Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России

Система высшего профессионального образования играет важную роль для инновационной экономики в том смысле, что именно эта сфера экономической жизни формирует «кадровый каркас» новой экономики. В силу этого создание инновационнойсреды обусловливает значительные изменения в системе профессионального образо-вания, направленные на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, формирование различных форм переподготовки и повышения квалификации, также выработку как практических, так и исследовательских компетенций выпускников, способных создавать инновационные продукты. В России заложена только основа для формирования инновационной среды. Остро стоит необходимость развивать взаимную интеграцию образования с наукой и бизнесом, поскольку именно через сотрудничество возможен эффективный обмен знаниями, технологиями и инновационными разработками, а также воплощение идей в реальные продукты.

Interaction of a science, formation and business as a basis of formation of theinnovative environment in Russia.pdf Возможность перехода на инновационный путь развития определяетсячеловеческим фактором, уровнем профессионального образования и культу-ры населения. Региональные особенности подтверждают дифференциациюокругов по степени развития высшего образования, только 14 субъектов РФимеют значение показателя выше среднего по стране (Москва, Санкт-Петербург, Томская область и др.). Наличие данного фактора нельзя не учи-тывать при переходе на инновационные рельсы, поскольку вопрос об инно-вационном развитии не может стоять в тех регионах, в которых нет учрежде-ний высшего профессионального образования (например, Усть-ОрдынскийАО, Бурятский АО, Корякский АО, Чукотский АО). Для них первоочереднымнаправлением развития должно стать повышение уровня образования насе-ления. Поскольку система высшего образования достаточно сложна, измене-ния необходимо проводить по всей образовательной системе, что позволитэффективно вовлечь ее в инновационный процесс. Следует преодолеть ори-ентацию системы образования на воспроизведение готовых знаний студента-ми и создать условия для развития экономического мышления, обеспечи-вающего готовность будущих специалистов к постановке и решению слож-ных проблем инновационного развития.Многие экономисты верно утверждают, что необходимо, определяя пер-спективы развития высшего образования в условиях формирования иннова-ционной модели экономики, сохранить традиции подготовки высококвали-фицированных специалистов для практической деятельности и при этом раз-вить целенаправленную подготовку исследователей [1].Сегодня изменяются требования к результатам системы образования, рас-тет запрос на массовость креативных компетентностей и готовность к пере-обучению. Эти новые требования позволяют выделить основные характери-стики системы образования к 2020 г. и обозначить условия базовой подготов-ки с многообразием возможностей и форм повышения квалификации и пере-обучения, с постоянно обновляемым набором модульных программ профес-сиональных компетенций. Характер обучения предполагается изменить поформе и содержанию. Так, большая часть времени будет уделяться участию висследовательских проектах, разработках и других практических занятиях.Правительство стремится развить интеграцию образовательных программ,согласованных с реальным сектором экономики, т.е. обеспечить созданиесистемы профессиональных стандартов и экзаменов, направленных на отборвостребованных образовательных модулей [2].Принятая стратегия развития науки до 2015 г. определяет основные на-правления модернизации вузовского сектора [3]:1. Формирование сбалансированной структуры и механизмов финансиро-вания, включая формирование системы финансирования научных исследова-ний, совершенствование процедур конкурсного отбора научно-исследо-вательских программ и проектов за счет средств федерального бюджета, раз-витие вузовской науки, интеграцию науки и образования в рамках федераль-ных целевых программ и т.д.2. Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организа-циями академической и прикладной наук, а также производственной сферы.3. Модернизация системы подготовки кадров высшей квалификации ифедеральной системы повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава.4. Проведение структурных преобразований, направленных на повышениеэффективности использования кадрового потенциала и имущества, включая ре-организацию научных организаций, ранее созданных при вузах в качестве юри-дических лиц, путем их присоединения к соответствующим вузам; создание ук-рупненных научно-образовательных структур по направлениям деятельности, втом числе учебно-научно-производственных комплексов и т.п.С учетом новых задач основными требованиями, предъявляемыми обще-ством к системе высшего образования, являются информационная обеспе-ченность и открытость в мировом масштабе, интегративность с фундамен-тальными и научными исследованиями в лидирующих областях знаний, дос-тупность и конкурентоспособность, способность формировать интеллекту-альную элиту и служить источником просвещения, а также обеспечение на-циональной безопасности и долгосрочного прогнозирования. Обозначенныеизменения в системе образования требуют «новых» кадров, что является ос-новой для качественного пересмотра технологий и методик обучения, на-правленных на усиление развития творческого мышления.Однако в системе высшего образования возникли и новые проблемы: по-вышение требований к качеству образовательных услуг, изменение внешнеймакросреды, растущий дисбаланс между спросом и возможностями его удов-летворения и др. [4]. Частичное решение этих проблем российское прави-тельство видит в создании инновационных университетов, поскольку именноони призваны выпускать не просто высококвалифицированных специали-стов, а специалистов-универсалов, способных комплексно сочетать в себеразноплановую деятельность, в том числе проектную и предприниматель-скую. В развитых странах мира университеты по многим показателям явля-ются полноценными субъектами национального и регионального развития.Роль университетов достаточно многогранна и заключается в следующем:- генерации объектов интеллектуальной собственности, способных пере-расти в объекты коммерциализации;- формировании инновационной инфраструктуры с многочисленными иразнокачественными центрами, инкубаторами и другими формами взаимо-действия науки и бизнеса;- организации малых наукоемких предприятий, активно взаимодейст-вующих с вузом;- подготовке кадров для инновационной деятельности;- формировании инновационной культуры в бизнес-среде [5].Рис. 1Новый взгляд на систему высшего образования повлиял на изменение со-циальных функций университетов, и теперь они выступают не только рабо-тодателями, представителями профессионального образования, но и стано-вятся центрами инновационного технологического развития промышленно-сти и социальной сферы через механизмы трансфера технологий, созданиятехнопарков, бизнес-инкубаторов, консалтинговых организаций и др. Соз-данные университеты планируют осуществлять различные формы взаимо-действия с властью и реальным сектором через деятельность центров транс-фера технологий и венчурного инвестиционного фонда в высших учебныхзаведениях. Инновационная деятельность таких вузов позволит повыситьвостребованность инноваций в виде интеллектуально-разработческого про-дукта в условиях заинтересованности собственников в реальных бизнес-процессах [6].Схематично деятельность инновационных университетов представлена нарис. 1 [7].В развитии экономической системы, в том числе высшего образования,уже предприняты шаги в сторону создания системы высшего образования,отвечающей новым условиям. К 2011 г.:1) введены Государственные образовательные стандарты третьего поко-ления;2) созданы принципиально новые типы университетов - национальныеисследовательские и федеральные вузы;3) осуществлен переход на двухуровневую систему подготовки высоко-квалифицированных специалистов;4) введена новая система оплаты труда работников бюджетной сферы;5) открыты особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторыи другие формы инновационной деятельности.Необходимо согласиться с мнениями экономистов, что в сегодняшнихусловиях в России научные организации и вузы создаются и функционируютпрактически без учета взаимных потребностей, а партнерские отношения несоответствуют потребностям современной рыночной экономики, не имеютадекватного правового обеспечения и государственной поддержки [8]. Имен-но поэтому система образования в инновационном вузе должна быть открытасовременным научным исследованиям и современной экономике, посколькутолько здесь есть реальная возможность реализации партнерских отношенийс целью воплощения инновационных разработок в товары.Конечной целью интеграции науки и образования является кадровоеобеспечение национальной инновационной системы России и экономикистраны в целом, поэтому она должна решать следующие задачи [3]:1) повышение качества образования и подготовки научно-техническихкадров, обладающих современными знаниями и практическим опытом уча-стия в научных исследованиях;2) привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образова-нии;3) повышение эффективности использования бюджетных средств, кадро-вых, информационных и материально-технических ресурсов, как при прове-дении исследований, так и подготовке научных кадров;4) активизация взаимосвязей с предпринимательским сектором, процес-сов передачи технологий в реальный сектор экономики.На сегодняшний момент проблемы интеграции в сфере образовательнойдеятельности требуют определенных решений. Во взаимодействии «образо-вание - наука» необходимо осуществить привлечение ученых в качестве пре-подавателей, совершенствовать методики обучения, распространять совмест-ную деятельность по трудоустройству выпускников и создать систему неза-висимой оценки качества образования.Достичь эффективного взаимодействия сфер образования и бизнеса воз-можно только в случае усиления сотрудничества в направлении трудоустрой-ства, укрепления кадрового состава вуза и информационных технологий,также укрепление материальной базы учебного процесса. Интересен тотфакт, что эта область связей менее развита, чем сфера взаимодействия обра-зования и науки. Объяснение этого положения заключается в следующем. Вэпоху государственной собственности на ресурсы заказ на кадры осуществ-ляло правительство; при этом оно его и оплачивало, распределение профес-сионалов по отраслям имело равномерный характер. Сегодня, когда господ-ствует частная собственность на средства производства, государство уже неимеет таких возможностей. Остро встает вопрос: кто сегодня будет осущест-влять кадровый заказ и его оплату?Однозначно можно сказать, что частные компании имеют потребность ввысококвалифицированных кадрах, обладающих инновационным потенциа-лом, поскольку в той или иной мере от этого зависит успех компании и еелидерские позиции. Однако оплачивать этот заказ компании отказываются.Мы считаем, что «бизнес-заказ» на кадры и его оплату могут осуществитьтолько корпорации с достаточным объемом капитала, выраженной дально-видностью целей своего развития, занимающие первые места в рейтингекомпаний-лидеров. В России таких компаний не много и не все они готовыработать по такому направлению. А это значит, что аналогично ситуации сразработкой новых технологий и производства нанопродуктов бизнес прак-тически не заинтересован в поддержке развития инновационного образова-ния, в частности инновационных образовательных технологий, в силу риско-ванности и медленной отдачи вложения средств. Причем инновационная от-сталость компании не является первоочередной ее проблемой, решение кото-рой позволило бы руководству отказаться от иных вложений.Это происходит из-за отсутствия надежной защиты прав собственностивследствие нехватки различных форм власти и недостаточной способностигосударственных структур обеспечить выполнение законов. Также имеютместо высокие трансакционные издержки в силу краткосрочных интересовсобственников, оторванность управления производством от финансовогоуправления. Отсутствие научной инфраструктуры для инновационной дея-тельности является серьезной преградой к ней, поскольку эффективноефункционирование инновационной экономики предполагает взаимодействиепредприятий с научно-исследовательскими институтами и университетами, арентная модель получения доходов предполагает занижение издержек на об-разование и переподготовку кадров.Именно по этим причинам В. Вишневский, В. Дементьев рассматриваютпроблему изменения отношений предприятий к инвестициям как проблемусуществующего хозяйственного порядка и его институтов. Авторы главнымусловием перехода на инновационный путь видят трансформацию хозяйст-венного порядка в сторону сотрудничества экономических субъектов на ос-нове «длинных правил» взаимодействия. Прежде всего, этого можно достичьчерез изменения социально-экономической среды, выводя компании на меж-дународный рынок, где существуют более благоприятные условия игры [9].Рассматривая интеграцию образования с наукой, необходимо отметить,что формальное разделение науки и образования, появившееся в институцио-нальном, организационно-управленческом, правовом и финансовом обособ-лении этих сфер, нанесло существенный ущерб научному потенциалу высше-го образования. При этом взаимодействие сферы образования с наукой пред-ставляется более эффективным в сравнении со сферой бизнеса. Однако пред-ставители вузов недостаточно четко представляют механизмы достиженияпоставленных целей, а результата можно добиться методом проб и ошибок всилу небольшого опыта интеграции. Взаимодействие «образование - бизнес»только развивается, большинство результатов близко к ожидаемым значени-ям, но первоочередные проблемы так и не решены, а именно финансирова-ние и трудоустройство выпускников. Интерес к интеграции образования сбизнесом и наукой на сегодняшний момент, безусловно, возрастает, но про-цессу присуще неравномерное распределение между партнерами, точечныйхарактер взаимодействия с предприятиями, что не позволяет осуществитьэффективное трехстороннее сотрудничество. Если с наукой интеграция дос-тигает своих целей, то с бизнесом интеграция как в двух-, так и в трехсто-ронней форме недостаточна и нуждается в активизации [10].В целом все действия, направленные на подготовку базы для реализацииинновационной деятельности, можно выразить в увеличении объемов науч-ной деятельности, исследований и разработок, объемов инвестиций в основ-ной капитал, размера финансирования науки из средств федерального бюд-жета. Анализ статистических данных за период 2006-2009 гг. показал, что вРоссии наблюдался незначительный рост показателей объемов отгруженнойинновационной продукции и финансирования науки из средств федеральногобюджета, при этом, однако, не наблюдался рост инновационной активностиорганизаций и инвестиций в основной капитал [11].Роль образовательной сферы постоянно возрастает, образование Zwбизнес-инкубаторов и т.д., остаются нерешенными вопросы о повышениикачества образования, о формах и способах взаимодействия и интеграцииобразования, бизнеса, науки, недостаточно правовое регулирование этих во-просов. В России заложены только основы для перехода на следующий этапразвития, и систематическое возникновение проблем дает основание гово-рить о длительности перехода российской экономики на инновационныйпуть. В частности, важно развивать как правовые, так и экономические осно-вы вовлечения системы высшего профессионального образования в иннова-ционные процессы через интеграцию с научными организациями и бизнес-структурами. Современное состояние экономики требует множества различ-ных и эффективных правительственных решений и ответственности за своидействия каждого из субъектов инновационного процесса, поскольку толькотак существует возможность эффективного трехстороннего взаимодействияобразования, науки и бизнеса, которое является ядром формирования инно-вационной среды в России.

Ключевые слова

инновационный процесс, система высшего профессионального образования, взаимная интеграция, innovative process, system of the higher vocational training, mutual integration

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каллас Мария СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант экономического факультетаmkallas@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бутакова М.М., Соколова О.Н. Адаптация системы высшего профессионального образования к инновационному развитию региона // Экономика и управление. 2007. № 4. С. 68-71.
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М. и др. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hse.ru/data/017/785/1228/education-2020-quest.pdf., С. 32-64. Электрон. версия печат. пу
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт. Электрон. текст. Данные. URL: http://mon.gov.ru/work/nti/dok/ (дата обращени
Рыгалин Д.Б., Зайченко С.Е., Микитась А.В. и др. Место инновационного университета в новой экономической системе, основанной на знаниях // Инновации. 2006. № 7. С. 48-54.
Власов В.А., Дмитриенко В.П., Клименов и др. Роль университета в формировании реальной инновационной системы на примере Томского политехнического университета // Инновации. 2006. № 8. С. 36-40.
Алтайцев А.М. Образовательная политика в области интеграции высшего образования в национальную инновационную систему [Электронный ресурс] / Центр проблем развития образования: Сайт Белорусского государственного университета. Аналитический обзор, № 13. Эле
Титов А.Г., Богданова М.В. Университет - базовый элемент инновационного потенциала развития региональной экономики // Вестник Брян. гос. ун-та. 2009. № 3 С. 25-32.
Калинин В.Ф., Иванова С.А., Ермолаев А.Е. Вузы и НИИ как инфраструктура перехода к инновационной экономике // Вестник ТГТУ. 2007. Т. 13, № 1Б. С. 275-284.
Вишневский В., Дементьев В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. 2010. № 9. С. 41-62.
Наука, образование, бизнес: вектор взаимодействия в современном обществе / Под ред. И.Д. Демидовой, В.Н. Мининой, М.В. Рубцовой. СПб.: Скифия-принт, 2008. 288 с.
Наука и инновации // Федеральная служба государственной статистики Росстат: официальный сайт [Электронный ресурс]. Электрон. данные. URL: http://www. gks.ru/ wps/ wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/science/# (дата обращения: 14.06.2011).
 Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия