Критерии развития инновационного потенциала персонала наукоемкогопредприятия | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Критерии развития инновационного потенциала персонала наукоемкогопредприятия

Посвящена проблеме управления инновационным потенциалом персонала наукоемкого предприятия в современных условиях. В данной научной статье в рамках проведенного автором исследования анализируются подходы к определению инновационного потенциала персонала, на основании которых выводится собственное определение. Рассматриваются особенности управления наукоемким предприятием, а также трудовой деятельности его персонала, влияющих на поддержание активной инновационной деятельности и развитие инновационного потенциала персонала. На основании данного анализа сформулированы критерии развития инновационного потенциала персонала.

Criteria of development of innovative potential of personnel at a high-techenterprise.pdf В процессе функционирования наукоемкого предприятия в условиях ин-новационной экономики деятельность персонала является ведущим факто-ром, определяющим основу для разработки инновационных идей и их ус-пешного внедрения. Работники наукоемкого предприятия должны быть спо-собны к восприятию и внедрению инноваций (инновационной деятельности)на своем рабочем месте, а также к продуцированию инноваций (инновацион-ная активность). Следовательно, в системе управления персоналом наукоем-кого предприятия необходимо выдвижение на первый план создания условийдля развития человеческого потенциала, в частности инновационного, длячего требуется разработка не только ряда мероприятий по его развитию, но икритериев развития инновационного потенциала персонала, на основаниикоторых в дальнейшем может быть разработан метод оценки.Существует несколько подходов к определению инновационного потен-циала персонала. К.А. Лега определяет сущность инновационного потенциа-ла персонала как меру его готовности к реализации комплекса задач, обеспе-чивающих функционирование предприятия в условиях инновационной дея-тельности, а также способность выполнять инновационные преобразования[1]. В.П. Горшенин предлагает определять инновационный потенциал персо-нала как интегрирующую совокупность инновационных способностей и воз-можностей персонала осуществлять устойчивое развитие организации на ос-нове научно-технического прогресса [2]. С учетом подходов к определениюинновационного потенциала персонала автором сформулировано следующеепонятие инновационного потенциала персонала, взятое за основу данногоисследования: инновационный потенциал персонала - это совокупность зна-ний, навыков, способностей и личностных характеристик персонала, опреде-ляющих меру его готовности к восприятию, внедрению и продуцированиюинноваций, обеспечивающих эффективное функционирование организации вусловиях инновационной деятельности.При определении критериев развития инновационного потенциала персо-нала наукоемкого предприятия следует учитывать ряд специфических харак-теристик наукоемких предприятий, в число которых входят:- высокая неопределенность выполнения научных и производственныхпроцессов и их конечного результата с заданными или ожидаемыми характе-ристиками, что ведет к необходимости принятия решения в условиях риска;- необходимость высокой интенсивности обновления продукции, а такженепрерывный рост номенклатуры новых изделий;- высокая значимость интеллектуальных активов (изобретения, ноу-хау,промышленные образцы, программное обеспечение и т.д.), которые впослед-ствии воплощаются в продукции для конечного потребления;- ориентация на высококвалифицированные трудовые ресурсы [3, 4].Трудовая деятельность персонала наукоемкого предприятия имеет сле-дующие черты:- особые требования к психологическим характеристикам работников дляосуществления профессиональной деятельности;- неопределенность параметров организации труда;- трудовой процесс носит творческих характер, что обусловливает важ-ность стимулирования творческих процессов;- результат труда нематериален, поэтому требуются специальные подхо-ды к учету и оценке выполненной сотрудниками работы;- результат невозможно точно спрогнозировать, поэтому система оценкиперсонала должна это учитывать;- оценка вклада специалиста в разработку и производство наукоемкойпродукции требует специальных инструментов и методов;- контроль творческих процессов вызывает дополнительные социально-психологические сложности [5].Исходя из указанных особенностей наукоемкого предприятия и трудовойдеятельности его персонала, необходима разработка определенных критериевразвития инновационного потенциала персонала, что позволит определить,на какие из компонентов инновационного потенциала персонала обратитьвнимание для формирования качеств работника, наиболее полно отвечающихтребованиямТаблица 1Приоритетные качества сотрудников наукоемкого предприятия, принимаемые руководителя-ми во внимание при отбореКачество сотрудникаДопустимоВажноВажно для отдель-ных категорийсотрудниковСпособность вовлечения людей в груп-повую деятельность8 22 14Способность продуцировать новые идеи 7 20 17Готовность принимать рискованныерешения24 10 12Лояльность к переменам 12 29 5Критическое мышление 16 17 11Высокий уровень специальных профес-сиональных знаний3 32 10Способность к самообучению 2 40 3Высокий уровень общего интеллекта 10 26 9Высокий уровень фундаментальнойподготовки4 28 13Умение найти и реализовать пути прак-тического воплощения идеи4 28 12Аналитические способности 7 21 17Способность быстро воспринимать ииспользовать новые возможности3 31 11Умение быстро устанавливать контакт слюдьми8 30 6Гибкость мышления 4 35 6Бизнес-интуиция 22 11 9Способность убеждения людей в необ-ходимости определенных действий8 18 19Стрессоустойчивость 8 30 7Легкая обучаемость 2 42 1Способность к самомотивированию 12 29 4Харизматичность 23 14 8Способность эффективно доводить делодо завершения2 40 5Инициативность 3 35 72. Критерии, охватывающие мотивационные качества работника:- ведущий источник мотивации;- готовность к преодолению препятствий, стрессоустойчивость;- готовность брать на себя ответственность за принятие решений и их ре-зультат.3. Критерии, характеризующие коммуникативные качества работника:- работа с информацией и обмен знаниями;- формирование базы знаний компании;- способность вовлечения людей в групповую деятельность.4. Критерии, отражающие инновационную активность работника:- владение информацией об отраслевых НИОКР и участие в НИОКР;- генерирование новых идей;- поиск и реализация пути практического воплощения идеи.5. Критерии, характеризующие личностные качества работника-новатора:- отношение к переменам;- готовность воспринимать и использовать новые возможности;- инициативность;- гибкость мышления.Эффективность повышения инновационного потенциала персонала зави-сит от степени соответствия работников наукоемкого предприятия предла-гаемым критериям, следовательно, для разработки метода оценки и опреде-ления на его основании того, какие мероприятия необходимо разрабатыватьдля развития инновационного потенциала персонала, следует описание уров-ней развития инновационного потенциала персонала для каждой группы кри-териев (табл. 2-6).Таблица 2Интеллектуальная готовность к инновационной деятельностиУровень развития инно-вационного потенциалаперсоналаОписание группы критериев1 Уровень образования низкий, потребность в самообразовании отсутствует.Уровень профессиональных знаний, навыков и умений не соответствуетвыполняемой работе.Низкий уровень общего интеллекта2 Уровень образования средний, самообразование носит несистемныйхарактер, участие в тренингах, конференциях только по требованиюруководства.Уровень профессиональных знаний, навыков и умений достаточный исоответствует выполняемой работеСредний уровень общего интеллекта3 Уровень образования высокий, значительное время отводится самообра-зованию, активное участие в тренингах, конференциях.Уровень профессиональных знаний, навыков и умений достаточный исоответствует выполняемой работеВысокий уровень общего интеллектаТаблица 3Мотивационные качества работникаУровень развития инно-вационного потенциалаперсоналаОписание группы критериев1 Мотивирующими факторами являются только внешние, отсутствует са-момотивация.Отказ от преодоления препятствий. Низкая стрессоустойчивость.Нет готовности брать на себя ответственность за принятие решений и ихрезультат2 Мотивирующими факторами являются в большей степени внешние, ноприсутствует самомотивация.Избегание ситуаций преодоления препятствий. Средняя стрессоустойчи-вость.Есть желание брать на себя ответственность за принятиеТаблица 4Коммуникативные качества работникаУровень развития инно-вационного потенциалаперсоналаОписание группы критериев1 Отсутствует желание работать с информацией и обмениваться знаниями.Нет способностей и желания делать вклад в формирование базы знанийкомпании.Отсутствует способность вовлечения людей в групповую деятельность2 Работа с информацией и обмен знаниями носят несистемный характер.Есть способности делать вклад в формирование базы знаний компании.Есть способность вовлечения людей в групповую деятельность3 Систематическая работа с информацией и обмен знаниями.Есть способности и желание делать вклад в формирование базы знанийкомпании.Есть способность и желание вовлечения людей в групповую деятельностьТаблица 5Инновационная активность работникаУровень развития инно-вационного потенциалаперсоналаОписание группы критериев1 Отсутствует владение информацией об отраслевых НИОКР, желаниеучаствовать в НИОКР.Желание и способности генерировать новые идеи отсутствуют.Отказ осуществлять поиск и реализацию пути практического воплощенияновых идей2 Имеются знания об отраслевых НИОКР, желание участвовать в НИОКРотсутствует.Есть способности генерировать новые идеи.Осуществление поиска и реализации пути практического воплощенияновых идей только в рамках поставленных руководством задач3 Есть стремление и знания по участию в НИОКР во всей цепочке: идея -внедрение - результатЕсть желание и способности генерировать новые идеи.Активное осуществление поиска и реализации пути практического во-площения новых идейТаблица 6Личностные качества работника-новатораУровень развития инно-вационного потенциалаперсоналаОписание группы критериев1 Негативное отношение к переменам, консервативные взгляды.Отсутствие готовности к восприятию новых возможностей.Пассивность, безынициативность.Шаблонное мышление2 Осторожное отношение к переменам.Есть желание использовать новые возможности, но присутствует страхперед неудачей.Готовность поддержать инициативу других.Творческое мышление3 Положительное отношение к переменам, их продуцирование.Готовность воспринимать и использовать новые возможности.Высокая инициативность и активное участие в продвижении нового.Гибкое, творческое мышлениеТаким образом, представленные группы критериев развития инновацион-ного потенциала персонала отвечают основным требованиям специфики дея-тельности наукоемкого предприятия и могут послужить основой для разра-ботки метода оценки инновационного потенциала персонала наукоемкогопредприятия.

Ключевые слова

инновации, инновационный потенциал персонала, наукоемкое предприятие, innovations, innovative potential of personnel, higy-tech enterprise

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гасенко Екатерина ВалерьевнаСибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярскаспирант, ассистент кафедры международного кадрового и проектного управления Международной высшей школыkath.gasenko@ya.ru
Всего: 1

Ссылки

Лега К.А. Формирование механизма управления инновационным потенциалом персонала корпорации: Дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2008. 194 с.
Горшенин В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации. Челя- бинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. 289 с.
Авдулов А.Н., Кулькин А.Н. Наукоемкие технологии и их роль в современной экономике [Электронный ресурс] / Российский фонд фундаментальных исследований. М., 2006. Режим доступа: http://w3.rfbr.ru/ default.asp?doc_id=5767, свободный.
Набор руководящих кадров на наукоемких предприятиях/ Маркус Гмюр, Рюдигер Г. Климецки, Штефан А. Литц [Электронный ресурс] // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2004. № 1. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ ptpu/ 12_1_04
Тимофеев И.П. Управление трудовой активностью персонала наукоемких предприятий: Дис. ... канд. экон. наук. Москва; Зеленоград, 2007. 155 с.
Хадасевич Н.Р. Формирование инновационного потенциала персонала организации: Дис. ... канд. экон. наук. Сургут, 2008. 179 с.
 Критерии развития инновационного потенциала персонала наукоемкогопредприятия | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Критерии развития инновационного потенциала персонала наукоемкогопредприятия | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия