Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы

Раскрывается необходимость и объективная основа усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В качестве отражения этих процессов исследуется роль Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Автор показывает природу и значение образования Таможенного союза для экономики трех стран. Важным аспектом анализа в статье является характеристика этапов развития интеграционного сотрудничества, направлений совершенствования его правовой базы и проблем, которые возникают на этом пути.

Customs Union of Russia, Byelorussia and Kazakhstan: content, problems and prospects.pdf Интеграционные процессы в мировом хозяйстве в современный периодявляются одной из основных закономерностей развития мирохозяйственныхсвязей, но вместе с этим одним из главных путей разрешения проблем, поро-жденных глобализацией. Преимущества, обусловленные интеграцией, объе-динением экономических потенциалов государств с целью получения эффек-та развития для национальных экономик, могут выступить серьезным под-спорьем в урегулировании противоречий, имеющих место на постсоветскомпространстве. Поэтому важным аспектом анализа в настоящее время являют-ся те условия, факторы, зависимости и проблемы, которые возникли междустранами, строящими новый характер отношений. В том числе существуетнеобходимость определения тех перспектив, которые ожидают созданныйнедавно Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.После получения суверенитета в результате распада СССР страны неиз-бежно приходят к новому витку взаимоотношений, знаменующих интеграци-онное сотрудничество. Постсоветское пространство в плане состояния и пер-спектив развития интеграционных процессов имело свои особенности. Онивытекали не только из нашей общей истории и соответствующих народнохо-зяйственных связей, но и характера уже сложившихся в постсоветский пери-од межгосударственных отношений. Государствам пришлось выстраиватьсовершенно новую стратегию торгово-экономического сотрудничества, взначительной степени восстанавливать разорванные связи и создавать прин-ципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бысовременным геополитическим реалиям.Тенденции к интеграции выступают объективным, закономерным про-цессом. Однако продвижение по пути интеграции от одного этапа к другомудолжно быть подготовлено с политической, правовой, экономической, орга-низационной и социальной стороны. Центробежные тенденции, проявившие-ся за почти двухдесятилетний период существования СНГ, определили необ-ходимость более строгого и взвешенного подхода к декларированию положе-ний о новом уровне интеграции.Учреждение в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (Евр-АзЭС) стало свидетельством единства политической воли руководителей пя-ти государств, которые заявили о стремлении решительно продвигаться попути взаимного, многопланового сотрудничества и реальной экономическойинтеграции. Истекшее десятилетие показало востребованность и жизненнуюсилу ЕврАзЭС. За эти годы была сформирована (создана) фундаментальнаябаза для реализации инициатив в самых разных сферах сотрудничества, воснове которых лежит прагматизм, координация подходов, нацеленность наэффективное использование потенциалов стран сообщества (Белоруссии, Ка-захстана, Кыргыстана, России и Таджикистана). Были достигнуты высокиемакроэкономические результаты. В среднем по ЕврАзЭС в 2009 г. по сравне-нию с 2000 г. рост ВВП составил 156%, промышленной продукции - 140%,продукции сельского хозяйства - 145%, инвестиций в основной капитал -231% [1].5 июля 2010 г. в Астане состоялось знаковое событие. На заседании Меж-государственного совета ЕврАзЭС были не только подведены итоги десяти-летнего периода функционирования Сообщества и намечены планы работыАнтикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, но и провоз-глашены новые, ещё более амбициозные интеграционные инициативы и пре-жде всего объявлено о запуске в жизнь Таможенного союза Белоруссии, Ка-захстана и России.Таможенный союз (ТС) - единая таможенная территория, в пределах ко-торой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не приме-няются таможенные пошлины и ограничения экономического характера,кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Вотличие от Зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотренаединая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не вхо-дящих в ТС. В связи с этим государствам - участникам Таможенного союзанеобходимоСтановление Таможенного союза, определяющего свободу движения то-варов, - это первый шаг к формированию Единого экономического простран-ства (ЕЭП). ЕЭП предусматривает следующие основные элементы интегра-ционного сотрудничества: свободу движения через границы государств това-ров, услуг, рабочей силы и капитала. В реальности свобода обмена услугамидолжна основываться на реализации Соглашения о торговле услугами и ин-вестициях в государствах - участниках ЕЭП. В свою очередь, свобода пере-движения рабочей силы предусматривает введение в действие Соглашения осотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции изтретьих государств и Соглашения о правовом статусе трудящихся - мигран-тов и членов их семей. И наконец, свобода движения капитала предполагаетреализацию положений Соглашения о создании благоприятных условий нафинансовых рынках и Соглашения о согласованных принципах валютнойполитики.ЕЭП должно реально начать функционировать с 1 января 2012 г., когдаисчезнут не только таможенные границы между странами, но и будут приме-няться единые принципы работы бизнеса. Создание ЕЭП придаст новый им-пульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса, ростаблагосостояния народов. Становление ТС и ЕЭП, в свою очередь, будетпредставлять реальный путь к созданию Евразийского экономического союзав целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодногосотрудничества с другими странами, международными экономическими объ-единениями и организациями.Формирование Евразийского экономического союза будет основыватьсяна введении в жизнь следующих соглашений: Соглашение о согласованноймакроэкономической политике; Соглашение о единых принципах и правилахрегулирования деятельности субъектов естественных монополий; Соглаше-ние о порядке организации, управления, функционирования и развития обще-го рынка нефти и нефтепродуктов РБ, РК и РФ; Соглашение об обеспечениидоступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики,включая основы тарифной политики; Соглашение о правилах доступа к услу-гам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранс-портным системам; Соглашение о регулировании доступа к услугам желез-нодорожного транспорта, включая основы тарифной политики; Соглашение оединых принципах и правилах конкуренции; Соглашение о единых правилахпредоставления промышленных субсидий; Соглашение о единых правилахгосударственной поддержки сельского хозяйства; Соглашение о государст-венных (муниципальных) закупках; Соглашение о единых принципах и пра-вилах технического регулирования в РБ, РК и РФ; Соглашение о единыхпринципах и правилах регулирования в сфере охраны и защиты прав интел-лектуальной собственности.Для разработки ряда положения ЕЭП было взято европейское законода-тельство и учтен европейский опыт. Дефицит государственного бюджета вкаждой из трех стран не должен превышать 3% ВВП, уровень госдолга - 50%ВВП. В свою очередь, темп роста цен за год не должен превысить более чемна пять процентных пунктов самый низкий в ЕЭП прогноз инфляции. Всту-пить в силу общие параметры должны с 2013 г.Завершение формирования правовой базы ЕЭП является этапным собы-тием в интеграционном процессе на постсоветском пространстве. Однакодалее предстоит, возможно, самое трудное - это реализация на практике за-думанного на высшем уровне.В кризисном 2009 г. произошло не только сокращение макроэкономиче-ских показателей, характеризующих производство в странах постсоветскогопространства, но и падение товарооборота между ними по сравнению с 2008-м.Так, по итогам 2009 г. товарооборот между Россией и Белоруссией составил23,4 млрд долл., в том числе экспорт России в Белоруссию - 16,7 млрд долл.(сокращение по сравнению с предыдущим годом на 28,9%), импорт - 6,7млрд долл. (сокращение на 36,4%); общее сокращение товарооборота соста-вило 31,2%. Первый год функционирования Таможенного союза дал положи-тельные результаты. За 10 месяцев 2010 г. товарооборот между странами ТСвырос на 19,5%, экспорт - на 47,8%, импорт - на 7,7%. За 10 мес 2010 г. това-рооборот Казахстана с Россией возрос в 1,3 раза, с Республикой Беларусь - в1,4 раза. Экспорт Казахстана в Россию увеличился на 38,7%, в Белоруссию -в 3,2 раза, импорт - соответственно на 26,4 и 20,8% [3]. За январь-сентябрь2010 г. товарооборот Белоруссии со странами Таможенного союза возрос посравнению с таким же периодом 2009 г. на 19,5% и превысил 20 млрд долл.Объем экспорта белорусских товаров в страны ТС увеличился на 48,7%, им-порта - на 7,2%. Экспорт белорусских товаров в Россию вырос на 48,6%(7млрд долл.), импорт - на 5,6% (12,4 млрд долл.). Экспорт белорусских то-варов в Казахстан вырос на 51,8% (357,6 млн долл.), импорт - в 4,6 раза(239,2 млн долл.) [4]. По оценкам специалистов, дополнительный приростВВП трех стран к 2015 г. должен составить 15% (400 млрд долл. для России и16 млрд долл. - для Белоруссии и Казахстана) [5].Однако образование и функционирование Таможенного союза не толькооткрыло перспективы, но и породило ряд проблем, требующих своего разре-шения. Возрастание конкуренции можетми - через 22 месяца, со злоупотреблением доминирующим положением -через 24 месяца.По данным Министерства экономического развития, до начала работы ТСБелоруссия была «лидером» по числу ограничительных мер против россий-ских товаров. В ЕС их было 17, в Украине - 10, а в Белоруссии - 23. Крометого, белорусские производители молочной продукции заходили на россий-ский рынок с ценами ниже себестоимости, т.е. использовали демпинговыецены. К тому же существовала серьезная поддержка национальных произво-дителей со стороны белорусского государства, которое субсидировало отече-ственных производителей, в частности создателей и продавцов сельскохозяй-ственной техники (комбайны) [6].На 1 июня 2011 г. намечено создание внешнего контура ТС, который по-зволит перенести таможенный и иной государственный контроль с россий-ско-казахстанской границы, чтобы воспрепятствовать движению некачест-венного китайского товара через Казахстан в Россию.Устранение внутренних экономических границ существенно облегчитсоздание кооперационных связей (цепочек). Так как конкуренция возрастёт,то вместе с этим возрастет качество продукции и востребованность иннова-ций, а следовательно, это будет стимулировать инвестиции в создание новыхи модернизацию существующих производств.Первой стадией формирования Таможенного союза стало введение с2010 г. единых для трех стран импортных пошлин. За основу были взятыставки российского таможенного тарифа (80%). Проблемным вопросом сталаотмена нефтяных пошлин для Белоруссии. После подписания Белоруссиейдокументов о ЕЭП Россия отменит нефтяные пошлины. По расчетам экспер-тов, из-за отмены пошлин на нефть Россия недосчитается 4,4 млрд долл., нооколо 2,5 млрд долл. получит от экспортных пошлин нефтепродуктов, произ-веденных из российского сырья, которые полностью будут перечислены вроссийский бюджет. В 2011 г. Россия обязалась поставлять в Белоруссиюнефть без уплаты экспортной пошлины, но белорусские партнеры должныбыли уплачивать российской стороне 100% экспортной пошлины за нефте-продукты, если они вывозятся в третьи страны и при этом произведены изроссийского сырья. Поставки российской нефти носят регулярный характер изанимают весомую долю во внешних поставках на территорию Белоруссии(7,6 млн т в год). Между тем поставки нефти другими странами являются не-значительными в структуре белорусского импорта. Венесуэла к тому же по-ставляет нефть в Белоруссию не регулярно. Предыдущий год показал, чтовозвращение экспортной пошлины за бензин и нефтепродукты задержива-лось, так как белорусская сторона заявляла, что эти товары произведены неиз российского сырья.Таким образом, из-за отмены пошлин российский бюджет недосчиталсясолидной суммы доходов. Но, по оценкам специалистов, если реально будутвоплощены в жизнь механизмы ТС и ЕЭП, то за счет интеграции и льготныхусловий перемещения продукции произойдет увеличение товарооборота, аследовательно, должны возрасти и доходы государственного бюджета.Важной стороной начального этапа интеграции является унификациятехнических регламентов для стран Таможенного союза. Национальные нор-мы, требования к качеству и безопасности продукции постепенно будут ухо-дить в прошлое. Также единой должна стать и маркировка продукции. Правона принятие технических регламентов делегируется Комиссии Таможенногосоюза. Система технического регулирования в ТС будет схожа с европейскойсистемой, как наиболее оптимальной. К 2012 г. все национальные техниче-ские регламенты должны замениться союзными, тем самым будут устраненывсе технические барьеры, а следовательно, и товары будут перемещатьсясвободно, без ущерба качеству и безопасности.Меняя модель технического законодательства, необходимо одновременновыравнивать и наказания за невыполнение его норм. Поэтому предполагаетсясоздать Координационный совет генеральных прокуроров стран-участниц ТСи гармонизировать их уголовные кодексы. Однако определенное время натерритории ТС будут существовать внутренние таможенные кордоны из-заналичия «изъятий» в виде пониженных пошлин, касающихся «жизненноважных» товаров применительно к каждой стране. Следует учитывать тотфакт, что в новую систему технического регулирования будет особенно не-просто вписаться небольшим предприятиям, которые работают исключи-тельно на местный рынок, лишены возможности приобретать дорогостоящееиспытательное оборудование и не могут обеспечить лабораторный контроль.ТС и ЕЭП открыты для других государств. Такие страны, как Таджики-стан и Кыргызстан, объявили о своем желании присоединиться к Таможен-ному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Однако важно не повторитьошибок Евросоюза, когда к ЕС присоединились страны, обладающие болеенизким уровнем социально-экономического развития. В период последнегокризиса эти страны выправляли ситуацию и выживали за счет более сильныхи стабильных стран.В конечном итоге будущее ЕврАзЭС и ЕЭП трех стран в решающей

Ключевые слова

интеграция, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, integration cooperation, Customs Union, integration processes

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Старшинова Наталья АлександровнаКемеровский технологический институт пищевой промышленностипреподаватель кафедры экономической теорииstar_na87@yahoo.com
Всего: 1

Ссылки

Мансуров Т. 10 лет реальной интеграции // Известия. 2010. 8 окт.
Таможенный союз: первые итоги. ИА «Regnum». 18.11.2010. URL: http:// regfortrade. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=844:2010-11-19-12-06-438catid= 1:latestnews& Itemid.-148
Независимая газета. 2010. 14 дек. URL: http://www.newskaz.ru/ economy/ 20101214/ 99068html
Товарооборот Беларуси со странами Таможенного союза за 9 месяцев возрос на 19,5% до $20 млрд. URL: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Tovarooborot-Belarusi-so-stranami- Tamozhennogo-sojuza-za-9-mesjatsev-vozros-na-195-do-20-mlrd_i_529884.html
Таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана увеличит ВВП на 15%. URL: http://www.rian.ru/politics/20100104/202835596.html
Казмин Д., Стеркинг Ф. Как в Европе // Ведомости. 2010. 19 окт.
 Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия