Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики

Показана связь понятий «устойчивость» и «безопасность». Уточняется значение финансовой устойчивости как важнейшего показателя анализируемой системы. Исследуются индикаторы финансовой устойчивости государственных финансов на основе показателей федерального бюджета как основного финансового плана. Индикаторами выступают дефицит бюджета, показатели государственного долга, цены на нефть, основные расходы и Резервный фонд. На основе показателей выявляется способность системы противостоять угрозам безопасности и сохранять устойчивость современный период.

Financial stability and safety as key factors of development of national economy.pdf В современных условиях особую значимость приобретает вопрос об ус-тойчивости государственных финансов. Эксперты сопоставляют показателифинансовой устойчивости с показателями финансового потенциала, ищутответ на вопрос о региональной финансовой устойчивости, на основе которойможно сделать вывод о финансовой устойчивости государства. Однако, с на-шей точки зрения, важно выявить определенные количественные критерии ипоказатели, по которым можно было бы судить о финансовой устойчивостиили неустойчивости государственного, а в дальнейшем и региональногоуровня.Финансовая устойчивость воспринимается сегодня как непрерывностьпроцесса, его длительность и долгосрочная направленность, а также поддер-живаемая мерами государственного регулирования и, что особенно важно,как сохраняющая финансовую целостность система. Именно эта позиция свя-зывает финансовую устойчивость системы с финансовой безопасностью сис-темы, так как целью в данном случае является противостояние угрозам и по-ступательное движение вперед.Безопасность и устойчивость - это характеристики национальной эконо-мики как целостной системы. Эти понятия не следует противопоставлять, таккак каждое из них характеризует по-своему состояние и особенно развитиеэкономики. Понятия «устойчивость» и «безопасность» связаны между собой,а понятие «развитие» является их непосредственным компонентом. Ведь еслиэкономика не развивается, то резко сокращаются возможности ее выживания,а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешнимугрозам. Поэтому некоторые авторы трактуют безопасность через развитие.Так, по Л.И. Абалкину «экономическая безопасность - это состояние эконо-мической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективнои решать социальные задачи и при котором государство имеет возможностьвырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику»[1. C. 5]. В то же время развитие сегодня практически все связывают с терми-ном «устойчивое», считая только такое эффективным и возможным в даль-нейшем, называя при этом три основные взаимосвязанные составляющие ус-тойчивого развития: экономическое процветание, социальное развитие и за-щиту окружающей среды, без которых невозможно будет реализовать основ-ные цели человеческого развития [2. C. 110].Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зренияспособности к устойчивости (самовыживанию) в условиях внутренних ивнешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемыхфакторов. Определяя безопасность через устойчивость, авторы фиксируютвнимание на поддержании определенных характеристик функционированияэкономики перед лицом неблагоприятных факторов. Данную трактовку мож-но проиллюстрировать следующим определением: «…безопасность - это со-стояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «им-мунитетом», к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающихнормальное функционирование общественного воспроизводства, подрываю-щих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих по-вышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самомусуществованию государства» [3. C. 114].Само понятие «безопасность национальной экономики» определяется че-рез три подхода:1) как «интересы» общества, нации, предприятия, государства;2) как «независимость» экономики от внешних и внутренних факторов,таких как международные рынки и политические решения, кризисы и вызовысистемы и др.;3) как «устойчивость» национальной экономики, экономического разви-тия, социально-экономической системы, государственных финансов.Особо значимыми для нашего анализа являются финансовая устойчи-вость и финансовая безопасность.Финансовая устойчивость имеет место как на микро-, так и на макро-уровне. Термин ТH! «финансовая устойчивость» обычно применяется к микро-экономическим субъектам. Финансовая устойчивость может быть определенакак форма внутреннего проявления устойчивости финансового состояниясубъекта рыночных отношений, обеспечивающая стабильную платежеспособ-ность, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, дохо-дов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков. Финан-совая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансо-вого состояния, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и спосо-бов ее укрепления определяет характер проведения анализа и содержания про-цесса управления. Таким образом, финансовая устойчивость - это гарантиро-ванная платежеспособность и кредитоспособность субъекта в результате егодеятельности на основе эффективного формирования, распределения и ис-пользования финансовых ресурсов. Финансовое состояние субъекта, его ус-тойчивость и стабильность зависят от результатов его финансовой деятель-ности, является итогом грамотного, умелого управления всем комплексомфакторов, определяющих результаты деятельности в государстве.На уровне макроэкономики развитие, финансовая устойчивость и безо-пасность экономической системы в первую очередь зависят от состояния ус-тойчивости государственных финансов. Исследования данной области го-ворят, что устойчивость государственных финансов отражает удовлетворен-ность потребностей текущих поколений, не оказывающих влияния на удовле-творение потребностей будущих поколений [4. С. 390].В этом смысле понятие финансовой устойчивости применяют обычно канализу бюджетной политики. Основной задачей анализа долгосрочной ус-тойчивости государственных финансов становится выявление тех рисков,которые в перспективе могут вызвать пересмотр бюджетной политики и еепараметров в долгосрочной перспективе.Для финансовой безопасности важны не сами показатели, а их пороговыезначения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдениезначений которых препятствует нормальному ходу развития различных эле-ментов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разруши-тельных тенденций в экономическом развитии. Приближение к их предельнодопустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или по-роговых, значений - о вступлении общества в область нестабильности и со-циальных конфликтов, т.е. о подрыве безопасности.Система показателей-индикаторов, получивших количественное выраже-ние, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности ипредпринимать меры по ее предупреждению. Важно подчеркнуть, что наи-высшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс по-казателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значе-ний, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений порого-вых показателей национальная экономика теряет способность к динамичномусаморазвитию, конкурентоспособность fs21 ,становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных мо-нополий, отягощена коррупцией, криминалом, страдает от внутреннего ивнешнего грабежа национального богатства.Исследование показателей финансовой устойчивости и безопасности го-сударственных финансов имеет как теоретическую, так и практическую зна-чимость. Главное внимание в исследовании показателей финансовой безо-пасности и устойчивого развития нужно уделять тем показателям, которыехарактеризуют динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, атакже его зависимость от внешних факторов. Исходные показатели для ана-лиза индикаторов финансовой устойчивости государственных финансов при-ведены в табл. 1 [5, 6]. Исследование не претендует на всеобщность, выборкапоказателей ограничивалась влиянием на финансовые основы стабильностиобщества и предотвращением угроз финансовой безопасности государствен-ной системы.Рассмотрим наиболее важные индикаторы финансовой безопасности иустойчивости на основе исходных данных, приведенных в таблице.Таблица 1Показатели федерального бюджета 2008-2014 гг.Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014Доходы, млрд руб. 8056 6713 6950 10303 11789 10380 -Налоговые доходы, млрд руб. - 4526 2605 4845 5341,1 - -Нефтегазовые доходы, млрд руб. 2 383 4693 3105 4090 4390 4693 -В % от доходов 29,5 69,9 44,7 50 50 50 -Расходы, млрд руб. 6901 9845 9866 11022 12658 12175 -Дефицит, профицит, млрд руб. 1155 -3132 -2916 -719 -869 -1005 -478Ненефтегазовый дефицит,% от ВВП6,5 15,2 12,6 10,2 11 10,3 9,1Дефицит, % от ВВП 6% 4,9% 3,6% 3,1 2,9 0,1Управленческие расходы, нацио-нальная оборона и безопасность,млрд руб.2701,4 3224 3229,52570,6- - -Управленческие расходы, нацио-нальная оборона и безопасность,% от расходов39,1 32,7 32,7 23,3 - - -Расходы на национальную эко-номику, млрд руб.1025 1245 1600,31760,2- - -Расходы на национальную эко-номику, % от расходов14,9 12,6 15,64 16,51 - - -Резервный фонд, млрд руб. 3500 3969 1803 1790 2400 3200 4183Фонд национального благосос-тояния, млрд руб.2456 2476 2761 2600 2659 2668 2798ВВП, млрд руб. 51475 59146 67610 58683 64803 72493Государственный долг, млрд руб. 2402 2 801 3 286 3914 4848 - -ГД ВВП 7,3 6,4 6,7 7,1 7,2 - -1. Доходы государственного бюджета. Доходы бюджета поступают вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей клас-сификацией и существующим законодательством. В процессе образованиядоходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государствачасти ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этойоснове возникают финансовые взаимоотношения государства с налогопла-тельщиками. Большая часть доходов бюджета сегодня формируется в основ-ном из налогов и нефтегазовых доходов. Главная цель налогов - собратьсредства для удовлетворения потребностей, для которых других доходов не-достаточно. Поэтому, осознавая важность расходов на общественные блага,государство должно искать возможность их зарабатывать.К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уп-латы:− налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья(нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводород-ного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородно-го сырья);− вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;− вывозных таможенных пошлин на газ природный;− вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.Зависимость бюджетной системы от нефтегазовых доходов вызываетбольшие опасения ее внутренней устойчивости. Изменение внешних пара-метров может привести к нарушению сбалансированности и устойчивости,так как доходы от продажи ресурсов составляют около 50%. В связи с выше-изложенным рассмотрим следующий параметр, влияющий на устойчивость.2. Цены на нефть и зависимость от мировой экономики. Бюджетныедоходы напрямую зависят от цены на нефть, поэтому сегодня этот индикаторявляется одним из самых актуальных в связи с изменениями мировой эконо-мики. В бюджет 2012 г. заложена величина цен на нефть 100 долл. за баррель[7]. По прогнозам аналитиков, цена на нефть будет в ближайшее время сни-жаться [8].Таблица 2Цена на нефть на мировом рынке (2005-2011 гг.)Период 09.2005 09.2006 09.2007 09.2008 09.2009 09.2010 10.2011Цена на мировомрынке, долл. за бар-рель 63 62 78 101 68 75 109Также сохраняется вероятность спадов мировой экономики. По оценкамМВФ, ожидался подъем мирового ВВП на 4,3% в 2011 г. и на 4,5% в 2012 г.(табл. 2). В 2010 г. прирост составил 5,1%. МВФ рекомендует правительствамвсех стран принять «действенные меры для повышения стойкости финансо-вой системы». Основными задачами в развитых странах названы преодоле-ние последствий кризиса и реализация реформ в сфере финансового регули-рования. Для развивающихся экономик эксперты МВФ рекомендуют ограни-чение роста финансовых дисбалансов и создание «основ для более прочнойфинансовой системы» [9].3. Дефицит государственного бюджета и ненефтегазовый дефицит.Наличие дефицита федерального бюджета свидетельствует о превышениирасходов над доходами. Снижение дефицита бюджета до порогового значе-ния приводит к полному замораживанию капиталовложений и падению про-изводства, предельный рост дефицита увеличивает нагрузку на будущие по-коления, увеличивая государственный долг и снижая устойчивость государ-ственных финансов. Федеральный бюджет 2011-2012 гг., по предваритель-ным оценкам, может быть исполнен без дефицита [10]. Однако именно в РФсложилось особое понятие - ненефтегазовый дефицит.Согласно ст. 96.7 БК РФ ненефтегазовый дефицит федерального бюджетапредставляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджетабез учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управ-ления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния иобщим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финан-совом году. Согласно этой же статье ненефтегазовый дефицит федеральногобюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующемфинансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральномзаконе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановыйпериод. Однако ненефтегазовый дефицит сохраняется выше предельно до-пустимой нормы [11].Размер ненефтегазового дефицита в 2010 г. - 12,6% ВВП, при этом дефи-цит госбюджета составил 4% ВВП. Нынешний показатель примерно на 4-5процентных пунктов выше приемлемой отметки. В докризисном 2008 г. не-нефтегазовый дефицит был ниже в 2 раза - 6,5% ВВП. Размер дефицита «яв-ляется по-прежнему предметом беспокойства в нашей политике». По данныманалитиков, такая зависимость сохранится в ближайшие 3 года [12].4. Расходы федерального бюджета. Важное значение для финансовойустойчивости приобретает развитие реального сектора экономики. И хотя попредложению председателя правительства в реальный сектор экономики в2012 г. было предложено выделить 2 трлн руб., с нашей точки зрения, этогонедостаточно по сравнению с расходами на управление, национальную обо-рону и безопасность.5. Резервный фонд как «подушка безопасности». С точки зрения фи-нансовой устойчивости данный подход к планированию бюджета и форми-рованию Резервного фонда оказался оправданным, система выдержала кри-зисный этап. В период кризиса, когда доходы федерального бюджета снизи-лись на 20%, а расходы выросли на 28%, Резервный фонд оказал решающуюподдержку не только при выплате социальных гарантий, но и для поддержкибазовых отраслей экономики [13].Однако наличие Резервного фонда, с одной стороны, обеспечивает внеш-нюю устойчивость финансовой системы, которая служит «подушкой» отвнешних угроз, с другой - это препятствие, нарушающее устойчивое эконо-мическое развитие, так как потери несет реальный сектор экономики, приво-дя к недопроизводству ВВП.6. Предельный размер государственного долга и его соотношение сзолотовалютными резервами страны. Из табл. 3 видно, что долговые обя-зательства практически всех стран БРИК (за исключением России) меньше ихзолотовалютного запаса.Таблица 3Предельный размер ГД и соотношение ГД и золотовалютных резервов страныСтраныБРИКЗолотовалютные резервы,млрд долл.Долговые обяза-тельства,млрд долл.Долг. обязательства/ золо-товал. резервыБразилия 224,2 216 0,96Россия 411,7 478 1,16Индия 280,7 232 0,83Китай 2270 347 0,15Страны G7Германия 176 5028 28,6Италия 130 1854 14,3Канада 56,2 833 14,8Великобритания 65,74 9088 138,2США 134 13450 100,4Франция 85,4 5021 58,8Япония 105,3 2132 2,0Несомненным лидером здесь является Китай, резервы которого почти в7 раз превышают внешний долг страны. Долговые же обязательства стран«большой семерки» во много раз превышают существующие на сегодняшниймомент резервы. Наиболее тяжелая ситуация складывается в США, гдевнешний долг страны превышает объем золотовалютных резервов в 100 раз,в Великобритании - в 138 раз и во Франции - почти в 59 раз [14].Подводя итог вышесказанному, автор считает нужным подчеркнуть, чтобыла сделана попытка количественно определить индикаторы устойчивостии безопасности государственных финансов. Приведенные финансовые пока-затели являются актуальными, особо важными, имеют количественную опре-деленность и наиболее приемлемы для анализа финансовой устойчивости. Снашей точки зрения, подсчет приведенных показателей позволит судить, вкакой мере система является устойчивой, а в какой необходимо принятие мери создание механизма поддержания данной устойчивости. На основе их рас-чета будет определено, является ли экономика внутренне устойчивой вслед-ствие эффективности самой системы и насколько обеспечение безопасностистраны должно стать прерогативой государственной политики.

Ключевые слова

финансовая устойчивость, безопасность, доходы, расходы, дефицит бюджета, financial stability, safety, incomes, expenses, budgeted deficit

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Громова Анна СергеевнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетстарший преподаватель кафедры экономикиann-gromova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и отражение // Вопросы экономики. 1994. №12.
Митякова О.В. Устойчивое развитие как экономическая категория // Журнал экономической теории. 2009. № 3.
Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк. 1992. № 3.
Васильева Е.А., Власов С.А., Пономаренко А.А. Анализ стабилизационной функции и устойчивости государственных финансов Российской Федерации // Экономический журнал ГУ ВШЭ. 2009. Т. 13, № 3.
Официальный сайт Правительства РФ //http://правительство.рф (дата обращения: 01.11.2011).
Официальный сайт Министерства финансов РФ // http://www.minfin.ru (дата обращения: 01.11.2011).
Проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 и плановый 2012-2014 гг.» // Консультант- Плюс.
Обзоры цен на нефть и металлы. URL: http://fx-commodities.ru/category/oil/ (дата обращения: 01.11.2011).
МВФ предупреждает об угрозах мировой экономике. URL: http://www. vesti.ru/ doc.html?id=577053&cid=6 (дата обращения: 01.11.2011).
Путин: на развитие экономики в 2012 году будет выделено 2 триллиона рублей. URL: http: //www.vesti.ru/doc.html?id=576011&cid=6 (дата обращения: 01.11.2011).
Ненефтегазовый дефицит бюджета сохраняется высоким. URL: http: // www. bfm.ru/ news/2011/09/21/neneftegazovyj-deficit-bjudzheta-sohranjaetsja-na-vysokom-urovne.html (дата обращения: 01.11.2011).
Ненефтегазовый дефицит в 2012 году вырастет до 11% ВВП - Минфин РФ. URL: http://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=2418569 (дата обращения: 01.11.2011).
Резервный фонд РФ. URL: http://www.dp.ru/a/2011/09/20/Rezervnij_fond_RF_v_sledu/ (дата обращения: 01.11.2011).
Финансовая устойчивость: подушка безопасности 2010. URL: http: //www. finam.ru/ analysis/newsitem46DBA00190/default.asp (дата обращения: 01.11.2011).
 Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия