Подходы к анализу рынка лекарственных препаратов в субъекте Федерации (на примере Красноярского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Подходы к анализу рынка лекарственных препаратов в субъекте Федерации (на примере Красноярского края)

Проанализированы подходы к изучению рынка лекарственных препаратов на уровне региона и отдельных муниципальных образований. Предложено для анализа фармацевтического рынка проводить анализ только аллопатических лекарственных препаратов. Анализ экономической доступности лекарственных препаратов для населения региона предложено проводить на основе выборочной потребительской корзины. Сформулированы принципы формирования выборочной потребительской корзины лекарственных препаратов. Проведен анализ экономической доступности лекарственных препаратов в отдельных территориях на примере Красноярского края.

Approaches to the analysis of the market of medical products in the subject of Federation (on an example of Krasnoyarsk region).pdf Рынок лекарственных препаратов в России уже в течение ряда лет имеетустойчивую тенденцию к развитию [1, 2]. В связи с многочисленными осо-бенностями субъектов Федерации существуют значимые межрегиональныеразличия в рынках субъектов, поэтому изучение рынка лекарственных препа-ратов в конкретном регионе имеет большое научное и прикладное значение[3-6].При изучении состояния рынка исследователями могут использоватьсяразличные (в зависимости от цели исследования) подходы и инструментыанализа. В первую очередь исследуются особенности поведения участниковрыночного взаимодействия при выполнении ими основных ролей: покупате-ля или продавца. Выводы о поведении потребителя, характеристиках потреб-ления лекарственных средств и фармацевтической помощи носят опосредо-ванный (косвенный) характер ввиду того, что покупатель не выступает непо-средственным участником рыночного взаимодействия.Проведение исчерпывающего анализа рынка фармацевтической и дажелекарственной помощи - весьма масштабная задача, чтобы решить ее, впрактике исследования прибегают к частичному (частному) анализу по рядуинформативных для целей исследования факторов, рассматриваемых на ог-раниченном поле рыночного взаимодействия (сегменте лекарственных пре-паратов отдельных нозологий, сегменте лекарственных препаратов широкогоспектра действия, т.е. на основе использования модельного предмета иссле-дования), при этом существенно облегчается задача выбора инструментов итеоретико-методического подхода к исследованию. При корректном прове-дении фокусирования на выбранном модельном объекте полученные выводыраспространимы на весь анализируемый рынок.Проведение анализа рынка лекарственных препаратов отдельного регио-на в целом является затруднительной процедурой, так как для изучения рын-ка исследуется большое число факторов: сравнительная цена товаров, разме-ры доходов покупателей, качество товаров и услуг (технологическое качест-во, качество обслуживания), влияние других участников рынка и возникно-вение в связи с этим известных эффектов («сноба», «подражания большинст-ву», Веблена и др.), изменения цен на другие товары [7, 8. С. 15-19].Достоверно фиксируемыми национальной статистикой факторами пове-дения покупателей на рынке фармацевтической помощи являются цена исредний доход домохозяйств. На основании анализа этих факторов возможнастатическая и динамическая оценка доступности модельной потребительскойкорзины жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов(ЖНВЛП) индивидуальным покупателем. Размер заработной платы был оп-ределен по данным государственной статистки территориального органа Фе-деральной службы государственной статистики по Красноярскому краю за2010 г. Покупателей принято разделять на индивидуальных и институцио-нальных. Институциональные покупатели на рынке лекарственных препара-тов представлены медицинскими организациями, а индивидуальные покупа-тели - домохозяйства, являющиеся, как правило, при этом и конечными по-требителями лекарственной и фармацевтической помощи, что повышает ин-формативность применяемого исследовательского подхода.Что касается самих лекарственных препаратов, то данная группа благдискретна и имеет сложную структуру. Существуют аллопатические (тради-ционные) лекарственные препараты, гомеопатические лекарственные средст-ва, лекарственные растительные препараты и т.д. Для целей настоящего ис-следования мы остановились на изучении рынка традиционных лекарственЦеновая доступность лекарственных препаратов является одной из базо-вых характеристик рынка. Для определения ценовой доступности существуетнесколько методик. Для целей нашего исследования мы определяли стои-мость выборочной потребительской корзины лекарственных препаратов подоходу с целью установления потенциальной экономической доступностилекарственных препаратов неинституциональным потребителям. Потенци-альной экономической доступностью станем называть гипотетическую по-купку условно сконструированной потребительской корзины, свидетельст-вующую о возможности получения требующегося набора ЖНВЛП в случаеназначения по жизненным показаниям. В выборочную потребительскую кор-зину мы включили розничные цены с НДС 9 препаратов перечня ЖНВЛП.Препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, стали инструментом исследова-ния, так как перечень утверждается для всех субъектов Федерации, на препа-раты этого перечня существует фиксированная фактическая отпускная ценапроизводителя за упаковку, устанавливаемая на год, и нормативно устанав-ливаются предельные оптовые и розничные надбавки. Было выбрано по 3препарата, относящихся к трем ценовым диапазонам по стоимости произво-дителя (до 50 руб. включительно, от 50 до 500 руб. включительно и стоимо-стью свыше 500 руб.). Отбирались препараты широкого спектра использова-ния разных фармакологических групп.Размеры предельных торговых надбавок к ценам препаратов перечняЖНВЛП устанавливаются на уровне субъектов Федерации. Для муниципаль-ных образований Красноярского края надбавки предусмотрены по четыремклиматическим зонам: 1-я зона - города и районы края, за исключением рай-онов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, 2-я зона - местно-сти, приравненные к районам Крайнего Севера, 3-я зона - районы КрайнегоСевера, за исключением Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципальногорайона, 4-я зона - Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район.Для определенияСтоимость выборочной потребительской корзины лекарственных препа-ратов мы отнесли к средней реальной заработной плате работающего населе-ния для 55 изучаемых территорий. Таким образом, мы получим условноечисло, показывающее, сколько выборочных потребительских корзин лекар-ственных препаратов мог бы приобрести для себя работающий человек, еслибы потратил на них всю месячную заработную плату (табл. 2).Таблица 2Покупательная способность населения муниципальных образований Красноярского края№п/п Муниципальное образованиеСредняя номинальная заработ-ная платаСтоимость выборочной потре-бительской корзиныКоличество корзин1 г. Норильск 42959 4618,70 9,302 Северо-Енисейский район 38582,6 4618,70 8,353 Туруханский район 37388,2 4618,70 8,094 Таймырский (Долгано-Ненецкий) муни-ципальный район Красноярского края 37261,5 4740,52 7,865 Большеулуйский район 26003,6 3677,92 7,076 Эвенкийский муниципальный район Крас-ноярского края 30121,3 4618,70 6,527 г. Красноярск 23024,7 3677,92 6,26…51 Боготольский район 11864,4 3677,92 3,2352 Дзержинский район 11643,2 3677,92 3,1753 Сухобузимский район 11660,9 3677,92 3,1754 Краснотуранский район 10491,9 3677,92 2,8555 Канский район 9290,6 3677,92 2,53В результате был определен рейтинг по потенциальной экономическойдоступности лекарственных препаратов перечня ЖНВЛП.Лидерами рейтинга стали (по убыванию): г. Норильск, Северо-Енисейский, Туруханский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Большеулуй-ский, Эвенкийский районы Красноярского края. Аутсайдеры рейтинга: Бого-тольский, Сухобузимский, Дзержинский, Краснотуранский, Канский районы.Город Красноярск в данном рейтинге занял 7-е место.Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделатьследующие выводы:1. Для анализа рынка лекарственных средств можно выбрать сегмент ал-лопатических лекарственных препаратов, в котором сосредоточены основныеучастники.2. Анализ рынка лекарственных препаратов в субъекте РФ можно прово-дить по сравнительной цене и доходу покупателей.3. В качестве индикатора ценовой доступности лекарственных препаратовдля населения может быть использована выборочная потребительская корзи-на, включающая препараты из списка ЖНВЛП и их текущие цены.4. Проведен анализ и ранжирование по потенциальной экономической(ценовой и доходный факторы анализа) доступности модельного набора изсостава перечня ЖНВЛП для характеристик цен и среднего дохода террито-рий Красноярского края.

Ключевые слова

фармацевтический рынок, муниципальные образования, доступность, pharmaceutical market, municipal unions, availability

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богданов Вячеслав ВладимировичКрасноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкогостарший преподаватель кафедры управления, экономики здравоохранения и фармации института последипломного образованияww.bogdanov@gmail.com
Малаховская Марина ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор экономических наук, профессор, директор Центра «Мастер делового администрирования» Высшей школы бизнесаmbatsu@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

Мелик-Гусейнов Д.В. Прогноз развития фармацевтического рынка России в 2009- 2010 гг. // Фармакоэкономика. 2009. Т. 2, № 2. С. 50-52.
Мелик-Гусейнов Д.В. Фармацевтический рынок России: тенденции и прогнозы // Фармацевтический менеджмент. 2009. № 3. С. 11-17.
Бидарова Ф.Н., Андреева И.Н. Разработка системы оценки качества фармацевтических услуг на региональном уровне // Владикавказский медико-биологический вестник. 2010. № 17. С. 23-27.
Пономарев И.Г., Макаренков С.В. Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России // Новая аптека. 2001. № 6. С. 37-43.
Толстопятенко М.А., Зиньковская Н.В. Региональные аспекты формирования медико-фармацевтического комплекса // Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 1 (44). С. 18-21.
Сенаторова О.П., Касаткина Т.И., Шаповалова М.А. Детерминанты спроса на ЛС на региональном рынке // Ремедиум. 2007. № 8. С. 24-27.
Овчинников Э.М. Статистический анализ региональных фармацевтических рынков // Открытое образование. 2007. № 4. С. 85-89.
Артюхов И.П., Денисова Н.И., Морозова Т.Д. Курс экономической теории. Красноярск: типография КрасГМУ, 2008. 107 с.
Артюхов И.П. Медико-демографические процессы в Восточной Сибири (по материалам Красноярского края): Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 1987. 25 с.
Государственный доклад о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения Красноярского края в 2010 году. Красноярск, 2011. 295 с.
 Подходы к анализу рынка лекарственных препаратов в субъекте Федерации (на примере Красноярского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Подходы к анализу рынка лекарственных препаратов в субъекте Федерации (на примере Красноярского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия