Методика управления рисками налогового контроля в организации при трансфертном ценообразовании | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Методика управления рисками налогового контроля в организации при трансфертном ценообразовании

Создание нового механизма налогового контроля при трансфертном ценообразовании требует внедрения в организациях особой методики управления налоговыми рисками при формировании цен по сделкам. В данном исследовании предложена авторскаяметодика управления рисками налогового контроля за трансфертным ценообразованием, учитывающая положения современного российского законодательства и направленная на упорядочение взаимодействия добросовестных налогоплательщиков и налоговых органов.

Methods of risk management controls in the organization of the tax transferpricing.pdf Рыночная экономика основывается на свободном ценообразовании субъ-ектов предпринимательства (за исключением случаев государственного регу-лирования цен), это означает, что цена на товары, работы, услуги априоридолжна формироваться под воздействием спроса и предложения. Организа-ции и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определятьразмеры цен по сделкам, менять их в зависимости от особенностей коммер-ческих, рисковых и иных условий проводимой сделки. Почему же налоговыеорганы получили право вмешиваться в условия свободного ценообразования,контролировать размеры цен по сделкам и пересчитывать налогооблагаемыебазы налогоплательщиков исходя из искусственно установленной, а не ре-альной цены? Это связано с тем, что в любой отдельной стране или в миро-вом масштабе предусматриваются особые льготные территории или режимыналогообложения (офшорные зоны, свободные экономические зоны, иннова-ционные территории, специальный налоговый режим, упрощенная системаналогообложения и др.), кроме того, сами налоговые системы разных странотличаются по уровню реальной налоговой нагрузки. Этим обстоятельствомпользуется ряд налогоплательщиков, оптимизирующих свои налоговые пла-тежи с помощью системы трансфертного ценообразования. Например, наи-более известные и часто применяемые схемы оптимизации налоговых плате-жей основаны на разном уровне платежей по налогу на прибыль, налогу надобавленную стоимость и получили название: «перенаправление счета» или«внутреннее определение цен», осуществляются часто транснациональнымикорпорациями, участниками холдинга, взаимозависимыми лицами. Исполь-зование этих схем приводит не только к снижению налоговых поступлений,но и их перераспределению между странами и территориями. В таких усло-виях механизм налогового контроля размеров цен и доходов по сделкам яв-ляется объективно необходимым и используется многими странами.Формирование налоговой системы РФ впродукцией относительно себестоимости ее производства. Позднее, в про-цессе принятия НК РФ, данный механизм был преобразован и приобрел фор-му налогового контроля цен и сделок. Основные положения нашли отраже-ние в ст. 20 и 40 НК и определяли случаи, в которых налоговые органы имелиправо контролировать цены, порядок определения рыночных цен, используе-мых для сравнения с ценой конкретной сделки и доначисления налоговыхплатежей, допустимые отклонения от рыночных цен, информационную базу,с помощью которой налоговые органы и налогоплательщики доказывалисправедливость цены реализации и др.Большое количество жалоб налогоплательщиков, а также существенныемасштабы утечки капитала за рубеж, в том числе посредством механизматрансфертного ценообразования, актуализировали необходимость корректи-ровки контроля цен и сделок, о чем было заявлено в Бюджетном посланииПрезидента РФ [1] и что нашло отражение в активизации деятельности поразработке нового Закона [2], направленного на внесение изменений в прин-ципы и порядок определения цен для целей налогообложения.Отметим, что новый Закон принят и опубликован в «Российской газете»18 июля 2011 г. Проект Закона широко обсуждался общественностью [3-6].Итак, какие изменения меняют механизмы работы налогоплательщиков идолжны учитываться ими для снижения рисков доначисления налоговых пла-тежей?Появилась новая, самостоятельная форма налогового контроля - кон-троль за трансфертным ценообразованием, которая будет проводиться до-полнительно к привычным камеральным и выездным проверкам. Она осуще-ствляется федеральным органом исполнительной власти, имеет иные пре-дельные сроки (6 месяцев, в отдельных случаях - 12), срок давности по нало-говым нарушениям - 3 года. Ограничения по количеству проверок соответст-вуют условиям выездных проверок. При этом если сам налогоплательщикявляется участником сделок между взаимозависимыми лицами, участникомконтролируемой сделки и у его контрагентаВ качестве превентивных мер требуется формирование информационной ба-зы, разрешенной для подтверждения о размерах цен по сделкам между налого-плательщиками, не являющимися взаимозависимыми, для формирования интер-вала рыночных цен, а также данные о бухгалтерской отчетности, на основе кото-рой производятся расчеты интервальных значений рентабельности.При формировании и доказательстве сопоставимости коммерческих ииных условий контролируемой сделки с сопоставимыми сделками налого-плательщик может пользоваться методами или их комбинацией, предусмот-ренными Налоговым кодексом [17. Гл. 14.3], в этом случае контрольный ор-ган также должен пользоваться аналогичными методами (если не докажетнесопоставимость коммерческих, финансовых и иных условий сделки).Предусмотрена возможность самостоятельной корректировки налоговыхбаз и доначисления налоговых платежей в случае выявления несоответствияреально использованной в сделке цены рыночным ценам в пределах кален-дарного года без начисления пени.Таким образом, новый механизм налогового контроля размеров доходовпо сделкам требует внедрения в организациях самостоятельной методикиуправления рисками налогового контроля трансфертного ценообразования.Методика может включать такую последовательность действий:1. Идентификация рисков возникновения налогового контроля за транс-фертным ценообразованием.1.1. Анализ состава контрагентов с позиции возможного признания ихвзаимозависимыми лицами и приравненными к ним лицами.1.2. Анализ проводимых организацией сделок на предмет признания ихконтролируемыми сделками.2. Внедрение системы мер управления рисками налогового контроля затрансфертным ценообразованием.2.1. Анализ состава уплачиваемых налогов, в отношении которых можетпроизводиться проверка полноты исчисления и уплаты на основе положенийконтроля за трансфертным ценообразованием (налог на прибыль, НДФЛ (вотношении индивидуальных предпринимателей, нотариусов), НДПИ (пред-мет сделки - добытое полезное ископаемое, применяются адвалорные став-ки), НДС (если одна из сторон не является плательщиком налога или освобо-ждена от его уплаты).2.2. Отказ от части контрагентов; корректировка состава контрагентов;изменение долей участия; отслеживание цепочки участников и выполняемыхими функций.2.3. Смена юрисдикции, места регистрации или проживания самого нало-гоплательщика или партнеров по сделкам; изменение функций участниковсделок; отслеживание перечня государств и территорий, утверждаемых Ми-нистерством финансов РФ.2.4. Изменение организационно-экономических условий бизнеса в целяхсоответствия условиям, при соблюдении которых сделки не признаются кон-тролируемыми (формирование консолидированной группы налогоплатель-щиков; регистрация в одном субъекте РФ, отсутствие обособленных подраз-делений на территориях других субъектов и за пределами РФ, уплата налогана прибыль в одном субъекте РФ, отсутствие убытков; отсутствие в партне-рах организаций, уплачивающих НДПИ в процентах, имеющих льготы поналогу на прибыль, работающих в специальных налоговых режимах, имею-щих представительство в офшорных зонах и др.).2.5. Формирование сквозной системы учета сделок, которые могут полу-чить статус контролируемых; отслеживание предельно установленных раз-меров доходов или сумм доходов по сделкам.2.6. Формирование доказательной информационно-документальной базысоответствия конкретной цены сделки рыночной цене. Для этого необхо-димы:- составление информационной таблицы сопоставимости коммерческих,финансовых и функциональных условий сделок;- оценка возможности использования метода сопоставимых рыночныхцен (метод является приоритетным при проведении контроля; используется:при наличии не менее одной сделки на соответствующем рынке товаров (ра-бот, услуг), при наличии достаточной информации о такой сделке; не исполь-зуется: при отсутствии информации, позволяющей сопоставить условия, еслисопоставимая сделка единична и при этом совершена лицом, занимающимдоминирующее положение на рынке);- выбор и включение в список сделок, максимально приближенных к ха-рактеристикам контролируемой сделки;- определение интервала рыночных цен и проверка соответствия ценыконтролируемой сделки рыночной;- при обнаружении по результатам анализа контролируемой сделки, несоответствующей рыночной цене: корректировка налогооблагаемой базы идоплата налога; предоставление информации (уведомления) в федеральныйналоговый орган, уполномоченный по контролю.2.7. При невозможности использования метода сопоставимых рыночныхцен (отсутствие общедоступной информации о ценах в сопоставимых сдел-ках с идентичными (однородными) товарами, работами, услугами) - анализусловий и возможностей использования иных методов, предусмотренныхЗаконом.При этом следует учитывать ряд условий и ограничений:1) используется (лении производится корректировка данных в соответствии с законодательст-вом РФ;5) информация по данным отчетности используется на момент соверше-ния контролируемой сделки либо за три предшествующих календарных года;6) определение интервала рентабельности производится по результатамне менее четырех сопоставимых сделок, при отсутствии информации допус-кается меньшее количество сопоставимых сделок;7) использование методов цены последующей реализации, сопоставимойрентабельности или затратного метода основывается на определении интер-вала рентабельности;8) метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибылиприменяются без непосредственного расчета значений рыночных цен;9) данные бухгалтерской отчетности должны быть приведены в сопоста-вимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в по-рядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельно-сти;10) бухгалтерская отчетность должна быть приведена к единым правиламбухгалтерского учета, если организации, совокупная прибыль которых под-лежит распределению, ведут учет на основе разных правил.Последовательность действий налогоплательщика должна быть следую-щей:2.7.1. Анализ характера сделки и особенностей ее применения.2.7.2. Выбор метода контроля.2.7.3. Анализ сделок, совершенных данным налогоплательщиком с лица-ми, не являющимися взаимозависимыми для включения их в выборку и оп-ределения рентабельности.2.7.4. Выбор организаций, отчетность которых может использоваться длясопоставления.2.7.5. Проверка организаций на соответствие критериям, установленнымв Законе.2.7.6. Выбор периода сопоставления.2.7.7. Приведение отчетности организаций, включенных в выборку, в со-поставимый вид, при необходимости корректировка бухгалтерской отчетно-сти в соответствии с п. 8 ст. 105.8.2.7.8. Расчет показателей рентабельности и определение интервала рента-бельности.2.7.9. Проверка цены контролируемой сделки (или прибыли, убытка посделке при использовании метода распределенияТаким образом, внедрение методики управления рисками налоговогоконтроля за трансфертным ценообразованием в организации позволитуменьшить количество споров с налоговыми органами и избежать финансо-вых санкций и доначислений налоговых платежей.

Ключевые слова

налоговый контроль, налоговый риск, трансфертное ценообразование, tax control, tax risk, transfer pricing

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тоцкая Ксения ПавловнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры налогов и налогообложения экономического факультетаKsevochka@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010- 2012 годах (25 мая 2009 г.) .URL: http://www.expert.irkutsk.ru/goszakaz/2009/06/07/290/
О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федер. закон от 18 июля 2011 г. № 227- ФЗ // КонсультантПлюс: Справ. правовая система
Чайковская Л.А., Опарина С.И. Совершенствование принципов определения цен в целях налогообложения и консолидация налогоплательщиков для объединения налоговой базы по налогу на прибыль // Финансы и кредит. 2010. № 26. С. 2-9.
Пансков В.Г. Формирование цен в целях налогообложения: проблемы и возможные пути решения // Налоги и налогообложение. 2009. № 9. С. 9-13.
Пономарева Н.В. Контроль за трансфертным ценообразованием: затраты велики, эффект сомнителен // Налоговая политика и практика. 2010. № 5. С. 11-15.
Раджабов Р.М. Реформа трансфертного ценообразования в России: шаг вперед // Налоговая политика и практика. 2010. № 4. С. 4-11.
Налоговый кодекс РФ. URL: http://base.garant.ru/10900200
 Методика управления рисками налогового контроля в организации при трансфертном ценообразовании | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Методика управления рисками налогового контроля в организации при трансфертном ценообразовании | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия