Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента

Рассматривается понятие стресса, которое представляет собой некое состояние напряженности, вызванное сильным воздействием. Делается акцент на виды стрессменеджмента, выделение которых необходимо для эффективной организации трудовой деятельности в коллективе. Также приводятся стратегии выхода из стрессовой ситуации на конкретных практических примерах.

Stress management as the basis of emotional management.pdf Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых.Стрессом надо управлять. Управляемый стресснесет в себе аромат и вкус жизни».Г. СельеОдним из главных факторов риска для карьерного роста, благополучия издоровья современного человека считается стресс. Высокая изменчивость исложность современного мира приводят к тому, что стрессы становятся по-стоянными «спутниками» человека. Само понятие «стресс» введено в оборотГансом Селье в 1936 г. Под стрессом понимается состояние напряжения, воз-никающее у человека под влиянием сильных воздействий [1. С. 28]. Однако впоследнее время это понятие приобретает все большую популярность, в ча-стности при становлении и развитии достаточного нового направления ме-неджмента - «управление стрессом».Теория стресс-менеджмента пришла в Россию с Запада. За рубежом к ус-лугам психологов прибегают абсолютно все, потому что стресс, вызванныйпроблемами в личной жизни, неурядицами на работе, информационными икоммуникационными перегрузками, сказывается негативно как на состоянииздоровья, так и на эффективности работы.Мировой экономический кризис оказывает заметное воздействие не толь-ко на крупные бизнес-структуры и величину финансовых потерь, но и наработников в целом. Россияне ведут бизнес в режиме постоянного стрессаи совершенно не пытаются защищаться от него психологическими методами.Все силы тратятся на выживание в условиях неполной занятости. Первымлицам организации достаточно тяжело планировать деятельность организа-ции на долгосрочный период, поэтому они находятся в ситуации, при ко-торой необходимо принимать оперативное решение в ограниченный периодвремени, тем самым вызывая стресс. Передовые сотрудники часто выслуши-вают жалобы и упреки от недовольных клиентов и испытывают эмоциональ-ный стресс при общении с ними. Зачастую в организациях активно ведутсякарьерные войны, создавая стрессовые, конфликтные ситуации внутри кол-лектива. Чтобы максимально комфортно выйти из сложившейся ситуации исуществует стресс-менеджмент.Однозначно неприятности, с которыми встречаются руководители илиобычные сотрудники, различные, отсюда происходит деление стресс-менеджмента по видам: коучинг руководителя, тренинги для персонала, вы-равнивание микроклимата в коллективе. Рассмотрим более подробно каждыйиз них.Как правило, руководителем становится человек неординарный и целе-устремленный. Задачи, стоящие перед первыми лицами компаний, невероятномногообразны. Сложность принимаемых решений очень высока, ответствен-ность за них - максимальна. Однако как бы ни был талантлив человек, за-нимающий кресло руководителя, он является человеком, со всеми вытекаю-щими отсюда последствиями. Перегрузки на работе, стресс, высокий уровеньответственности за принимаемые решения не всегда позволяют действоватьс максимальной эффективностью, эмоции влияют на логику, неосознанныеопасения мешают сделать важный шаг или оценить риски. Каким образомможно исправить ситуацию и найти способ взглянуть на нее под другим уг-лом зрения? Для решения этих вопросов применяется коучинг.Коучинг руководителя - это процесс, направленный на повышение управ-ленческих и лидерских навыков [2. С. 113]. Коучинг развивает способностьлидера связывать действия команды с базовыми целями организации, «разво-рачивает» его лицом к команде. Коучинг руководителей отличается большейжесткостью, возможно большей провокационностью, более высоким темпом,чем другие разновидности коучинга. Также коучинг позволяет превратитьзнание и интуицию лидера в осязаемый результат для компании и руководи-теля. Результатом такого коучинга будет четкая оценка руководителем ситуа-ции, правильно расставленные приоритеты, более объективная оценка рисков,лучшее понимание собственной роли в коллективе, ясное видение будущегодля компании, пути его достижения.Однако можно констатировать факт, что профессиональных коучеров нароссийском рынке мало и их услуги стоят достаточно дорого. Консультаци-онная деятельность, широко распространенная во многих странах мира, нача-ла развиваться в России совсем недавно. Удивительно, но за последние полго-да спрос на коучинг вырос на фоне обвала рынка тренинговых услуг. Этопроисходит потому, что организации готовы вкладывать деньги в «ключевыхлюдей», на которых строится бизнес. Вместо тренингов для групп сейчаспредпочитают инвестировать в подготовку руководителей. Это имеет смыслеще и потому, что если повысятся лидерские компетенции и личная эффек-тивность руководителя, то это также повлияет на развитие его команды иподчиненных.Следующим видом стресс-менеджмента являются тренинги для персона-ла. Жалобы недовольных клиентов компании, которые порой обрушиваютсяна менеджеров, вызывают у них бурю отрицательных эмоций и стресс. Все этоявляется косвенным свидетельством не слишком хорошего состояния дел иприводит к замедлению роста экономических показателей, ухудшению ре-зультативности трудовой деятельности.В этом случае необходимо прибегать к корпоративным тренингам, спо-собствующим эмоциональной разгрузке работника. Бороться с такими не-гативными эмоциями, как чувство агрессии, обиды, вины, неполноценности,нахлынувшими в стрессовых ситуациях при общении с трудными клиентами,бесполезно, а вот научиться управлять ими можно. Именно тренинговыепрограммы помогают персоналу держать эмоциональный удар со сторонынедовольного собеседника и находить выход из сложных ситуаций. Про-ведение тренинга по управлению стрессом - признак зрелости организации.Само по себе такое событие говорит в пользу кадровой политики фирмы.Основной проблемой многих эмоциональных тренингов является приме-нение освоенных методик лишь в первые месяцы работы. Выход из сложив-шейся ситуации состоит не только в обучении сотрудников, но и внесенииизменений в корпоративную культуру организации. Комплексные программыпо управлению стрессом выстраиваются таким образом, чтобы задействоватьработников на всех уровнях, тем самым влияя на эффективность работы ком-пании в целом. Таким образом, происходит выравнивание микроклимата вколлективе, что является неотъемленной частью управления стрессом.Рассматривая направления стресс-менеджмента, не стоит забывать и обизмерении уровня стресса. На наш взгляд, уровень стресса принципиальнозависит лишь от двух факторов: от степени стрессогенности ситуации и оттекущего состояния субъекта. Чем более стрессогенна ситуация и чем ме-нее ресурсно состояние, тем уровень стресса будет выше и наоборот. Сни-жая стрессогенность ситуации и управляя своим психическим состоянием,можно эффективно управлять уровнем стресса. Однако в реальности степеньсложности решаемых задач периодически не позволяет даже обученномуспециалисту эффективно управлять стрессом - человеку элементарно не хва-тает «оперативной памяти». И тогда приходится работать в состоянии стрес-са. В этом нет ничего страшного, если стрессы не накладываются друг надруга. А чтобы этого не происходило, необходим еще один элемент стресс-менеджмента - восстановление.Поскольку управление стрессом имеет вспомогательный характер, то всемероприятия стресс-менеджмента целесообразно «привязывать» к этапамосновной деятельности. Разделив основную деятельность на три этапа (под-готовка, реализация, анализ), получим временные «маркеры» для трех глав-ных задач стресс-менеджмента. А в дополнение к этому не будем забыватьпро необходимость поддержания и развития стрессоустойчивости.А что делать, если стрессы встречаются не только в профессиональнойдеятельности, но и в постоянной жизни? Существует три базовые стратегииуправления стрессом:1. Уход от проблемы.2. Изменение проблемы.3. Изменение отношения к проблеме.На элементарном примере разберемся, чем эти стратегии отличаютсядруг от друга.Представьте себе такую ситуацию. Вы пришли в театр и настроилисьна просмотр захватывающего спектакля. Действия на сцене уже начались, новам попался слишком ворчливый и неспокойный сосед по креслу. Он вполго-лоса постоянно что-то сам себе рассказывает и иногда отпускает в ваш адресзамечания, которые вам определенно неприятны. Вы начинаете чувствоватьнарастающее раздражение. Ворчание соседа вызывает у вас стресс. Что выможете сделать в этой ситуации?Самый простой вариант - уход из стрессогенной ситуации. Если театр по-лупустой, свободных мест много, вы можете пересесть на другое место, гдепосторонние звуки не будут слышны, а ваш бывший сосед сможет ворчатьсебе в свое удовольствие в полном одиночестве.Но что делать, если уйти от проблемы невозможно? Если свободныхмест в театре нет или ваш сосед увидел в вас благодарного слушателя и по-всюду следует за вами? У вас остаются еще две стратегии: изменение про-блемы и изменение отношения. Вы можете попытаться изменить поведениесоседа, обратившись к нему с просьбой вести себя потише. Если это не по-может, то можно предупредить его, что вы вызовете контролера, если онбудет продолжать разговаривать, и т.д. Цель перечисленных действий - из-менить проблему (в данном случае - поведение соседа).Если же и это не помогло (сосед никак не реагирует на просьбы и преду-преждения, контролера найти не удалось), вы можете изменить свое отноше-ние к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не такуж и высока по сравнению с уровнем звука в современном театре. А если ещеи спектакль действительно интересен - можно обратить все внимание на про-исходящее на сцене и совершенно «забыть» о назойливом соседе.Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой по-следовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения.Уход из стрессогенных обстоятельств - самый быстрый и простой вари-ант. Если пациент жалуется на повышенную тревожность и при этом пьетмного кофе и много курит (а кофеин и никотин повышают тревожность),наиболее логичным будет уменьшить употребление кофе и по возможностиотказаться от курения.Стратегия ухода от проблемы хороша еще и тем, что здесь нет необходи-мости в психологической помощи. Все зависит от решения самого человека.Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность уйти из стрессо-вой ситуации. Есть проблемы, от которых нельзя или не хочется уходить.Есть проблемы, от которых невозможно уйти (например, связанные с харак-тером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.). В таких случаях наи-более адекватными будут стратегии изменения проблемы или изменения от-ношения к проблеме.Конечно же, лучше вначале попытаться изменить проблему. Напри-мер, если пациент жалуется на повышенную социальную тревожность изатруднения при выступлении перед аудиторией, наиболее уместным реше-нием будет тренинг уверенности или курсы ораторского мастерства, которыепомогут научиться спокойно и уверенно общаться со слушателями.Если же проблема относится к категории неизменяемых и мы ничего неможем с ней поделать, тогда у нас остается третья стратегия - стратегия из-менения отношения. Замечали ли вы, что некоторые люди могут спокойноспать под раскаты грома, но не могут уснуть, если с улицы доносится мяу-канье кошки? Хотя звуки грома гораздо громче. Тогда откуда такая реакция?Все дело в отношении: на поведение кошки мы можем повлиять (прикрикнутьи т.д.), а с грозой ничего не поделаешь: это стихийное бедствие и злиться нанее бесполезно, все равно ничего не изменится.При выборе второй или третьей стратегии очень полезной может ока-заться помощь психолога или психотерапевта. Существуют десятки различ-ных методов когнитивно-поведенческой психотерапии, которые позволяютбыстро и успешно справиться со стрессом.В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на кажущуюся слож-ность вышеописанных направлений стресс-менеджмента, для их успешногоприменения требуется всего лишь желание. На наш взгляд, любой профессио-нал должен уметь управлять стрессом. Но в первую очередь это касается лю-дей «сложных» стрессовых профессий - финансистов, менеджеров, врачей,политиков, педагогов. Именно они способны получить от данной технологиимаксимум пользы.

Ключевые слова

эмоциональный менеджмент, климат в коллективе, управление стрессом, emotional management, climate in the group, stress management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Устюгова Виктория СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка кафедры национальной экономики экономического факультетаUstyugova212 @ yandex.ru
Эльмурзаева Раиса АхмедовнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики экономического факультетаraissa@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Мелия М., Альпина М. Как усилить свою силу? М.: Бизнес Букс, 2008. 298 с.
Сивил Д. Стресс-менеджмент. М.: Изд-во ГИППО, 2007. 314 с.
 Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Управление стрессом как основа эмоционального менеджмента | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия