Роль государства в обеспечении устойчивостифермерских хозяйств | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Роль государства в обеспечении устойчивостифермерских хозяйств

Анализируется роль фермерских хозяйств в экономике, выделяются проблемы их эффективного функционирования в современной России, аргументируется ключевая роль государства в обеспечении их устойчивого развития.

The States role in ensuring with stability of farmers.pdf В структуре современного многоукладного аграрного сектора Россиичетко обозначилось место крестьянских (фермерских) хозяйств - КФХ. Начавформироваться в конце 80-х гг. XX в., фермерский уклад становится весьмапривлекательной сферой деятельности, в которой многие видят сегодня воз-можность свободного предпринимательства, чего они были лишены в усло-виях адиминистративно-командной системы. Об этом свидетельствуют ростчисла фермерских хозяйств за последние три года и увеличение удельноговеса КФХ в общем объеме сельскохозяйственного производства. За 2010 г.число фермерских хозяйств возросло на 124 тыс. и на начало 2011 г. зареги-стрировано 304 тыс. КФХ, в то время как в 2007 г. их было 255445 единиц.Валовой сбор зерновых за 10 лет увеличился в 4 раза, овощей в 5 раз, растет ипоголовье скота. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в произ-водстве зерновых в 2010 г. составил 21,8%, подсолнечника - 26,4%, сахарнойсвеклы - 10,8%, овощей - 11,4%, мяса скота и птицы - 2,3%, молока - 4,6%,зернобобовых - 15,3% [1].Российское законодательство определяет крестьянское (фермерское) хо-зяйство как «объединение граждан, связанных родством и (или) свойством,имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющихпроизводственную и иную хозяйственную деятельность (производство, пере-работку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственнойпродукции), основанную на их личном участии» [2. С. 3]. Однако «крестьян-ское» и «фермерское» хозяйства имеют разную социально-экономическуюприроду и различные экономические цели. Целью жизнедеятельности кре-стьянского (трудового семейного или индивидуального) хозяйства является,прежде всего, самообеспечение семьи сельскохозяйственными продуктами, апри наличии их излишка - получение дополнительного денежного дохода отего реализации. Фермерское хозяйство - это предпринимательский вид дея-тельности и, как любое предпринимательство, направлено на максимизациюприбыли. И если крестьянское хозяйство в основном опирается на труд чле-нов своей семьи, фермерское хозяйство использует и наемный труд.В развитых странах доминирующей формой сельскохозяйственногопредприятия в настоящее время является семейное фермерскоеских хозяйствах. На первых этапах аграрных преобразований в России кре-стьянские (фермерские) хозяйства создавались с правами (в некоторых слу-чаях с образованием) юридического лица. Земельные участки предоставля-лись в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование иаренду. Чаще всего фермеры арендуют земельные паи у пенсионеров сель-скохозяйственных предприятий, а также земли районных фондов перерас-пределения, у других фермеров или сельскохозяйственных предприятий. Вдальнейшем Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «Окрестьянских (фермерских) хозяйствах» было определено, что фермерскоехозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, имущество (в том числе земля), находящееся в собствен-ности, принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности,если соглашением между ними не установлено иное.В настоящее время процесс регистрации КФХ в соответствии с дейст-вующим российским законодательством не завершен, и поэтому хозяйствасуществуют в двух организационно-правовых формах. Неопределенность вправовом статусе КФХ тормозит рост малого и среднего предпринимательст-ва в сельском хозяйстве. Сегодня около 30 тыс. КФХ имеет статус юридиче-ского лица, это костяк фермерства России. Они получили его еще в 90-е гг.прошлого века и сейчас находятся в «подвешенном» состоянии. Процедураэта крайне хлопотная и затратная. Перерегистрация отсрочена до первогоянваря 2013 г., но в Министерстве сельского хозяйства рассматривается во-прос о продлении этого срока до 2020 г.Проводимые в России исследования динамики развития КФХ показыва-ют, что, несмотря на имеющиеся трудности, связанные с неблагоприятнымиусловиями реализации сельскохозяйственной продукции и недостаточнойподдержкой со стороны государства, интерес к фермерской форме организа-ции аграрного производства не утрачен. Об этом свидетельствует и рост чис-ла крестьянских (фермерских) хозяйств за 2008-2010 гг., и увеличение пло-щади земель, обрабатываемых фермерами, до 30 млн га. Значительный росткрестьянских (фермерских) хозяйств и занимаемой ими площади отмечаетсяв Астраханскойфинансовых средств для поддержания устойчивого производства. К прину-дительному изъятию земель приводило систематическое нарушение КФХнорм земельного законодательства. Ликвидация хозяйств влекла за собойпрекращение действия договоров срочного пользования землей, а также ис-пользование земель, выделенных в счет земельных долей для образованияКФХ и организации личных подсобных хозяйств. Ликвидация хозяйств натерритории субъектов Российской Федерации нередко происходила без ре-шения вопросов, связанных с определением дальнейшей судьбы земельныхучастков, ранее предоставленных на определенном праве для организацииКФХ. В Государственном кадастре недвижимости учтено более 230 тыс. газемель, как находящихся в пользовании КФХ, в то время как сами хозяйстваиз реестра юридических лиц исключены в связи с их ликвидацией.В целом малое предпринимательство в сельском хозяйстве развиваетсямедленно и испытывает большие трудности. Задача государства обеспечитьустойчивое развитие малого бизнеса в аграрной сфере. Устойчивость кресть-янского (фермерского ) хозяйства - неоднозначное понятие. А.В. Чаянов ха-рактеризует устойчивость как «выживаемость» крестьянских хозяйств [3.С. 284-285]. Наиболее эффективные формы ведения сельскохозяйственногопроизводства достигаются в небольших семейно-трудовых хозяйствах, гдестимулом является необходимость прокормить себя и членов семьи. Само-обеспечение и самодостаточность семейных хозяйств делают их более гиб-кими и дают более высокий уровень приспосабливаемости в изменяющихсявнешних условиях.При падении рыночной конъюнктуры благодаря механизму трудовогорасчета отрицательные величины (убыток) появляются в крестьянском хо-зяйстве гораздо позже, чем в капиталистическом, отсюда и исключительнаявыживаемость и устойчивость крестьянского хозяйства. В семейных хозяйст-вах категории «заработная плата» и «плата за землю» заменены понятием«чистый доход», что делает для них приемлемой даже очень низкую оплатуединицы труда, дающую возможность существовать в условиях, обрекающихкапиталистическое хозяйство на несомненную гибель. Кроме того, выживае-мость, устойчивость крестьянского семейного хозяйства возрастают за счетповышения уровня самоэксплуатациихозяйственной деятельности, это еще и образ жизни. Этика существования ипропитания, этика «выживания слабейшего» (subsistence ethic) - вот уголзрения, под которым Дж. Скотт предлагает взглянуть на основные крестьян-ские проблемы.Неправомерно рассматривать крестьян с позиции общепринятой глобаль-ной историософской схемы как социальное явление, обреченное прогрессомна полное и бесследное исчезновение. История свидетельствует, что в тече-ние многих тысяч лет крестьянство было и остается по сей день одной изважнейших органических составляющих общества. Главная созидательнаяроль крестьянства заключается в том, что оно является носителем здоровогоконсерватизма, не позволяющего забывать о реальной действительности. Нокрестьянство играет также важную роль и в политике. Используя поддержкукрестьянских масс, политическая сила может найти опору в лице крестьянст-ва, поддержку своей политики и политического курса, получить большие по-литические дивиденды. Недаром решению аграрного вопроса уделяется ог-ромное внимание в предвыборной агитации. В западных странах политиче-ский вес фермеров значительно выше их доли в составе населения.Важную роль играет фермерство в обеспечении продовольственной безо-пасности страны. Сегодня этому вопросу уделяется большое внимание вомногих странах. Например, маленькая благополучная Швейцария держитуровень продовольственной безопасности в пределах 80%, для чего платитсвоим фермерам за производимое зерно в четыре раза выше его цены на ми-ровом рынке. В статистических отчетах США фермерским считается хозяй-ство, которое реализует продукцию на сумму 1000 долл. и более. Но в специ-альных исследованиях оперируют со средними и крупными фермами, реаль-ными товарными предприятиями, а мелкие фермы в сегодняшней американ-ской прессе играют роль «толпы», массовки и в некоторых работах характе-ризуются как «витрина американского сельского хозяйства». Мелкие семей-ные фермы практически не участвуют в товарном производстве, а лишь под-держивают своей многочисленностью образ (имидж) фермерства, крупныеже коммерческие фермы создают и постоянно приумножают производствосельскохозяйственной продукции. Согласно статистике, сверхкрупных фермнасчитывается всего 47 тыс., или 2,4% от общего их числа в США, и они реа-лизуют 46% товарной продукции от общего объема продаж.Известно, что значительное число фермерских хозяйств (малых и сред-них) не только в России, но и в других странах является нерентабельным идействует неэффективно. И несмотря на такое положение, государство под-держивает мелкие и средние фермы, обеспечивает их устойчивость, повыша-ет доходность. Сельское хозяйство в силу его специфических особенностейне является самодостаточной отраслью и не может эффективно развиватьсяна принципах самофинансирования.Государственное вмешательство в рыночный механизм в сельском хозяй-стве объективно обосновано. Низкий уровень фермерских цен и доходов обу-словлен почти полностью конкурентным характером сельскохозяйственныхрынков, низкой эластичностью спроса на большинство сельскохозяйствен-ных продуктов и высокой эластичностью спроса на продовольствие при низ-ких доходах. Фермеры, как субъекты совершенной конкуренции, стараютсяповысить свои прибыли увеличением объемов производства, что приводит ксдвигу кривой предложения вправо относительно кривой малоэластичногоспроса на продукты питания. Фермерам весьма сложно адаптировать своепроизводство к снижающимся ценам. Они постоянно сталкиваются с про-блемой, когда разница между себестоимостью их продукции и ценами реа-лизации очень маленькая из-за того, что цены на приобретаемые ими средст-ва производства растут более высокими темпами, чем цены на сельскохозяй-ственную продукцию. В силу многочисленности, географической разбросан-ности и очень больших различий в экономическом положении фермерскиххозяйств они практически лишены возможности совместных действий дляограничения предложения и повышения цен. Фермеры взаимодействуют сконечным потребителем через систему продовольственного маркетинга, гдедоминирует олигополия, объемы производства и цены быстро подстраивают-ся к изменениям спроса потребителей, при этом используются самые разныеспособы стимулирования сбыта, а конечные цены на продовольствие в зна-чительной степени контролируютсяСнижение государственной поддержки сельского хозяйства происходит ив настоящее время, что можно проследить на примере Томской области. В2010 г. на поддержку сельского хозяйства было направлено 1164,5 млн руб.,что составило 97,3% к объему поддержки в 2009 г. (1197,3 млн руб.), или84,2% к объему поддержки в 2008 г. При этом из областного бюджета на под-держку было направлено 654,2 млн руб. (на 44,1% больше, чем в 2009 г.), изфедерального бюджета - 510,3 млн руб. (на 31,4% меньше, чем в 2009 г.).Соответственно уменьшилась доля средств федерального бюджета на под-держку сельского хозяйства с 62,1% в 2009 г. до 43,8% в 2010 г. Государст-венная поддержка в 2010 г. на 1 руб. затрат на производство сельскохозяйст-венной продукции составила 14,8 коп., или 88,7% к показателю 2009 г. и77,5% к показателю 2008 г. (19,1 коп.). На 1 руб. выручки сумма поддержки в2010 г. была также ниже показателя за 2009 г. и составила 15 коп. против16,8 коп. в 2009 г. [8].Основным получателем средств государственной поддержки продолжаютоставаться сельскохозяйственные организации, на их долю приходится 78,8%объемов поддержки в 2009 г., и 81% в 2010 г. В табл. 1 показано распределе-ние средств государственной поддержки.Таблица 1Распределение средств государственнойдов и расходов» [9. С. 353]. Доходность КФК в значительной степени зависитот цен на сельскохозяйственную продукцию, и российское правительство,исходя из опыта других стран, должно создать эффективные механизмы ре-гулирования цен, которые будут работать в интересах крестьян, обеспечиваяим оптимальный уровень рентабельности. Необходимо совершенствовать иразвивать существующий механизм интервенций, проводить залоговые опе-рации. При снижении цен на зерно в каком-то регионе (в связи с высокимурожаем) государство может выкупить у крестьян некоторый объем урожая,но если в дальнейшем цена на рынке поднимается, фермеры и в целом сель-хозпроизводители могут выкупить свое зерно у государства и продать егозатем по более выгодной для них цене.Эффективность госзакупок, зерновых интервенций будет выше, если кре-стьяне еще до посевной будут знать минимальный уровень закупочных цен.Информация о минимальных ценах необходима и для развития кредитованияфермеров под залог будущего урожая. Следует глубоко изучить практикупрямых доплат фермерам за продукцию, которая проводится в ряде развитыхстран. Например, после 1973 г. в американском законодательстве отмечаетсяпереход от госзакупок и накопления запасов к прямым доплатам за продук-цию. Если рыночные цены ниже контрольной поддержки, фермерам произ-водятся компенсационные доплаты. Чтобы иметь право на получение ком-пенсационных доплат, необязательно участие фермеров в программах регу-лирования объемов производства. В политике поддержки КФХ не можетбыть шаблона, несмотря на то, что основные инструменты вмешательстваправительства в рыночный механизм в аграрном секторе известны очень дав-но, это - фиксирование цен, доплаты к доходам, контроль и регулированиепредложения, государственные закупки и запасы, программы расширенияспроса. Эволюция этих инструментов, объемы их применения всегда зависятот конкретной макроэкономической ситуации, и не только в аграрном секторе.Одной из наиболее значимых для российских фермеров является пробле-ма реализации своей продукции. Эффективный маркетинг создает условиядля повышения устойчивости фермерских хозяйств за счет увеличениязяйственной продукции позволяют увеличивать выручку при одних и тех жеисходных условиях.Основными факторами современного экономического роста и повышенияконкурентоспособности российского аграрного сектора являются технико-технологическое перевооружение всего сельского хозяйства и применениепередовых управленческих концепций, в том числе и в фермерских хозяйст-вах. Государственная аграрная политика должна быть направлена на созда-ние самодостаточного сельского хозяйства и всего продовольственного ком-плекса, ориентированного прежде всего на внутренний спрос на продовольст-вие. Но если исходить из того, что в Российской Федерации сосредоточено 9%сельскохозяйственный угодий мира, 25% запасов пресной воды, а проживаеттолько 2% населения планеты, то аграрный сектор может обеспечить продо-вольствием не только собственное население, но и население других стран.Сегодня фермерские хозяйства испытывают острую нехватку техники, практи-чески лишены необходимого сервисного обслуживания. Из-за недостатка де-нежных средств они в основном приобретаютземельных долей, ни фактический пользователь земельных участков, образо-ванных в счет земельных долей, не несет ответственности за эффективное ихиспользование. Кроме того, немалое количество земельных долей являютсяневостребованными, и такие земли вообще не используются по целевому на-значению. Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, со-стоящих из невостребованных земельных долей, приводит к потере сельско-хозяйственной продукции и непоступлению земельных платежей в бюджетывсех уровней.Для повышения эффективности землепользования и землевладения в ст. 6ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введены (пп. 4-8) положения о принудительном изъятии земельного участка, если он не ис-пользуется для ведения сельского хозяйства в течение трех лет, или исполь-зуется так, что снижается плодородие земель. Увеличен в 2 раза и размер ад-министративного штрафа за это.Одна из причин появления бесхозных земель - большие затраты (для ма-лых ферм неподъемные) на межевание, землеустройство и оформление в соб-ственность земельных

Ключевые слова

аграрная экономика, фермерские (крестьянские) хозяйства, устойчивое развитие, государственное регулирование, agriculture economy, farmers, stability development, State regulation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чувакина Вера СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и агробизнеса Биологического институтаnomas@mail.ru
Турлов Александр ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университетстудент кафедры экономики и агробизнеса Биологического институтаluckyne@mail2000.ru
Всего: 2

Ссылки

Центральная база данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.12.2011).
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». М.: Омега-Л, 2006.
Крестьянское хозяйство: Избранные труды / Редкол.: Л.И. Абалкин (пред.) [и др.]. М.: Экономика, 1989.
Человек - текст - эпоха: Сборник научных статей и материалов / Под ред. В.П. Зиновьева, Е.Е. Дутчак. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.
Крестьяноведение. Теория. История. Современность: Ежегодник / Под ред. В.П. Данилова, Т. Шанина. М.: Аспект Пресс, 1996.
Колз Ричард Л., Ул Дженифер Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции: Пер. с англ. В.Г. Долгопалова. 8-е изд. М.: Колос, 2000.
Региональные проблемы аграрной реформы в России / Под ред. А.А. Анфиногеновой. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1999.
Ведомственная статистика Департамента по социально-экономическому развития села Томской области [Электронный ресурс]. URL: http://agro.tomsk.ru (дата обращения: 26.12.2011).
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубровцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
Плотников В. Фермерство с надеждой смотрит в будущее // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 4.
Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году» [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. URL: http://www.rosreestr.ru (дата обращения: 19.1
 Роль государства в обеспечении устойчивостифермерских хозяйств | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Роль государства в обеспечении устойчивостифермерских хозяйств | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия