Добавочная прибыль (квазирента): причины образованияи принципы распределения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Добавочная прибыль (квазирента): причины образованияи принципы распределения

Рассматривается сущность добавочной прибыли. Добавочная прибыль определяется разницей между затратами на производство продукции на данном предприятии и средними затратами по отрасли или группе предприятий. Причины ее образования в отраслях промышленности различны. В зависимости от собственника данной добавочной прибыли они должны изыматься и перераспределяться по-разному.

The additional profit (quasi-rent): causes and principles forthe distribution of education.pdf В современной экономической литературе достаточно часто встречаетсямнение, что категории ренты и сверхприбыли считаются чуть ли не аналога-ми [4. С. 10]. Да, сумму сверхприбыли как излишка над нормальной прибы-лью, с известными оговорками, можно считать общей суммой всех рентныхдоходов, включая различные виды природной (земельной, горной и т.д.) рен-ты и добавочной прибыли (квазиренты). Однако указанные различные видырентных доходов имеют разные причины образования и, как следствие, раз-личных собственников. Так, собственником природной ренты почти всегдаявляется государство, как собственник земли и недр, в связи с чем указаннаячасть ренты должна полностью изыматься в доход государства. В свою оче-редь, добавочная прибыль (квазирента) может быть получена под воздейст-вием целого ряда факторов ценностных, технологических и т.д. Причем скаждым из этих факторов (причин) образования добавочной прибыли (квази-ренты) следует разбираться отдельно. Так, добавочная прибыль, полученнаяиз-за влияния ценностных факторов (например, из-за высоких мировых ценна нефть), без сомнения может изыматься с помощью специального налога вформе налога на сверхприбыль. Однако в отношении добавочной прибыли,связанной с внедрением новой техники, технологии, рационализаторскихпредложений и т.д., внедрение налога на сверхприбыль недопустимо. С це-лью стимулирования повышения эффективности производства считаем, что вданном случае указанную часть добавочной прибыли (квазиренты) следуетизымать и перераспределять как-то иначе (например, по пониженной ставкеналога на прибыль).В связи с вышесказанным думаем целесообразно вернуться к экономиче-ской полемике конца прошлого века о причинах образования ренты, доба-вочной прибыли (квазиренты), а также принципах ее изъятия, перераспреде-ления и использования.Даже в «Методологических принципах составления базовых таблиц «за-траты - выпуск» и их информационном обеспечении» (утвержденных12.12.2005 г. заместителем руководителя Федеральной службы государствен-ной статистики А.Е. Суриновым) отмечалось, что «наиболее проблемной зо-ной… является получение информации о затратах на производство и реали-зацию продукции, структуре основного и оборотного капитала в разрезе де-тальной номенклатуры продукции». В связи с этим анализ причин образова-ния различных видов ренты и добавочной прибыли мы будем проводить, восновном на примерах из плановой экономики. Кстати, Ю.В. Разовский иС.А. Булат в своей книге «Управление сверхприбылью», изданной в 2011 г.,анализ и сравнение темпов роста объемов разработки горных пород и темповроста необходимой горной и транспортной техники также проводили по дан-ным 1970 г.Анализ образования прибыли и рентабельности в современной россий-ской промышленности показал, что она подвержена воздействию причин,оказывающих значительное влияние на дифференциацию ее размеров - раз-рыв в уровнях рентабельности между самыми высокорентабельными и са-мыми низкорентабельными предприятиями в некоторых отраслях промыш-ленности составляет более 100%. При этом наблюдается и значительный раз-рыв в уровнях рентабельности как по отраслям промышленности, так и внут-ри отраслей в различные годы. Так, в электроэнергетике уровень рентабель-ности за период с 1997 по 2005 г. изменялся от 14,1 до 7,1%, в топливнойпромышленности - с 13,1 до 38,0%, в черной металлургии - с 3,6 до 25,8%, всельском хозяйстве - с 20,9 до 6,7% и т.д. [1. С. 24]. Указанный разрыв вуровнях рентабельности не может быть объяснен только влиянием такойпричины, как выпуск предприятиями более или менее «выгодной» про-дукции.Но дальнейший анализ причин дифференциации размеров прибыли не-возможен без использования еще одной экономической категории - катего-рии добавочной прибыли, которая представляет собой излишек над среднейприбылью. К. Маркс определял ее как «такую прибыль, которая превышаетсреднюю» [5. Т. 25, ч. 1. С. 216] и которая возникает «при исключительноблагоприятных условиях, при условиях ниже среднего уровня, преобладаю-щего в этой сфере» [5. Т. 25, ч. 11. С. 191].Являясь прибылью, превышающей среднюю, добавочная Tf2.прибыльимеют столь устойчивого характера, как в сельском хозяйстве и добывающейпромышленности. Кроме того, цены в указанных отраслях определяются наосновании издержек производства предприятий, работающих, как правило, всредних, а не в худших условиях.Таким образом, в данном случае добавочную прибыль будут иметь толь-ко те предприятия, которые находятся в условиях лучших, чем средние поотрасли. Но, несмотря на эти различия, разностная прибыль отраслей добы-вающей и перерабатывающей промышленности есть «... не что иное, как до-бавочная прибыль, существующая в любой сфере промышленного производ-ства для любого капитала, действующего в условиях выше средних. Только вземледелии она упрочивается, так как имеет над собой такую солидную иотносительно прочную основу, как различные степени естественного плодо-родия различных категорий земель» [5. Т. 30, ч. 1. С. 220].Каковы же причины, влияющие на формирование добавочной прибыли вобрабатывающей промышленности?Факторы, влияющие на образование добавочной прибыли, могут бытьобъединены в несколько групп.По вопросу о группировке факторов, влияющих на образование добавоч-ной прибыли, среди экономистов нет единого мнения. Большинство из нихсходятся на том, что в число выделенных групп должны входить природные,технико-экономические, транспортные условия и географическое местопо-ложение, а также ценностные факторы образования добавочной прибыли [7.С. 130; 8. С. 58].С указанной группировкой причин образования добавочной прибыли ед-ва ли можно согласиться. Ценностные факторы, которые, как будет показанониже, могут оказать значительное влияние на образование добавочной при-были, не могут быть отнесены ни к одной из предложенных групп. В то жевремя факторы первой и третьей групп имеют общую основу и представляютсобой детализацию (неполную) технико-экономических причин образованиядобавочной прибыли.Рассмотрим, какие же факторы могут оказать влияние на образование доба-вочной прибыли в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности.Природные условия производства не оказывают сколько-нибудь значи-тельного влияния на образование добавочной прибыли на предприятиях этихотраслей. Хотя, по нашему мнению, к их числу можно отнести районные раз-личия в расходе топлива и электроэнергии при использовании одинаковойтехнологии на единицу производимой продукции. Как отмечает А.П. Левин:«Нормы расхода топлива на промышленных предприятиях, например, в рай-онах Сибири и Дальнего Востока на 10-15% превышают аналогичные нормыв Средней Азии…» [3. С. 72-73].Этот фактор является причиной образования добавочной прибыли,имеющей устойчивый, постоянно действующий характер. Таким образом, и вобрабатывающей промышленности может быть получена добавочная при-быль рентного происхождения.Следующая группа факторов образования добавочной прибыли - транс-портные условия и географическое местоположение данного предприятия. Кэтой группе относится значительно большее количество факторов. Остано-вимся подробнее на каждом из них.Разный уровень транспортных издержек при производстве однотипнойпродукции может быть обусловлен неодинаковой отдаленностью от постав-щиков сырья и пунктов сбыта продукции. Кроме этого, причиной различий вуровнях транспортных расходов (даже при транспортировке однороднойпродукции или сырья на равные расстояния) может явиться использованиеразличных видов транспорта. Так, расчеты показывают, что речные грузовыетарифы на перевозки одноименных грузов в среднем в 10 раз ниже автомо-бильных и на 10% ниже железнодорожных тарифов.Определенное влияние на уровень транспортных издержек может оказатьи географическое местоположение данного предприятия. При перевозкахречным транспортом, например, уровень тарифных ставок зависит от того, вкаком пароходстве или группе пароходства и по каким рекам (магистраль-ным или малым) совершаются перевозки. Это объясняется тем, что речныебассейны различаются по судоходным условиям, технической оснащенностии прочим условиям. В связи с этим территориальная дифференциация тари-фов речного транспорта предусматривает изменение их уровня в соотноше-нии, примерно равном 1:80. Неодинаковы также тарифы при перевозках помалым и магистральным рекам. На автомобильном транспорте применяютсяпоясные поправочные коэффициенты к единым тарифам на перевозку грузов.Уровень транспортных расходов может оказывать значительное влияниена величину добавочной прибыли. Так, например, в целом по промышленно-сти удельный вес транспортных издержек в общей стоимости продукциидостаточно высок, при весьма значительной дифференциации уровней транс-портных расходов по отдельным группам предприятий и различным отрас-лям промышленности.Географическое местоположение предприятий и объединений может ока-зывать определенное воздействие на образование добавочной прибыли и всвязи с установлением для ряда районовтех же видов продукции также может явиться причиной образования доба-вочной прибыли на предприятиях отрасли.Большое влияние на уровень себестоимости производства данного видапродукции может оказывать и используемое технологическое оборудование -машины, аппараты, реакторы и используемые технологические процессы.Так, один и тот же вид продукции может производиться на разном оборудо-вании с помощью различных технологических процессов, что, как правило,оказывает значительное влияние на уровень себестоимости продукции. На-пример, производство серной кислоты из серного колчедана осуществляетсяконтактным и башенным способами. Рентабельность производства сернойкислоты при контактном способе более чем в 2 раза выше по сравнению сбашенным способом производства серной кислоты. Исходя из этого, пред-приятия, производящие серную кислоту контактным способом, будут иметьдобавочную прибыль.Получение добавочной прибыли предприятиями обрабатывающей про-мышленности может быть связано также с использованием однотипного обо-рудования различной мощности. Так, технико-экономические данные неко-торых лакокрасочных производств показывают, что увеличение единичноймощности цехов заметно влияет на рост производительности труда и сниже-ние себестоимости продукции, а следовательно, и на образование прибавоч-ной прибыли. То же самое наблюдается и в других химических производст-вах. Так, увеличение единичной мощности установок по производству мета-нола с 50 до 400 т. т/год сопровождается снижением себестоимости на 25%;агрегатов по производству аммиачной селитры с 450 до 1800 т. т/год - на22,1%; технологических линий по производству полиэтилена высокой плот-ности с 40 до 100 т. т/год - на 35% и т.д.Определенное влияние на себестоимость продукции (а следовательно, ина образование добавочной прибыли) может оказывать уровень концентра-ции производства (т.е. его масштабы). Как известно, «… издержки предпри-ятия на организациюВ последнюю из рассматриваемых групп входят ценностные факторы об-разования добавочной прибыли. Влияние ценностных факторов на образова-ние добавочной прибыли связано с производством предприятиями одной от-расли разнорентабельных видов продукции. Так, предприятиями по произ-водству химических реактивов выпускаются крупнотоннажные химическиереактивы, плановая рентабельность производства которых, как правило, зна-чительно различается. В связи с этим предприятия, удельный вес малотон-нажных реактивов в общем объеме производства которых выше, чем по дру-гим предприятиям, которые не производят малотоннажные химические реак-тивы или производят их в меньших объемах, получают значительные объемыдобавочной прибыли. Таким образом, производство разнорентабельной про-дукции также может явиться причиной образования прибыли на промышлен-ных предприятиях.Итак, добавочная прибыль, складывающаяся под воздействием рассмот-ренных выше причин, делится на две части - зависящую и не зависящую отусилий коллективов предприятий и объединений.Еще в одном из первых декретов советской власти указывалось, что сте-пень оборудования, изношенность машин, доброкачественность сырья и пр.должны быть приняты во внимание, чтобы не зависящие от самого рабочегопричины не могли влиять на состояние его заработной платы. В полной мереэто относится и к распределению добавочной прибыли промышленных пред-приятий.Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основной принципфункционирования механизма изъятия природной (земельной, горной и т.д.)ренты, добавочной прибыли (квазиренты) предприятий. Все виды природнойренты должны полностью изыматься у предприятий в бюджет или в специ-альные целевые фонды, так как собственником земли и недр по КонституцииРФ является государство. Та часть добавочной прибыли (квазиренты) пред-приятий, которая не зависит от результатов их хозяйственной деятельности,должна распределяться между

Ключевые слова

добавочная прибыль, рентные доходы, предельные затраты, квазирента, природная рента, земельная рента, аdditional profit, rental income, the marginal cost, quasi-rent, natural resource rent, ground rent

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чернявский Сергей ВладимировичГосударственный университет управления (г. Москва)кандидат экономических наук, профессор кафедрыпроблем развития рыночной экономики Института инновационного управления экономикойIpotek70@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Воронова Ю.П. Межотраслевое распределение доходов и роль ренты в российской экономике // Вестник ВЭГУ. 2007. № 2(34). С. 22-35.
Ворчестер Д.А. Пересмотр теории ренты // Вехи экономической мысли: рынки факторов производства. СПб.: Экономическая мысль, 1999. Т. 3. 385 с.
Левин А.П. Эффективность промышленного производства. Региональные проблемы. М.: Экономика, 1982. 144 с.
Ложникова А.В. Рента и рентная политика: трансформация в условиях модернизации экономики России: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. Томск, 2011. 50 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 5.
Меньшова В.П., Тобелко И.Л. Экономика химической промышленности. М.: Высшая школа, 1982. 189 с.
Миллионщиков А.Д. Расчеты с бюджетом по платежам из прибыли. М.: Финансы, 1976. 207 с.
Ситарян С.А. Хозяйственная реформа и бюджет. М.: Финансы, 1968, 119 с.
 Добавочная прибыль (квазирента): причины образованияи принципы распределения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Добавочная прибыль (квазирента): причины образованияи принципы распределения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия