Проблемы экономического роста в России в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Проблемы экономического роста в России в современных условиях

Рассмотрены проблемы экономического роста России, выявлены основные причины утраты страной своих позиций на мировом и внутреннем рынках. Указанные проблемы связываются с несовершенством правовой политики, а также с финансовым кризисом и общими проблемами национальной экономики. В рамках реформирования национальной экономики рассматривается новая концепция долгосрочного развития страны, направленная на модернизацию экономики путем создания инвестиционно-инновационного климата, который обеспечил бы экономический рост страны и превратил Россию в лидирующую мировую державу через создание государственно-корпоративного сектора экономики.

Problems of economic growthin Russia in the current conditions.pdf В экономической теории экономический рост определяется как «увели-чение объeмных показателей экономической деятельности в результате уве-личения количества используемых факторов производства или совершенст-вования техники и технологии» [1. С. 462].Устойчивый экономический рост любой страны должен быть основан насуществующей объективной реальности экономики и политики и являтьсяотражением долгосрочной программы социально-экономического развитиястраны как главной ее составной части. Основной целью экономическогороста страны является «увеличение объeмов производства благ и услуг,улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни» [2]. Го-сударство как субъект рынка должно проводить политику по стимулирова-нию экономического роста для того, чтобы обеспечить развитие националь-ной экономики по важнейшим еe отраслям. Эта политика государства должнабыть скоординирована с бюджетно-налоговой, кредитной и другими видамиэкономической политики. Эта взаимосвязь необходима, так как именно онасможет обеспечить достаточную устойчивость страны как сложной социоси-стемы в условиях рынка, чтобы добиться экономического роста.В экономике выделяют два типа экономического роста: экстенсивный иинтенсивный. Первый тип характеризуется тем, что происходит количест-венное увеличение ресурсов путeм простого добавления факторов производ-ства. При данном типе рост валового продукта достигается посредством рас-ширения сферы применения материальных, трудовых и природных ресурсов.При втором типе экономический рост обеспечивается благодаря совершенст-вованию использования ресурсов на основе применения наиболее эффектив-ных средств труда, более совершенных технологий и форм организации про-цесса производства. Сами механизмы экономического роста страны должныбыть устремлены на то, чтобы основная цель - увеличение производства благс их высокими характеристиками качества - была достигнута.Источниками финансирования экономического роста могут быть ресурсыфинансовых рынков (кредитных и трастовых компаний), хозяйствующихсубъектов, а также государства. В сегодняшней России качественные факто-ры должны стать ключевыми факторами, обеспечивающими экономическийрост. Качественные факторы экономического роста были выделены Э. Дени-соном [3]. Модели экономического роста, использующие качественные пара-метры, были предложены Н. Калдором, Дж. Робинсон [4]. С 1999-2007 гг. вРоссии идeт рост ВВП как по экстенсивному, так и интенсивному типу. Но,по оценке Всемирного банка, рост экономики страны по-прежнему в большейстепени был зависим и базировался на использовании сырьевых ресурсов,старых производственных мощностей и определeнного запаса рабочей силы.Однако был получен достаточно положительный эффект: среднегодовой ростВВП составил 6,9%, промышленного производства - 5,5%, объeма инвести-ций в основной капитал - 14% [5]. Однако энерго-сырьевые параметры на-полняемости экономического роста никогда не будут являться его качествен-ными параметрами, так как они способствуют усилению отставания в техни-ко-экономическом развитии страны, а для современной России - это большаяпроблема.На наш взгляд, темпы роста ВВП должны отражать качество воспроиз-водства российской экономики. Воспроизводство, в свою очередь, осуществ-ляется в двух формах: простого и расширенного. Экономический рост явля-ется отражением расширенного воспроизводства экономики страны. С эко-номическим ростом должен увеличиваться и потенциал страны: должен про-исходить рост основного и оборотного капитала, рабочей силы. Это, скажем,первая «оболочка» или первая составляющая экономического роста. Еслиона есть, то именно она становится базой для увеличения валового внутрен-него продукта - второй составляющей («оболочки») экономического роста.Таким образом, если идет качественный экономический рост, то происходитобновление основных производственных фондов как технической базы про-изводства, улучшается использование оборотного капитала, улучшаются ус-ловия труда работающих на предприятиях, заработная плата становится фор-мой достойной цены (а не стоимости) рабочей силы. В России на протяжениирыночного реформирования практически не происходило обновления основ-ного капитала, например, «…в ключевых отраслях промышленности - маши-ностроении, химии, нефтепереработки - качественные мощности составилилишь 6…12%» [6]. Как видим из данной статистики, даже нефтяная отрасльэкономики, обеспечивающая в основном экономический рост, до сих поропирается на ресурсный потенциал плановой экономики, используя старыепроизводственные мощности.На основании вышеизложенного можно сделать важный вывод - положи-тельные темпы роста ВВП не всегда отражают темп роста экономическогопотенциала страны: он может быть отрицательным. Отрицательный ростэкономического потенциала страны происходит при упадке потенциала всехотраслей экономики, и в долгосрочной стратегии развития расширенноговоспроизводства задача обеспечения экономического роста не будет выпол-нена как в количественном, так и в качественном еe аспекте.За период 1999-2007 гг. был, хоть и незначительный, экономическийрост. «В 2009 г. Росстат опубликовал следующие среднегодовые темпы при-роста промышленного производства в сопоставимых ценах: 1996-2008 гг. -1%, 2001-2005 гг. - 5.6%, 2006-2008 гг. - 4.9%.В последнем квартале 2008 г.начался спад производства, связанный с мировым финансовым кризисом, в2009 г. падение составило 20% и явилось самым большим в мире. Для вос-становления объeмов промышленного производства до уровня 2008 г. необ-ходимо иметь темп прироста в том же размере, что и предшествующий спад,т. е. 20%. Фактически темпы восстановительного роста в 2010 г. оказалисьниже» [7. С. 6]. Поэтому, чтобы ускорить восстановление экономики послеспада, была необходима долгосрочная стратегия по повышению еe эффек-тивности и конкурентоспособности. Необходима была новая парадигма эко-номического роста, основанная на высокой производительности труда, наиспользовании новейших технологий, модернизации производства, а не наблагоприятной конъюнктуре сырьевого рынка России. Поэтому не случайно,а вполне закономерно президент Д.А. Медведев провозгласил тему «Модер-низация» как установку к дальнейшим действиям России при переходе к ци-вилизованному рынку и обеспечению экономического роста. Актуальностьвыбранной концепции была очевидна и даже предсказуема многими учeны-ми-экономистами: значимых результатов по всем макроэкономическим пока-зателям страна за последние 18 лет реформирования не дала. Если обратитьсяк истории, то за менее короткий срок, в период 1887-1913 гг., реформа мини-стра финансов царской России С.Ю. Витте сделала нашу страну высокораз-витой мировой державой, надежным экономическим партнeром, когда изфеодального (крепостного) строя Россия пошла по пути капиталистическогоразвития.Рассмотрим причины сегодняшнего состояния российской экономики,невыполнения планов и программ, представленных Правительством России,снижения жизненного уровня. На наш взгляд, причиной является ослаблениероли государства в единой целой субъектной структуре рыночного хозяйства:«домохозяйства - государство - фирмы - банки». То, что государствоослабило свою роль за период 1992-2010 гг., явилось результатом крахаинститутов плановой экономики и уродливого становления новыхинститутов в рыночной экономике России. Главное политическое влияние наэкономику страны оказывала частная собственность, принадлежащаяолигархическому капиталу и приносящая ему сверхдоходы. Сегодняшняякоррупция и криминальные разборки - это тоже результат слабостигосударственного влияния. Разгосударствление и приватизация привели ктому, что промышленные предприятия, лишившись госзаказа, пересталиработать. Россия выжила в течение этого времени за счeт крупныхкорпоративных структур - финансово-промышленных групп, созданных поуказу Б.Н. Ельцина в основном в добывающих отраслях экономики, это ониявились точками роста национальной экономики, это они создавали большуючасть ВВП страны. Но именно эти структуры и способствовали появлениюэкономической элиты: финансовых олигархов, манипулировавшихогромными финансовыми потоками и доходами. Результатом этого явилосьрасслоение общества, где бедных около 80% и экономика ориентирована восновном на добычу углеводородного сырья, а не на развитие машино-строения и других отраслей материального производства, определяющихрасширенное воспроизводство. Можно согласиться с А. Амосовым, которыйотметил, что «беда России в том, что Россия далека не только отэкономического роста и развития, но и восстановления объемов производствабазисного периода в отраслях, от которых зависят процессы роста» [7. С. 6].Как отмечает Р. Кучуков, «… коэффициент, выражающий соотношениедоходов 10% самого богатого и самого бедного населения в 2009 г., поднялсядо …22 раза против 13,9 в 2000 г., 13,5 - в 1995 г. и в 8 раз - в 1992 г.Многократно увеличивались доходы верхнего слоя чиновников и числомиллиардеров, процветала коррупция» [8]. Экономика же в целом находиласьв стагнации, а главное - произошeл серьeзный перекос в пользу сырьевойэкономики. Опыт экономически развитых стран доказал, что лучшепродавать не нефть и газ, а готовую, наукоeмкую продукцию. Примеромможет служить Япония. Россия же жила за счeт сырьевых ресурсов, хотя вцелом и отмечается общий рост доходов.На наш взгляд, для устойчивого динамичного развития экономикинеобходимо возрождать производство, вкладывать деньги в обрабаты-вающую индустрию, создавать новые машины, оборудование, приблизитьсяхотя бы немного к развивающимся странам. На основании этого можноутверждать, что экономический рост без развития всех отраслейнациональной экономики невозможен. Но отрасли экономики не заработают,если в них не вкладывать деньги. Денежный фонд для вложения в основнойкапитал национальной экономики может и должен создаваться, и он долженбыть не менее 25% от объема ВВП. Китай сегодня стоит на втором месте пообъему ВВП. Эта страна за короткий срок стала ведущей державой мира. Понашему мнению, именно за счeт высокой нормы накопления капиталасреднегодовые темпы экономического роста могут быть достаточновысокими. В России норма накопления капитала в последние годысоставляла всего около 11%, что и вылилось в незначительныйэкономический рост. Основные фонды работающих предприятий не обно-влялись, не проводились капитальные ремонты, оборудование предприятийбыло изношено более чем на 75%, и это физический износ, не говоря оморальном износе основных производственных средств.Для развития нашей национальной экономики финансовые возможностиу государства имеются и имелись. Нефть и газ дорожали, а выручки отпродаж росли. Государственная казна пополнялась за счет деятельностикрупных бизнес-групп России - финансово-промышленных групп, торгую-щих нефтью и газом. Например, золотовалютные резервы Центробанка передфинансовым кризисом составляли более 500 млрд долл. Профицит бюджетадо 2009 г. оценивался в 1 трлн руб. Таким образом, для решения актуальныхзадач экономики и социальных проблем в целом деньги у государства были.Но они расходовались неэффективно. Достаточно вспомнить наши вклады вэкономику США в ущерб собственным экономическим интересам.Мировой финансовый кризис чeтко отразил необходимость выработкиновой технико-экономической концепции, связанной с переходом нананотехнологии, биотехнологии, биоэкономику, которые развиваются наоснове новой биоэнергетики и экологически чистых производств, впротивовес старой, где доминировали «грязные» технологии, создававшиеугрозу жизни человека, загрязняя окружающую среду. Поэтому само времяпоказало и подсказало необходимость выдвижения концепции модернизациироссийской экономики, построение еe новой модели, где главнымдоминирующим началом должен являться человеческий фактор и гдеактивно осуществляются технологические и организационные инновации.Россия имеет богатый природно-сырьевой потенциал. А ориентацияэкономики была топливно-сырьевая, не отвечающая никаким требованиямкачественных характеристик развития экономики. Радикальные реформы завремя перехода к рынку способствовали громадному разрыву в областинаучно-технического прогресса с другими странами. Это объяснялось тем,что правительство допустило при планировании ошибки, просчeты, а этовылилось в то, что на пороге ХХI в. наша экономика заняла не оченьхорошую позицию для дальнейшего развития. Кто бы мог предположить лет15 назад, что Китай и Индия будут серьeзными конкурентами России намировом рынке? Китай занимает второе место по объему ВВП, Индия -третье, а мы - на десятом месте. И Китай, и Индия своей стратегическойцелью ставят развитие высокотехнологичного производства, науки иобразования. К сожалению, пока инновационная активность предприятий вРоссии остается низкой.Итак, экономический рост ВВП в России являлся монетарным ростом, онне имел (а если имел, то доля инноваций была не значительна) и неиспользовал новые инновационные технологии, которые смогли бымодернизировать материально-технологический базис производства. Поэто-му такой экономический рост являлся крайне неустойчивым, так как он несоздавал внутренних источников. А это могло бы в дальнейшем привести ктому, что неблагоприятная бизнес-среда на внешнем рынке обострила быпроблемы экономического роста, связанные с обеспечением расширенноговоспроизводства, которые могли бы стать необратимыми и пагубными длянациональной экономики в целом.Таким образом, можно сделать вывод: монетарный экономический ростпри неблагоприятной бизнес-среде на внешнем рынке создает угрозунегативными необратимыми процессами, связанными с расширенным вос-производством, для национальной экономики в целом. Поэтому времяпоказало и подсказало необходимость модернизации российской экономики.Как уже отмечалось выше, основными точками роста в России врыночных реформах явились крупные корпоративные структуры в видекомпаний холдингового типа, финансово-промышленных групп; малый исредний бизнес ещe недостаточен для влияния на экономический рост, егодоля в ВВП незначительна. Но и крупный частный бизнес не хочет или неможет обеспечить достаточный рост экономического потенциала России. Этоможно объяснить и тем, что, на наш взгляд, владельцы частного бизнеса неимеют соответствующей времени социокультуры ведения бизнеса, одной изцелей которой являлось бы вложение денежных средств в научные и опытно-конструкторские разработки. Это рисковые для них вложения. Дляинновационного развития России стала необходима реализация крупно-масштабной неоиндустриализации экономики.Поэтому государство как главный субъект рынка должно решить этипроблемы, создав, таким образом, условия для национальной безопасности, аглавное - для экономического роста. Резервы для претворения в жизньгосударственной политики, направленной на модернизацию производства, уРоссии есть. Россия строит за рубежом 5 атомных энергоблоков,контролирует 40% мирового рынка услуг по обогащению урана и 20% попоставкам ядерного топлива [9]. Надо отметить и достаточно прочные иустойчивые позиции страны в микроэлектронике. Компания NT-MDT вг. Зеленограде, которая выпускает сканирующие зондовые микроскопы,занимает сегодня 14% рынка ЕС, 9% - азиатских стран и 35% - рынкаИзраиля [9]. По оценкам некоторых аналитиков, Россия могла быдоминировать в мировом авиакосмическом производстве и увеличить долю впроизводстве наукоeмкой продукции с 1 до 2-3 % в ближайшие годы [10].Как отмечает С. Глазьев, «заделы в атомной, ракетно-космическойотраслях промышленности, в молекулярной биологии и генной инженерии,нано-, био-, информационных технологиях дают России значительные кон-курентные преимущества для опережающего развития новоготехнологического уклада. Но для реализации этих шансов необходимобыстрое наращивание инвестиций в соответствующих направлениях» [11].Государственная поддержка наукоeмкого производства за последние годы небыла достаточной. Если сравнивать вложения в науку других болеевысокоразвитых стран, то Россия значительно отстаeт от них. По последнейстатистике, ежегодно Китай вкладывает в НИОКР 6 млрд долл., Япония -100 млрд долл., Россия - 6 млрд долл.Поэтому сегодня для модернизации экономики необходимаинновационная активность государства, потенциал России по модернизацииэкономики надо претворить в жизнь, в реальную финансово-хозяйственнуюдеятельность субъектов рынка, в частности и крупных частныхкорпоративных структур, так как их производственный потенциал доста-точно высок. Но эта активность, способная поднять и показать весьпотенциал конкурентоспособной экономики России, возможна лишь тогда,когда государство как субъект рынка выберет в качестве доминирующейпромышленную стратегию развития экономики, направленную наэкономический рост. Поэтому своевременной и актуальной являетсяКонцепция социально-экономического развития России до 2020 г. «Цельразработки Концепции - определение путей и способов обеспечения вдолгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостоянияроссийских граждан, национальной безопасности, динамичного развитияэкономики, укрепления позиций России в мировом сообществе» [12].Основываясь на данной государственной программе долгосрочного развитиястраны, а также литературных источниках по теме исследования, можносделать следующий вывод. На наш взгляд, повысить экономический ростможно, если: эффективно использовать природные ресурсы, так как они являютсяосновой дальнейшего развития страны и их запасы с каждым днeмуменьшаются; использовать возможности внешнеэкономической интеграции,расширение позиций на мировых рынках сбыта с учетом маркетинговогоанализа; усилить инновационную составляющую в социально-экономическомразвитии страны, упраздняя роль некоторых традиционно используемыхфакторов экономического роста; изучив спрос на наукоeмкую продукцию, наладить еe производство; государству как субъекту рынка активизировать политику для усилиянациональной безопасности страны.Как отмечает В. Мау, «…сама задача выбора долгосрочных приоритетовисключительно сложна, а цена ошибки здесь может быть огромной» [13]. Имы не должны допустить ошибок при претворении в жизнь основныхнаправляющих этой концепции. В условиях сегодняшнего дня устойчивыйэкономический рост возможен только при качественном государственномрегулировании, направленном на повышение инвестиционной иинновационной активности, на модернизацию экономики в целом.У нас огромная территория, неизмеримые природные богатства, большиедостижения в науке. Еще раз отметим, что кризис заставил взглянуть по-новому на то, как развивалась Россия в последние десять лет, на то, почемупрограмма среднесрочного развития страны, предложенная В.В. Путиным, небыла выполнена, почему реализация Центробанком и Минфином денежнойполитики до 2009 г. не решила фундаментальных задач реформированияроссийской экономики. Все эти проблемы и их причины были отмеченывыше.На базе проведeнного анализа экономического развития других стран иРоссии напрашивается вывод, что мы можем и должны стать страной снаукоемкой экономикой, созданной на основе еe модернизации путeмпроведения инновационно-инвестиционной политики. Для экономическогоразвития страны надо создать условия, чтобы экономический рост былустойчивым и динамичным. А для этого необходимо, по нашему мнению,увеличить в стране долю государственной формы собственности. Этоособенно остро проявляется при формировании совокупного спроса, спросане только работодателей (для них экономический интерес - прибыль), но инаeмных работников (для них экономический интерес - это заработнаяплата). Статистические данные развития страны говорят о несоответствиидальнейшего перераспределения ВВП в пользу тех факторов, которыми онбыл создан. Труд представлен 5% ВВП, промышленный капитал - 25%, рентаза пользование природными ресурсами - 70%.Перераспределение дохода идeт в пользу небольшой группы олигархов,представляющих крупный корпоративный бизнес. Таким образом, основнаяпричина искаженного экономического роста состоит также и в не до концарешенной проблеме собственности. Приватизация в стране не далаожидаемого эффекта. Крупный корпоративный бизнес сосредоточен восновном в руках частного капитала, модели партнeрства государства ичастного бизнеса eще не апробированы, по этому поводу идут дискуссииученых, экономического эффекта нет, инновационная активность недо-статочная.На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, чтоКонцепция социально-экономического развития России до 2020 г.направлена на определение путей и способов достижения эффективногоэкономического роста страны. Экономико-производственный потенциал дляэтого имеется, проблемы кроются в перераспределении ВВП в пользучастного корпоративного сектора экономики и утаивании прибыли. Модельпартнeрства корпоративного бизнеса и государства в России отсутствует. Насовременном этапе развития России остро встаeт вопрос об увеличении встране доли государственной формы собственности.Общественное воспроизводство осуществляется ради полученияприбыли. Но какими путями возможно получать эту прибыль? Кейнсианскаятеория не предусмотрела это, опыт плановой экономики тоже это нерассматривал. Как мы знаем из учебников по экономике, общественноевоспроизводство предполагает производство предметов потребления ипроизводство средств производства. Таким образом, в состав общественногопроизводства входят элементы как промежуточного передела, так иконечного результата производственно-технологического цикла. Посколькугосподствующее место занимает частный капитал, то ему безразлично,откуда извлекать прибыль. Но если государство как субъект рынкаопределяет приоритеты развития экономики, то всем другим участникамрынка совсем не безразлично, из какого элемента производственно-технологического цикла извлекается прибыль: промежуточного иликонечного.Никто из учeных, занимавшихся исследованием этого вопроса, ниВ.В. Леонтьев, ни Г.А. Фельдман, не смог ответить на данный вопрос. Толькосовсем недавно ответ на него дал экономический закон вертикальнойинтеграции, открытый С. Губановым, суть которого состоит в том, чтотолько при рентабельности промежуточных элементов общественногопроизводства, равной нулю, мы можем достичь максималь-ногоэкономического эффекта (результата) общественного воспроизводства. Приэтом автор указывает на соответствие вертикальной интеграции инеоиндустриализации. Он пишет, что «производительные силы несуществуют вне определeнных производственных отношений, внеисторически обусловленной формы своей организации… в силу законасоответствия производительных сил и производственных отношений … безвертикальной интеграции неоиндустриализация неосуществима» [14].Придерживаясь в экономическом развитии закона вертикальнойинтеграции, западные страны, развивая государственный приоритет в эконо-мике, получили значимый эффект экономического роста. Экономическийрост обеспечивает этим странам производство средств производства в видеготового продукта с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому сегодняисторически неизбежным стал вопрос о возрастающей ролигосударственного сектора и создании государственно-корпоративногосектора для реализации крупномасштабной неоиндустриализации экономикиРоссии. Эпоха неоиндустриализации уже определена экономистами как де-факто.В современной России состояние экономики в целом можно определитькак децентрализованное и дезинтегрированное, а для такой экономикимодернизация без неоиндустриализации невозможна. Кроме этого,необходима и вертикальная интеграция. И как итог данного исследования:если Россия не примет на себя неоиндустриализацию как установку кдальнейшему преобразованию экономики, она не будет существовать какдержава. В условиях современной экономики России каждый шаг еeмодернизации немыслим без вертикальной интеграции. Рассмотримпредставленную в таблице группировку корпораций США по концентрациикапитала и прибыли на основе источника [6].Группировка корпораций США по концентрации капитала и прибылиГодМенее10 млндолл.От 10 до25 млндолл.От 25 до50 млндолл.От 50 до100 млндолл.От 100 до250 млндолл.От 250 до1 млрддолл.От 1 млрддолл. ивышеКапитал1970 11,95 3,54 3,48 4,49 8,26 19,45 48,831980 9,15 3,15 2,52 3,03 5,44 13,00 63,711990 5,42 2,83 2,13 2,76 4,71 10,93 71,222000 3,54 1,76 1,49 1,87 3,09 8,03 80,222005 2,90 1,47 1,20 1,54 2,44 7,24 83,21Прибыль1970 9,84 2,84 2,93 3,85 8,10 20,52 51,921980 8,41 2,42 2,06 2,68 4,90 12,42 67,111990 7,74 4,69 2,51 2,42 3,20 6,46 72,982000 6,02 2,48 1,24 1,00 1,27 5,49 82,502005 4,29 1,59 0,98 0,97 1,99 4,12 86,06Анализируя данные этой таблицы, можно отметить, что в период 1970-2005 гг. доминировали вертикально интегрированные бизнес-структуры,капитал которых превышал 1 млрд USD. То же самое наблюдается и в другихразвитых странах. Отсюда можно сделать вывод о том, что в странах свысокоразвитым производством доминируют вертикально интегрированныекорпорации.На наш взгляд, эти задачи могли бы быть решены только с привлечениемкрупного корпоративного бизнеса, так как малый и средний бизнес развит унас недостаточно хорошо, да и мировой опыт свидетельствует в пользукрупных компаний. Крупные корпоративные структуры, представляющиечастный капитал, достаточно настороженно смотрят на предлагаемые моделипартнeрства с государством, эти структуры стали фактически монопольными,заняли ключевые позиции власти и порой выступают противниками каких-либо конструктивных позиций со стороны государства, препятствуя темсамым организации эффективного воспроизводства, направленного eђ наэкономический рост. Чтобы и частный бизнес заработал в плане инноваций,надо изменить атмосферу в обществе, вместо идеологии наживы иобогащения любой ценой сделать главной идеологию трудовой морали,созидания и творческого подхода к делу.Большинство предприятий, которые до перехода к рынку занималисьвысокотехнологичным производством, были приватизированы, лишилисьгосзаказа. Отсутствие спроса на продукцию высокотехнологичныхпроизводств на внутреннем рынке привело к банкротству данных предпри-ятий, что снизило темпы экономического роста.В создавшихся условиях в России реальной силой, способнойосуществить неоиндустриальную модернизацию, на наш взгляд, может бытьгосударство.В современной экономической ситуации России выйти на путьустойчивого экономического роста возможно лишь на основе предприятийгосударственного сектора экономики, которые имели бы достаточноеколичество ресурсов, мотивировали бы творческие инициативы работающихлюдей на данных предприятиях. И эти предприятия обязательно должныбыть вертикально интегрированными. Вертикальная интеграция - этослияние науки, капитала, производства (добывающего и обрабатывающего), атакже сбыта конкретных видов наукоeмких товаров, которые обеспечатинновационный рывок России вперeд. Вертикальная интеграция, направ-ленная на конечный продукт, сведeт системное получение прибыли изпромежуточных элементов технологического цикла к нулю и даст полныйход модернизации российской экономики, направленной на экономическийрост.Кроме крупных финансово-промышленных групп и компанийхолдингового типа, которые появились в 1993 г. и которые в большей мерепредставляли частный капитал, с 2007 г. возникли новые для Россииорганизационно-правовые формы бизнеса - государственные корпорации.Это явление тоже было не случайным, а продиктовано временем. Государ-ственные корпорации получили большие функциональные полномочия, импредоставили достаточно большие объeмы государственного имущества, атакже производственные и финансовые активы. Государственныекорпорации являют собой продукт горизонтальной и вертикальнойинтеграции, направленный на обеспечения модернизации как главнойформулы развития российской экономики эпохи неоиндустриализации.Сегодня это такие крупные государственные корпорации, как«Внешэкономбанк», «Роснанотех», «ЖКХ», «Олимпстрой», «Ростехно-логии», «Росатом».Например, госкорпорация «Росатом» объединяет более чем 240предприятий, занимает лидирующее положение на мировом рынке ядерныхтехнологий. Она стоит на первом месте в мире по числу сооружаемых заграницей АЭС, на втором месте - по запасам урана и его добычи. Основнойцелью создания этой корпорации были задачи проведения в жизньмеждународных обязательств России в области мирного использования атомаи нераспространения ядерных отходов. Госкорпорация «Роснанотех»реализует политику государства в наноэкономике, в осуществлении проектовпо перспективным нанотехнологиям и по наноиндустрии.Госкорпорация «Внешэкономбанк» отличается от других кредитныхорганизаций тем, что, претворяя в жизнь государственную политику, ставитсвоей главной целью не получение максимального дохода, а содействиепретворению в жизнь социально-экономических преобразований России, атакже привлечение частного капитала определeнных секторов экономики дляреализации программы долгосрочного развития России.Именно эти формы бизнеса должны реализовывать на практикеконцепцию модернизации и диверсификации экономики, направленную наэкономический рост. Надо отметить и то, что в период финансового кризисане все предприятия пострадали, выжил крупный корпоративный бизнес, и онобязан помочь государству стать лидером на мировом рынке, создаваянаукоемкое производство, внедряя новые ресурсосберегающие технологии,нано- и биотехнологии, проявлять заботу о человеке-работнике. Агосударство, реализуя свою политику в развитии национальной экономики,будет, в свою очередь, поддерживать этот бизнес.Президент России в своем послании сделал особый акцент на том, чтоПравительство будет оказывать поддержку предприятиям, которые нерастратили своего производственного потенциала, оставаясь жизне-способными и во время кризиса [15]. Вспомним встречу Д.А. Медведева сглавами крупного корпоративного бизнеса в 2009 г. по проблемаммодернизации экономики, конечной целью которой является экономическийрост. Модернизацию надо проводить, но это по силам крупнымкорпоративным структурам. А участие государства в новой моделиэкономики в виде отношений органов власти с крупным корпоративнымбизнесом сократит, по нашему мнению, традиционную коррупцию и будетспособствовать претворению в жизнь новой стратегии модернизациироссийской экономики, направленной на экономический рост. И вероятно,именно здесь обоснованной представляется формула «неоиндустриализацияплюс вертикальная интеграция», а также идея С. Губанова об интеграциипредприятий по всей цепочке производственного процесса путем формированияслаженно работающего государственно-корпоративного сектора, которыйпозволит преодолеть деиндустриализацию российской экономики и обеспечитьчетырeхкратное увеличение производительности труда, следовательно, иэкономический рост. В формировании вертикально интегрированных структурведущая роль должна принадлежать государству [16].Таким образом, в основу стратегии экономического роста страны должнабыть положена вертикально интегрированная экономическая система сбазисом, представляющим государственно-корпоративную форму собствен-ности. Необходимо оптимальное сочетание задач становления России каксоциального государства и обеспечения экономического подъeма,результатом которых должен стать экономический рост. Для того чтобыобеспечить качественный экономический рост, нужны переменырадикального характера как в экономической политике, так и в идеологииэкономических преобразований. Качественный экономический рост - этооснова государственной программы неоиндустриальной модернизацииэкономики России.В заключение можно сделать вывод: учет требований экономическогозакона вертикальной интеграции будет способствовать достижениюмаксимального экономического эффекта (результата) общественноговоспроизводства. Вертикальная интеграция - это слияние науки, капитала,производства (добывающего и обрабатывающего), а также сбыта конкретныхвидов наукоeмких товаров, которое сможет обеспечить инновационныйрывок России вперeд. Вертикальная интеграция, направленная на конечныйпродукт, сведeт системное получение прибыли из промежуточных элементовтехнологического цикла к нулю и даст полный ход модернизации российскойэкономики, направленной на повышение производительности труда иэкономический рост. Основой реального экономического роста Россииявляется модернизация экономики путeм создания государственно-корпоративного сектора с привлечением частного капитала.

Ключевые слова

экономический рост, модернизация, инвестиции и инновации в бизнесе, финансово-промышленные группы, государственные корпорации, economic growth, modernization, investment and innovation in business, financial and industrial groups, government corporations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Антонова Зоя ГеоргиевнаНациональный исследовательский Томский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультетаeconomics@tpu.ru
Комаревцева Лидия ВасильевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учётаeconomics@tpu.ru
Лившиц Вера ИсаковнаНациональный исследовательский Томский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инженерно-экономического факультетаeconomics@tpu.ru
Всего: 3

Ссылки

Райсберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2002. 480 с.
Общая экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. Видяпина, акад. Г. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. 608 с.
Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 1971. 150 с.
Шараев Ю. Теория экономического роста. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 250 с.
Астапов К. Ключевая задача российской экономики // Общество и экономика. 2009. №8. С. 81-82.
Теняков И. К вопросу о природе экономического роста // Экономист. 2007. № 11. С. 28- 30.
Амосов А. О неоиндустриальном сценарии в концепции развития до 2020г. // Экономист. 2011. № 6. С. 6.
Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы и задачи // Экономист. 2010. № 1. С. 20-29.
Семенова Е. Возможности инновационного типа развития // Экономист. 2006. № 3. С. 19-26.
Багриновский К., Бендиков М., Хрусталeв Е. Механизмы технологического развития экономики России: макро- и мезоэкономические аспекты. М.: Наука, 2006. С. 141-147.
Глазьев С. Какая модернизация нужна России? // Экономист. 2010. № 8. С. 3-9.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. М.: Проспект, 2009. 124 с.
Мау В. Модернизация в условиях политической стабильности // Вопросы экономики. 2009. № 9. С. 32-50.
Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция (о формуле развития России) // Экономист. 2008. № 9. С. 3-27.
Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. № 214. С. 3-5.
Ускова Т. Производительность труда - главный фактор роста экономики // Экономист. 2009. № 10. С. 15.
 Проблемы экономического роста в России в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Проблемы экономического роста в России в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия