Противоречия интересов и конфликты в системе налоговых отношений | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Противоречия интересов и конфликты в системе налоговых отношений

В российской налоговой системе наблюдается много противоречий между государством, юридическими лицами, населением, которые приводят к конфликтам. В целях формирования эффективно-справедливой налоговой системы, сочетающей разнонаправленные интересы государства, общества, бизнеса и конкретного человека, представляется актуальным исследовать содержание экономических интересов участников налоговых отношений, возникающие при этом противоречия и конфликты и предложить направления разрешении основных конфликтов в системе налоговых отношений.

Contradictions of interests and conflicts in system of tax relations.pdf Современная налоговая система Российской Федерации характеризуетсяналичием противоречий интересов участников налоговых отношений, чтопрепятствует созданию гармоничной цивилизованной налоговой системы.Противоречия объясняются различными экономическими интересами и приотсутствии грамотной политики согласования интересов всех участниковприводят к серьезным социально-экономическим конфликтам и нестабильно-сти в государстве. Как следствие, в бюджетную систему страны недопоступа-ет значительное количество денежных средств, что ограничивает финансиро-вание многих государственных программ и, в свою очередь, провоцируетрост недовольства со стороны налогоплательщиков, стремление к уклонениюот исполнения налоговых обязательств. В целях избегания возникающихпротиворечий необходимо формирование эффективно-справедливой налого-вой системы, сочетающей интересы всех хозяйствующих субъектов.Рассмотрим и систематизируем основные противоречия интересов субъ-ектов налоговых отношений и социально-экономические конфликты, к кото-рым они приводят. Среди существующих противоречий можно выделить двеосновные группы: противоречия интересов государства и налогоплательщи-ков и противоречия интересов налогоплательщиков между собой. Рассмот-рим их подробнее.Первая группа. Противоречия интересов государства и налогоплательщи-ков в налоговых отношениях обусловлены принудительным характером на-логовых изъятий и, как правило, преобладанием фискальной функции в сис-теме налоговых отношений. Государство заинтересовано в создании такойналоговой системы, которая позволила бы аккумулировать максимально воз-можное количество денежных средств для осуществления своих функций,при этом каждый налогоплательщик стремится минимизировать свою частьотчуждаемого дохода, но получить существенный объем социальных услуг игосударственные гарантии.Исходя из этого, налогоплательщики заинтересованы в налоговой систе-ме, характеризующейся низким уровнем налоговой нагрузки (небольшое ко-личество налогов, низкие ставки, существенные налоговые льготы и т.п.).При отсутствии такой налоговой системы, при слабой социальной поддержкесо стороны государства налогоплательщик стремится к уменьшению своихналоговых платежей. В результате государство вынуждено изыскивать до-полнительные источники формирования бюджета: вводить новые налоги,увеличивать ставки. В случае игнорирования интересов налогоплательщикови усиления фискальной направленности налоговой системы возникает про-блема уклонения от уплаты налогов, возрастает недовольство социально-экономической политикой государства и недоверие населения к ней. Такимобразом, разрешение этого противоречия требует согласования фискальныхинтересов государства с интересами плательщиков на основе общественногодоговора.Для более детального анализа противоречий интересов в налоговых от-ношениях следует рассматривать взаимодействие интересов государства иналогоплательщиков, разделяя их на категории: физические лица, предпри-ниматели и юридические лица.Противоречия интересов государства и физических лиц возникают тогда,когда государство в целях наполнения бюджета:- устанавливает неоправданно высокие ставки налогов;- не учитывает фактическую способность физического лица к уплате на-логов, например, налогообложение совокупного дохода налогоплательщикабез учета прожиточного минимума свидетельствует о нарушении интересов иотдельного человека, и государства, выражающего интересы всего общества,поскольку не выполняются нормы социального устройства;- вводит новые необоснованные налоги, не имеющие экономическогообоснования или какой-либо целевой направленности;- отменяет социально необходимые налоговые льготы;- не дифференцирует налоговую нагрузку между плательщиками с высо-кими и низкими доходами.Так, в российской налоговой системе ставка НДФЛ в 13% одинаково ней-тральна и к работнику, зарабатывающему 10 тыс. руб. в месяц, и к руководи-телю предприятия, получающему более 100 тыс. руб., когда первый 90% всехзаработанных средств потратит на питание, одежду и оплату жилья, а у вто-рого на эти цели уходит только 10-20% его дохода.Это свидетельствует о том, что данный налог учитывает главным образоминтересы богатых и состоятельных граждан, а интересы относительно бед-ных (которых в России большинство - свыше 60%) игнорируются.Противоречия интересов государства и юридических лиц появляются втом случае, когда государство для формирования бюджета:- устанавливает ставки налогов без достаточного экономического анализаих воздействия на производство, стимулирование инвестиций, отдельныеотрасли промышленности;- не учитывает в налоговой системе льготы на расширение и развитиепроизводства, инвестиционную, инновационную деятельность;- не дифференцирует налоговую нагрузку по различным отраслям про-мышленности;- не предоставляет поддержки отсталым, но социально значимым видамдеятельности;- усложняет процедуру заполнения бухгалтерской и налоговой отчетности.Тем самым формируется мнение, что налоговую систему намеренно ус-ложняют, сохраняются элементы неясности и неопределенности налоговогозаконодательства, что провоцирует ошибки со стороны налогоплательщиков идоначисления налогов, штрафов и пени по результатам налоговых проверок.Противоречие интересов государства и предпринимателей заключается втом, что государством уравнены налоговые права и обязанности предприни-мателей и юридических лиц.Рассматривая взаимодействие интересов государства с интересами каж-дой из групп налогоплательщиков, следует сделать вывод о том, что проти-воречия возникают также в случаях, когда государство:- учитывает интересы одной категории налогоплательщиков, а интересыдругих игнорирует;- не учитывает интересы какой-либо группы налогоплательщиков.Вторая группа. Противоречия основаны на конфликте интересов налого-плательщиков между собой. Они обусловлены желанием каждого из участ-ников - физических лиц, юридических лиц и предпринимателей - в макси-мальном сохранении собственного дохода и переложении налоговой нагруз-ки на других налогоплательщиков.Население заинтересовано в том, чтобы основная налоговая нагрузка бы-ла направлена на предпринимателей и юридических лиц, осуществляющихпроизводство товаров, работ и услуг и имеющих значительно больший уро-вень доходов от своей деятельности, нежели какой-то отдельный человек.Предприниматели считают несправедливой равную налоговую нагрузку сюридическими лицами и полагают необходимым наличие в налоговой систе-ме для них специальных льготных режимов и преференций.Для юридических лиц, производящих товары и услуги, необходимые длясуществования и развития государства, развивающих определенные отраслипромышленности, интерес заключается в налоговом обременении населения,получающего доход для удовлетворения личных потребностей.Причины возникновения указанных противоречий заключаются в сле-дующем:Во-первых, в фискальной направленности российской налоговой систе-мы. Действующая налоговая система была создана без учета интересов нало-гоплательщиков, а главным образом в целях формирования доходной частибюджета страны.Во-вторых, в высоком уровне налоговой нагрузки на экономику, а такжев существенной дифференциации налоговой нагрузки между видами и под-видами экономической деятельности. В реализуемой налоговой системе на-логовые ставки установлены без достаточного экономического анализа ихвоздействия на производство, стимулирование инвестиций, экономическое,имущественное положение налогоплательщиков. Для значительной частиплательщиков действующие налоговые ставки являются непомерно высоки-ми, что приводит к выводу: либо платить налоги и перестать существовать,либо постоянно уклоняться от их уплаты. Вследствие этого бюджет недопо-лучает существенную часть денежных средств. Это заставляет государствоискать дополнительные виды изъятий, способные нивелировать негативныепоследствия, связанные с произвольностью ставок, что еще больше увеличи-вает налоговую нагрузку. Высокий уровень налоговой нагрузки может бытьоправдан только в случае большой социальной составляющей проводимойгосударственной политики.В-третьих, в существенной дифференциации населения по уровню дохо-дов в связи с отсутствием механизмов налогового регулирования социально-го расслоения в обществе. При условии равенства налоговой нагрузки длявсех очевидно, что бремя ложится на небогатых людей. Добросовестные пла-тельщики вправе получать от государства блага, соответствующие уплачен-ным налогам. Если этого не происходит, а, наоборот, наблюдается сокраще-ние социальных программ, системы поддержки со стороны государства важ-нейших отраслей деятельности, уменьшение налоговых льгот, носящих соци-ально значимый характер, это свидетельствует о том, что интересы обществане реализуются и, как следствие, ведет к низкому социальному уровню жиз-ни, невысоким показателям просвещения, образования и здравоохранения.В-четвертых, можно говорить о несостоятельности налоговой системы вплане инвестиционно-экономического регулирования и стимулированияважнейших отраслей и видов деятельности российской экономики.Пятая причина - это возможность уклонения от уплаты налогов, что, по-мимо уменьшения доходных финансовых ресурсов страны, нарушает прин-ципы справедливой конкуренции.И наконец, неэффективное расходование средств налогоплательщиков. Реа-лизация реформирования бюджетного процесса и административные реформы всистеме исполнительных органов власти не привели к однозначному повыше-нию качества и эффективности использования общественных финансов.Итак, устранение возникших конфликтов требует реформирования суще-ствующей налоговой системы. Необходимо создание такой налоговой систе-мы, которая удовлетворяла бы интересам всех хозяйствующих субъектов иобщества в целом, предполагала отсутствие недовольства со стороны пла-тельщиков и нежелания платить налоги, исключала возможности созданиясхем уклонения от уплаты налогов.Налоговая система должна выступать как инструмент обеспечения отно-сительного равновесия между частными, корпоративными и государствен-ными интересами.В целях гармонизации налоговых отношений и соблюдения баланса ин-тересов субъектов налоговых отношений необходимо, чтобы налоговая сис-тема была справедливой по вертикали и горизонтали, эффективной, гибкой,экономически нейтральной, простой и контролируемой. Для этого, в частно-сти, должны выполняться следующие условия:- налоговая система должна соответствовать принципу эффективностикак при разработке и внедрении законопроектов в области налогообложения,взимания налогов, так и при расходовании собранных средств;- налогообложение должно в равной степени применяться ко всем граж-данам, однако это не означает, что налоги не подлежат дифференциации,дифференциация должна производиться по определенным критериям, кото-рые соответствуют в данном обществе понятиям о справедливости и которыесвязаны с действиями индивидуумов, а не с их врожденными качествами;- налоговая система должна быть гибкой, т.е. способной адекватно реа-гировать на динамику макроэкономических процессов;- необходима «прозрачность» государственных расходов для тех, ктоплатит налоги;- общественные потребности современного общества должны находитьсвое выражение в расходной части бюджета государства с учетом экономи-ческого, политического, социального положения страны;- в налоговой системе в большей степени должны отражаться современ-ное состояние и развитие экономики, финансов, в частности государственныхрасходов, роль государства.Таким образом, формирование эффективно-справедливой налоговой сис-темы должно основываться на согласовании интересов государства, общест-ва, бизнеса и конкретного человека, способствовать реализации обозначен-ной правительством страны стратегии и тактики налоговой политики, увели-чению доходов участников налоговых отношений, росту общественного бла-госостояния.

Ключевые слова

налоговая система, противоречия интересов в налоговых отношениях, tax system, contradictions of interests in system of tax relations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Григорьева Ксения СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетcоискатель экономического факультетаksgrigoreva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кашин В.А., Абрамов М.Д. Еще раз о путях совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. 2008. № 11/ [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс: Версия Проф: Справочно-правовая система.
Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 423 с.
Налоги и налогообложение / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 400 с.
 Противоречия интересов и конфликты в системе налоговых отношений | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Противоречия интересов и конфликты в системе налоговых отношений | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия