Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительныйанализ российского и зарубежного законодательства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительныйанализ российского и зарубежного законодательства

Стимулирование инновационной активности российского бизнеса требует дальнейшего совершенствования налоговых механизмов его реализации. В данной статье проведен сравнительный анализ российской и зарубежной практики предоставления инновационных налоговых льгот и преференций, предложены возможные направления реформирования инструментов налогового стимулирования инноваций.

Tax incentives for innovation: a comparative analysis of Russian andforeign laws.pdf Инновационный бизнес во многих развитых зарубежных странах имеетналоговые льготы и преференции. Следует отметить, что состав налоговыхинструментов, направленных на стимулирование инновационного бизнеса,является универсальным, однако механизм и условия их реализации различ-ны. При предоставлении налоговых преференций учитываются размер ком-пании (малая, средняя, крупная), сфера деятельности, «возраст» бизнес-единицы (наличие статуса молодой компании), объемы затрат, произведен-ных на научные исследования и разработки, характер деятельности, участие впроведении научных исследований и разработок университетов и научныхцентров и другие факторы.Систематизация подходов к налоговому стимулированию инновационнойдеятельности за рубежом позволяет сделать следующие выводы. В качествешироко распространенных льгот для инновационных предприятий следуетназвать:- дополнительные налоговые скидки по налогу на прибыль (на основеобъемных показателей применяются в Великобритании, Бельгии и Дании, накомбинированной основе - в Австралии, Австрии и Венгрии);- налоговый исследовательский кредит (выделяют приростную формуналогового кредита, которая действует в США, Японии, Мексике и ЮжнойКорее, полнообъемную - применяется в Италии, Канаде, Норвегии и сме-шанную - используется во Франции, Испании, Португалии);- особые льготные условия списания основных средств (так, в Ирландии,Великобритании предусмотрена «свободная» амортизация, во Франции иГермании - и ускоренная);- инвестиционный налоговый кредит, например, в США;- пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения - ис-пользуются в Германии, Великобритании, Швеции, Италии [1].Как правило, инновационным предприятиям предоставляется право це-ликом списывать текущие расходы на исследования и разработки в том от-четном периоде, в котором они были произведены, при этом законодательст-вом многих стран предусмотрена возможность переноситьшедший или будущие налоговые периоды. Этот механизм используется, на-пример, во Франции и Германии.Ставки налоговых скидок, налогового исследовательского кредита, меха-низм, положенный в основу их исчисления, нормы и сроки амортизации ос-новных средств, ставки НДС по товарам инновационного назначения варьи-руются между странами.В ряде стран (Голландия), стимулирование частной инновационной дея-тельности осуществляется с помощью налогового зарплатного исследова-тельского кредита, предполагающего уменьшение социальных взносов пред-принимателей, и подоходного и социального налогов научных сотрудников.В США действуют специальные налоговые льготы по налогу на доходы отпродажи ценных бумаг, стимулирующие долгосрочные инвестиции в высокорискованные инновационные проекты.Дополнительные льготы, как правило, предоставляются предприятиям,проводящим совместные исследования и разработки с университетами, и ин-новационному малому бизнесу. Например, при совместных исследованиях суниверситетами в Норвегии установлен вдвое больший потолок размера рас-ходов компании на исследовательские расходы, по отношению к которымприменяется налоговый кредит, в Великобритании компания может полно-стью вычитать из налогооблагаемой прибыли не только внутрифирменныерасходы на исследовательские работы, но и суммы, равные их вкладу в со-вместные исследовательские работы или выплаченные университету или ис-следовательскому институту [2].Рассмотрим далее особенности налогового стимулирования инновацион-ной деятельности, установленные российским законодательством.Все нормы, касающиеся налогообложения инновационной деятельности,регламентируются Налоговым кодексом РФ.Глава 9 НК РФ [3] предусматривает специальные возможности для нало-говых преференций в виде инвестиционного налогового кредита. Основани-ем для предоставления инвестиционного налогового кредита является прове-дение научно-исследовательских или опытно2) право организаций единовременно признавать некоторые виды расхо-дов на НИОКР, в том числе и безрезультатные, в том периоде, в котором за-вершены такие исследования или разработки и сторонами подписан акт сда-чи-приемки, и с применением повышающего коэффициента 1,5%. Такие рас-ходы включаются в состав прочих расходов. Исключение составляют так на-зываемые «другие расходы», предусмотренные подп. 4 п. 2 ст. 262.Постановлением Правительства РФ № 988 [4] утвержден перечень науч-ных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на прове-дение которых плательщики налога на прибыль организаций вправе вклю-чать в состав прочих расходов в размере фактических затрат с применениемкоэффициента 1,5. В утвержденный перечень, в частности, вошли НИОКР вобласти моделирования, диагностики и создания наноматериалов и нанотех-нологий, в области информационно-телекоммуникационных систем, биоин-женерии, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды,ракетостроения, силовой электротехники, атомной энергетики и проч.При этом налогоплательщики, применяющие данный повышающий ко-эффициент, обязаны представить в налоговый орган по месту нахожденияорганизации отчет о выполненных научных исследованиях или опытно-конструкторских разработках.При получении вследствие НИОКР исключительных прав на результатыинтеллектуальной деятельности они признаются нематериальными активамии налогоплательщик вправе выбрать порядок списания расходов, осуществ-ленных на такие НИОКР;3) право применять к основной норме амортизации специальный коэффи-циент, но не более 3, в отношении амортизируемых основных средств, ис-пользуемых только для осуществления научно-технической деятельности;4) право применять к основной норме амортизации специальный коэффи-циент, но не более 2, в отношении собственных амортизируемых основныхсредств организаций, имеющих статус резидента промышленно-производ-ственной особой экономической зоны;5) право применять к основной норме амортизации специальный коэффи-циент, но не более 2, в отношении амортизируемых основных средств, отно-сящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность;6) законами субъектов Российской Федерации для организаций - рези-дентов особой экономической зоны может предусматриваться пониженнаяналоговая ставка налога на прибыль. При этом размер указанной налоговойставки не может быть выше 13,5%;7) для организаций - резидентов технико-внедренческой особой эконо-мической зоны налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в фе-деральный бюджет, устанавливается в размере 0%;8) право создавать резервы предстоящих расходов на научные исследова-ния и (или) опытно-конструкторские разработки;9) доходы от продажи акций российских организаций, относящихся к вы-сокотехнологичному (инновационному) сектору экономики, облагаются поставке 0%.По налогу на добавленную стоимость предусмотрено освобождение отналогообложения:1) операций по реализации исключительных прав на изобретения: полез-ные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных,топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) и правна использование результатов интеллектуальной деятельности на основаниилицензионного договора;2) выполнение организациями НИОКР за счет средств бюджетов, средствРоссийского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда тех-нологического развития; выполнение организациями НИОКР, учреждениямиобразования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся ксозданию новой продукции и технологии или к усовершенствованию произ-водимой продукции и технологий;3) ввоз технологического оборудования (в том числе комплектующих из-делий и запасных частей к нему), аналоги которых не производятся в РФ, поперечню, утверждаемому Правительством РФ.По налогу на имущество организаций предусмотрено освобождение отналогообложения объектов, имеющих высокую энергетическую эффектив-ность или высокий класс энергетической эффективности, в течение 3 лет содня постановки на учет.Помимо основных налогов предусмотрены специфические инвестицион-ные налоговые льготы по видам деятельности. Они включают следующие.1. Льготирование резидентов особых экономических зон.В отношении резидентов особых экономических зон предусмотрены:- налоговые каникулы по земельному налогу;- налоговые льготы по налогу на имущество организаций, учитываемоена балансе организации - резидента особой экономической зоны, используе-мое на территории особой экономической зоны в течение 10 лет с месяца,следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды;- пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (региональнаясоставляющая) и нулевая по налогу, подлежащему зачислению в федераль-ный бюджет;- возможность применения специального коэффициента (не выше 2) прирасчете амортизационных отчислений;- возможность без ограничений списывать убытки на будущий период изатраты на НИОКР;- использование режима свободной таможенной зоны.В отношении организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ:- налоговая льгота по налогу на имущество в отношении недвижимогоимущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств,в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет ука-занного имущества.В отношении организаций, получивших статус участников проекта«Сколково»:- налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций в течение10 лет со дня получения статуса участника проекта. При этом установлен по-толок по выручке за налоговый период - один миллиард рублей;- налоговые льготы по налогу на имущество организаций;- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды в течение 10 летсо дня получения статуса участника проекта;- налоговые каникулы по НДС в течение 10 лет со дня получения статусаучастника проекта.В отношении организаций, являющихся управляющими компаниями ин-новационного центра «Сколково»:- налоговые льготы по налогу на имущество организаций;- налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участ-ков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково».2. Льготы для экспортеров IT-услуг и так называемых «офшорных про-граммистов» и компаний, работающих по заказам западных фирм:- право не применять амортизацию в отношении электронно-вычисли-тельной техники, а признавать в порядке, предусмотренном для материаль-ных расходов;- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды.3. Льготирование научных и образовательных организаций:- не облагается имущество государственных научных центров;- не подлежат налогообложению НДС услуги в сфере образования по реали-зации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных про-грамм, а также дополнительных образовательных услуг; научно-исследователь-ские, опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образова-ния и научными организациями на основе хозяйственных договоров;- организации, осуществляющие образовательную деятельность, при со-блюдении ряда условий, вправе применять налоговую ставку 0% по налогуна прибыль;- установлены пониженные ставки платежей во внебюджетные фондыдля хозяйственных обществ, созданных образовательными учреждениямивысшего профессионального образования [3].Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации со-держит достаточное количество налоговых инструментов и механизмов, на-правленных на поддержку и стимулирование инновационной деятельности.Однако, учитывая практику использования налоговых льгот в России- предоставлять субъектам Федерации реальные финансово-бюджетныевозможности понижать ставку по налогу на прибыль, а также предоставлятьаналогичную налоговую компетенцию муниципальным образованиям.2. Изменить условия и порядок предоставления инновационного налого-вого кредита, в том числе: расширить сферу предоставления кредита, увели-чить сроки предоставления инновационного налогового кредита, отменитьпределы уменьшения текущих платежей, расширить толкование понятия«техническое перевооружение производства».3. Ввести специальный повышающий коэффициент 1,25 к расходам наНИОКР для предприятий, увеличивающих объемы НИОКР по сравнению сосредним за последние 3 года.4. Разработать и внести в российское налоговое законодательство допол-нительные нормы, стимулирующие вложение инвестиций в компании высо-котехнологичного и инновационного сектора экономики:- установить налоговую ставку в размере 0% по налогу на прибыль;- НДФЛ на реинвестируемый капитал (дивиденды);- освободить продажу акций от НДФЛ при владении ими свыше 5 лет.5. Ввести режим свободной амортизации для малого инновационногобизнеса в части основных средств, используемых для НИОКР. Разработатькритерии отнесения бизнеса к инновационному малому бизнесу.6. Распространить льготу по платежам во внебюджетные фонды, предос-тавляемую IT-компаниям и резидентам технико-внедренческих и промыш-ленно-производственных ОЭЗ, на весь высокотехнологичный инновацион-ный сектор.7. Уменьшить ставку по налогу на прибыль в 2 раза (1% - в ФБ, 9% - в РБ)для инновационного малого бизнеса в течение первых 5 лет деятельности.8. Образовательным учреждениям, организациям, занимающимся научно-исследовательской деятельностью, необходимо предоставить льготы по на-логу на имущество организаций и земельному налогу. Сегодня эти затратыкомпенсируются бюджетным учреждениям из бюджета, и поэтому введениеподобной льготы оправдано.Предлагаемые корректировки российского налогового законодательствапозволят создать реальные побудительные мотивы активизации различныхформ инновационной научно-внедренческой и научно-производственнойдеятельности.

Ключевые слова

налоги, инновации, налоговые льготы, taxes, innovation, tax incentives

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гринкевич Анастасия МихайловнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры налогов и налогообложения экономического факультетаtasya-g89@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Шелюбская Н.В. Политика ЕС по стимулированию инновационной деятельности частного бизнеса // Наука. Инновации. Образование. 2010. № 9. С. 120-130.
Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.
Налоговый кодекс РФ. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 15.03.2012).
Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 (ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового ко
 Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительныйанализ российского и зарубежного законодательства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительныйанализ российского и зарубежного законодательства | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия