Механизмы управления региональным промышленным комплексом: проблема эффективности взаимодействия участников | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Механизмы управления региональным промышленным комплексом: проблема эффективности взаимодействия участников

Статья посвящена изучению эффективности взаимодействия участников управления региональным промышленным комплексом. Рассмотрены основные посылки, механизмы прямого и косвенного взаимодействия участников управления региональным промышленным комплексом. Кратко обозначены приоритеты сбалансированного территориального развития российской экономики и три базовых приоритета развития Томской области до 2010 г.

Mechanisms management of the regional industrial complex: the problemof efficiency of interaction of participants.pdf Одной из ключевых проблем управления региональным промышленнымкомплексом является рассогласованность действий участников процессауправления.Высокие трансакционные издержки, включая издержки оппортунистиче-ского поведения, зачастую сводят к минимуму планируемые экономическиеэффекты, снижают эффективность системы управления.Проблема эффективности процесса управления имеет несколько плоско-стей практической реализации. В частности, мотивация управления на всехуровнях принятия и выполнения решений. Кроме того, компетенция управ-ленческих кадров.Существенное значение для эффективности имеет правильное распреде-ление полномочий и ответственности между уровнями управления и отдель-ными специалистами. Дублирование функций приводит к резкому снижениюэффективности процесса управления, повышает издержки контроля, способ-ствует затягиванию прохождения решений, что серьезно тормозит экономи-ческое развитие.Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и соци-альной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаи-модействия между обществом, бизнесом и государством, направленных накоординацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса иразличных социальных групп общества при выработке и проведении соци-ально-экономической политики.Как отмечает В.И. Бовыкин, «повышение качества управления - главнаяи основная задача России» [1. С. 8], от решения которой в большой степенизависит успех модернизации экономики и повышение конкурентоспособно-сти продукции российской промышленности.Выстраивание процесса управления предполагает делегирование полно-мочий и ответственности. Однако «делегирование редко бывает эффектив-ным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласнокоторому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответ-ственности» [2. С. 327].При обосновании взаимодействий участников процесса управления ре-гиональным промышленным комплексом будем исходить из следующих ос-новных посылок:1) в процессе управления региональным промышленным комплексомпринимают участие как федеральные, так и региональные органы управле-ния, что обусловлено отраслевой спецификой и значением региональной по-литики для устойчивого социально-экономического развития России;2) региональная специфика включает, наряду с географическими усло-виями и климатическими особенностями, практику организации бизнеса,внутрифирменные связи, отраслевые приоритеты, предпочтения населения,институциональную организацию хозяйственных взаимодействий;3) взаимодействия участников процесса управления региональным про-мышленным комплексом условно можно подразделить на прямые и косвен-ные, причем прямые взаимодействия включают распоряжения и приказы ор-ганов управления на федеральном, региональном, корпоративном уровнях, акосвенные взаимодействия учитывают элементы рутин, ментальные особен-ности населения, влияние трудового коллектива или его лидеров на практикупринятия и реализации управленческих решений.Механизмы прямого взаимодействия предполагают приказы, постановле-ния, распоряжения, отчеты о выполнении ранее намеченных планов, прове-дение заседаний выездных комиссий, отраслевых совещаний, советов дирек-торов, на которых оценивается состояние рассматриваемой проблемы и про-исходит коррекция управленческих решений.К механизмам косвенного взаимодействия отнесем собрания трудовыхколлективов, влияние профсоюзных лидеров, возможность непосредственно-го контакта с вышестоящим руководителем на плановых приемах по заранеесоставленному графику, системы мотивации производительности труда пер-сонала на конкретном предприятии, в регионе, стимулирование разработокновой продукции, обновления основных фондов, снижения энергоемкостипродукции.Действуя вместе, не всегда однонаправленно, механизмы прямого и кос-венного взаимодействия создают информационно-управленческое поле, из-меняют его характеристики, служат достижению конкретных целей.Поскольку региональные промышленные комплексы сильно отличаютсяпо структуре, условиям формирования и развития, проанализируем приори-теты отдельных регионов и стратегические цели федеральных округов, на-правленные на повышение конкурентоспособности современной российскойэкономики.Инновационный тип развития экономики требует создания максимальноблагоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышенияконкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российскихчастных компаний, расширения их способности к работе на открытых гло-бальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно част-ный бизнес является основной движущей силой экономического развития.Государство может создать необходимые условия и стимулы для развитиябизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерациидолжно быть ориентировано на создание условий, позволяющих каждомурегиону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достой-ных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурен-тоспособности экономик регионов при обеспечении политического и право-вого единства страны.Достижение этой цели планируется осуществить в ходе претворения вжизнь государственной региональной политики, нацеленной на реализациюпотенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и ин-ституциональных ограничений, создание равных возможностей для людей исодействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправлен-ной работы по развитию федеративных отношений, реформирование системгосударственного управления и местного самоуправления.Исходя из необходимости повышения конкурентоспособности россий-ской экономики первоочередными задачами на ближайшую перспективу яв-ляются: создание эффективной системы управления, снижение трансакцион-ных издержек, восстановление производственных цепочек формированиядобавленной стоимости. Наиболее остро проблема стоит в промышленности,поскольку промышленный комплекс выступает системообразующим ядромрегиональной экономики. В промышленности создается высокотехнологич-ная конкурентоспособная на мировом рынке продукция, например ракетныекомплексы, подводные лодки, морские суда, средства связи. Очевидно, чтоотраслевая структура региональной экономики включает не только промыш-ленность, но и сельское хозяйство, строительство, инфраструктуру. Развитиерегионального промышленного комплекса происходит в непосредственнойсвязи с другими отраслями регионального хозяйства.Неравномерность экономического развития российских регионов предо-пределяет различие приоритетов их дальнейшего движения. Например, дляТомской области выбраны три стратегических приоритета развития до2020 г., что закреплено в Стратегии развития Томской области.Первый приоритет включает развитие информационных технологий, био-технологий, научно-образовательного комплекса, электротехники и приборо-строения.Второй приоритет предполагает развитие нефтегазового сектора, атомно-го сектора, пищевой промышленности, машиностроения.Третий приоритет направлен на развитие лесопромышленного комплекса,газонефтехимического сектора, сельского хозяйства.Перечисленные приоритеты создают представление об отраслевой струк-туре регионального промышленного комплекса с позиций его стратегическо-го развития.Проблема конкурентоспособности имеет несколько уровней рассмотре-ния. Можно представить пирамиду, в основании которой домохозяйства ифирмы, выше - отраслевые и региональные экономические комплексы, наверхнем уровне - конкурентоспособность национального хозяйства. Очевид-но, что без развития региональных комплексов государство не может под-держивать необходимый в современном мире уровень конкурентоспособно-сти экономики. В рассмотренной пирамиде происходит взаимовлияние уров-ней конкурентоспособности, которое в значительной степени реализуетсяпутем транслирования управленческих импульсов.Таким образом, из нашего анализа можно сделать следующие выводы :- современная экономика России не в полной мере отвечает высоким тре-бованиям международной конкуренции в силу ряда причин, в первую оче-редь неэффективного управления имеющимися ресурсами;- необходимо исправление сложившегося положения, которое также сле-дует начинать с системы управления;- региональные хозяйственные системы, составляющие вместе экономи-ку России, существенно отличаются между собой как по уровню развития,так и по структуре производства;- экономическая политика на федеральном и региональном уровняхдолжна учитывать сложившуюся специфику, в силу чего целесообразно при-менение разных инструментов государственного управления;- региональные промышленные комплексы как объекты управления так-же серьезно отличаются по уровню конкурентоспособности, объемам, каче-ству, стоимости и структуре производимой продукции;- необходимо совершенствовать теоретическую и методологическую ба-зу, используя полученные выводы на практике, отрабатывая тем самым ва-риативность возможных управленческих решений;- системный подход к региональному промышленному комплексу какобъекту управления должен учитывать кооперационные межотраслевые имежрегиональные связи, через количественные и качественные параметрыпредоставлять выход на социально-экономическое развитие региона как це-лостного социально-экономического организма, повышение конкурентоспо-собности которого ведет к укреплению позиций страны в целом.

Ключевые слова

промышленный комплекс, регион, управление, взаимодействие, industrial complex, region, management, interaction

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Галямов Юсуп ЮнусовичТомский государственный архитектурно-строительный университеткандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления городским хозяйствомgalyamov@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2004.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
 Механизмы управления региональным промышленным комплексом: проблема эффективности взаимодействия участников | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Механизмы управления региональным промышленным комплексом: проблема эффективности взаимодействия участников | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия