Обобщение результатов статистического наблюдения за динамикой развития информационного общества | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Обобщение результатов статистического наблюдения за динамикой развития информационного общества

Статистическое исследование имеет устоявшуюся методологию, но изменения внешней среды, развитие информационно-коммуникационных технологий, построение информационного общества приводят к необходимости пересмотра ряда устоявшихся взглядов на отдельные этапы статистических работ, например на обобщение результатов статистического наблюдения. Исследование информационного пространства требует других подходов к сбору и агрегированию информации и к переходу от одномерных и линейных к многомерным методам обобщения и анализа.

Methodology for the synthesis of the results of the statistical monitoring ofinformation society development.pdf Сложность социально-экономических явления и процессов обусловлива-ет необходимость комплексного применения статистических методов длярешения задач оценки эффективности построения информационного постин-дустриального общества на основе инновационной экономики.Статистическая методология в целом представляет собой совокупностьобщих правил, специальных приемов и методов статистического исследова-ния, основывающихся на положениях социально-экономической теории идиалектическом методе познания, согласно которому явления и процессы,характеризующие современное общество, рассматриваются в развитии вза-имных связей и причинной обусловленности.Кроме того, в процессе статистического исследования используются та-кие общенаучные методы познания, как аналогия, т.е. сбор и перенесениесвойств одного объекта на другой, и различные гипотезы - научно обосно-ванные предположения о возможных связях между явлениями.Необходимым условием правильной организации статистического иссле-дования динамики развития информационного общества и максимальнообоснованного толкования полученных результатов становится теоретиче-ский (качественный) анализ этого явления и процессов, с ним связанных,осознание особенностей изучаемого объекта.Статистика информационного общества − это наука, изучающая количе-ственную сторону массовых явлений и процессов в сфере использования ин-формационно-коммуникационных технологий (ИКТ).С одной стороны, информационное общество представляет собой сово-купность специальных технологий и оборудования, позволяющих осуществ-лять коммуникации, сбор, хранение, передачу данных. С другой стороны, этомножество физических и юридических лиц, использующих возможности,предоставляемые соответствующими технологиями, для максимизации субъ-ективной выгоды, наиболее эффективного удовлетворения тех или иных по-требностей.В первом случае речь идет об информатизации, а именно организацион-ном социально-экономическом и научно-техническом процессе создания оп-тимальных условий для удовлетворения информационных потребностей иреализации прав граждан, органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений на основе формирования и ис-пользования информационных ресурсов [1-4].Большая часть оценок динамики развития информационного общества вмире и в нашей стране в частности выполнена на основе такого рода индика-торов. Подробные исследования по этой проблеме были проведены в 2001 и2005 гг. международной некоммерческой организацией Bridges. org [5] и в2003 г. группой экспертов Слоанской школы менеджмента Массачусетскоготехнологического института (MIT, Sloan School of Management) [6].Интересные подходы и взгляды на «оценивание» информационного об-щества как единой системы содержатся в работе иранских экспертов КамаляВайези Сейяда, министра науки, исследований и технологий Ирана (SeyedKamal Vaezi), и Саттари Бимар (H. Sattary, I. Bimar) [7], а также в работе Да-ниш Дада (Danish Dada), исследователя Лондонской школы экономики и по-литических наук [8].Методики готовности и индикаторы развития информационного общест-ва стали также предметом изучения российских исследователей А.В. Чугуно-ва [9, 10, 11], В. Дрожжинова, А. Штрика [12, 13], Т.В. Ершовой [14],Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника [15, 16] и др.Очевидно, что характеристика динамики развития информационного об-щества только на основе количественных показателей, характеризующихуровень проникновения информационно-коммуникационных технологий безоценки эффективности их использования и влияния на повседневную жизньлюдей, будет не полной.Таким образом, целью статистического наблюдения в этом случае будетполучение достоверных и своевременных данных от единиц наблюдения илиотчетных единиц, позволяющих дать оценку таким факторам, как:1) адекватность создаваемых технологических и технических условий за-дачам реализации возможностей, предоставляемых современными информа-ционными и коммуникационными технологиями в различных сферах жизниобщества;2) особенности пользователей как уникальной формы объединения людейи совокупности всех видов их взаимодействия в условиях глобального ин-тернет-пространства (виртуального мира) для решения задач образования,науки, экономики и т.д.Сейчас в нашей стране можно выделить три уровня сбора и обобщенияинформации, характеризующей динамику развития информационного обще-ства:1. Официальный статистический учет, осуществляемый органами Гос-комстата РФ (форма № 3-информ).2. Ведомственная статистика - мониторинг информатизации России про-изводится на основе данных, собираемых в соответствии с Положением Ми-нистерства связи РФ от 04.03.2002 № 1341 «Информационные технологии.Мониторинг информатизации России. Основные положения мониторинга».Сбор информации об использовании информационных и коммуникационныхтехнологий в школах и учебных заведениях осуществляет Министерство об-разования и науки и т.д.3. Юридические и физические лица - собирающие и анализирующие раз-личную информацию об использовании информационных и коммуникацион-ных технологий, интернет-статистику, статистику посещений сайта, стати-стику поисковых запросов и т.д.Таким образом, информация поступает из нескольких источников, разно-образие используемых при этом методологических подходов не позволяетобеспечить целостную характеристику процессов формирования и развитияинформационного общества в России.На втором этапе статистического исследования данные, полученные в ре-зультате статистического наблюдения, упорядочиваются, систематизируют-ся, приводятся к виду, обеспечивающему сводную характеристику всей сово-купности фактов с помощью обобщающих показателей.В настоящее время обобщение результатов государственного наблюденияза динамикой технологической и технической составляющих информацион-ного общества осуществляется на основе традиционного подхода, а именноинформация представлена в виде динамических рядов за период с 2003 г.,который считается годом начала регулярного статистического наблюдения запроцессом информатизации, и по 2010 г.На официальном сайте Госкомстата РФ представлены следующие дан-ные, характеризующие развитие информационных и коммуникационных тех-нологий:1. Основные показатели использования информационных и коммуника-ционных технологий в организациях.2. Число персональных компьютеров в организациях.3. Число организаций, использовавших персональные компьютеры посубъектам РФ (в процентах от общего числа субъектов обследованных орга-низаций соответствующего субъекта РФ).4. Распределение организаций по удельному весу численности работни-ков, использовавших персональные компьютеры (в процентах от общего чис-ла обследованных организаций).5. Число организаций, использовавших глобальные информационные се-ти, по видам экономической деятельности (в процентах от общего числа об-следованных организаций соответствующего вида деятельности).6. Число организаций, использовавших Интернет по субъектам РФ.7. Число организаций, использовавших программные средства.8. Распределение затрат организации на информационные и коммуника-ционные технологии.Министерство связи в соответствии с Положением от 04.03.2002 № 1341«Информационные технологии. Мониторинг информатизации России» ис-пользует следующую систему показателей:I. Показатели состояния и развития ИКТ, информационных ресурсов(ИР):1) показатели, характеризующие производственно-сбытовую структуруИКТ;2) показатели, характеризующие состояние рынка ИКТ и ИР;3) показатели, характеризующие состояние и развитие пользовательскойкоммуникационной среды.II. Показатели обеспеченности России ИКТ и ИР и ее готовности к ин-формационному обществу:1) показатели обеспеченности России ИКТ и ИР характеризуют возмож-ности доступа к современным информационным технологиям организаций инаселения и их интеграцию в информационное общество;2) критерии оценки уровня готовности России к информационному обще-ству. Выделяют четыре уровня готовности:1-й уровень - условия для перехода к информационному обществу отсут-ствуют;2-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созда-ны и используются малой частью общества;3-й уровень - условия для перехода к информационному обществу созда-ны и используются значительной частью общества. Существует электронноерасслоение общества;4-й уровень - большая часть общества использует в жизни и в профес-сиональной деятельности коммуникационные технологии, услуги и инфор-мационные ресурсы. Осуществляются меры по преодолению электронногорасслоения общества и других негативных последствий информатизации.Уровни готовности России к информационному обществу определяютсяв пяти направлениях, характеризующих развитие информатизации и проник-новение ИКТ, услуг и информационных технологий в жизнь и деятельностьобщества:I направление - «Доступ к инфокоммуникациям» - характеризует обес-печенность общества ИК инфраструктурой и т.д.II направление - «Инфокоммуникационное обучение» - характеризуетобеспеченность средних и высших учебных заведений компьютерами и ре-сурсами Интернета и т.д.III направление - «Инфокоммуникационное общество» - характеризуетвозможности использования и использование Интернета, его информацион-ных ресурсов в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, атакже средний объем информации, получаемый одним человеком в год.IV направление - «Инфокоммуникационная экономика» - характеризуетвлияние специализации в области ИКТ на рынок труда, развитие электроннойкоммерции «Фирма - покупатель» и «Фирма - фирма», переход к «Элек-тронному правительству», общее влияние отрасли экономической деятельно-сти в сфере информатизации на экономику России (доля ВВП, получаемая отрынка ИКТ).V направление - «Инфокоммуникационная политика» - характеризуетвлияние органов власти на либерализацию телекоммуникационного сектораэкономики, влияние правительства на информатизацию через реализациюгосударственных целевых программ и их концепций и т.д.Кроме того, уровни готовности к информационному обществу определя-ются для структур административно-хозяйственного деления и для отраслейэкономической деятельности.Министерство образования и науки в своих ежегодных отчетах представ-ляет данные об электронных средствах обучения в государственных и муни-ципальных общеобразовательных учреждениях, в том числе:- число персональных компьютеров, тыс. шт.;- число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, тыс.шт.;- число персональных компьютеров в составе локальных вычислитель-ных сетей, тыс. шт.;- число персональных компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет,тыс. шт.;- число персональных компьютеров на 100 обучающихся, занимавшихсяв первую смену, шт.;- число учреждений, имеющих собственный сайт, тыс. ед.;- удельный вес учреждений, имеющих собственный сайт в сети Интер-нет, от общего числа образовательных учреждений;- число учреждений, имеющих электронную библиотеку, тыс. ед.;- удельный вес учреждений, имеющих электронную библиотеку, от об-щего числа общеобразовательных учреждений.Таким образом, представленные выше системы показателей с учетом ве-домственной принадлежности характеризуют техническую или технологиче-скую сторону проникновения ИКТ в одну из сфер повседневной жизни илидеятельности людей.Определение ключевых характеристик мирового информационного про-странства и оценка особенностей отечественного интернет-сообщества необ-ходимы для планирования конкретных действий государственных структурпо стимулированию использования ИК-технологий в государственномуправлении, бизнесе, гуманитарной сфере, а также противодействия различ-ного рода криминальным проявлениям, терроризму и экстремизму.Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1) оценить уровень компьютерной грамотности отдельных категорий и вцелом населения страны, а именно уровень владения минимальным наборомзнаний и навыков работы на компьютере;2) оценить глубину проникновения ИКТ в повседневную жизнь, другимисловами, какими возможностями, предоставляемыми информационно-ком-муникационными технологиями, граждане страны пользуются и как эффек-тивно реализуются соответствующие профильные государственные про-граммы;3) сформировать системы индикаторов, позволяющих выявлять, отслежи-вать и прогнозировать динамику развития инновационной экономики, соот-ветствующей постиндустриальному информационному обществу;4) сформировать представление о типичном пользователе ИКТ, класси-фицировать их предпочтения в целом и по отдельным группам, оценить ус-тойчивость и однородность виртуальных социальных образований, продол-жительность их жизни и влияние на членов этого сообщества, их психоло-гию, социальное и гражданское поведение в реальной жизни (социометрия).На сегодняшний день основной формой государственного статистическо-го наблюдения является предоставление в статистические органы в опреде-ленные сроки сведений в виде установленных законом отчетных форм, а привыборе вида наблюдения руководствуются следующим:1) сплошные наблюдения обладают большей точностью, так как ошибкарепрезентативности в этом случае исключается;2) использование выборочного наблюдения является обоснованным толь-ко в том случае, когда статистическая совокупность, в которой протекаютисследуемые явления или процессы, предварительно хорошо изучена, суще-ствующие в ней связи между признаками установлены, законы их измененияопределены, что позволяет моделировать развитие ситуации в будущем.Очевидно, что решение вышеназванных задач требует использованиядругих подходов к сбору и агрегированию информации.Организация государственного статистического наблюдения как сплош-ного, так и затем выборочного при изучении пользователей ИКТ возможна вформе:- специально организованного наблюдения (сплошной или выборочныйопрос);- включения дополнительных вопросов в программу наблюдения припроведении переписи населения;- опроса при регистрации IP-адресов;- анкетирования при рассылке анкет по различным IP-адресам;- непосредственного снятия информации с помощью специальных про-грамм в социальных сетях или других частях русскоговорящего пространстваглобального интернет-сообщества.Первые из перечисленных формы наблюдения относятся к классическим,и методика их организации и проведения не вызывает затруднения.Сбор же информации без ведома (или с частичным уведомлением) поль-зователя возможен только на основе соответствующих изменений в законо-дательстве и только органами государственной статистики, главным принци-пом работы которых является сохранение конфиденциальности, обезличен-ности результатов статистического исследования.Сегодня в Европейском союзе существует практика оценивания уровнякомпьютерной грамотности при получении начального и среднего образова-ния и недостаточно информации о применении ИКТ в высшем образовании,поскольку существуют определенные сложности с получением данных в та-ких структурах, как открытые университеты, принцип работы которых непредполагает наличия традиционной инфраструктуры.В случае начального и среднего образования источником данных являет-ся Программа международной оценки учащихся (PISA), в которой участвуютдо 28 стран ОСЭР и 15 стран, не входящих в эту организацию. В техническомдокладе PISA-2000 представлена комплексная методология, лежащая в осно-ве программы сбора данных, а также необходимые для реализации наблюде-ния дополнительные детали и пояснения. Программа содержит четыре анке-ты, одна из которых посвящена знанию компьютера, а именно, как учащиесяиспользуют компьютер, о наличие и доступности ИКТ, о самооценке навы-ков работы на компьютере. Выполненное исследование было первым по этойпроблеме, и оно позволило получить полную картину доступа, использованияИКТ школьниками в возрасте 15 лет и студентами с детализацией результа-тов по гендерному признаку [17].Согласно результатам другого опроса, проведенного статистическимагентством Евростат, «цифровые предпочтения» европейцев зависят от воз-раста, уровня доходов и образования. В исследовании, проводившемся с ап-реля по июнь 2004 г., приняли участие 204 029 человек из 25 европейскихстран.Опрос показал, что использование интернет-пространства определяетсявозрастом респондентов. Так, интернетчиками являются 85% учащихся школи высших учебных заведений в возрасте от 16 до 24 лет и только 13% людейв возрасте от 55 до 74, без оценки возможной ошибки наблюдения, посколькусреди школьников пользователей Интернета оказалось 25%, а среди закон-чивших школу - 52%. Самыми активными пользователями, по результатамисследования, оказались выпускники колледжей и университетов.В среднем регулярно выходят в Интернет 47% жителей Европы, в СШАже в 2003 г. этот показатель составлял 53%.Наиболее благополучными странами в вопросе компьютерной грамотно-сти оказались Дания и Швеция, в которых 90% населения в возрасте от 16 до74 лет умеет пользоваться компьютером совершенно свободно. Хуже всегодела обстоят в Греции, где 65% населения не умеет даже копировать текст ипользоваться Интернетом.В целом в странах Евросоюза компьютерная безграмотность среди сту-дентов не превышает 4%, а среди населения старше 55 лет этот показательсоставляет 65% [18].Европейское правительство предпринимает попытки повысить образо-ванность граждан в сфере информационных технологий, чтобы обеспечитьэкономический рост и выдержать конкуренцию с США и Азией.В октябре 2011 г. в Институте экономики и управления Хакасского госу-дарственного университета им. Н.Ф. Катанова было проведено выборочноеобследование студентов с целью определения уровня компьютерной грамот-ности и глубины проникновения информационно-коммуникационных техно-логий в повседневную жизнь. Описание методики формирования выборочнойсовокупности не является целью этой статьи и будет представлено авторомпозже в другой работе.В опросе участвовало 23 юноши и 37 девушек в возрасте от 17 до 21 года,выборочная совокупность сформирована собственно-случайным образом наоснове предварительного анализа генеральной совокупности. Программа на-блюдения содержала 24 вопроса, ответы на которые, по мнению автора, по-зволяют достигнуть цели исследования. В таблице представлены часть во-просов и обобщенные результаты проведенного опроса.Нельзя не обратить внимания на то, что все обследованные юноши сооб-щили, что, когда им было 15 лет, родители не контролировали время и содер-жание сайтов, которые они посещали, не осуществляют они контроль и сейчас.Как видно из представленной ниже таблицы, в возрасте 15 лет родители кон-тролировали время в сети и содержание посещаемых сайтов у 8,1% девушек,сегодня только одна девушка сообщила о таком контроле.Результаты выборочного обследования уровня компьютерной грамотности студентов Институ-та экономики и управления Хакасского госуниверситета им. Н.Ф. Катанова№ Результаты опроса, %п/п Вопрос Юноши Девушки1 2 3 41 В возрасте 15 лет Вы проживали в:городе 73,9 81,1сельской местности 26,1 18,9100 1002 Имеете ли Вы стационарный компьютер (укажите его модель и год выпуска):имеют и знают его модель 52,2 17имеют, но не знают его модель 34,8 26не имеют 13 57100 1003 Имеете ли Вы ноутбук:имеют 34,8 80не имеют 65,2 20100 1004 Удельный вес новых компьютеров, возраст которых менее 3 лет:стационарных компьютеров 40 10ноутбуков 62,5 775 Соединение с Интернетом осуществляется с использованием:выделенной линии (ADSL) 64 42,1модема сотовой компаниимегафона 4 23,7МТС 8 15,8Билайна 8 10,5другим способом 16 7,9100 1006 Контролируют ли родители время и содержание посещаемых Вами сайтов:когда Вам было 15 лет 0 8,1на момент опроса 0 07 Имеете ли Вы страницу хотя бы в одной из социальных сетей:имею 95,7 88,2не имею 4,3 11,8100 1008 Укажите, в каких социальных сетях Вы зарегистрированы:Контакт 47,7 38,9Мой мир 26,2 27,6Fasebook 14,2 12,5Одноклассники 9,5 18,8прочие сети 2,4 2,2100 1009 Укажите причины, побудившие Вас создать более одной страницы в социальной сети:желание инкогнито подшутить надкем-то 20 5нечем было заняться 20общение в разных (альтернативных)группах 15взлом неизвестными первоначальнойстраницы 20 54потеря пароля 15 37прочие причины 10 4100 100Продолжение1 2 3 410 Укажите поисковую систему, которой Вы чаще других пользуетесь:Яндекс 55,2 56,8Google 41,4 42,2прочие 3,4 1100 10011 Сколько ссылок Вы просматриваете при получении ответа на запрос в поисковой системе?0-10 (первая открывшаяся страница) 60,9 48,611-20 21,7 40,521-31 4,3 2,7все открывшиеся ссылки 13,1 8,2100 10012 Укажите наиболее верное, на Ваш взгляд, соотношение, характеризующее использованиеВами при подготовке курсовых работ и рефератов, печатных и интернет-источников:50/50 8,7 1940/60 13 525/75 26,1 2710/90 8,7 220/100 43,5 27100 10013 Делаете ли Вы ссылку на источник, откуда была взята информация:делаю всегда 26,1 62,2не делаю никогда 56,5 37,8делаю иногда 17,4100 10014 Какими возможностями, предоставляемыми ИК-технологиями, Вы пользовались?для оплаты различных услуг 36,1 28,3приобретали товары в интернет-магазинах 27,8 23,9покупали электронный билет натранспорт 11,1 10,9бронировали гостиницу 5,6 10,9заказывали кредитную карту 0 4,3узнаю расписание кино (для органи-зации досуга) 5,6 0Интернет для решения подобныхзадач не использую 13,8 21,7100 100Эти результаты настораживают, поскольку средний возраст начала ис-пользования компьютера, по итогам обследования, составил у юношей11,9 года, а у девушек еще раньше - 11,6 года, т.е. время начала переходноговозраста и активной социализации личности.Отсутствие контроля со стороны родителей указывает на недооценку имиугрозы попадания ребенка в дурное интернет-сообщество, например тотали-тарного или экстремистского толка.Кроме того, сегодня нельзя дать однозначного ответа на вопрос о том, яв-ляются ли социальные сети злом или благом, но очевидно, что длительноенахождение в среде виртуального общения может привести к потере комму-никативных навыков в реальном мире.Полученные в ходе обследования результаты заставляют задуматься отом, что время, проведенное в социальных сетях, может быть отнесено к не-эффективно используемому или к зря затраченному. В среднем юноши и де-вушки имеют в наиболее популярной сети «Контакт» около 180-200 человек,зарегистрированных в друзьях, и 18-19 человек для постоянного общения,однако времени на нахождение в сети девушки тратят больше, чем юноши,почти на час, а именно в среднем около 2 часов 50 минут.Для оценки уровня овладения информационно-коммуникационными тех-нологиями было предложено выполнить самооценивание навыков работы скомпьютером по следующей шкале: 0 - не умею; 1- имею представление, 2 -пользователь; 3 - уверенный пользователь; 4 - профессионал.Полученные результаты показали, что студенты свой сегодняшний уро-вень владения ИКТ считают более высоким, чем был у них в школе. В сред-нем уровень овладения соответствующими навыками в школе по совокупно-сти юношей в целом составил 2,43 балла, а в институте - 2,73 балла, т.е. где-то между пользователем и уверенным пользователем, у девушек соответст-вующие цифры чуть выше в школе - 2,47 балла и чуть ниже в институте -2,63 балла, чем у юношей.Опрошенные высоко оценили свой уровень владения такими редактора-ми, как Microsoft Office Word и Excel. При этом почти все отметили, чтотолько имеют представление о том, как сканировать и распознавать докумен-ты, а также архивировать файлы в формат win.rar или win.zip. Кроме того,для некоторых из них является сложным проведение расчетов в MicrosoftExcel с использованием встроенных функций и проведение расчетов в актив-ных ячейках, построение графиков, перенос таблиц из Microsoft Excel вMicrosoft Word и из Microsoft Word снова в Microsoft Excel.С большинством программ, входящих в Microsoft Office, студенты незнакомы или оценивают свой уровень владения ими как невысокий, отметивтолько редактор Microsoft Office PowerPoint, свои умения и навыки по созда-нию презентаций юноши оценили в 2,96 балла, а девушки - в 3,24 балла.Свое владение такими средствами коммуникации, как Skype, юноши оце-нили в 2,74 балла, а девушки - в 2,14 балла и ICQ в 1,74 и 2,08 балла соответ-ственно.Таким образом, выполненное наблюдение и полученные результаты но-сят предварительный характер и пока не претендуют на академическую за-вершенность, однако работа в этом направлении является безусловно важнойи значимой и будет продолжена.Очевидно, что при изучении структуры пользователей информационно-коммуникационных технологий и их предпочтений перечня признаков, пред-ставленных выше, будет недостаточно. Возможности использования ИКТпозволяют проводить статистические наблюдения по значительно большемуперечню признаков, что поможет выявлять и объяснять не очевидные при-чинно-следственные связи, которые невозможно установить и обосновать спомощью одномерных расчетов, нормального распределения, линейных за-висимостей и гистограмм.Как указывает В.М. Симчера, исходным условием приемлемого изучениямногомерного пространства является наличие в нем не менее 30 единиц объ-ектов и не менее 30 признаков, характеризующих поведение этих объектов[19].С этой точки зрения интернет-сообщество представляет собой идеальныйобъект для использования многомерных методов обобщения и анализа дан-ных.Многомерные группировки - это особый вид группировки, при которойкаждая единица совокупности включается в ту или иную группу не по одно-му, а по двум или многим признакам.Многомерная группировка, или многомерная классификация, основана наизмерении сходства или различия между объектами (единицами): единицы,отнесенные к одному классу (группе), различаются между собой меньше, чемединицы, отнесенные к различным классам (группам). Задача многомернойгруппировки сводится к выделению сгущения точек (объектов) в n-мерномпространстве. Мерой близости (сходства) между объектами могут служитьразличные критерии.Сравнительно простой метод многомерной группировки - метод много-мерной средней, в основу которого положен принцип перехода от величинопределенной размерности (метры, килограммы, рубли и т.п.) к безразмер-ным относительным величинам.Самой распространенной мерой близости является евклидово расстояниемежду объектами, представленными в n-мерном пространстве: чем меньшеэто расстояние, тем больше близость.Кластерный анализ позволяет классифицировать многомерные наблюде-ния, каждое из которых описывается неким набором переменных, его цельюявляется образование групп схожих между собой объектов, которые принятоназывать кластерами. В отличие от комбинационных группировок, кластер-ный анализ приводит к разбиению на группы с учетом всех группировочныхпризнаков одновременно.По своей сути, все методы кластерного анализа пытаются имитироватьто, что система «глаз - мозг» прекрасно делает в двухмерном пространстве,например, с помощью диаграмм рассеивания легко заметить скопление от-дельных точек даже без процедур кластеризации [20. C. 194].Разбиение единиц совокупности на группы, именуемые кластерами, в ма-тематическом плане более сложный метод, который обычно выполняется накомпьютере с использованием специальных программ.Предметом наблюдения и изучения сообщества интернет-пользователей ипотребителей информационно-коммуникационных технологий выступаюткак параметрические, так и непараметрические (качественные) связи, функ-циональные и стохастические, массовые и робастные, реальные и ложные,наблюдаемые и ненаблюдаемые, т.е. все виды и формы связей, не доступныедля простого наблюдения и изучения.Многомерные методы имеют дело с неограниченным числом разрознен-ных наблюдаемых объектов и с неочевидными и разнообразными по характе-ру и направлению связями между признаками; гипотезы и закономерности, вотличие от одномерных методов, в этом случае неизвестны и не заданы, адолжны быть найдены, как и определены исходные условия, сформировав-шие эту закономерность.Несмотря на сложности, связанные с проведением многомерного анализа,цель его будет та же, что и в случае применения других методов изученияоднородности и связи: установление на основе распознавания образов устой-чивых зависимостей между наблюдаемыми явлениями, выявление сущест-вующих закономерностей их изменения в пространстве и времени, доказа-тельное объяснение их причинно-следственной обусловленности.Самым сложным в этом случае представляется умение выбрать наиболееадекватные решаемой задаче многомерные методы обобщения и анализа.Сходимость теоретических допущений наблюдаемым фактам устанавли-вается путем проверки согласованности теоретических моделей и распреде-лений фактическим. Выполнение оценки соответствия обобщенных результа-тов статистического наблюдения за динамикой развития информационногообщества существующей действительности станет возможным только послесоздания системы сбора данных, отражающих все наиболее значимые явле-ния и процессы в этой сфере.В заключение хотелось бы отметить, что обобщение результатов стати-стического наблюдения является рутинной работой статистиков, но в случаехарактеристики динамики развития информационного общества, традицион-ных методов построения вариационных рядов, группирования и классифици-рования данных явно недостаточно. Разделение интернет-пользователей нагруппы только по одному или двум признакам будет вызывать недоверие крезультатам такой группировки. Потребность в адекватном отражении слож-ных многомерных систем, таких как информационное общество, приводит кнеобходимости использования нетипичных пока для обычной практики мно-гомерных методов обобщения и анализа.

Ключевые слова

информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, статистическое наблюдение, обобщение данных, одномерные и многомерные методы, information society, information and communication technology, statistical observation, data integration, one-dimensional and multidimensional

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ковалева Татьяна ЮрьевнаХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения Института экономики и управленияkoval_t@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СПС «КОНСУЛЬТАНТ +».
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // СПС «КОНСУЛЬТАНТ +».
Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"» // СПС «КОНСУЛЬТАНТ +».
Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"» // СПС «КОНСУЛЬТАНТ +».
Comparison of e-Rediness Assessment Models / Bridges.org. 2001. Date of access: 20 February2010, available at // http://www.bridges.org/e_readiness_assessment
Choucri N. Global e-Readiness for What? // Report of the Group for Globalization of e- Business / Center for e-Business at MIT, Sloan School of Management. Massachusetts Institute of Technology. Cambridge, MA 02139, 2003 (May). Date of access: 20 February
Seyed K.V., Sattary H., Bimar I. Comparison of e-Readiness Assessment Models // Scientific Research and Essay. 2009 (May). Vol. 4 (5). P. 501-512. Date of access: 20 February 2010, available at // http://www.academicjournals. org/sre/PDF/pdf2009/May/Vaezi
Dada D. E-Readiness for Developing Countries: Moving the Focus from the Environment to the Users // EJISDC. 2006. №.26. Date of access: 20 February 2010, available at // http:// www. ejisdc. org/ojs2/index.php/ejisdc/article/viewFile/219/184
Чугунов А.В. Системы индикаторов и мониторинг развития информационного общества и экономики знаний // Вестник международных организаций. 2006. №7. URL: http:// www. iori.hse.ru/publications/herald/material/ h7/analytical_material.pdf (дата обращения: 10.0
Чугунов А.В. Концепция обществ знаний и индикаторы измерения готовности к переходу на модель развития, основанную на знаниях // Вестник международных организаций. 2007. № 4. URL: http://www.iori.hse.ru/materials/chugynov.pdf (дата обращения: 10.08.2011).
Чугунов А.В. Индекс ООН готовности стран к электронному правительству: соотнесение с российскими данными // Информационные ресурсы России. 2009. № 1.
Дрожжинов В., Штрик А. Прогнозы развития информационного общества России до 2015. URL: http://www.rapn.ru/partner/files/informatsionnoe_obschestvo_rossii_do_2015.doc (дата обращения: 10.08.2011).
Штрик А.А. Информационное общество и новая экономика // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. М., 2002. 88 с.
Ершова Т.В. Информационное общество - это мы! М.: Институт развития информационного общества, 2008. 510 с.
Анализ развития и использования информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации. Проблемы преодоления различий между регионами по уровню информационного развития / Под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: Институт развития инф
Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2007-2008 / Под ред. Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2009. 256 с.
Мониторинг информационного общества и обществ знаний: статистические данные / Институт статистики ЮНЕСКО. СПб., 2004. С. 40-41.
Information society statistics // http:// epp.eurostat. ec.europa.eu/ portal/page/ portal/ information_ society/data/database
Симчера В.М. Методы многомерного анализа статистических данных: Учеб. пособ. М.: Финансы и статистика, 2008. 400 с.
Эверит Б.С. Большой словарь по статистике / Науч. ред. перевода И.И. Елисеева. 3-е изд. М.: Проспект, 2010. 736 с.
 Обобщение результатов статистического наблюдения за динамикой развития информационного общества | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Обобщение результатов статистического наблюдения за динамикой развития информационного общества | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия