Особенности внешнеторговой политики Китая в условиях глобализации: ценовой аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Особенности внешнеторговой политики Китая в условиях глобализации: ценовой аспект

Автор рассматривает необходимость и направления продвижения китайских компаний в мировой экономике. Китай не перестает удивлять мир темпами своего развития, что требует постоянного увеличения ресурсов, продаж готовой продукции в национальной и мировой экономиках. Ценообразование китайских компаний рассматривается как противоречивое. Особое внимание автор уделяет анализу управления структурой затрат китайских компаний при их проникновении в Африку.

Chinese companies in the context of globalization: the price aspect.pdf Китайская экономика уже длительный период времени развивается быст-рыми темпами, поражая тем самым весь мир. 1,3 млрд населения обеспечива-ет ей не только высокий внутренний спрос, но и потенциальное предложениебольшого количества трудовых ресурсов. Однако особенностью националь-ной экономики является существующий дисбаланс в совокупности ресурсов,необходимых для производства товаров и услуг. Низкий уровень доходовнаселения, дефицит технологических знаний, природных ресурсов сдержи-вают развитие. В связи с этим китайское правительство и компании понима-ют необходимость уменьшения данного дисбаланса, что становится важнымнаправлением их политики.Удовлетворение потребительского, инвестиционного спроса предполагаетрешение таких проблем, как формирование предложения внутри страны, при-влечение ресурсов с международных рынков, организация производства за ру-бежом. На макроуровне реализация поставленных задач приводит к большейоткрытости китайской экономики, все большему влиянию ее на мировую эко-номику, а значит, и активности домашних хозяйств, фирм Поднебесной.Китайские компании все активнее продвигаются в страны Европы, Азии,Латинской Америки, Африки, тем самым усиливая международную конку-рентную борьбу за ресурсы. Особенно это заметно на рынках высоких техно-логий, природных ресурсов. Например, африканский, латиноамериканскийконтиненты вызывают интерес у иностранных компаний, где находятся при-родные богатства, еще не освоенные человеком. Ведущие экономики мираконкурируют за право получения контроля над природными богатствами.Специфика поведения китайских компаний состоит в том, что их интересуютразнообразные природные богатства. Значит, существует объективная необ-ходимость организации долгосрочных отношений, реализующих стратегиче-ские цели и задачи развития китайской экономики.Правительство Поднебесной определяет направления продвижения ки-тайских компаний за рубеж на долгосрочную перспективу, налаживая равно-правные отношения с ближними и дальними государствами. Исследователиотмечают, что китайское проникновение в Африку - это целенаправленная идостойно организованная программа. На «черном» континенте КНР закреп-ляется основательно [1].Движение Китая в развивающиеся государства напоминает по своим ха-рактеристикам поведение СССР, который также формировал и реализовывалдолгосрочные социально-экономические программы помощи. Но, в отличие отСССР и даже от США, учитывающих идеологический аспект продвижения,Поднебесная во главу угла ставит экономический подход. В связи с этим ки-тайское государство и его компании оценивают прежде всего экономическуюэффективность процесса продвижения, учитывая его затраты и результаты.«Для Поднебесной более привлекателен контроль над ситуацией, поэтомуни форма собственности, ни ее владелец в такой ситуации роли не играют.Так, в Зимбабве большинство магазинов, считаясь зимбабвийскими, на самомделе китайские. То есть китайцы при нынешнем руководстве страны нашлиспособ договориться с ним, видимо, найдут и при следующем» [1].Долгосрочная программа взаимоотношений с иностранными государствамиопределила место и роль каждого субъекта китайской экономики в данном про-цессе. Поле для их деятельности, конечно, определяется государством.М. Дорфман замечает, что когда-то Ден Сяопин сказал: «Переходя реку, надотвердо стоять на дне и чувствовать ногами камни». Китайская стратегия бази-руется на трех принципах: во-первых, получить доступ к природным ресурсамафриканских стран, необходимым для китайского экономического роста; во-вторых, показать всему миру, что Китай не просто растущая сверхдержава, но иответственная сила, ставящая перед собой долгосрочные цели; и наконец, Китайстремится создать надежные рынки для своих собственных товаров» [2].Реализация представленной стратегии предполагает формирование мно-госторонних социально-экономических внешнеэкономических связей навзаимовыгодной основе. С одной стороны, китайское государство осуществ-ляет экспорт своих товаров в Африку в больших объемах и разнообразии,кредитование, строительство новых объектов социального и производствен-ного значения, производство сельскохозяйственной продукции и продоволь-ствия. Особое внимание уделяется стимулированию эмиграции китайцев встраны африканского континента (таблица).Отраслевое распределение накопленных прямых инвестиций Китая в Африке(на конец 2009 г.)Отрасль Доля, %Горнодобывающая 29,2Производство 22,0Строительство 15,8Финансы 13,9Коммерческие услуги 5,4Оптовая и розничная продажа 4,0Научные исследования, техническое обслуживание и геологическая разведка 3,2Земледелие, скотоводство, лесоводство и рыбоводство 3,1Другое 3,4Источник: Китайско-африканское торгово-экономическое сотрудничество [Электронныйресурс] // Russian.China.org.cn. Электрон. дан. М., 2005-2011. URL: http:// russian. china. org. cn/government/ (дата обращения: 14.04.2011).В свою очередь, правительство всегда дает возможность экспортироватьпродукцию развивающихся стран в Китай, а население этих государств мо-жет получать образование в Китае. Такой взаимообмен позволяет закреплятьдолгосрочные отношения между государствами.Эксперты отмечают, что «бурный рост торговли Африки с Китаем в ос-новном отражает сравнительные преимущества каждого партнера с учетомуровня экономического развития, а не одностороннюю заинтересованностьКитая в эксплуатации природных ресурсов. Но на основе имеющейся инфор-мации, Китай, по-видимому, выполняет в Африке различные функции - тор-гового партнера, донора, финансиста, инвестора, подрядчика и строителя.Международные экономические организации отмечают большое влияниеКитая на экономический рост африканских государств» [3].В процессе ценообразования в структуре полных затрат особую роль иг-рают трансакционные издержки, как издержки формирования рыночных сде-лок. Отношения с клиентами и собственниками ресурсов определяют направ-ления развития любой компании. Качество трансакций во многом зависит отформальных и неформальных норм, существующих в экономике. Если фор-мальные нормы определяют международные организации и национальныегосударства через соглашения и национальное законодательство, то нефор-мальные нормы - это традиции и обычаи, которые могут существовать столе-тия или даже тысячелетия на данных рынках. В настоящее время в условияхусиливающейся глобализации международные экономические организацииоказывают все большее влияние на деятельность компаний. Многочисленныемеждународные соглашения, формируемые двумя или сразу несколькимистранами, определяют ограничения в деятельности самих государств и ихсубъектов - домашних хозяйств и компаний.Глобальный экономический кризис изменил правила игры для всех субъ-ектов мировой экономики. Пока эксперты мирового сообщества разбираютсяв сложившейся ситуации, каждое государство пытается во многом самостоя-тельно разрешать возникающие противоречия. Один из способов - это акти-визация двусторонних отношений между странами.Китайское правительство при всей унификации своих действий, указан-ных выше, осуществляет индивидуальный подход к формированию межгосу-дарственных отношений с учетом интересов обеих сторон. Такая практикаоткрывает дорогу китайскому бизнесу и позволяет ему экономить трансакци-онные расходы на продвижение в иностранные экономики. Конечно, компа-нии самостоятельно заключают сделки и несут ответственность за их реали-зацию, но государство создает общее поле для их деятельности. Таким обра-зом, государство и компании выполняют свои функции в процессе формиро-вания и исполнения рыночных трансакций. Следует заметить, что китайскоегосударство со времени формирования его как централизованного всегдапринимало активное участие в организации производства и торговли своихремесленников, сельскохозяйственных производителей и торговцев. Напри-мер, чиновники организовывали покупку дефицитных ресурсов за рубежом,распределяли их по ремесленным мастерским, прежде всего государствен-ным, контролировали качество выпускаемых товаров на основе данных ре-сурсов. Вообще государственные мастерские имели особое значение для ки-тайской экономики. Они производили продукцию по заказу государства.Крупные государственные компании и сегодня играют значительную роль внациональной экономике.Таким образом, китайское государство имеет исторический опыт по ор-ганизации международной экономической деятельности, что позволяет емурегулировать трансакционные издержки на уровне макроэкономики. В этойсвязи можно отметить направления деятельности китайского государства:готовность к сотрудничеству с любыми режимами, частые личные контактылидеров государств, проведение многосторонних форумов, способность со-четать государственную и частную инициативу. Непосредственная помощькитайским компаниям со стороны государства представляет собой проду-манную систему мер. Она включает в себя дипломатическую поддержку ин-вестиционных программ китайских компаний.Финансовая поддержка дифференцирована по размерам компаний: круп-ные фирмы могут претендовать на получение кредитных ресурсов от китай-ских банков, в частности The Export-Import Bank of China (EXIM Bank ofChina), который был создан в 1994 г. и подчиняется Госсовету Китая. Тогда какмелкие предприятия финансируют свою инвестиционную деятельность с по-мощью семейных связей и неформальных рынков капитала. Финансовая поли-тика китайского государства, когда кредитуются не только собственные ком-пании, но и африканские, латиноамериканские и другие правительства, обес-печивает более быстрое и масштабное продвижение в иностранную экономику.Политику Поднебесной отличает установление контроля над источника-ми сырья, нежели закупка этого сырья на мировых рынках. Особое вниманиесо стороны государства придается нефти. «Главными нефтяными компания-ми Китая владеет государство, еще в 1998 г. поставившее их деятельностьпод контроль Государственной Энергетической Администрации. Зарубежнаядеятельность нефтяных компаний поощряется и поддерживается с помощьюширокого набора инструментов. Займы и кредитные линии, помощь разви-тию и другие инициативы, поставки оружия и дипломатическая поддержка -орудия, помогающие Китаю снискать расположение правительств нефтепро-изводящих стран и получить привилегированный доступ к нефтяным источ-никам» [4]. Африканские государства осуществляют экспорт не только неф-ти, но и леса, хлопка, арахиса, кофе, металлов, руды и фруктов.Анализ деятельности китайского государства показывает, что оно обес-печивает экономию трансакционных издержек крупных и малых компаний.Директор шанхайской консалтинговой компании APM Consulting ДжонатанВу отмечает и другой аспект данного процесса. Для транснациональныхкомпаний США, Западной Европы, Японии Африка - это регион, развиваю-щийся в условиях высоких рисков и низкого дохода населения. Китайскиекомпании рассматривают Африку как континент больших возможностей:здесь невысока конкуренция и практически отсутствуют торговые барьеры;Африка обладает потенциалом для существенного роста за счет замещенияимпорта и внутрирегиональной торговли, а также благодаря традиционнымэкспортным рынкам [5].Однако существуют обстоятельства, которые заставляют китайские ком-пании увеличивать не только трансакционные издержки, но и другие видызатрат. Африканский континент развивается в условиях высоких политиче-ских, административных, коммерческих рисков. Китайские компании болееподготовлены к таким рискам, как коррупция, бюрократия, проблемы безо-пасности, и способны справляться с ними, в отличие от компаний другихстран.Формирование цены всегда осуществлялось на основе использованиябольшого спектра информации. Ее поиск, доступность, достоверность, ско-рость получения играют важную роль, особенно в условиях информационнойэкономики. Продвижение на другой континент предполагает обработку по-стоянного потока информации. При повышенных рисках организации бизне-са в африканских странах, преобладающем значении традиций и обычаев ин-формация имеет еще большее значение. Но ее получение требует дополни-тельных затрат в силу ее разрозненности, субъективности.В связи с этим на помощь своим компаниями приходит китайское прави-тельство, способствующее экономии затрат на организацию производства иреализацию продукции. «Министерство коммерции взяло на себя обеспече-ние потенциальных инвесторов информацией об условиях торговли и инве-стиционном климате африканских стран. Оно создало сайт в Интернете иобязало посольства КНР в Африке предоставлять китайским компаниямнужную им информацию. Министерство организовало также специальныеучебные программы для предпринимателей, желающих установить деловыесвязи с африканскими партнерами, дабы помочь им лучше понять особенно-сти рынка, политики и законодательных структур стран Африки. Организу-ются учебные классы для менеджеров из Китая и стран Африки, где они мо-гут обмениваться опытом, посещение китайскими предпринимателями ярма-рок в странах Африки» [4].Особое внимание следует обратить на управление затратами на человече-ский капитал компаний. В настоящее время ярко выраженной является гло-бальная тенденция роста данных затрат. Это связано с объективными обстоя-тельствами использования высоких технологий, обеспечения современногоуровня образования и поддержания здоровья человека. В Китае также отме-чается тенденция роста затрат на работников, что постепенно снижает конку-рентоспособность китайских компаний в мировой экономике. Прежде всего,это проявляется в увеличении оплаты труда, что отмечают как китайские ис-следователи, так и иностранные предприниматели, работающие в Китае. Та-кой же процесс начинает развиваться и в отдельных африканских странах.Практика показывает, что доля себестоимости продукции, определяемая за-тратами на персонал, увеличивается в крупных и даже малых компаниях.С другой стороны, китайскому государству в условиях постоянного уве-личения населения необходимо решать сложную проблему занятости. В этойсвязи разработана особенная китайская политика занятости и регулированияоплаты труда. Спецификой деятельности западных компаний является обще-принятый принцип привлечения национальных кадров к работе компаний внациональной экономике. Это обеспечивает занятость национальных кадрови поддерживает имидж транснациональных компаний. Такая практика ис-пользуется уже в течение нескольких десятилетий.Китайские компании осуществляют максимальное привлечение именнокитайских работников для освоения африканских, латиноамериканских ре-сурсов. Т.Л. Дейч отмечает в своей статье, что «действующие в Анголе ки-тайские компании привозят 70-80% персонала из Китая. Пишут, что 90% ра-ботников компании «Шеврон», включая квалифицированный персонал - ин-женеров и менеджеров, - ангольцы, тогда как китайские нефтяные компаниинанимают меньше 15% местного персонала» [4]. Такая политика занятостипозволяет регулировать затраты на персонал, а значит, и себестоимость про-дукции. При этом работа местного населения обычно оплачивается по самымнизким ставкам. Такое регулирование оплаты труда китайских работников,экономия на заработной плате местного населения позволяют сдерживатьрост доли себестоимости, связанной с живым трудом. Но это приводит и кснижению имиджа китайских компаний, когда Китаю адресуют упреки внизкой оплате труда местных работников, нежелании соблюдать необходи-мые условия труда. Упреки, как показывает практика, могут заканчиваться изабастовками местных работников. Такой процесс начинает наблюдаться и вРоссии, где собственниками компаний являются китайцы.Жесткая экономия затрат на основе нежелания организовывать экологи-чески чистое производство, воспроизводство природных ресурсов там, гдеэто возможно, также тревожит местное население. Это особенно заметно припродвижении китайцев вглубь лесов, при освоении земли, используемой дляпроизводства сельскохозяйственной продукции. Международные средствамассовой информации довольно часто пишут о нарушениях экологии стран,где работают китайские компании. Например, российский Дальний Востокбыстро теряет природные богатства от агрессивного наступления китайцев.Такие же процессы наблюдаются в Африке, Латинской Америке. Экстенсив-ный путь развития, организуемый китайскими компаниями, оборачиваетсядля мировой экономики тяжелыми экологическими последствиями.Исследователи признают, что цены на товары китайских компаний фор-мируются с учетом эффекта масштаба и эффекта разнообразия. Основа орга-низации данных процессов - масштабы самой китайской экономики. Конеч-ный китайский потребитель - это не только больше миллиарда населения, нои постоянно растущие потребности китайских домашних хозяйств. В связи сэтим крупные компании становятся еще крупнее на базе современных инду-стриальных технологий, а успешный малый бизнес, нашедший свои ниши,растет быстрыми темпами. Джон Дейли отмечает, что «ценообразование -непростой процесс прежде всего потому, что между ценой и объемом, ценойи издержками существует тесная связь. Цена влияет на объемы продаж приналичии достаточного платежеспособного спроса, и в то же время объемпродаж влияет на издержки. При таких условиях величину издержек нельзяправильно рассчитать в отрыве от информации об объеме продаж. Более то-го, поскольку прибыль представляет собой разность между объемом продажи полными издержками, для достижения максимальной прибыли необходимопроводить одновременный анализ объема продаж и издержек» [6. С. 166].Увеличение или уменьшение объема продаж зависит от множества фак-торов, как объективных, так и субъективных. В связи с этим у любой компа-нии ограничена роль в управлении объемом продаж, а значит, издержками иценой. Особое значение, во-первых, имеет стабильность окружающей средына макроуровне, которую во многом обеспечивает государство. Во-вторых,мезоуровень определяет специфику развития отрасли. В-третьих, спецификаразвития самой фирмы, ее возможности в формировании трансакций по при-обретению ресурсов и продаже готовой продукции.Практика развития китайской экономики в последнее двадцатилетие по-казывает, что объемы производства и продаж увеличиваются ежегодно боль-шими темпами. Отрасли, как и отдельные компании, развиваются дифферен-цированно. При этом следует заметить, что китайские менеджеры и работни-ки обладают способностью быстро увеличивать объемы производства на ос-нове роста количества и разнообразия товаров. Эта способность китайскихкомпаний, являясь их конкурентным преимуществом, не перестает удивлятьмировую экономику.Эффекты масштаба и разнообразия позволяют осуществлять управлениеуровнем затрат на единицу продукции, что дает возможность компаниям болеесвободно манипулировать ценой на производимую и реализуемую на рынкепродукцию. Каждая частная компания самостоятельно определяет особенностиэффекта масштаба и эффекта разнообразия. Объективным ограничителем вданном случае является вид продукта, совокупность ресурсов для его произ-водства, формальные и неформальные нормы поведения субъектов.В настоящее время все более значимыми ограничителями становятся эти-ческие нормы. Увеличение производства в разных формах наталкивается наэти нормы не только в развитых странах, где они уже определены законода-тельством, но и в быстроразвивающихся и слабо развитых странах. Не ис-ключение и африканский континент, где иностранные компании довольночасто забывают об уважении, справедливости по отношению к местному на-селению, защите окружающей среды и других проблемах жизни африканцев.Это также относится и к китайским компаниям, хотя они и стремятся умень-шить отрицательный эффект масштабного проникновения в Африку черезразвитие социальной инфраструктуры.Китайские государственные компании определяют количество и разнооб-разие продукции на основе решений, принимаемых чиновниками. Помимоэтого, необходимо учитывать и размеры компаний. Практика показывает, чтофункционирование крупного производства предполагает активное использо-вание эффектов масштаба и разнообразия. Малому бизнесу труднее исполь-зовать данные закономерности, так как увеличение или уменьшение требуетпринятия достаточно рискованных решений в условиях ограниченных ресур-сов. Мелкие производители находятся в более сложной ситуации: увеличениеили уменьшение количества и разнообразия продукции требует от них боль-ших затрат от всех членов семьи. Однако любые компании, как бы это ни бы-ло трудно, стремятся использовать рассматриваемые эффекты, которые по-зволяют регулировать динамику удельных затрат, соотношение переменныхи постоянных затрат.Крупные государственные и частные компании функционируют на осно-ве конвейерного производства. Его быстрое развитие позволило Китаю стать«мировой фабрикой» по производству разнообразной продукции. При этомпрактика показывает, что развитие крупных компаний очень быстро переша-гивает национальные границы. И тогда начинает использоваться уже между-народный уровень эффектов масштаба и разнообразия. И если в рамках на-циональной экономики компании имеют большие возможности для развитияс учетом внутреннего спроса, то в мировой экономике необходимо участво-вать в международной конкуренции за право получения ресурсов и продажиготовой продукции. В этом процессе сокращение удельных затрат играетособую роль. Таким образом, существует взаимозависимость: чтобы сокра-тить полные затраты на единицу продукции, необходимо проникать на новыерынки, но успешность данного проникновения обеспечивает возможностиуменьшения удельных полных затрат, а значит, и возможности более опти-мального управления ценой и продажами.Усиливающаяся международная конкуренция ставит все новые проблемыперед компаниями. Речь в данном случае уже идет не просто об уменьшениисебестоимости на единицу продукции, но о ее структуре, динамике отдель-ных видов затрат. Этот процесс усиленно набирает обороты. Глобальныйэкономический кризис еще больше обострил конкуренцию на основе себе-стоимости продукции. Транснациональные компании, выжившие в условияхэтого кризиса, углубляют анализ структуры затрат на предмет выработки оп-тимального управления. Сегодня уже ясно, что компания может добитьсяуспехов в конкурентной борьбе, активно управляя структурой цены. МайклВ. Марн, Эрик В. Регнер, Крейг К. Завада пишут, что «ценовое преимуществообладает мощным потенциалом, его можно и нужно добиваться в каждомбизнесе, но удалось это сделать немногим. Его стоит добиваться, потому чтоценообразование является удивительно чувствительным рычагом, которыйпри необольших колебаниях уровня цен вызывает огромные изменения при-были» [7. С. 23].Выше мы рассматривали особенности формирования трансакционных за-трат и затрат на персонал в китайских компаниях. Следует отметить, что ис-пользование собственных технологий в развивающихся экономиках позволя-ет китайским компаниям также определять оптимальные затраты на основ-ной капитал, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструк-торские работы не только в национальной экономике, но и в процессе функ-ционирования за рубежом. Можно констатировать, что китайские компанииактивно используют в своей практике эффекты по отношению к определен-ным видам затрат на производство и реализацию продукции.Увеличение спроса на ресурсы в мировой экономике рассматривается какдолгосрочная перспектива. Особенно остро это проявилось в период подъемав 2000-е гг. Тенденции роста цен на ресурсы и снижения прибыли китайскихпроизводителей привели к принятию решения китайским руководством оцентрализованных закупках важнейших импортных ресурсов, что уже на-блюдалось в истории. Первый современный опыт в мае 2006 г. по закупкежелезной руды по более низким ценам оказался неудачным. Аналитики счи-тают, что причинами данного положения являлись неопытность китайскихпереговорщиков, противоречивость интересов китайских чиновников и непо-средственных производителей [8. С. 28].В настоящее время в процесс регулирования цен на национальное и им-портное сырье начинают вмешиваться сообщества по интересам, в частностиобъединения предпринимателей по отраслевому принципу. Формированиеданных субъектов отмечается и в других странах БРИКС. Например, китай-ская ассоциация металлургической и сталелитейной промышленности наме-рена в экспериментальном порядке ввести индекс цен на железную руду. Обэтом заявило руководство ассоциации. Начиная с октября 2011 г. индексофициально должен публиковаться каждую неделю. Данный показатель под-разделяется на два: один предназначен для отражения стоимости железнойруды китайского производства, другой - для импортного сырья. Подобныйшаг китайских металлургов вызван резким ростом мировых цен на железнуюруду. С января по июнь 2011 г. объем производства грубой стали в КНР дос-тиг 350 млн т. Это на 9,6% больше, чем в первой половине 2010 г. При этомкоэффициент рентабельности реализации металла составил 3,14%. Этот пока-затель ниже банковской годовой процентной ставки на 3,5% [9].Таким образом, специфика ценообразования на железную руду в данномслучае связана с тем, что в самом Китае существует собственная добыча ивозможны переговоры по заключению прямых контрактов по закупкамбольшого количества продукта за рубежом. При этом признается, что китай-ские компании очень быстро учатся переговорному процессу и являются дос-таточно жесткими, стремящимися достичь своих целей переговорщиками. Ноу китайских компаний есть и такое конкурентное преимущество, как приоб-ретение месторождений, начиная с небольших долей собственности в ино-странных добывающих компаниях.Представленные особенности поведения китайских компаний мы можемнаблюдать на других международных рынках природных ресурсов. Однакоследует отметить, что на рынках могут существовать свои особенности ихфункционирования, которые проявляются в ценообразовании. Например, намеждународном рынке нефти существует сложная система цен, которые не-обходимо учитывать при формировании трансакций. Китай на данном рынкеявляется потребителем, спрос которого постоянно растет. Питер Наварро поэтому поводу пишет, что «сегодня ставшие уже привычными «войны занефть» вдруг обрели новое измерение, которое связано с непрерывно нара-щивающим потреблением «черного золота» Китаем. С экономической точкизрения быстрорастущий спрос Китая на нефть все сильнее давит на нефтянойрынок, вызывая непредсказуемые скачки цен и повышая нестабильность дан-ного рынка. Эти встряски дестабилизируют мировую экономику» [10. С. 95].Основными факторами ценообразования рассматриваются, с одной сто-роны, уровень, динамика спроса, с другой - уровень, динамика предложения.Однако на рынке нефти действуют и конъюнктурные факторы: спекулятив-ные биржевые операции по нефтяным контрактам, военные действия в ре-гионах добычи нефти, политические санкции, форсмажорные обстоятельства.Китайскому правительству и компаниям необходимо учитывать весь спектрфакторов, действующих на международном рынке нефти.Однако существуют национальные обстоятельства, влияющие на между-народные нефтяные трансакции. Считается, что у Китая отсутствуют собст-венные большие запасы нефти, хотя значительные территории страны явля-ются неисследованными. Пока страна добывает около 6% от мирового произ-водства и широко использует уголь как энергетический ресурс и заменительнефти. Тем более разведанных запасов угля у Китая много. Разработано на-правление диверсифицированных закупок газа. Государство осуществляетвнедрение широкой государственной программы экономии во всех отрасляхкитайской экономики. Правительство, ассоциации бизнеса, компании посто-янно совершенствуют переговорный процесс. Китай регулярно производитдиверсификацию поставок нефти по континентам и странам с целью умень-шить риск разрыва сделок по разным причинам.Особенно важным является для китайских компаний вопрос поставок, вчастности формирование транспортных сетей, определение времени поставоки т.д. Например, эксперты Всемирного банка в 2007 г. обратили внимание нато, что затраты на экспортные операции из стран Африки (от 18 до 35% отобщей стоимости затрат) являются чрезмерно высокими по сравнению с экс-портом из Китая (8% от общей стоимости затрат). Однако, несмотря на этипрепятствия, экспорт из стран Африки вырос более чем на 11 процентныхпунктов в период 2003-2006 гг. [11]. В свою очередь, ЮНКТАД отмечает,что «высокие транспортные издержки и неудовлетворительная стыковкатранспортных систем как никогда пагубны для развития стран; особые про-блемы они создают для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю.Многие страны, особенно в Африке, с помощью воздушных и морских пере-возок по-прежнему лучше связаны с промышленно развитыми странами дру-гих континентов, чем с соседними странами. Таким образом, тормозом дляразвития их торговли выступают не одни лишь расстояния, но и высокиетранспортные издержки и неудовлетворительная стыковка транспортныхсистем» [12].Китай формирует высокий спрос на нефть, что способствует росту цен.Предыдущий анализ показал, что серьезной задачей китайских компаний яв-ляется снижение цены в ходе организации трансакций. И здесь снова на по-мощь приходит общая стратегия, выработанная китайским правительством икомпаниями: долгосрочные закупки больших объемов сырья. Это позволяет впроцессе переговоров требовать от поставщиков скидок с цены. Диверсифи-кация поставок нефти создает конкуренцию между поставщиками, что явля-ется дополнительным фактором игры на снижение закупочных цен. Геогра-фия покупок китайскими компаниями зарубежных сырьевых компаний охва-тывает все пять континентов нашей планеты.Анализ показывает, что у Поднебесной и ее компаний сформировалась це-лостная ценовая политика, в разработке и реализации которой участвуют госу-дарство и частный бизнес как равноправные партнеры. У каждого субъектаопределены свои функции. Во многом в ценовом процессе проявляется харак-тер китайской нации: работоспособность, терпение, дисциплинированность,активность, высокая степень приспосабливаемости, творческий потенциал.

Ключевые слова

китайские компании, ресурсы, ценообразование, структура затрат, Chinese companies, resources, pricing, cost structure

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петиненко Ирина АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики экономического факультетаirina. petinenko@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Филоненко М. Африканский акцент Поднебесной // China PRO: Деловой журнал про Китай. 2011. №42 (156) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.chinapro.ru/rubrics/2/6522/ (дата обращения: 03.12.2011).
Дорфман Михаэль. Китайцы идут [Электронный ресурс]. URL: http://www russiandenver. 50megs.com/kitaitsy-idut.html (дата обращения: 03.12.2011).
Абдулайе Био-Чане и Цзянье Ван. Бурно развивающиеся связи Африки с Китаем. Мак- симизация выгод от расширяющегося экономического взаимодействия Китая с Африкой // Финансы & развитие. 2008. Март [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/ pubs/
Дейч Т.Л. Китайские компании на африканских сырьевых рынках // Институт Африки РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.inafran.ru/node/57 (дата обращения: 23.11.2011).
Кокшаров А. Со столетним опозданием // Эксперт. 2006. № 42 [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2006/42/kitay_torgoviy_partner_afriki/ (дата обращения: 03.12.2011).
Дейли Джон. Эффективное ценообразование - основа конкурентных преимуществ: Пер. с анг. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. 304 с.
Марн Майкл В., Регнер Эрик В., Завада Крейг К. Ценовое преимущество: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 317 с.
Бендина Н. Борьба за выживание // РБК. 2006. № 11. С. 26-31.
В Китае появится индекс цен на железную руду// ChinaPRO: Деловой журнал про Китай. 2011. 4 августа [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/1/6642/ (дата обращения: 23.11.2011).
Наварро Питер. Грядущие войны Китая. Поле битвы и цена победы: Пер. с англ. и науч. ред. А.В. Козуляева. М.: Вершина, 2007. 272 с.
Всемирный банк: Африка встала на путь быстрого и устойчивого экономического роста // Cyber Security ru. 2007 16 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://www. cybersecurity. ru/ prognoz/35883.html (дата обращения 23.11.2011).
Доклад о торговле и развитии, 2007 год: Обзор. ЮНКТАД [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/tdr2007.pdf (дата обращения: 20.11.2011).
 Особенности внешнеторговой политики Китая в условиях глобализации: ценовой аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Особенности внешнеторговой политики Китая в условиях глобализации: ценовой аспект | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия