Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития - человеческого капитала - выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик. Авторами проведены теоретические исследования существующих знаний о человеческом капитале и даны обоснования его влияния на инновационное развитие общества.

Human capital as the main factor innovative development.pdf Основатели теории человеческого капитала Г. Беккер и Т. Шульц доказа-ли производительную природу инвестиций в человека, обеспечивающую зна-чительный и длительный эффект [1]. Так, Т. Шульц отождествлял формиро-вание человеческого капитала с инвестициями в систему образования, кото-рые реализуются в производственно необходимый запас знаний и способно-стей работника, гарантируя рост удовлетворенности содержанием или опла-той труда. В микроэкономической перспективе формирование человеческогокапитала связывалось с инвестициями в человека через затраты на образова-ние и подготовку рабочей силы внутри организации, расходов на охрану здо-ровья, профессиональную и географическую мобильность.В рамках модели, предложенной Г. Беккером и его последователями,факты социально-экономического расслоения представляются следствиемоборота человеческого капитала [2]. Высокий уровень отдачи от образованияпредполагает высокий рост доходов, в то время как бедность выступает ре-зультатом дефицита человеческого капитала. Следовательно, исследованияпроизводства человеческого капитала в одном случае фокусируются на про-цессе реализации инвестиций в обучение человека, способствующих форми-рованию знаний, навыков, качеств и черт. В другом случае производство че-ловеческого капитала рассматривается через призму институтов и процессовобучения работника, получение им квалификации, а зависимость этого про-цесса от инвестиций не ставится в центр дискуссии [3]. Авторы данных под-ходов понимают под производством человеческого капитала различные ас-пекты единого целого, при этом ими характеризуется создание только каче-ственных основ человеческого капитала.Отечественные экономисты С.А. Дятлов и А.И. Добрынин считают, что«человеческий капитал - это не просто совокупность навыков, знаний, спо-собностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запаснавыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний,способностей, который целесообразно используется человеком в той илииной сфере общественного воспроизводства и способствует росту произво-дительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использованиеданного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерноприводит к росту доходов работника. И, в-четвертых, увеличение доходовстимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могутбыть использованы на поддержание здоровья, образования и др., увеличить,накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшемвновь эффективно применять их» [4].Под инвестициями в человеческий капитал понимаются вложения в фор-мирование качественных характеристик человеческого капитала. К.Р. Мак-коннелл и С.Л. Брю считают, что инвестиции в человеческий капитал - это«любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем са-мым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют по-вышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвести-ции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, чтоэти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком дохо-дов в будущем» [5].Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокуп-ность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, - обра-зование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческогокапитала существенно расширилось. В настоящее время человеческий капи-тал определяется как накопленные богатства знаний, выражающихся в сово-купности профессиональной компетентности, культуры, здоровья, семейныхи общественных ценностей, мотивации.По мнению О.П. Королева, к факторам, влияющим на развитие человече-ского капитала, можно отнести следующие: культуру, здоровье, семейные,общественные и трудовые ценности, мотивацию, знания и профессиональныенавыки [6].Одним из способов мотивации к воспроизводству человеческого капиталаи реализации скрытых возможностей работников является развитие базовогообразования, организация непрерывного обучения, широкой сети профессио-нальной переподготовки и т.д., что, в свою очередь, поддерживает заинтере-сованность и участие организации в развитии у сотрудников профессиональ-ных качеств, создании тем самым соответственного интереса и имиджа орга-низации.Капитал образования представляет собой совокупность экономическихотношений, возникающих в общественном производстве между его субъек-тами по поводу формирования, развития и потребления интеллектуальныхспособностей человека. Интеллектуальные способности - это знания, имею-щие потенциальную ценность, т.е. идеи и люди, которые их создают. В стра-нах с развитой рыночной экономикой капитал образования находится в пря-мой зависимости от вознаграждения. Следовательно, важнейшей формойпроявления капитала образования являются инвестиции в человека, преобра-зующие его интеллектуальные способности.сСамовозрастание способностей человека, его знаний, умений и навыковпозволяет его владельцу получать дополнительный доход, реализуя тем са-мым свой капитал образования. От того, насколько эффективно протекаетпроцесс воспроизводства человеческого капитала, зависит реализация егосоциально-экономического эффекта, выражающаяся в росте производитель-ности труда и доходов работников, что, в свою очередь, оказывает влияние наэффективность деятельности организации в целом.В современных условиях для работодателя человеческий капитал приоб-ретает противоречивую структуру. С одной стороны, представляет собой оп-ределенные затраты, с другой - для развития творческого и инновационногопотенциала работников необходим высокий уровень знаний, умений, навы-ков, профессионализма и т.д. Формирующаяся на рынке цена труда пред-ставляет собой экономическую оценку человеческих ресурсов. От уровняэтой оценки зависят доходы работников и издержки работодателей. Эконо-мическая оценка, в свою очередь, зависит от экономического эффекта ис-пользования высококвалифицированных человеческих ресурсов, определяе-мого уровнем их использования. В рамках теории человеческого капиталаинвестиции в развитие человеческих ресурсов определяются как стоимость(ценность) будущего потока доходов в результате производительного ис-пользования человеческих ресурсов.Сопоставление затрат в настоящее время и ценности будущего потокадоходов за вычетом затрат на образование, профессиональную подготовку ит.д. позволит определить в качестве критерия эффективности инвестиций вчеловеческий капитал норму отдачи (доходности) инвестиций. Норма отдачидает возможность принять решение по поводу инвестирования в человече-ский капитал работников.Но самым главным инвестором выступает сам человек. Принимая реше-ние о целесообразности инвестиций в образование, саморазвитие, приобрете-ние новых знаний и т.д., человек сравнивает дисконтированные потоки всехвложений и ожидаемый уровень доходов от рационального использованиясвоего человеческого капитала. При этом чем ниже ставка дисконта, тембольше средств будет затрачено с целью получения в будущем существенныхдоходов.Важной составляющей человеческого капитала является капитал культу-ры, который представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые сцелью формирования свойств высокоинтеллектуальной личности. Чем болеесложной является деятельность, выше уровень интеллектуальности и творче-ства, тем более высокие требования предъявляются к уровню личности, куль-туре человека.По мнению П.В. Наймушина и В.Н. Астальцева, инновационная культураявляется важнейшей отличительной чертой современного предприниматель-ства [7]. Как особый социальный феномен инновационная культура пред-ставляет собой интегральный результат рационального систематического ис-пользования новейших достижений науки, техники, наукоемких технологий,образования, культуры и управления. Корпоративная, предпринимательскаяи инновационная культуры между собой тесно связаны. Корпоративная куль-тура, нацеленная на создание, продвижение и освоение инноваций, постепен-но трансформируется в инновационную культуру. Последняя позволяет биз-нес-единице быстро перестраиваться, своевременно и адекватно реагироватьна изменения внутренней и внешней среды.При определении уровня инновационной культуры мы считаем необхо-димым выделить следующие индикаторы: креативность мышления; степеньсогласия с принимаемыми решениями руководства; наличие уникальныхпрактических навыков работников; частоту проведения стажировок, курсовповышения квалификации; наличие элементов творческой работы; сплочен-ность коллектива; оценку имиджа предприятия (конкурентоспособности, де-ловой активности и т.д.).В составе капитала культуры отдельно нами выделен мотивационныйфактор, поскольку даже при наличии высококачественного человеческогокапитала последний может оказаться нереализованным. Мотивационныйфактор мы определяем, исходя из следующих показателей: связи затрат трудас его результатами; наличия и эффективности системы премирования за ин-новационные идеи и предложения; частоты проведения аттестации работни-ков; меры реализации творческого потенциала; оценки полезности индивиду-ального труда. Вышеперечисленные показатели целесообразно оценивать порезультатам обследований предприятий.Как и остальные составные части, человеческий капитал культуры облада-ет способностью накапливаться в процессе жизнедеятельности человека, само-возрастать и являться источником дополнительного дохода своего носителя.Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществ-ленные с целью формирования, поддержания и совершенствования его здо-ровья и работоспособности. Это совокупность экономических отношений,возникающих по поводу формирования и совершенствования физическихспособностей человека.Капитал здоровья является основой для формирования человеческого ка-питала вообще. Так же как и любой другой вид человеческого капитала, онобладает способностью накапливаться, самовозрастать и являться источни-ком дополнительного дохода для его владельца. Капитал здоровья служитважным показателем, по которому можно судить о благосостоянии нации,эффективности ее экономики, достижениях в области науки и техники.Наиболее глубокий теоретический вклад в разработку модели человече-ского капитала, учитывающей показатель здоровья, внес М. Гроссман, кото-рый считал, что здравоохранение и медицина являются отраслями, произво-дящими «капитал здоровья». Согласно М. Гроссману, в каждом обществесуществует определенный уровень спроса на здоровье, определяемый комби-нацией различных факторов. Таким образом, потребители, обращающиеся замедицинской помощью, на самом деле хотят приобрести не ее, а здоровьеили избавление от болезни. Здоровье в понимании М. Гроссмана имеет двой-ственную природу и может рассматриваться как потребительское благо исредство для получения прибыли. В своем втором качестве оно представляетсобою составную часть человеческого капитала, являющуюся объектом ин-вестиций [8].Возрастание значимости физического и психологического здоровья чело-века, его морально-этических качеств, ценностной ориентации - необходи--мые условия конкурентоспособности отдельной организации и национальнойэкономики в целом.Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но те-перь - человек образованный, созидательный и инициативный, обладающийвысоким уровнем профессионализма. Поэтому разделение труда на неквали-фицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и зна-ний, постепенно теряет свой изначальный смысл и экономическое содержа-ние при определении человеческого капитала, который основоположникитеории человеческого капитала отождествляли с образованными людьми и ихнакопленными знаниями и опытом. Эта экономическая категория постояннорасширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества иэкономики знаний.Таким образом, обобщив существующие определения, по нашему мне-нию, человеческий капитал можно трактовать следующим образом: это ос-новной фактор развития инновационной экономики, включающий совокуп-ность природных способностей, знаний, профессиональных навыков, здоро-вья, инновационной культуры, мотивационного фактора и возможности ихпрактического применения.Понимание и выбор человеческого капитала в качестве главного фактораразвития диктуют комплексный подход при разработке концепции или стра-тегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ.Это прежде всего следует из сущности человеческого капитала как главногофактора инновационного развития.-

Ключевые слова

человеческий капитал, инновации, инвестиции в человеческий капитал, human capital, innovation, investment in human capital

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Герман Мария ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаgerman_maria@mail.ru
Помулева Наталья СергеевнаЗабайкальский государственный университетстарший преподаватель кафедры антикризисного управления, финансов и кредитаsashapomulev@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 650 с.
Быченко Ю.Г. Проблемы формирования человеческого капитала в России. Саратов: Колледж, 2000. 211 с.
Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2009. 50 с.
Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 178 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. Т. 1. 399 с.
Королев О.П. Характеристика составляющих человеческого капитала // Энергия XXI век: Ежеквартальный научно-практический вестник. Воронеж, 2007. № 1 (63). С. 135-139.
Наймушин П.В., Астальцев В.Н. Корпоративные отношения и формирование инновационной культуры // Экономический вестник Ростов. гос. ун-та. 2008. № 2. С. 107-114.
Grossman M. On the concept of health capital and the demand for health // Journal of Political Economy. 1972. Vol. 80. P. 223-255.
 Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия