Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фондасоциального страхования Российской Федерации на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фондасоциального страхования Российской Федерации на современном этапе

Современное состояние Фонда социального страхования Российской Федерации характеризуется отсутствием сбалансированности государственных обязательств и финансовых ресурсов, направляемых на их покрытие. В целях обеспечения сбалансированности финансовых потоков Фонда социального страхования в условиях реформирования системы страховых платежей проведен анализ действующего законодательства и практики деятельности Фонда, систематизированы его недостатки и предложены направления увеличения доходов и пути сокращения расходов. Представлены соответствующие корректировки в действующее законодательство.

Achieving a balance of financial flows of the Russian Federation SocialInsurance Fund at the present stage.pdf Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд,ФСС), являясь специализированным некоммерческим финансово-кредитнымучреждением в структуре органов Министерства здравоохранения и социаль-ного развития РФ, осуществляет обязательное страхование социальных рис-ков, связанных с утратой или уменьшением заработка или иного дохода за-страхованного лица от трудовой и приравненной к ней деятельности вследст-вие временной нетрудоспособности, профессионального заболевания, несча-стного случая на производстве, беременности, рождения ребенка.Анализ исполнения бюджета Фонда за ряд лет свидетельствует об устой-чивом ухудшении сбалансированности его доходов и расходов (табл. 1).Таблица 1Анализ исполнения бюджетных показателей Фонда социального страхования РФ по всем видамдеятельности с 2000 по 2010 г. в соответствии с утвержденными на отчетный периодбюджетами, млрд руб.Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010Доходы Фондапо всем видамдеятельности 86,6 89,1 116,4 137,3 159,3 186,7 218,9 295,4 360,5 440,0 463,8Расходы Фон-да по всем ви-дам деятель-ности 70,0 93,7 125,6 136,2 140,6 165,3 208,2 303,1 379,4 448,5 491,2Финансовыйрезультатпрофицит (+) /дефицит (-) 16,6 -4,6 -9,2 1,1 18,7 21,4 10,7 -7,7 -18,9 -8,5 -27,4Тенденция дефицита бюджета ФСС обозначилась уже с 2001 г. Исключе-ние из системы обязательного социального страхования различных категорийработников, поэтапное сворачивание определенных видов деятельности, ог-раничение выплат по ряду обязательств - все эти и другие меры не позволилиобеспечить сбалансированность финансовых ресурсов и обязательств Фондапо настоящее время.С целью определения направлений увеличения источников доходов и оп-тимизации расходов представляется целесообразным проведение анализадействующего законодательства и практики деятельности ФСС РФ в частипорядка исчисления и уплаты страховых взносов.Замена ЕСН на страховые взносы, отмена регрессивной шкалы налогооб-ложения, отмена специальных налоговых режимов для целей обязательногосоциального страхования дали следующие положительные результаты: воз-врат к страховым принципам формирования целевых фондов денежныхсредств (возможность соотнесения размера страховых выплат с объемамиуплаченных страховых взносов), установление единого для всех работодате-лей порядка исчисления и уплаты страховых взносов, частичное упрощениепроцедуры исчисления страховых взносов (взносы начисляются до достиже-ния доходов работника предельной облагаемой базы нарастающим итогом сначала года), аккумулирование страховых платежей непосредственно на сче-тах страховщика, повышение ответственности как страхователя, так и стра-ховщика.При этом выявлены и существенные недостатки. Систематизируем их.Во-первых, это низкий порог установленной предельной облагаемой базыдля начисления страховых взносов. С одной стороны, зарубежная практикасвидетельствует, что большинство государств устанавливает предельныйуровень заработной платы, при достижении которого страховые взносы неуплачиваются и из расчета которого определяется максимальный размер по-собия. Россия пошла по этому пути с 2010 г., когда была введена предельнаяоблагаемая база на уровне 415000 руб. в год (в 2011 г. - 463000 руб. в год, в2012 г. - 512000 руб. в год). Если перевести эту базу из рублевого эквивалентав евро, то получится, что в 2010 г. предельная база составляла €9548 (курс еврона 01.01.2010 г. - 43,4605), в 2011 г. - €11436 (курс евро на 01.01.2011 г. -40,4876), в 2012 г. - €12287 (курс евро на 01.01.2012 г. - 41,6714), что суще-ственно ниже, чем в зарубежных странах. С другой стороны, нехитрый рас-чет показывает, что при зарплате в 42,7 тыс. руб. (512000 руб./12 мес) за годбудет перечислено взносов в ФСС 14848 руб. Этих взносов хватит для опла-ты 10 дней временной нетрудоспособности в год, а чтобы накопить на посо-бие по уходу за ребенком до 1,5 лет, нужно будет отработать не менее 17 лет.Кроме того, при определении предельной облагаемой базы не учитыва-ются региональные особенности субъектов РФ, в связи с чем не применяетсярайонный коэффициент. Это приводит к тому, что северные, южные, дальне-восточные районы Российской Федерации имеют один и тот же уровень ком-пенсации утраченного дохода.Во-вторых, не начисляются взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера. Работники, осуществляющие трудовую деятельность подоговорам гражданско-правового характера, никаких выплат в случае вре-менной нетрудоспособности не получают, что фактически означает наруше-ние их конституционных прав.Далее, ФСС является страховщиком по двум видам обязательного соци-ального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи сматеринством [1], от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний[2]. В настоящее время отсутствует возможность проведения взаимозачетовпо данным видам страхования, которая особенно важна для организаций, ис-пытывающих финансовые сложности. Как правило, у проблемных страхова-телей накапливается долг по взносам по обязательному социальному страхо-ванию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в резуль-тате чего появляется недоимка и начисляется пеня, а по обязательному соци-альному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с мате-ринством, наоборот, задолженность ФСС за счет превышения расходов надвзносами. Взаимозачет мог бы реально снизить задолженность как страхова-теля перед Фондом, так и Фонда перед страхователем.Таблица 2Авторские предложения по корректировке Федерального закона от 24.09.2009 № 212-ФЗ «Остраховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхова-ния Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования»№п/п Содержание предложенийСтатьянорма-тивногоактаПримечание1 Установить базу для начисления страховых взносов вотношении каждого физического лица в сумме, непревышающей 9000001 руб. нарастающим итогом сначала расчетного периода.В районах, где применяется районный коэффициентпри начислении заработной платы, предельную вели-чину базы для начисления страховых взносов устано-вить с учетом районного коэффициентаСт. 5 В настоящее времярайонный коэффици-ент не применяется,размер предельнойвеличины базы дляначисления страхо-вых взносов низок(463000 руб. в 2011 г.,512000 руб. в 2012 г.)2 Начисление взносов на вознаграждения, выплачивае-мые физическим лицам по договорам гражданско-правового характераСт. 9 Взносы Q в ФСС неначисляютсяИ наконец, остается сложной процедура возврата Фондом излишне пере-численных страховых взносов. При несвоевременном осуществлении возвра-та таких платежей на ФСС возлагается ответственность по оплате пени. Вслучае возникновения задолженности за Фондом она делится на два вида: засчет превышения расходов над доходами (финансирование идет с расчетногосчета ФСС, открытого в ГУ ЦБ), за счет переплаты страховых взносов (воз-врат идет уже через отделения Федерального казначейства).Авторские предложения по решению обозначенных проблем представле-ны в табл. 2.Дополнительные административно-финансовые проблемы могут возник-нуть в деятельности Фонда социального страхования с введением в действиес 1 января 2014 г. ст. 148 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В со-ответствии с данной статьей предполагается введение кассового исполнениябюджета Фонда органами Федерального казначейства, что разрушит дейст-вующую зачетную систему обязательного социального страхования. Крометого, это приведет к временнoму разрыву между получением документа, ко-торый подтверждает право на получение пособия, и фактической его опла-той, к росту нагрузки на работников исполнительных органов Фонда, а такжек значительному увеличению их численности. Увеличатся и материально-технические затраты на администрирование выполнения этих функций.Автором предлагается внести соответствующие изменения в Бюджетныйкодекс, учитывающие специфику деятельности Фонда социального страхова-ния и специфику кассового исполнения его бюджета (табл. 3).Таблица 3Авторские предложения по корректировкам законодательства Российской Федерации в об-ласти обязательного социального страхования, направленные на сохранение оптимальныхусловий функционирования ФСС РФ№п/п Содержание предложения Норматив-ный акт Примечание1 Корректировка ст. 148 Бюджетного кодекса Россий-ской Федерации в части введения кассового исполне-ния бюджета ФСС РФСт. 148 БКРФСохранениека (доходы за два предыдущих календарных года делятся на количество ка-лендарных дней - 730);2) увеличился объем работы у бухгалтеров, связанный с обработкой до-кументов, получаемых от других работодателей. При этом отсутствует гаран-тия легитимности данных справок, существует реальная сложность в провер-ке их достоверности;3) отсутствует персонифицированный учет поступающих платежей, чтоне позволяет реализовать понятие «страховой стаж» в обязательном социаль-ном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с мате-ринством в той же мере, как в пенсионном страховании. При расчете пособиймогут включаться «нестраховые» периоды, в течение которых гражданин неподлежал обязательному социальному страхованию;4) законодательно не установлен минимальный размер пособия по вре-менной нетрудоспособности. Его размер на практике может оказаться нижеразмера МРОТ;5) нарушаются нормы оплаты временной нетрудоспособности за первые 3дня за счет средств работодателя;6) оплата больничного листа по всем местам работы провоцирует необосно-ванное завышение заработной платы при небольшом периоде работы, в том чис-ле по совместительству, особенно женщинам перед декретным отпуском.Таблица 4Предложения по усовершенствованию порядка исчисления и выплаты пособий по временнойнетрудоспособности и в связи с материнством№п/п Изменения в нормативные акты Нормативныйакт Комментарии1.1. Листки временной нетрудоспособностивыдаются для граждан, работающих как поосновному месту работы, так и по одному измест работы на условиях внешнего совмести-тельстваПриказ Мин-здравсоцраз-вития от29.06.2011№ 624н «Опорядке выда-чи и оформле-ния листковвременнойнетрудоспо-собности»Нормы 1.1 и 1.2 ограни-чивают количество вы-даваемых листков не-трудоспособности. Со-гласно ст. 284 Трудово-го кодекса РФ продол-жительность рабочеговремени при работе посовместительству недолжна превышать по-ловины месячной нор-мы рабочего времени,установленной для со-ответствующей катего-рии работников11.2. Пособия по временной нетрудоспособности,по беременности и родам, по уходу за ребенкомдо 1,5 лет для застрахованных граждан, работаю-щих на условиях внешнего совместительства,оплачиваются, если гражданин работает у работо-дателя по совместительству не менее 4 часов вдень (или не менее 20 часов в неделю)2 Для граждан, работающих на условиях внешне-го совместительства, пособия по беременностии родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет опла-чиваются из расчета заработной платы приусловии, если период фактической работы поданному совместительству составляет не менее6 месяцев. Если период фактической работы поданному совместительству менее 6 месяцев,выплата пособий осуществляется из расчета неболее МРОТ+РК за полный календарный месяцФедеральныйзакон от29.12.2006№ 255-ФЗ [1]Данные нормы направ-лены на ограничениезлоупотреблений, свя-занных с правом руко-водителей частныхфирм самостоятельноустанавливать заработ-ную плату, особеннодля женщин перед ухо-дом в отпуск по бере-менности и родамВ целях устранения злоупотреблений и сокращения необоснованных рас-ходов при оплате пособий по временной нетрудоспособности и по беремен-ности и родам автором предлагаются некоторые корректировки в действую-щее законодательство (табл. 4).Следующим направлением сокращения расходов ФСС на выплату посо-бий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профзаболеваний является увеличение сроков действия пра-вил финансирования предупредительных мер. Кроме того, получение разре-шения на финансирование данных мер для многих предприятий служит од-ним из способов погашения просроченной задолженности по обязательнымплатежам.Основная цель предупредительных мероприятий - это предотвращениетравматизма и сокращение профзаболеваний за счет создания нормальныхусловий труда.Отметим, что перечень предупредительных мероприятий, осуществляе-мых за счет средств ФСС, ежегодно утверждается Министерством здраво-охранения и социального развития. Однако сложившаяся практика ежегодно-го принятия на текущий год порядка и условий финансирования предупреди-тельных мероприятий не способствует стабильности в работе страхователяпо их внедрению, ограничивает сроки получения разрешения на финансиро-вание. Так, изменения в Правилах финансирования предупредительных ме-роприятий по сокращению производственного травматизма и профессио-нальных заболеваний на 2009 г. были утверждены только 6 августа 2009 г.,что затруднило работу исполнительных органов ФСС по распределению дан-ных средств в 2009 г.В связи с изложенным выше предлагается увеличить сроки действия пра-вил финансирования предупредительных мероприятий с 1 года до 3 лет.Таким образом, предложенные направления увеличения доходов и путисокращения расходов будут способствовать обеспечению сбалансированно-сти финансовых потоков ФСС.

Ключевые слова

обязательное социальное страхование, сбалансированность, финансовый поток, financial flow, balance, stat social insurance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Касачева Оксана ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетсоискатель кафедры налогов и налогообложения экономического факультетаkisa130182@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12. 2006 г. № 255-ФЗ: (в ред. от 01.07 2011 г. № 169-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия П
Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс]: Федер. закон от 24.07. 1998 г. № 125-ФЗ: (в ред. от 09.12.2010 г. № 350-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Вер
О Фонде социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 12.02. 1994 г. № 101 (ред. от 19.11. 2008 г. № 862) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф, сетевая. М., 2005. Дост
 Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фондасоциального страхования Российской Федерации на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фондасоциального страхования Российской Федерации на современном этапе | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия