Особенности управления воспроизводством качества жизни населения в региональной социально-экономической системе (на примере социально-экономической системы Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Особенности управления воспроизводством качества жизни населения в региональной социально-экономической системе (на примере социально-экономической системы Кемеровской области)

Неравномерность движения элементов региональных социально-экономических систем порождает различия в уровне социального и экономического потенциала и является причиной автономного функционирования социальной и экономической подсистем. Новое видение роли и места социальной подсистемы и использование новой организационно-структурной модели управления воспроизводством качества жизни населения позволит обеспечить устойчиво-сбалансированное движение и развитие социальной и экономической подсистем и повышение качества жизни населения.

Features reproductive management of quality of life population in the regional socio-economic system (on sample of socio-economic system of Kemerovo region).pdf Пристальное внимание научного сообщества в начале XXI в. к проблемамкачества жизни населения России хотя и привело к осознанию объективнойнеобходимости управления процессом его воспроизводства, но еще не полу-чило практического воплощения. Сложившаяся ситуация обусловлена рядомпричин объективного и субъективного характера.Главным препятствием в обеспечении эффективного управления даннымпроцессом, на наш взгляд, является слабая разработанность методологиче-ских и теоретических подходов к исследованию воспроизводства качестважизни населения в социально-экономических системах различных уровней(государство, регионы, муниципальные образования). Методологическая итеоретическая незавершенность исследования стали причиной возникновенияпотребительского подхода к восприятию качества жизни и источникам егоповышения.Суть проблемы состоит в том, что у большей части российского общест-ва сформировались устойчивые ожидания повышения качества жизни за счетусилий каких-либо внешних сил или субъектов. Подобное восприятие приве-ло к затушевыванию роли человека как активного элемента социально-экономических систем, творца и участника данного процесса. Социально-экономическая природа потребительского подхода к повышению качестважизни берет свое начало из прошлой советской административно-команднойсистемы. Это обусловлено тем, что социально-экономическим системам пе-реходного типа свойственно активное заимствование институциональныхправил формального и неформального характера, что можно сказать и о со-циально-экономической системе России. Так, одним из основных принципов,провозглашенных в эпоху административно-командной системы, было«…все более полное удовлетворение растущих материальных и культурныхпотребностей народа путем непрерывного развития и совершенствованияобщественного производства» [1. С. 15]. Размытость формулировки уже то-гда затушевывала роль каждого человека в данном процессе.Потребительский подход стал причиной ослабления внимания к источни-кам повышения качества жизни населения и необходимости управления про-цессом его воспроизводства. Понятие «качество жизни» стало выступать какинструмент политической борьбы при проведении предвыборных кампанийна разных уровнях государственной власти и управления.Слабая разработанность методологических и теоретических подходов кисследованию воспроизводства качества жизни в социально-экономическихсистемах различных уровней (государство, регионы, муниципальные образо-вания) привела к тому, что необходимость повышения качества жизни еще нестала национальной идеей и целью российского общества, основой его спло-чения и единства.Более того, понятие «качество жизни» до настоящего времени не получи-ло официального законодательного и нормативного правового статуса, не-смотря на то, что в соответствии с Конституцией Российская Федерация при-знана социальным государством.Понятие «качество жизни» сегодня широко используется не только в на-учном обороте, но и в посланиях президента, ряде нормативных правовыхактов Правительства РФ, однако до сих пор нет федерального закона «О ка-честве жизни населения РФ», «Социального кодекса РФ», что говорит о на-личии правового вакуума в российском законодательстве и неэффективностинормотворчества.С учетом того, что качество жизни является сложным и многоаспектнымпонятием, развитие методологии и теории процесса его воспроизводства всоциально-экономических системах разных уровней (государство, регион,муниципальное образование) должно осуществляться с позиции интеграци-онного подхода.В проведенном монографическом исследовании авторами были рассмот-рены такие фундаментальные и взаимосвязанные понятия, как интегральнаясистема потребностей населения Российской Федерации и интегральное по-нятие «качество жизни», раскрыта их структура [2].Интегральная система потребностей населения Российской Федерации иинтегральное понятие «качество жизни» являются обобщающим результатомфункционирования региональных социально-экономических систем и вхо-дящих в их состав социально-экономических систем муниципальных образо-ваний.Неравномерность движения и развития региональных и муниципальныхсоциально-экономических систем и разноуровневость их функционирования,обусловленная конституционно закрепленными принципами государственно-го устройства, является причиной существенной дифференциации в уровне иусловиях социального и экономического развития и объективно формируетразличные возможности для производства совокупности материальных и ду-ховных благ в необходимых объемах и структуре. Из этого следует, что по-требности населения в материальных и духовных благах в социально-экономических системах различных уровней удовлетворяются неравномерно.Неравномерность движения и развития социально-экономических системсвязана с неравномерностью изменений свойств образующих эти системыэлементов, что порождает различия в уровне социального и экономическогопотенциала, а также отсутствие сбалансированного взаимодействия социаль-ной и экономической подсистем.Из этого следует, что управление неравномерностью движения и разви-тия потенциала региональных и муниципальных социально-экономическихсистем и обеспечение сбалансированного взаимодействия социальной и эко-номической подсистем является первостепенной целью и формирует ряд сис-темных задач:- обеспечение выравнивания и повышения социального и экономическо-го потенциала региональных социально-экономических систем и социально-экономических систем муниципальных образований;- на основе выравнивания и повышения социального и экономическогопотенциала преодоление неравномерности в производстве различных това-ров, услуг, а также формирование у индивидов, их отдельных групп и насе-ления в целом востребованности высших потребностей и обеспечение их все-стороннего удовлетворения.Данное системное управление, прежде всего, необходимо в целях преодо-ления мононаправленности развития социально-экономических систем, обес-печения сбалансированного взаимодействия экономической и социальной под-систем, диверсификации экономики, ее инновационного развития, созданияусловий для развития малого и среднего предпринимательства и т.п., что посуществу является достройкой системы, ее усовершенствованием.Следует особо подчеркнуть, что результаты, полученные в ходе нашегоисследования, ориентированы на воспроизводство здоровых видов потребно-стей. В проведенном авторами монографическом исследовании было аргу-ментировано, что именно здоровые потребности положены в основу форми-рования текущего и эталонного стандартов качества жизни в социально-экономических системах различных уровней на стадиях воспроизводственно-го процесса, протекающего в этих системах [2. С. 98].Процесс управления воспроизводством качества жизни населения в соци-ально-экономических системах регионов и муниципальных образований свя-зан с реализацией следующих функций управления: анализа, планирования(прогнозирования), организации, координации, мотивации, учета и контроля.Первая функция управления - анализ. Особенность практической реали-зации данной функции состоит в группировке системы здоровых видов по-требностей в пределах определенной социально-демографической группыобъектов их носителей (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в ре-гиональной или муниципальной социально-экономической системе по тако-му критерию, как степень (уровень) их удовлетворения (рис. 1).Группировка видов потребностей в процессе анализа позволяет выделитьполностью удовлетворенные потребности (1-я группа), частично удовлетво-ренные потребности (2-я группа) и полностью неудовлетворенные потребно-сти (3-я группа). Важно, что в 1-ю группу удовлетворенных потребностейвходят как физиологические, так и высшие потребности. Аналогичная ситуа-ция будет иметь место во 2-й и 3-й группах. Подобная группировка позволяетполучить развернутую картину о степени удовлетворения тех или иных ви-дов потребностей и выявить те виды потребностей, степень удовлетворениякоторых либо очень низкая, либо вообще отсутствует. Результаты данногоаналитического подхода формируют адресную основу для реализации сле-дующей функции управления процессом воспроизводства качества жизнинаселения в региональных социально-экономических системах - планиро-вание.В ходе планирования предусматривается возможность адресно-целевогоповышения уровня удовлетворения потребностей (полное или частичное),входящих во 2-ю группу до нормативных значений, и частичное или полноеудовлетворение потребностей, входящих в 3-ю группу в очередном плановомпериоде (текущее планирование) или в среднесрочной перспективе (средне-срочное планирование).Процесс адресно-целевого текущего или среднесрочного планирования вцелях повышения степени удовлетворения различных видов потребностейпредусматривает определенное ресурсное обеспечение за счет различныхфинансовых источников и конкретные направления повышения потенциаласоциальной и экономической подсистем. Такими источниками могут бытьсредства бюджетов (федерального, регионального, местного), собственные,привлеченные или заемные финансовые ресурсы организаций. На данномэтапе предполагается разработка конкретных адресно ориентированных со-циально-экономических программ и их обеспечение инвестиционными, ин-новационными, материальными, финансовыми, человеческими ресурсами.Данные программы должны быть направлены на создание условий дляобеспечения тесной связи и взаимного проникновения результатов научныхисследований в производство, обеспечения его диверсификации и инноваци-онного обновления, повышения профессионализма, конкурентоспособностинаемных работников, обеспечения роста производительности труда, повы-шения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг.Надо полагать, что в основе успешной реализации адресно-целевого пла-нирования социально-экономических программ должны лежать механизмысогласования интересов общества, собственников и наемных работников. Изэтого следует, что адресно-целевое планирование, направленное на выравни-вание степени удовлетворения систем потребностей, должно быть не толькотекущим и среднесрочным, но и предусматривать реализацию стратегическихцелей, а значит, должно быть ориентировано на долгосрочную перспективу.В реальной практике имеет место низкий уровень управления системойпотребностей, что обусловлено рассогласованностью интересов их объектов-носителей: наемных работников, собственников, органов власти и управле-ния. В результате формируется устойчивая тенденция к нарастанию не-равномерности в удовлетворении потребностей не только отдельных инди-видов или социально-демографических групп, но и общества в целом. Чрезвы-чайно важным инструментом в решении данного вопроса может стать адрес-но-целевое планирование и прогнозирование в гибком сочетании с эффек-тивными формами и методами согласования интересов собственников и на-емных работников и их адресного стимулирования, в частности использова-ние многофункционального инновационного набора адресных инвестиций вчеловеческий капитал. Использование многофункционального набора адрес-ных инвестиций позволит обеспечить повышение конкурентоспособностивыпускаемой продукции за счет стимулирования наемных работников по ря-ду направленийОбъем товаров, работ и услуг, производимых для индивидуального и обще-ственного потребления, значительно ниже необходимого, вследствие чегоравновесие между спросом и предложением достигается за счет повышенияцен и импорта из других регионов, ближнего и дальнего зарубежья.Так, удовлетворение платежеспособного спроса населения в социально-экономической системе Кемеровской области происходит преимущественнона 90% за счет импортных и ввозимых из других регионов потребительскихтоваров. К примеру, денежные доходы населения в 2007 г. составили396628 млн руб., расходы - 281442 млн руб. На покупку товаров населениемизрасходовано 228174 млн руб., в то время как предприятиями области про-изведено потребительских товаров и пищевых продуктов всего на22 670 млн руб. [4. С. 73-74, 147]. А это означает, что расширение номенкла-туры и увеличение объемов производства дефицитных товаров и услуг в це-лях повышения удовлетворения существующих видов потребностей индиви-дов до нормативных значений логически связаны с формированием новойструктурно-организационной модели управления воспроизводством качестважизни населения, его различных групп и отдельно взятых индивидов в ре-гиональной социально-экономической системе.Новая структурно-организационная модель управления воспроизводст-вом качества жизни населения позволит также обеспечить стимулированиевостребованности высших видов потребностей у индивидов и их устойчивуютенденцию к росту.Формирование новой структурно-организационной модели управлениявоспроизводством качества жизни населения предполагает решение следую-щих взаимосвязанных задач:- функциональное и институциональное преобразование структуры орга-нов власти и управления региональной социально-экономической системы сцелью построения новой структурно-организационной модели управлениявоспроизводством качества жизни населения региона;- обеспечение в процессе преобразования структуры органов власти иуправления сбалансированногоинновационное обновление и модернизация технической, технологиче-ской базы и структуры производства в экономической подсистеме и матери-ально-технической базы в социальной подсистеме.Координация как функция управления осуществляется заместителями гу-бернатора по управлению социальной и экономической подсистемами при-менительно ко всем стадиям регионального воспроизводственного процессаи обеспечивает взаимодействие всех органов-участников управления регио-нальной системой потребностей населения социально-экономической систе-мы Кемеровской области. Координация должна включать в себя внешнюю имежстадийную координацию совокупности органов управления, функциони-рующих на стадиях процесса воспроизводства: производство - распределе-ние - обмен - потребление.Ключевой функцией управления является мотивация индивидов, распре-деленных по стадиям воспроизводственного процесса, протекающего в соци-альной и экономической подсистемах, которая предполагает стимулированиероста востребованности у индивидов здоровых потребностей и обеспечениеих удовлетворения, а именно стремление к повышению квалификационногоуровня, приобретению новых знаний, росту инновационной активности.Стимулирование повышения у индивидов уровня и качества интеллектуаль-ной составляющей человеческого капитала как в экономической, так и в со-циальной подсистемах позволит обеспечить им не только конкурентные пре-имущества на рынке труда, но и сбалансированное взаимодействие этих под-систем. В основу мотивации должно быть положено обеспечение субъектамиуправления материальной и моральной заинтересованности индивидов в по-вышении качества своей рабочей силы и высокопроизводительном труде.Следующая функция управления процессом воспроизводства качестважизни населения в региональной социально-экономической системе - учет.Особенностью реализации данной функции управления является перманент-ное осуществление систематизированного учета объемов производства и ха-рактера изменения тех видов товаров и услуг, которые входят в структуруздоровых потребностей (см. рис. 1).Решающая роль и значение контроля как функции управления заключа-ется в обеспечении законности, объективной доказательности, высоком каче-стве исполнения субъектами управления должностных обязанностей в про-цессе осуществления своих функций. За их добросовестное исполнение субъ-екты управления могут стимулироваться в различных формах, т.е. труд субъ-ектов управления тоже должен быть мотивированным, как и у объектовуправления воспроизводством качества жизни населения.Особенности состояния и развития социальной и экономической подсис-тем региональной социально-экономической системы предопределяют спе-цифику реализации функций управления воспроизводством качества жизнинаселения и региональной системой потребностей.К особенностям социально-экономической системы Кемеровской областиотносятся:мононаправленность развития экономической подсистемы, ориентиро-ванной на производство и воспроизводство узкой номенклатуры продукциипроизводственной и сельскохозяйственной подсистемами региона;- разбалансированность социальной и экономической подсистем соци-ально-экономической системы Кемеровской области вследствие отсутствиямеханизма сбалансированного взаимодействия этих подсистем. Разбаланси-рованность проявляется в уровне и характере производства и обмена междусоциальной и экономической подсистемами товарами, работами, услугами;- крайне низкая доля наукоемкой инновационной продукции, производи-мой в экономической подсистеме вследствие ее сырьевой направленности;- отсутствие механизмов интеграции социальной и экономической под-систем социально-экономической системы Кемеровской области, что приво-дит к дисбалансу между ними и неустойчивому развитию региональной со-циально-экономической системы в целом.Особенно хотелось бы отметить, что социальная подсистема представле-на не только определенными социально-демографическими группами насе-ления, такими как пенсионеры, молодежь, трудоспособное население, инва-лиды, дети. Она включает в себя учреждения науки, высшего, среднего про-фессионального, основного общего образования, культуры, спорта, здраво-охранения. Именно социальная подсистема выступает фундаментальной ос-новой воспитания и подготовки физически и духовно здоровых, профессио-нально подготовленных специалистов как для экономической, так и для со-циальной подсистем. В реальной практике социальная и экономическая под-системы региона функционируют автономно. А это означает, что сложив-шаяся за двадцатилетний период трансформационного перехода организаци-онная структура управления социально-экономической системы Кемеровскойобласти не соответствует своей главной цели - расширенному воспроизвод-ству качества жизни населения как основы ее устойчивого ипреодоление стихийного роста производителей и потребителей знаний,ориентир на повышение качества знаний и конкурентоспособности их объек-тов-носителей, придание знаниям адресного характера.В обобщенном виде вся совокупность ранее изложенных задач сводится куправлению процессом создания, накопления и адресного использованиязнаний, создаваемых в социальной подсистеме применительно к точкам эко-номического роста, выявленным в экономической подсистеме. Следователь-но, новая организационно-структурная модель органов власти и управлениянаправлена на достижение сбалансированного и устойчивого развития соци-альной и экономической подсистем социально-экономической системы Ке-меровской области. Порядок организационного взаимодействия органов вла-сти и управления может быть представлен следующим образом.Губернатор Кемеровской области осуществляет общую координациюдвижения региональной социально-экономической системы в целях обеспе-чения сбалансированного взаимодействия социальной и экономической под-систем, а управление соответственно социальной и экономической подсисте-мами обеспечивают его два первых заместителя. Согласно поручениям пер-вых заместителей губернатора региональный центр разработки программ со-циального и экономического развития осуществляет разработку программсоциального и экономического развития региона.В подчинении у первого заместителя губернатора по управлению соци-альной подсистемой находятся три заместителя.Заместитель губернатора по социальным вопросам занимается вопросамисоциальной защиты и поддержки населения в различных формах, предусмот-ренных законодательством.Второй заместитель обеспечивает руководство и управление производст-вом знаний в регионе как источника повышения интеллектуального капиталана основе организационного управления региональным образованием в це-лом. При этом ключевой задачей является формирование оптимальных соот-ношений междууровень развития невозможно достигнуть без опережающего развития соци-альной подсистемы, поскольку именно она является поставщиком конкурен-тоспособных кадров инновационного типа, принципиально новых техноло-гий, уникальных видов товаров с высокой долей добавленной стоимости. Со-циальная подсистема, выступая источником расширенного воспроизводстварабочей силы нового качества, закладывает основу для глубокого взаимногопроникновения социальной и экономической подсистем, что должно прояв-ляться в значительном росте числа предприятий, на базе которых осуществ-ляются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с цельюсоздания товаров, обладающих принципиально новыми потребительскимисвойствами и высокой конкурентоспособностью в одноименном рыночномсегменте.Рис. 2. Новая организационно-структурная модель органов власти и управления воспроизводствомкачества жизни населения социально-экономической системы Кемеровской областиЗаместитель губернатора по управлению социально-экономическим раз-витием муниципальных образований совместно с главами администрацийвносит предложения в высший законодательный орган - областной Советнародных депутатов по организационному преобразованию структуры орга-нов власти и управления и осуществляет адресно-целевое программноеуправление по обеспечению сбалансированного и устойчивого взаимодейст-вия социальных и экономических подсистем муниципальных образований. Вконечном счете взаимодействие всех субъектов управления в новой струк-турно-организационной модели органов власти и управления должно бытьнаправлено на обеспечение главной функции социально-экономической сис-темы - повышение качества жизни населения как имманентно присущеговнутреннего источника саморазвития социально-экономической системы вцелом.Новое видение роли и места социальной подсистемы в устойчивом и сба-лансированном развитии региональной социально-экономической системыформирует и новое представление о финансовых источниках саморазвитиясоциально-экономических систем. Речь идет об объективной необходимостивыделения в новой структурно-организационной модели органов власти иуправления социального и экономического бюджетов как целевых централи-зованных фондов обеспечения развития социальной и экономической под-систем региона. Влияние процессов создания, накопления и распространениязнаний в социальной подсистеме и их трансформация в экономическую под-систему объективно предполагает наличие эффективной системы управленияинтеллектуальным капиталом как совокупности знаний и самовозрастающейстоимости. Непрерывный процесс накопления интеллектуального капиталаприводит к пониманию того, что именно он выступает источником самораз-вития как социальной и экономической подсистем, так и социально-экономической системы региона в целом. Всевозрастающая потребность вспециалистах, обладающих новыми знаниями, различного рода инновацион-ных продуктах, изобретениях, новых технологиях объективно требует рест-руктуризации существующих образовательных, научных, опытно-конструкторских учреждений с целью обеспечения их соответствия потреб-ностям экономической подсистемы в новом качестве экономического роста.Таким образом, обеспечение сбалансированного взаимодействия соци-альной и экономической подсистем социально-экономической системы Ке-меровской области предполагает:- оценку влияния интеллектуального капитала социальной подсистемы науровень инновационной активности экономической подсистемы и степеньдостижения стратегических целей социально-экономической системы в це-лом;- модернизацию существующей структуры субъектов образования соци-альной подсистемы в направлении повышения адресности подготовки спе-циалистов инновационного типа в соответствии с реальными потребностямиэкономической и социальной подсистем;- повышение адресности деятельности научных учреждений в части раз-работки инновационных проектов, программ в соответствии с потребностямиэкономической подсистемы, а именно обоснование и поиск «точек» эконо-мического роста, направленных на ликвидацию проблемных зон;- разработку системы сбалансированных показателей взаимодействия со-циальной и экономической подсистем региональной социально-эконо-мической системы (рис. 3). Практическое использование показателей сбалан-сированного взаимодействия социальной и экономической подсистем соци-ально-экономической системы Кемеровской области, по нашему убеждению,может стать основой реального преодоления ее монопродуктовой направлен-ности и трансформационного перехода к инновационному типу воспроизвод-ства принципиально новой модели экономического роста.Вместе с тем осуществленный анализ свидетельствует о том, что за два-дцатилетний период реформаторских преобразований произошла значитель-ная поляризация уровня жизни отдельных групп населения Кемеровской об-ласти. Кроме того, само качество жизни населения как общее понятие пре-терпело различные деформации негативного характера в частных формах егопроявления: качестве рабочей силы, образе жизни, уровне жизни, стиле жиз-ни. Причины снижения качества рабочей силы разнообразны. Прежде всего,данная негативная тенденция связана с разрушением сложившейся в про-шлом системы профессионально-технического образования, которая по су-ществу являлась кузницей рабочих кадров для предприятий угольной, метал-лургической, машиностроительной, химической и других отраслей промыш-ленности и народного хозяйства во всех регионах. Кроме того, разрушениесистемы профессионально-технического образования в сочетании с практи-чески полным отсутствием подготовки и переподготовки рабочих на кон-кретных предприятиях привело, с одной стороны, к острому дефициту ква-лифицированных работников, с другой - к снижению уровня их конкуренто-способности. Подобного рода негативные процессы в подготовке рабочихкадров сопровождаются снижением реальной заработной платы и несвоевре-менными расчетами по оплате труда. При этом на предприятиях отсутствуетэффективная система стимулирования снижения издержек производства,роста производительности и качества труда. Зачастую реальная заработнаяплата не обеспечивает даже простое воспроизводство самого работника, неговоря уже о членах его семьи. Результатом суженного воспроизводства ра-бочей силы явилась деформация структуры физиологических потребностей всторону значительного уменьшения потребления таких дорогостоящих про-дуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, фрукты,овощи, и увеличения потребления хлеба, макаронных изделий, картофеля.Что касается структуры потребления высокодоходных групп населения, тоона сместилась в сторону перепотребления. В итоге общество столкнулось сфеноменом перепотребления и недопотребления при устойчивом снижениикачества рабочей силы, ростом профессиональной заболеваемости и производ-ственного травматизма. Стихийный характер воспроизводства качества жизнинаселения социально-экономической системы региона не мог не повлиять наобраз жизни отдельно взятых индивидов, их сообществ, групп и т.п.Понятие «здоровый индивид» является комплексным. Оно объединяет всебе здоровье физическое (биологическое) и здоровье психологическое (со-циальное), складывающееся в процессе взаимоотношений дома и на работе.Если человек не удовлетворен своим социальным статусом и местом работы,психологической обстановкой в коллективе и отношением к нему работода-телей, то происходит постепенная утрата перспективы его труда, неуверен-ность в завтрашнем дне и т.п. В итоге начинается процесс деградации лично-сти, формирование нездорового образа жизни [5. С. 45].Сегодня очень сложно говорить о снижении в Кемеровской области числалиц, подверженных наркотической и алкогольной зависимости, хотя, по дан-ным официальной статистики, эти показатели характеризуются нисходящимтрендом [6. С. 158]. Нельзя не отметить и негативное воздействие внешнейсреды на здоровье индивидов и продолжительность их жизни в результатевыбросов вредных веществ промышленными предприятиями в почву, водныеисточники, атмосферу. Тенденции негативного характера имеют место и вуровне, и в стиле жизни. Негативные деформации интегрального понятиякачества жизни в частных формах его проявления начинают приобретать уг-рожающие масштабы. Растет употребление населением алкогольной продук-ции, чрезмерно опустилась возрастная планка лиц, употребляющих табачныеизделия.К процессам деформации системы потребностей отдельных групп насе-ления можно отнести высокую коррумпированность органов власти и управ-ления всех уровней, сформированную под воздействием неформальных ин-ституциональных правил, привнесенных из старой административно-командной системы, и ряд других асоциальных явлений.С учетом изложенного многоуровневая система потребностей в результа-те негативного воздействия целого ряда факторов и условий оказалась де-формированной.В настоящее время степень востребованности индивидами отдельных ви-дов высших потребностей весьма ограничена в связи с наличием ряда об-стоятельств объективного характера.Прежде всего, общество еще не пришло к осознанию того, что социаль-ная подсистема по сути является источником саморазвития как самой соци-альной подсистемы, так и экономической. Именно социальная подсистемадолжна обеспечивать генерирование и передачу новых знаний, подготовкуинновационных кадров. В ней происходит зарождение новых идей, открытий,создание различных проектов для модернизации, обновления, реструктури-зации экономической подсистемы. Однако реальность сегодня такова, чтосоциальная подсистема по своему качественному содержанию деформирова-на и функционирует автономно. Ее взаимодействие с экономической подсис-темой характеризуется стихийностью, отсутствием механизмов и инструмен-тов обеспечения сбалансированного взаимодействия этих подсистем. Поэто-му все попытки инновационного обновления экономической подсистемы иповышения конкурентоспособности специалистов, востребованных как эко-номической, так и социальной подсистемами, оказываются безрезультатны-ми. Кроме того, такие подсистемы второго порядка, как подсистемы науки иобразования, с производственной подсистемой практически не взаимодейст-вуют, нет механизмов, в том числе и финансовых, для осуществления кон-кретной проекции научных открытий и технологий в производство. Это ещераз наводит на мысль о необходимости глубокой модернизации и реструкту-ризации не только социальной подсистемы, но и создания эффективных ме-ханизмов для повышения инновационной восприимчивости экономическойподсистемы.Особенности и проблемы развития региональных социально-эконо-мических систем (на примере социально-экономической системы Кемеров-ской области) и предлагаемые формы, методы, модели и инструменты управ-ления, по нашему убеждению, позволят обеспечить устойчиво-сбалан-сированное движение и развитие этих систем и повышение качества жизнинаселения.

Ключевые слова

социально-экономическая система, сбалансированное взаимодействие, управление, воспроизводство качества жизни, socio-economic system, balanced interaction, management, reproduction quality of life

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глушакова Ольга ВладимировнаКемеровский государственный университеткандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и кредитаtrinity@oaoktk.ru
Михайлов Владимир ВасильевичКемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университетапрофессор, доктор экономических наук, профессоркафедры финансов и кредитаtrinity@oaoktk.ru
Всего: 2

Ссылки

Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. 256 с.
Глушакова О.В., Михайлов В.В. Управление воспроизводством качества жизни населения в социально-экономических системах (на примере социально-экономической системы Кемеровской области). Кемерово: Изд-во КемГУ, 2011. 280 с.
Глушакова О.В., Зонова О.В. Методические подходы к согласованию интересов собственников и наемных работников угольных предприятий (на примере Кемеровской области) // Сибирская финансовая школа. 2010. № 3. С. 46-51.
Кузбасс. 2009: Стат. сб. / Кемеровостат. Кемерово, 2009. 284 с.
Качан Л.Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни. СПб.: Изд-во ГНУИ ОВ РАО, 2005. 183 с.
Социальное положение и уровень жизни населения Кемеровской области: Стат. сб. / Кемеровостат. Кемерово, 2009. 226 с.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.).
 Особенности управления воспроизводством качества жизни населения в региональной социально-экономической системе (на примере социально-экономической системы Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Особенности управления воспроизводством качества жизни населения в региональной социально-экономической системе (на примере социально-экономической системы Кемеровской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия