 г. от общего объемапрямых иностранных инвестиций наибольший удельный вес приходится на г.Бишкек - 74,7%, или 416,1 млн долл. США, Джалал-Абадскую область -10,7%, или 59,5 млн долл. США, Ошскую область - 5,3% или 29,4 млн долл.США, Чуйскую область - 5,3%, или 29,6 млн долл. США, Таласскуюобласть - 2,0%, или 11,3 млн долл. США [5-6]. Надо отметить тот факт, чторегионы имеют изначально неравные условия для участия вовнешнеэкономических связях. Структура поступления прямых иностранныхинвестиций за 2010 г. по регионам Кыргызской Республики представлена нарис. 1.Баткенская областьДжалал-Абадская областьОшская областьЧуйская областьТаласская областьИссык-Кульская областьг. Бишкекг.Ош0 50 100 150 200 250 300 350 400 450Рис. 1. Структура поступления прямых иностранных инвестиций по регионамКыргызской Республики (млн долл.)Сравнивая объемы инвестиций в разных регионах, размеры привлечен-ных иностранных инвестиций, необходимо отметить, что регионы, имеющиепримерно одинаковые условия хозяйствования, производственные потенциа-лы и природные ресурсы, поразительно различаются по масштабам инвести-ционной деятельности. Выяснение причин такой дифференциации показывает,что размах инвестирования прямо пропорционален активности региональногоруководства, его усилиям по формированию инвестиционного имиджа регио-на, по созданию соответствующей инфраструктуры, системы льгот и стимулов.Даже регион, не имеющий крупных месторождений природных ресурсов имощной индустрии, может стать лидером по мобилизации инвестиций, еслисоздает на своей территории благоприятный для инвесторов климат, а такженеобходимые сопутствующие инфраструктурные условия.Поэтому крайне актуальной задачей является создание образцовой моде-ли организационно-экономического и правового механизма региональнойинвестиционной деятельности, базирующейся на закономерностях регио-нального расширенного воспроизводства и максимизирующей региональныйсоциально-экономический эффект.В советской экономической литературе эту категорию активно исследо-вали в 80-е гг. Большой вклад в ее изучение внесли Л.И. Абалкин, П.Г. Бу-нич, И.И. Сигов, Р.Н. Евстигнеев и др. Они глубоко проникли в сущностьэтого сложного явления, дали трактовку всех его элементов, соответствую-щую господствовавшим идеологическим установкам.Государство в условиях регулируемого рынка через хозяйственный ме-ханизм регулирует развитие производительных сил и производственныхотношений. Это влияние может быть прямым и обратным, непосредствен-ным и опосредованным, административным и экономическим. Непосредст-венно государство, используя хозяйственный механизм, может, например,изменить территориальную или отраслевую структуру производства, т.е.воздействовать сразу на производительные силы. Но того же результатагосударство может достичь и действуя на производительные силы черезпроизводственные отношения, т.е опосредованно. Зная механизм объектив-ного взаимодействия производительных сил и производственных отноше-ний, государство может через одну составляющую способа производствавлиять на другую [4].Стабильный рост макроэкономических показателей является основой дляпринятия решений об инвестировании. В целях улучшения инвестиционногоклимата необходимо сбалансировать интересы инвесторов и государ-ственного бюджета, т.е. улучшить налоговое администрирование, чтобыкомпенсировать потери государственного бюджета в случае снижения ставокпо некоторым видам налогов.Для вывода экономики из кризиса необходимы кардинальные измененияв инвестиционных процессах, увеличение объемов инвестиций, направляе-мых в реальный сектор экономики, совершенствование инвестиционного за-конодательства и нормативно-правовой базы, а главное - разработка новойконцепции инвестиционной стратегии экономического и социальногопоиска партнеров, отвечающих требованиям производства и местопо-ложения, на основе использования обширной базы данных по республике;- маркетинговых исследований, направленных на определение производ-ственных возможностей и спроса на рынке, на продвижение товаров и услугна внутреннем и внешнем рынках, поиск соответствующего персонала, про-изводственных площадей, партнеров и.т.д.;- представления интересов инвесторов в органах исполнительной и зако-нодательной власти.Управление политики прямых инвестиций также работает как«Onestopshop» и оказывает всестороннюю помощь инвесторам в полученииразрешений по принципу «единого окна», сотрудничает с рядом компаний,располагает полной базой данных по законодательству Кыргызской Респуб-лики и другой соответствующей документацией, полученной из официаль-ных источников, а также детальной информацией о большинстве предпри-ятий страны. Эти данные облегчают поиск персонала и местных поставщикови помогают инвесторам наладить контакт с местными предприятиями.Закон об инвестициях в КР от 27.03.2003 г. устанавливает основныепринципы инвестиционной политики государства и нацелен на улучшениеинвестиционного климата республики. Иностранным и отечественным инве-стициям гарантируется и сохраняется справедливый, равный правовой ре-жим, включая гарантии защиты привлеченных ими инвестиций в экономикуКыргызской Республики. Этот закон также регулирует отношения между го-сударственными органами и инвесторами. Закон был подготовлен с учетоминвестиционного законодательства других стран СНГ. Главными отличи-тельными чертами нового Закона об инвестициях в КР являются: а) возмож-ность получения преференций (согласно государственным программам раз-вития инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенныхтерриториях республики могут получать инвестиционные льготы, отражен-ные в законодательстве КР); б) право инвестора обратиться в международныйсуд, минуя внутренние процедуры; в) неизменность законодательства в тече-ние 10 лет. Если в инвестиционное законодательство вносятся какие-либопоправки или дополнения, инвестор имеет право выбрать более благоприят-ные для него условия на 10 лет, начиная со дня внесения этих поправок илидополнений [5]. Данные права не распространяются на случаи измененияКонституции Кыргызской Республики, налогового законодательства, законо-дательства, относящегося к национальной безопасности, здравоохранению,защите окружающей среды; д) четкое определение термина «инвестор» (ино-странный, отечественный).Практика многих стран определила ряд ключевых проблем, возникающихпри формировании административного режима для иностранных инвестиций.К их числу относятся соотношение льгот и ограничений для иностранныхинвесторов, критерии отбора партнеров для переговоров и заключения кон-трактов, распределения обязанностей между органами исполнительной вла-сти в зависимости от уровня принятия решений. Ряды современных предпри-нимателей уже сформировались, но многие не обладают соответствующимифинансовыми средствами для дальнейшего развития и расширения. Собст-венных средств для кредитования секторов бизнеса у государства также явнонедостаточно.Хотя регионы выдвигают с целью привлечения инвесторов наборинвестиционных проектов, степень их проработанности в соответствии смеждународными стандартами нередко оставляет желать лучшего. Опытобоснованного составления региональных инвестиционных программ еще невелик. Важно, чтобы программы не превращались в декларацию, а носилирабочий прагматический характер, реально учитывали как потребностирегионов в инвестициях, так и возможности их удовлетворения собствен-ными силами [4].Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение вэту деятельность банков. Перспективно также составление так называемогоинвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходи-мую для потенциальных инвесторов.Администрация Нарынской области, приступая к организацииинвестиционной деятельности, должна определить приоритетные источникиинвестирования, основными среди которых можно назвать:- самоинвестирование посредством аккумулирования, рациональногоперераспределения и эффективного управления финансовыми капиталами;- внешнее инвестирование через привлечение в регион заинтересованныхинвесторов в лице государства, отечественных и зарубежных партнеров играждан.Региональная инвестиционная политика подразумевает выработку истрогое соблюдение ключевых принципов инвестирования, таких как: усиление государственного и регионального контроля за целевымрасходованием средств бюджета, направляемых на инвестиции в формебезвозвратного финансирования и кредитования; размещение ограниченных централизованных капитальных вложений игосударственное финансирование инвестиционных проектов исключительнона конкурсной основе; государственная поддержка предприятий, работающих в рамкахрегиональной инвестиционной политики, с постепенным переносом центра сбезвозвратного финансирования на кредитования на возвратнойимеет место коррупция в судебных, правоохранительных, фискальных идругих контролирующих органах государственной власти.В то же время следует отметить ключевые производственные факторы,благоприятствующие инвестициям: доступ к финансам, развитая инфра-структура, квалифицированная рабочая сила. Однако существуют проблемы,связанные с другими факторами, встречающимися почти во всех регионахнашей республики:- в зимний период систематическое отключение электроэнергии;- в период посевных и уборочных работ наблюдается дефицит иудорожание горюче-смазочных материалов;- отсутствие квалифицированной рабочей силы в сельской местности;- острый дефицит грамотно разработанных инвестиционных проектов.Все вышеуказанные факторы в совокупности создают определенныетрудности в привлечении инвестиций в регионы.Рекомендованные известными экономистами и аналитиками путирешения существущих проблем включают следующее:1. Неоходимо придерживаться основного принципа рынка, которыйзаключается в свободном перемещении денег, товаров и услуг. Для этоготребуются качественные посреднические механизмы, обеспечивающие связимежду имеющимися ресурсами и желающими их инвестировать.2. Неоходимо создать стимулы и гарантии для привлечения внутреннихфинансовых ресурсов в национальную экономику.3. Необходимо создать механизм притока денег из сырьевых отраслей вотрасли высокотехнологичные.4. Нужен механизм, который запустил бы процесс массового возникно-вения малых предприятий в стране. Это приведет к возникновению реальнойконкурентной среды. При этом нужен не просто малый, а малый бизнес,способный стать большим [4].Таким образом следует, что при проведении инвестиционной политикигосударству необходимо поддерживать режим наибольшего благоприят-ствования для внешних инвесторов, но при этом нужно исходить из того, чтотребуется реалистическая стратегическая программа социально-эконо-мического развития страны и связанная с ней инвестиционная программа сгибким механизмом стимулирования внутренних инвестиций.За годы рыночных преобразований в республике создан определенныйинвестиционный климат, и не случайно международные финансовыеинституты, страны-доноры и в целом мировое сообщество благосклонноотносятся Кыргызстану.В этой связи хочется подчеркнуть, что инвестиционный климат вомногом зависит от самого государства и ветвей его власти. Однако созданиеблагоприятного инвестиционного климата не является конечной целью, надотолько уметь его целенаправленно и эффективно использовать.

Ключевые слова

инвестиционная политика, инвестиционный процесс, производственная и социальная инфраструктуры, принципы инвестирования, investment policy, investment process, an industrial and social infrastructure, investment principles

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Супатаева Гулзат ТабылдиевнаНарынский государственный университет (Кыргыстанпреподаватель кафедры бухгалтерского учета и менеджментаgulzatsupataeva@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Андрианов А.Ю., Воробьев П.В., Валдайцев С.В. Инвестиции / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. 2-е изд. М.: Проспект, 2010. 592 с.
Быстров О.Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. М.: Окей книга, 2010. 174 с.
Инвестиции: региональный аспект / С. Дробышевский [и др.]. М., 2002. 317 с.
Андросов В.А., Шушарин А.Л. Регулирование инвестиционной деятельности в регионе. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. 172 с.
Социально-экономическое положение Кыргызской республики. Бишкек, 2010.
Инвестиции в Кыргызской республике 2005-2009. Годовая публикация. Бишкек 2010. URL: http|| www.stat.kg
 Политика государства по привлечению иностранных инвестиций: анализ и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Политика государства по привлечению иностранных инвестиций: анализ и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия