Инновации на рынке туристических услуг (на примере Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Инновации на рынке туристических услуг (на примере Томской области)

Рассматривается рынок туристических услуг Томской области, выявляется необходимость наряду с традиционными формами туризма развивать инновационные как в стране, так и в регионе.

Innovations in the tourist services market.pdf Туризм сегодня является одной из наиболее высокодоходных и динамич-но развивающихся отраслей экономики, основанный на интегрированномиспользовании всего экономического, культурного и природного потенциалатерритории.Многие эксперты подчеркивают, что туризм в ХХΙ в. будет одной из трехведущих отраслей в обслуживающем секторе мировой экономики наряду стелекоммуникациями и информационными технологиями. Следовательно,туризм есть одна из форм предпринимательской деятельности. Туризм сталсамой массовой формой отдыха, которая проникает во все сферы нашей жиз-ни, изменяет окружающий мир.Туризм - это рынок туристических услуг, удовлетворяющий потребностинаселения в путешествиях по миру и внутри страны, с целью познания при-роды, культуры, обычаев и истории народов, лечения, развития спорта, отды-ха, обмена научными и образовательными знаниями, деловых сделок и т.д.Рынок туристических услуг можно первоначально разделить на два сег-мента: а) в зависимости от активности населения; б) в зависимости от стиляжизни населения.В первом случае критериями являются:- любители пассивного отдыха, их привлекает солнце, море, песок. Онидовольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно поесть, делают неболь-шие и недолгие прогулки;- любители активного отдыха. Любят природу, дают активную нагрузкусвоему телу. Движения совмещают с лечением;- любители спортивного отдыха, не страшатся физических нагрузок;- отдыхающие с целью познания, изучения окружающей среды, они про-являют интерес ко всему новому;- любители приключений, для них риск - это познать, испытать себя. Пословам томского путешественника Евгения Ковалевского, «для меня это но-вая возможность испытать, какие нагрузки - физические, психологические,моральные, может перенести человек» [1].Выделение групп по стилю жизни подвержено сильным изменениям вовремени, связанным с экономической ситуацией в обществе:- любители наслаждений, они предъявляют высокие требования к качест-ву отдыха. Для них путешествия - это способ самовыражения, от отдыха онижелают получить удовольствие, дать себе спортивную нагрузку;- тенденциозные туристы. Ищут единения с природой, тишиной и воз-можности психологической разгрузки, стремятся осознать проблемы окру-жающей среды, интересуются политикой и культурой данного региона;- семейные туристы. Отдыхают в спокойной и удобной обстановке, таккак их окружают дети, родственники, друзья. Покупают услуги по выгоднымценам, а чаще всего обслуживают себя сами.Исходя из этих критериев, можно сформировать следующие виды тури-стических услуг:1. Туризм с целью отдыха. Цель - физическое и психологическое восста-новление организма. Сюда относят курортный отдых, при котором исполь-зуют природные свойства почвы, климата, морской воды.2. Туризм с целью изучения культуры и исторических памятников. Здесьвыделяют туризм познавательный и паломнический. Познавательный ту-ризм - посещение исторических, культурных или природных достопримеча-тельностей, паломнический - это посещение мест, имеющих главным обра-зом религиозное значение.3. Социальный туризм, целью которого является посещение родственни-ков, знакомых, друзей. Сюда же относят клубный туризм. Люди объединяют-ся в группы при наличии развлекательной или спортивной программы.4. Спортивный туризм. Обычно это поездки с целью выступить на спор-тивных мероприятиях, а также в них принимают участие болельщики.5. Экономический туризм. Такие поездки носят коммерческий или про-фессиональный интерес. Посещаются выставки, ярмарки, биржи и т.д.6. Политический туризм. Он выражается в участии в конгрессах, симпо-зиумах, саммитах и других мероприятиях.Характеристика видов туризма позволяет выделить его формы: а) внут-ренний a02туризм; б) внешний туризм.Экономика любого рынка, в том числе и рынка туризма, определяетсядействием законов спроса и предложения. К туристическому предложениюотносят все, что может быть использовано для удовлетворения туристическо-го спроса: климат, ландшафт, гостиницы, рестораны, учреждения развлека-тельного характера, связь, автосервис, аптеки и т.д.Туристическое предложение может быть первичным, которое оказываетна туристов естественное, притягательное влияние, и вторичным, производ-ственным, состоящим из туристической инфраструктуры (рис. 1).Совокупный рынок туристических услуг необходимо разделить на регио-ны. К туристическому региону относят как любой крупный город мировогозначения, так и небольшой населенный пункт, имеющий старинные деревян-ные и каменные постройки, места, связанные с наследием политических икультурных деятелей, особенностями ландшафта и т.д., которые привлекаюттуристов.Рис. 1. Туристическое предложениеРазличают туристические центры широкой и узкой специализации.К широкой специализации относят:1) образовательные центры - места для проведения конференций и кон-грессов, а также учреждения исследовательского и образовательного харак-тера;2) промышленно-административные центры, где заключаются коммерче-ские и политические сделки.В узкой специализации выделяют:1) места отдыха - это название собирательное, оно может быть везде;2) курорты - носят международный, региональный и местный характер;3) места с туристическими достопримечательностями.Экономика региона может влиять на развитие туризма как положительно,так и отрицательно. К положительным факторам относятся:- рост реальных доходов населения и занятость;- более равномерное распределение дохода между членами общества;- стабильное положение национальной валюты;- выгодная конъюнктурная ситуация;а отрицательные факторы:- экономический спад (рост безработицы, падение заработной платы,временная работа);- невыгодная конъюнктурная ситуация;- нестабильность валюты.Например, кризисные явления, начавшиеся во второй половине 2008 г. вэкономике, оказали значительное влияние на развитие туризма в Томскойобласти в 2009 г. (рис. 2).Рис. 2. Динамика объема туристических услуг в сопоставимых ценах к 2004 г. в % [2]Снижение доходов российских граждан, оптимизация расходов организа-ций на командировочные поездки и их продолжительности, сокращение коли-чества значимых научно-деловых мероприятий регионов оказали негативноевлияние на динамику сферы туризма как в России, так и Томской области.Из схемы видно, что до 2007 г. был рост туристических услуг, а с 2008 г.начинается спад, резко проявившийся в 2009 г., как в стране, так и в регионе.Это объясняется развернувшимся финансово-экономическим кризисом, охва-тившим ведущие страны капитала и Россию, что отразилось на росте инфля-ции, безработицы и т.д. В настоящее время наблюдается оживление на рынкетуристических услуг в Томском регионе.Анализ влияния макроэкономических факторов на рынок туристическихуслуг позволяет выделить в туризме ряд экономических функций (рис. 3).Рассмотрим более подробно эти функции.1. Производственная функция. Туристические предприятия используюттакие производственные факторы, как труд, земля, средства производства(часть капитала). При комбинировании производственных факторов создает-ся новый туристический продукт. Туристические товары чаще всего имеютнематериальный вид, так как они представляют собой услуги. В туризме та-кой процесс называют накоплением ценностей.2. Функция занятости населения. Туристическая сфера широко использу-ет технические достижения, но они не могут заменить личное общение с гос-тем. Туризм прямым и косвенным путем способствует занятости населения.При прямой занятости население получает рабочие места непосредствен-но в туристических предприятиях (турбюро, гостиницы, транспортные пред-приятия и т.д.). При косвенной занятости - это участие в других отраслях припроизводстве туристического продукта (рюкзаки, ботинки, одежда, посуда ит.д.).Рис. 3. Экономические функции туризма3. Функция создания дохода. Создание дохода в туризме способствуетувеличению национального дохода. Эффект увеличения национального до-хода в туризме имеет прежде всего региональное значение.4. Функция выравнивания доходов населения. Она способствует эконо-мическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Туристовинтересует первозданный ландшафт и окружающая среда. Для местных жи-телей таких регионов туризм представляет собой важный источник дополни-тельного дохода. Это способствует выравниванию доходов населения на дан-ной территории.5. Функция нивелирования платежного баланса. Основной частью балан-са услуг является баланс путешествий внутри страны и выезд за рубеж. Ту-ризм по-разному влияет на платежный баланс страны. Традиционно баланстуризма является дефицитным для одних стран (разность в курсах валюты), адля других - прибыльным (въездной), например Швейцария.Рассмотрим развитие туризма в нашем регионе. Томская область по кон-фигурации территории напоминает сложный многоугольник, протяженностькоторого с севера на юг 600 км, а с запада на восток - 680 км.Площадь Томской области 316,9 тыс. кв. км, что превышает площадь такихевропейских государств, как Италия (301,2 тыс. кв. км), Польша (311,7 тыс. кв.км), Великобритания (244,1 тыс. кв. км) и др. [3. С. 7].Томская область - богатейшая природная кладовая, в которой собраныразнообразные минеральные, растительные ресурсы, обладает охотничьимиВ настоящее время по многим показателям прослеживается положитель-ная динамика в туристической отрасли Томской области. Сейчас в регионеработает 130 туристических фирм. Объем туристических услуг в области запоследние 5 лет вырос в 2,5 раза, отмечает начальник областного департа-мента потребительского рынка. По итогам первого полугодия 2011 г. в ре-гионе оказано туристических услуг на сумму более 180 млн руб. Только за 6месяцев прошлого года количество международных туристических прибытийв Томскую область увеличилось на 62% и превысило 15 тыс., при этом долявъехавших в регион граждан стран дальнего зарубежья (Китай, Германия,США, Франция, Великобритания, Италия, Испания) составила 14,1% от об-щего числа гостей. В основном приезжают туристы из стран СНГ - 86,7% [6.С. 24].Наметилась положительная тенденция в развитии охотничье-рыболовного туризма. Потенциальным клиентам предлагается весь спектруслуг, связанный с организацией охоты: сбор и оформление документов; охо-та на медведя, лося, боровую дичь; спортивная рыбалка.Особо выделяются санаторно-оздоровительные услуги. За последние5 лет их объем на этом сегменте рынка вырос до 315 млн руб. Это объясняет-ся расширением спектра услуг и возросшим интересом населения к укрепле-нию здоровья. В области имеется 11 санаториев-профилакториев круглого-дичного действия.На базе Томского государственного университета создана научно-инновационная лаборатория для внедрения новых технологий на рынке тури-стических услуг.Томская область обладает значительным природным и историко-культурным туристическим потенциалом. Регион отличается уникальностьюимеющихся архитектурных и исторических памятников. Возрождение исто-рических районов Томска открывает широкие возможности для развитиякультурно-познавательного туризма. Томская область - одна из ведущихнаучно-образовательных центров России. С 2003 г. на её территории реализу-ется программа инновационного развития. Крупнейшие томские университе-ты входят в пятерку лучших высших учебных заведений России. В Томскенасчитывается 11 научно-исследовательских институтов, входящих в струк-туру Томского научного центра СО РАН и Томского научного центраСО РАМН.В 2005 г. Томская область победила в конкурсе на право создания Особойэкономической зоны технико-внедренческого типа. Ежегодно в регионе про-водятся десятки научно-деловых мероприятий, что способствует активномупродвижению Томска как города-форума и развитию делового туризма. Дляэтой цели у нас есть широкие возможности.Ежегодно Томский государственный университет проводит международ-ные учебно-практические конференции «Возможность развития туризма вСибирском регионе и сопредельных территориях». Например, 26-27 мая2011 г., в Томске состоялся ХIV инновационный форум, собравший три ты-сячи участников. Приехали представители из 19 стран ближнего и дальнегозарубежья и почти из 70 регионов России. А. Суров в статье «Достойный фи-нал» подчеркивает: «Ажиотаж оказывается столь высоким, а желающих такмного, что стало ясно, без конгресс-центра не обойтись. Форум показал, чтоТомск по праву претендует на Федеральную площадку для разработки про-граммы «Инновации-2020». Но вот до международного уровня явно недотя-гиваем» [7. С. 1].По экспертной оценке, порядка 70% российских и 90% иностранных ту-ристов пребывает в регион с деловыми целями. Большую долю в нем форми-рует конгрессный туризм. Ежегодно организациями вузовского комплекса,томских научных центров СО РАН и СО РАМН, администрацией Томскойобласти проводится значительное количество научно-деловых мероприятийразличного уровня.Однако регион Томской области делает ставку не только на развитие де-лового туризма, но и на расширение культурных связей и новых элементовработы с населением.17-18 сентября 2011 г. в Томской области прошли дни культуры Респуб-лики Хакасия. На площадках Томска работали выставки, представляющиеисторию, культуру, искусство республики. На сцене томских театров и кон-цертных залов шли спектакли и выступления хакасских коллективов. В селеПарабель прошел межрегиональный фестиваль народов Сибири «Степи игоры в гостях у тайги». Итоговым событием стало подписание соглашения осотрудничестве между правительством Республики Хакасия и Томской обла-стью [8. С. 4].Стало традицией Томской области проводить музейные форумы. С 17 по21 октября 2011 г. прошел третий фестиваль «Бренды земли томской».По словам Андрея Кузичкина, начальника департамента по культуре, подбрендом понимаются материальные, духовные, культурные наследия, кото-рые отличают регион как самодостаточный [9. С. 3]. В форуме принялоучастие 70 музеев, которые поставили перед собой задачу, чем может при-влечь туристов наш регион, что хранится в музеях от широкой публики, гденаходится вход в томские трущобы и какая ночь в этом году будет самойкультурно насыщенной?Третий музейный форум проводился с целью не только заявить о себе кактуристическом регионе, но и вовлечь туристов в большой культурно-экономический оборот.Российская индустрия туризма находится в стадии поступательного раз-вития. Этот процесс отражается и в регионах. В ближайшие 10 лет уровеньежегодного роста сферы туризма достигнет 6,4% ВВП (против 3,1% в на-стоящее время).В Томской области ожидается рост объема туристско-экскурсионных ус-луг с 132,2 руб. на душу населения (2006 г.) до 380 руб. (2013 г.). Только натерритории г. Томска выделено 17 туристско-экскурсионных зон, по которымпроходят действующие экскурсионные маршруты. На них сосредоточеныобъекты туристических продуктов и услуг, привлекающие туристов [5].Несмотря на общую положительную тенденцию развития туризма в Том-ской области, имеются проблемы, которые мешают его росту. Это преждевсего:- неразвитость туристической инфраструктуры;- отсутствие широкого спектра конкурентоспособных турпродуктов;- не сформирован имидж Томской области на туристическом рынке;- недостаток квалифицированных кадров.Все это говорит о том, что инновационный туризм развивается трудно ипротиворечиво. Например, создание музейных комплексов «Великая русскаялегенда», урочище «Басандайка», восстановление Троицкого храма ХVII в. сразмещением в нем музея «Православие Сибири» и т.д. существуют только вконцепциях развития туризма и гостеприимства Томской области на 2008-2013 гг.«Эти проблемы мы последовательно будем преодолевать», - заверяет на-чальник областного департамента потребительского рынка. Надо пользовать-ся расположением региона в самом центре - между Востоком и Западом, Ев-ропой и Азией… Не случайно приоритетным видом туризма в регионе обо-значен именно деловой [6. С. 24].В настоящее время приоритетными видами туризма на территории Том-ской области являются:1) деловой туризм (конгрессы, конференции, научный, выставочно-ярморочный, образовательный);2) экологический (охотничье-рыболовный, этнографический, паломниче-ский);3) спортивно-оздоровительный (лечебно-оздоровительный, экстремаль-ный и активные виды отдыха);4) круизный (речные круизы, железнодорожный, событийный, сельский).Таким образом, рынок туристических услуг Томской области находитсяна новом качественном уровне своего развития. Те инновации, которые при-меняются в современных условиях, позволят расширить границы привлече-ния туристов, увеличить доход региона.

Ключевые слова

первичное и производственное предложение, сегменты рынка, экономические функции туризма, платежный баланс региона, регион, инновации, original and industrial suggestion, market segments, economic functions of tourism, payment balance of the region, innovations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Литовченко Анна ИвановнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоцент кафедры общей и прикладной экономики экономического факультетаpoliteco@ef.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Выгон С. Идем под флагом России (сибиряки совершили невозможное и преодолели океан) // Аргументы и факты. Томск, 2011. №16. С. 3 (Региональное приложение).
Ушаков Д.С. Экономика туристической отрасли. Ростов н/Д: Центр «Март», 2010. 440 с.
Евсеева Н.С. География Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 222 с.
Томская область: Путеводитель. М.: ЗАО «Авангард», 2004. 330 с.
[Электронный ресурс] // Томская область: официальный Интернет-портал. Томск, 1998- 2011. URL: http: //.tomsk. gov,ru /si tes/ru.gov (дата обращения: 25.09.2011).
Юшковская И. Гостеприимство как индустрия и идеология (туристическая отрасль в регионе переживает настоящий бум) // Томские новости. 2011. № 41. С. 24.
Суров А. Достойный финал // Аргументы и факты. 2011. № 22. С. 1 (Региональное приложение).
Аргументы и факты. 2011. № 37. С. 4 (Региональное приложение).
Маланина Е. Тайны, бренды и легенды // Универ Сити. 2001. № 28. С. 3.
 Инновации на рынке туристических услуг (на примере Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Инновации на рынке туристических услуг (на примере Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия