Создание инфраструктуры информационной поддержки региональных отраслевых рынков | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Создание инфраструктуры информационной поддержки региональных отраслевых рынков

Рассматриваются вопросы информационного обеспечения рыночной деятельности как основного направления достижения конкурентных преимуществ региона. Изучаются проблемы создания и реализации региональных отраслевых систем поддержки предпринимательской деятельности. Определяются информационные системы развития регионов РФ и их основные этапы развития. Предлагается создание инфраструктуры информационной поддержки отраслевых рынков на основе кооперационного взаимодействия региональных информационно-аналитических центров отдельных отраслей (сфер). Делается вывод о целесообразности создания Единой отраслевой системы классификации и кодирования информации в отдельных отраслях и сферах деятельности всех регионов РФ.

Building the infrastructure of information support to the regional industrial markets.pdf Концепция долгосрочного социально-экономического развития Россий-ской Федерации до 2020 г., опубликованная в октябре 2008 г. Министерствомэкономического развития РФ, рассматривает сбалансированное территори-альное развитие каждого региона на основе повышения конкурентоспособно-сти. Сбалансированность должна быть достигнута в результате разработкидолгосрочных стратегий регионов.Отраслевая стратегия региона должна определять систему обоснованныхдолгосрочных целей и приоритетных направлений развития каждой отраслиили сферы экономической деятельности. Разработка подобной стратегии тре-бует глубокого анализа имеющихся возможностей и ограничений выделен-ной отрасли (сферы) в рамках отдельного региона с учетом специфики егопространственного развития и ресурсного потенциала.Теоретические аспекты достижения конкурентных преимуществ отдель-ной отрасли в рамках региона рассматривают маркетинг территорий (мест) итеория организации отраслевых рынков.Основными направлениями их достижения являются: сокращение вмеша-тельства органов власти в конкурентную среду, совершенствование системыантимонопольного регулирования, развитие инфраструктуры и информаци-онное обеспечение рыночной деятельности [1]. При этом существуют серьез-ные проблемы возможности их реализации, основной из которых являетсяотсутствие систем наблюдения состояния конкурентной среды и показателейее оценки. Особенно остро стоит вопрос информационного дефицита, так какв двадцать первом веке рынок предстоит сделать информационным.До сих пор структура государственной статистической информации несоответствует потребностям отраслевой аналитики. Отсутствует собственнаяотраслевая аналитика отдельных регионов.На сегодняшний день программы по развитию информационных техноло-гий разработаны и внедряются только в половине регионов страны. При этомони в основном предназначены для органов власти, а комплексные программы,соответствующие требованиям правительства, приняты лишь в шести регионахРоссии: Тульской, Калининградской, Новгородской, Пермской, Челябинскойобластях и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [2, 3].Важным шагом в данном направлении явилось введение в действие с1 января 2003 г. на территории страны Общероссийского классификаторавидов экономической деятельности (ОКВЭД).ОКВЭД предназначен для решения основных задач, таких как классифи-кация и кодирование видов экономической деятельности, определение ос-новных и дополнительных фактически осуществляемых видов производства,разработка нормативных правовых актов государственного регулирования,количественное описание отраслевой структуры, информационное обеспече-ние потребностей управления, подготовка статистической информации длясопоставления на международном уровне [4].По ряду позиций методология определения вида деятельности по ОКВЭДсущественно отличается от ранее действовавшей методологии Общероссий-ского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).В настоящее время переход на ОКВЭД считается официально выполнен-ным. Вновь регистрирующиеся предприятия определяют вид своей деятель-ности согласно новому классификатору, а предприятиям, классифицирован-ным по ОКОНХ, рекомендуется перейти к использованию ОКВЭД. В регио-нальных статистических органах проводится масштабная разъяснительнаяработа. Создаются коммерческие организации, осуществляющие помощьпредпринимателям по вопросам использования ОКВЭД. При возникновениизатруднений в определении вида деятельности того или иного предприятияпосылается запрос в вышестоящие органы Федеральной службы государст-венной статистики, которые выдают соответствующие рекомендации, согла-сованные с Минэкономразвития России.Формированию информационного рынка способствует Федеральная це-левая программа «Электронная Россия», утвержденная Постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 [5]. Программанаправлена на создание инфраструктуры реализации информационных тех-нологий во всех сферах экономики. Она явилась первым комплексным про-ектом создания нового информационного общества. В рамках программысоздан справочно-информационный портал государственных услуг - www.gosuslugi.ru, направленный на электронное оказание услуг.В январе 2002 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации«Об электронной цифровой подписи» № 1-ФЗ [6]. Закон позволил внедритьсистему доступа к конфиденциальной информации с помощью цифровыхподписей и защитить персональные данные граждан от несанкционированно-го доступа и утечки.Очередным этапом развития электронного документооборота планирова-лось обсуждение в 2011 г. законопроекта «О национальной платежной систе-ме» [7]. Законопроект направлен на создание единой национальной электрон-ной платежной системы, включающей правовые нормы, технические решенияи инфраструктуру выполнения платежных обязательств в интернет-про-странстве.В июне 2010 г. создан портал Совета при Президенте РФ по развитиюинформационного общества в РФ, функционирующий в режиме бета-тестирования (ictgov.ru). Совет стал совещательным органом информацион-ного обеспечения и контроля (monitor.ictgov.ru) реализации Стратегии разви-тия информационного общества России. Основными направлениям реализа-ции Стратегии являются:- создание и использование информационных технологий в различныхсферах деятельности;- формирование электронного правительства;- информационное развитие регионов.В целом портал создан для размещения рейтинга информационного раз-вития субъектов РФ и реализации федеральных целевых программ переходак информационному обществу [2].Процесс реализации проектов программы имеет целый комплекс проблем,связанных с безопасностью размещения данных в Интернете и методов их за-щиты. В феврале 2010 г. Федеральная служба по техническому и экспортномуконтролю издала приказ за № 58, утверждающий Положение о методах и спо-собах защиты в информационных системах персональных данных.Финансирование Федеральной целевой программы «Электронная Россия»на 2010 г. составило почти 3 млрд руб. Правительством планировалось до2011 г. провести более ста двадцати мероприятий по внедрению современнойинформационно-коммуникационной инфраструктуры на общую сумму180 млрд руб. [8].В октябре 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации№1815-р утверждена Государственная долгосрочная целевая программа«Информационное общество (2011-2020 годы)», разработанная Министерст-вом связи и массовых коммуникаций. Программа содержит основные меро-приятия по повышению качества предоставляемых государственных услуг иорганизации деятельности органов государственной власти и местного само-управления. На реализацию этой программы выделен 1 трлн руб. [9].В декабре 2010 г. Минэкономразвития России представило на обсужде-ние проект Концепции снижения административных барьеров и повышениядоступности государственных услуг на 2011-2013 гг., в котором рассматри-ваются следующие задачи:- открытость информации о деятельности органов государственной вла-сти и местного самоуправления, повышение качества предоставляемых госу-дарственных услуг, их доступность (подпрограмма I «Качество жизни граж-дан и условия развития бизнеса»);- новый уровень оперативности получения информации о результатахдеятельности органов власти организациями и гражданами (подпрограмма II«Электронное правительство и эффективность государственного управле-ния») [10].Несмотря на все разработанные и реализуемые концепции и программы,до сих пор отсутствует единая инфраструктура электронного правительства иотлаженный механизм межведомственного обмена информацией, следова-тельно, и четкое разграничение ответственности между органами федераль-ного, регионального и местного управления. Кроме того, во многих регионахнет качественного (высокоскоростного) Интернета.Существенным недостатком всех проектов программы является то, чтоони только в общем плане предоставляют официальные сведения, но не по-зволяют активно взаимодействовать организациям и предприятиям с госу-дарственными информационными ресурсами. Существует односторонняясвязь, для создания обратной связи необходимо разработать более техноло-гичные онлайн-сервисы.Первоначально попытка задействовать парадигму электронного прави-тельства была осуществлена в 2001 г. в Чувашской Республике. Там был соз-дан проект «Республиканская информационно-аналитическая система» (РИ-АС) Чувашской Республики, реализуемая с начала 2001 г. в рамках Програм-мы реформирования системы управления общественными финансами подэгидой Минфина РФ в пяти регионах России. РИАС представляет собой це-лостную технологическую, программную и информационную среду созда-ния, хранения, анализа и распространения информации в области финансов,экономики и хозяйственной деятельности общей стоимостью 2,5 млн долл.Основой РИАС являются открытые интернет-технологии и равноправныйинформационный обмен между государственными органами, бизнесом игражданами. РИАС состоит из двух крупных разделов [6].Первый - это экономический регистр, содержащий всеобъемлющую ин-формацию об экономике, финансах, организациях различных отраслей хозяй-ства и бюджетной сферы на республиканском и муниципальном уровнях. Онсостоит из подсистем: «Мониторинг бюджетных отраслей», «Финансы», «За-купки», «Предприятия», «Собственность», «Лицензирование», «Банкротст-во», «Мониторинг ЖКХ», «Образование», «Кадры госслужащих».Второй - регистр населения, содержащий персональные регистрационныеданные граждан и информацию ведомственных систем учета граждан. Со-стоит из подсистем: «Паспорт», «ЗАГС», «Пенсия», «Пособия», «Медицина»,«Налоги».Главный эффект от реализации данной системы как базиса электронногоправительства состоит в том, что информационные системы органов властиинтегрируются в единое информационное пространство, которое способнообъединить информацию из разных источников в единое хранилище. Нали-чие хранилища данных позволит выявить взаимосвязи и основные тенденцииразвития социально-экономических процессов и тем самым повысить эффек-тивность принятия управленческих решений на мезо- и микроуровне.Сегодня наиболее активным разработчиком системы обмена деловой ин-формации является Торгово-промышленная палата Российской Федерации(ТПП РФ). Создание инфраструктуры информационной поддержки предпри-нимательства является одним из приоритетных в программе деятельностиТПП РФ.Инфраструктура информационной поддержки предпринимательства яв-ляется системой взаимоувязанных норм и правил, организационных и техно-логических структур, обеспечивающих обслуживание бизнес-систем на осно-ве интеграции информационных ресурсов, находящихся в расположении всехорганизаций и предприятий, входящих в систему торгово-промышленныхпалат России. Её связующим элементом стала Единая информационно-справочная система (ЕИСС) ТПП РФ.В соответствии с разработанными для территориальных ТПП методиче-скими рекомендациями «Основные направления развития инфраструктурыинформационной поддержки предпринимательства» предложена систематрехэтапного построения ЕИСС ТПП РФ [11].На первом этапе (2003-2004 гг.) предполагалось разработать опытныйобразец единой интегрированной базы данных деловой информации и типо-вые интернет-сайты территориальных и зарубежных представительств ТПП,сформировать базовый общесистемный ресурс деловой информации не менее50 представительств ТПП, создать пилотные образцы информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) на базе территориальных палат и освоить рядих функций, организовать обмен деловой информацией с отечественными изарубежными партнерами на базе подписанных соглашений и регламентов.На втором этапе (2005-2006 гг.) намечалось сдать в эксплуатацию базо-вый общесистемный ресурс деловой информации ЕИСС ТПП РФ, завершитьвнедрение типовых интернет-сайтов, создать первые сети ИМЦ и расширитьобмен деловой информацией с отечественными и зарубежными партнерами.На период до 2010 г. планировалось основное завершение формированиясетей ИМЦ, сдача в постоянную эксплуатацию единой интегрированной базыданных деловой информации ЕИСС ТПП РФ и дальнейшее участие в подго-товке общегосударственной нормативно-правовой базы для обеспечения реа-лизации систем электронного бизнеса.В настоящее время ЕИСС является главным претендентом среди другихинформационных систем на звание общенациональной инфраструктуры ин-формационной поддержки всех российских производителей. Её основноепреимущество состоит в наличии сложившейся системы региональных палат(в России не осталось ни одного региона, где нет ТПП). В настоящее времяпроисходит насыщение сформировавшейся системы палат необходимымиресурсами деловой информации и организация более тесного информацион-ного взаимодействия палат.Основой системы должна стать сеть информационно-маркетинговых цен-тров, или центров электронной торговли. Сеть ИМЦ ЕИСС ТПП РФ пред-ставляет собой организационно-техническую совокупность отдельных ИМЦ,которые создаются в (или при) территориальных ТПП.Основной целью создания сети ИМЦ является формирование цивили-зованного национального рынка товаров и услуг на основе:- ускорения процессов развития малого бизнеса;- предупреждения недобросовестных действий участников рынкаэлектронных услуг и ограничения теневого бизнеса;- предоставления комплекса информационно-маркетинговых услугвсем участникам рынка;- реализации товаров и услуг на рынке, минуя посредников;- осуществления электронных закупок и поставок.При этом каждый отдельный ИМЦ должен выполнять множество различ-ных функций: ведение деловой информации, комплексное исследование рын-ка; анализ производственно-сбытовых возможностей предприятий, организа-ция отраслевых электронных торговых площадок, обмен данными с другимиинформационными структурами, поддержание интернет-сайта ИМЦ и ряддругих.В сети ИМЦ пользователям могут оказываться также дополнительныеуслуги - страхование, юридическое и правовое сопровождение бизнес-деятельности, экспедиция и др.В настоящее время реализуются общесистемные проекты, одобренные ирекомендованные руководящими органами ТПП РФ, для дальнейшего разви-тия в ЕИСС ТПП РФ применительно к сети ИМЦ. К ним относятся:1) ТПП Чувашской Республики («Проект системы информационно-маркетинговых центров торгово-промышленных палат Приволжского феде-рального округа», «Стандарты в области обмена деловой информацией, веде-ния баз данных, структуры интернет-сайтов»);2) Ярославская ТПП («Биржа отходов», «Содействие производственнойкооперации и субконтрактации», «Биржа бывшего в употреблении и неис-пользуемого оборудования», «Агентство энергоэффективности»);3) Волгоградская ТПП («Ценовой мониторинг»);4) Тульская ТПП («Формирование электронного рынка производства ипотребления товаров и услуг»).Указанные общесистемные проекты осуществляются с целью созданиятиповых информационных ресурсов ЕИСС ТПП РФ, обеспечивающих реали-зацию функции ИМЦ. Торгово-промышленная палата Чувашской Республи-ки в инициативном порядке разработала первые 14 стандартов в области об-мена деловой информацией, ведения баз данных и структуры интернет-сайтов.Прообразом сети ИМЦ был республиканский деловой порталchuvashia.com, созданный в 1999 г. в Чувашии. Основной целью портала ста-ло создание конкурентоспособного образа республиканских предприятий дляделовых партнеров и инвесторов, продвижение товаров производителей навнешние рынки, повышение деловой активности и внедрение инновационныхтехнологий производства и управления. На нем размещены базы данных попредприятиям, товарам, ценам, корпоративные новости. Основной состав-ляющей портала является подсистема «Каталог», которая дает возможностьорганизовать в интернет-пространстве аналог традиционной выставки. Навыставке представляются по отраслевому признаку стенды - сайты предпри-ятий. Войдя в каталог выставки, посетители всего мира могут найти нужныепредприятия для разных целей и по разным оценочным показателям, произ-водя записи в специальных книгах посетителей. Система оформления заказовпозволяет посетителям наполнить «корзину» продукции, определить ее ценуи направить заказ поставщику. Таким образом, весь портал ориентирован наформирование единого информационного поля в вопросах доступа к финан-сированию и маркетинговой информации. Пользователями портала являютсядесятки крупных республиканских предприятий, разместивших на нем своисайты.Минэкономразвития РФ рекомендовало деловой портал chuvashia.com вкачестве типовой модели организации информационного обеспечения регио-нальных рынков товаров и услуг еще в начале 2000-х гг.В 1997 г. была основана система межрегиональных маркетинговых цен-тров (ММЦ) (marketcenter.ru). В настоящее время система представляет объе-динение профессиональных маркетинговых компаний с обширной регио-нальной сетью, включающей более 70 маркетинговых центров в РФ, странахСНГ и дальнего зарубежья. Создана ассоциация межрегиональных маркетин-говых центров стран Евразиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС):Беларуси, Казахстана, Киргизии.В 1998 г. был организован Межрегиональный центр промышленной суб-контрактации и партнерства (ЗАО «МЦС»). Технической основой для совме-стной работы региональных центров субконтрактации служит информацион-ная система субконтрактации (subcontract.ru), разработанная Межрегиональ-ным центром промышленной субконтрактации и партнерства. Техническуюподдержку системы осуществляет НДП «Альянс-Медиа».Действующие центры субконтрактации связаны единой системой и стан-дартами информационных обменов, большинство действующих центров наначальном этапе работы применяют единые методики и стандарты, разрабо-танные в 2004-2006 гг. Межрегиональным центром промышленной субкон-трактации и партнерства.Региональный (областной, краевой) центр субконтрактации действует винтересах развитии промышленности и малого предпринимательства регио-на, а также предоставляет промышленным предприятиям платные и бесплат-ные услуги. Региональный центр субконтрактации - участник НП «Нацио-нальное партнерство развития субконтрактации» - имеет преимущественноеправо работы с предприятиями собственного региона по отношению ко всемдругим региональным центрам.Основная деятельность региональных центров субконтрактации (субкон-трактинга) осуществляется в интересах развития промышленности и малогопредпринимательства региона (субъекта Федерации). Региональные центрыдолжны обеспечить: ведение открытой базы данных и обмен информациимежду предприятиями, заключение контрактов, развитие промышленногоклимата региона и межрегиональных связей.Все указанные направления деятельности, как правило, осуществляются врамках программ и проектов при поддержке и под контролем со стороны ор-ганов власти субъекта Федерации.Информационная система субконтрактации позволяет быстро и эффек-тивно находить поставщиков и заказчиков на территории РФ и за ее предела-ми. В режиме online любой зарегистрированный субконтрактор может озна-комиться с чертежами и спецификациями заказываемой продукции, необхо-димым объемом и графиком поставки, требованиями к качеству изделия и кпоставщику. Переговоры с заказчиком проводятся без посредников.По оценкам большинства предприятий, размещающих свои заказы с ис-пользованием информационной системы субконтрактации, экономия состав-ляет 10-30% от базовой цены при размещении заказа в пределах одного ре-гиона. Кроме того, использование информационной системы субконтракта-ции существенно экономит время, необходимое для поиска партнеров попроизводственной кооперации [12].Развитие межрегиональных кооперационных связей малых и крупныхпредприятий, поддержка малого производственного и инновационного биз-неса в регионах России - одна из важных задач промышленной политики.Свои усилия в этой области объединяют региональные центры субконтракта-ции - участники НП «Национальное партнерство развития субконтрактации».Сегодня сложилась ситуация, когда на фоне множества информационно-аналитических центров и баз данных отсутствует единый язык общения нетолько между отраслями, но и между предприятий одной отрасли. При этомпотребность общения на одном языке различных компаний отрасли возраста-ет. Необходимо создать информационную совместимость данных, исполь-зуемых в смежных задачах системы управления отрасли, при обмене данны-ми внутри предприятий отрасли и смежных отраслей.Предприятия отрасли используют разноплановые информационные сис-темы управления. Информационное взаимодействие предприятий отраслистроится по принципу «каждый с каждым», когда соответствие между иден-тификаторами одних и тех же реквизитов устанавливается в индивидуальномпорядке путем создания дополнительных справочных таблиц соответствия,которые также необходимо сопровождать и синхронизировать.Поэтому множество используемых отечественных и зарубежных инфор-мационных технологий - SСADА, EMS, DMS, EAM, ERP - требует обяза-тельной стандартизации информационной модели, классификации и иденти-фикации объектов предметной области. Отсутствие единой отраслевой сис-темы классификации и кодирования информации в отдельных отраслях исферах деятельности затрудняет процесс создания единой информационнойсистемы отрасли и осложняет рыночную деятельность предприятий.Особенно важно внедрение и развитие отечественного и зарубежногопрограммного обеспечения отраслевых информационных систем, упрощениеи ускорение процессов адаптации информационных классификаторов к тре-бованиям ИСО/МЭК в условиях вступления России во Всемирную торговуюорганизацию (ВТО).Сегодня информация становится мерой упорядоченности и устойчивостиэкономической системы. Преобразование информации является решающейсоставляющей как производства, так и потребления. Регион, эффективнопреобразующий информацию, приобретает конкурентные преимущества всфере производства, создавая более благоприятные условия притока инве-стиций в виде финансирования заказов, вливания частного отечественного изарубежного капитала.Подводя итоги, можно отметить следующее.Для достижения целей и решения актуальных проблем регионального от-раслевого развития необходимо сотрудничество регионов на основе созданияи кооперационного взаимодействия региональных информационно-аналити-ческих центров отраслей (сфер).В Российской Федерации реально и эффективно функционируют десяткицентров информационно-аналитической деятельности и баз данных различ-ной специализации, в том числе ориентированные на изучение рынков и осо-бенностей регионального социально-экономического развития.Особое место занимают три основные информационные системы: Обще-российский классификатор видов экономической деятельности, Единая ин-фраструктура электронного правительства, Единая информационно-справо-чная система торгово-промышленных палат РФ.В настоящее время необходимо проводить накопление и систематизациюданных всех информационных центров, порталов и экспертов, специализи-рующихся на проблемах экономического взаимодействия регионов. С этойцелью следует формировать и развивать инфраструктуру информационнойподдержки бизнес-систем регионов.Инфраструктура информационной поддержки региональных отраслевыхрынков является системой взаимоувязанных норм и правил, организацион-ных и технологических структур обслуживания бизнес-систем на основе ин-теграции информационных ресурсов всех предприятий отрасли (сферы). Не-обходимо создать единую информационно-справочную систему - единое ин-формационное поле, позволяющее предпринимателям свободно ориентиро-ваться в вопросах доступа к финансированию и маркетинговой информации.За основу системы можно принять сеть информационно-маркетинговых цен-тров или центров электронной торговли предприятий отраслевых рынков ре-гиона.С целью повышения конкурентных преимуществ отрасли необходимоудовлетворить растущую потребность общения предприятий на одном языке,т.е. обеспечить информационную совместимость данных системы управленияотрасли, при обмене информацией как внутри предприятий отрасли, так исмежных отраслей. Решением этой задачи будет являться создание единойотраслевой системы классификации и кодирования информации в отдельныхотраслях и сферах.Отсутствие данной системы затрудняет процесс создания единого ин-формационного поля отрасли и в целом осложняет рыночную деятельностьвсех предприятий.

Ключевые слова

региональные отраслевые рынки, конкурентоспособность региона, конкурентные преимущества региона, отраслевая стратегия региона, информационное обеспечение рыночной деятельности, информационная система отраслевых рынков, информационно-аналитические центры отраслей, regional industry markets, the region's competitiveness, competitive advantages of the region, branch strategy of region information support of market activity, information system of the branch markets, information-analytical centers of branches

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кащук Ирина ВадимовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоцент, кандидат технических наук, доцент кафедры национальной экономики экономического факультетаIrusiya_ Kashuk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Министерство экономического развития РФ. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. 2009. URL: http: // www.economy.gov (дата обращения: 09.10.2008).
DailyComm. В Интернете появится рейтинг информационного развития субъектов РФ [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.dailycomm.ru/m/8555 (дата обращения: 17.03.2011).
Институт развития информационного общества. Основные проекты: оценка готовности регионов к электронному развитию 2011 [Электронный ресурс]. 2010. URL: http:// www. iis.ru/ projects/ h (дата обращения: 17.03.2011).
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Федеральная служба государственной статистики. Банк готовых документов [Электронный ресурс]. 2004. URS: http://www.gks.ru/bgd/free/b02_60/Main.htm (дата обращения: 20.11.2008).
О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (редакция на 01.08.2008 г.) [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/erus. htm (дата обращения: 08.05.2010).
Федеральный закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс]. 2003. URS: http:// www.rg. ru/ oficial/ doc/federal_zak/1-fz.shtm (дата обращения: 11.03.2011).
Законопроект «О национальной платежной системе» [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://iticn.ru/blog/internet/zakonoproekt-o-nacionalnoj-platezhnoj-sisteme-opredelyaetpravovojstatus- elektronnyx-platezhnyx-sistem (дата обращения: 17.03.2011).
Госуслуги в Интернете: новые онлайн-сервисы и безопасность (редакция на 30.04.2010 г.) [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://itnovelty.ru/state-online-services.html (дата обращения: 08.05.2010).
Долгосрочная федеральная целевая программа «Информационное общество (2011- 2018 годы)» [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.slideshare.net/iponomarev/ss-3459110 (дата обращения: 11.03.2011).
Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]. 2010. URS: http: // www.ar.gov.ru/common/img/uploaded/Kontseptsiya_snizheniya_AB_2011-2013.doc (дата обращения: 17.03.2011).
Методические рекомендации для территориальных ТПП (утверждены 20.12.2003 г. старшим вице-президентом ТПП России Б.Н. Пастуховым. Москва) [Электронный ресурс]. 2004. URL: http://www.tpprf.ru/common/upload/documents/about/doc1.doc (дата обращения: 25.02.201
Куликов В. Стратегия развития информационных технологий в промышленности [Электронный ресурс]. Средства и системы компьютерной автоматизации. 2010. URL: http: // www.asutp.ru/?p=600334 (дата обращения: 18.03.2011).
 Создание инфраструктуры информационной поддержки региональных отраслевых рынков | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Создание инфраструктуры информационной поддержки региональных отраслевых рынков | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 1 (17).

Полнотекстовая версия