Возможности использования ГИС-технологийв пространственном анализе розничной торговли на муниципальном уровне | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Возможности использования ГИС-технологийв пространственном анализе розничной торговли на муниципальном уровне

Представлены результаты пространственного анализа размещения объектов розничной торговли и изложены основные решения по организации баз данных и проектированию геоинформационной системы для получения пространственной оценки размещения торговых объектов. Рассмотрены особенности сбора исходной информации. Авторами предложена методика проведения модельных расчетов для оценки эффективности размещения объектов потребительского рынка. Рекомендованные авторами подходы реализованы в системе «ГИС - розничная торговля», отображающей дислокацию и основные характеристики объектов потребительского рынка г. Кемерова.

The possibility of using GIS-technologies in spatial analysisof retail at the municipal level.pdf Интенсивно развивающийся потребительский рынок товаров и услуг вовсех регионах России, стремительно изменяющаяся инфраструктура этогорынка привели к тому, что возникла острая потребность для всех слоев насе-ления и видов бизнеса в создании информационно-справочных систем напринципиально новой основе, а именно с использованием пространственногопредставления данных об участниках рынка.Средством решения этой задачи может быть привязка различной инфор-мации к цифровой карте путем создания геоинформационной системы (да-лее - ГИС), которая обеспечивает возможность представления широкогоспектра разнородной информации об объектах, расположенных на террито-рии, и высокую степень визуализации. Использование ГИС позволяет выйтиза привычные рамки стандартных методов работы, преимущественно с таб-личными данными, и внедрить интегрированный подход, основанный на гео-графическом местоположении, в процесс просмотра и анализа данных, про-гнозирования и проектирования систем.Торговля и сфера услуг - одна из традиционных и наиболее значимыхобластей применения геоинформационных технологий, следующая заприродно-ресурсным комплексом и государственным сектором (кадастры иестественные монополии)1.Интенсивное развитие информационных технологий и успехи в исполь-зовании геоинформационных систем способствовали появлению на инфор-мационном рынке систем с использованием элементов ГИС-технологий.Появилось новое поколение справочных систем - интерактивный бизнес-справочник, совмещенный с картой города или иного населенного пункта.1 Ряд сервисов, использующих космические снимки, предоставляются государственными струк-турами [1-3].Потенциальными пользователями ГИС-систем, отражающих состояние иразмещение торговых объектов, может быть самый широкий круг как физи-ческих, так и юридических лиц. Например, в настоящее время имеет местоширокое и активное использование такой геоинформационной системы, как2ГИС - бесплатного электронного справочника предприятий с интерактивнойкартой города. В августе 2011 г. в России 2ГИС вышел в 47 городах. Крометого, в настоящее время в информационных сетях представлен ряд таких сис-тем, как ГрадНК (Новокузнецк), ДИАС (Екатеринбург), МегаГИС (Новорос-сийск), ГИС-АзимутЪ (Новосибирск) и др.Несомненна полезность и эффективность таких систем, поскольку они взначительной степени повлияли на интенсивность и формы взаимодействиямежду участниками потребительского рынка. Появление данных программ-ных продуктов способствовало росту розничных продаж как за счет рекламы,так и за счет целевого поиска нужного торгового объекта.Возникает интерес и органов муниципального управления к геоинформа-ционым технологиям. В качестве примера использования ГИС-технологий науровне муниципальных образований можно привести практику г. Москвы [4].Так, Департамент потребительского рынка и услуг Москвы совместно с Мос-ковским комитетом по науке и технологиям провели комплексное аналитиче-ское исследование динамики обеспеченности населения продовольственнымимагазинами за годы активных изменений в данном секторе с целью получе-ния оценки возможности расчета размеров «шаговой доступности» для не-больших магазинов. В процессе выполнения исследования к работе былапривлечена компания «ДАТА+», обеспечившая возможность выполненияданного исследования с использованием ГИС-технологий.Муниципальные образования все активнее выступают с предложениями ореализации на своей территории автоматизированных информационных сис-тем с использованием картографических данных. Не только в мегаполисах игородах-«миллионниках» возник интерес к ГИС-системам, но и в городахменьшего масштаба. Заинтересованность в реализации инновационных под-ходов в значительной степени зависит непосредственно от позиций руково-дителей департаментов и управлений потребительского рынка, насколько онипредставляют важность получения пространственной оценки, позволяющейрешать практические вопросы, например вопрос о выборе места для установ-ки временных торговых объектов, о прокладке маршрутов общественноготранспорта, об обеспечении правопорядка. Так, согласно принятому в 2010 г.ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельностив РФ» органы управления субъектов Российской Федерации получили пору-чения разработать схемы пространственного развития объектов нестационар-ной торговли.Необходимость определения рациональных схем размещения временныхторговых объектов послужила инициирующим моментом для сотрудниковУправления потребительского рынка и развития предпринимательства вадминистрации г. Кемерова по использованию в своей работе ГИС-техно-логий, позволяющих повысить оперативность и рациональность прини-маемых решений относительно размещения торговых объектов. С этой цельюсотрудниками Кемеровского института (филиала) Российского государ-ственного торгово-экономического университета по заданию администрацииг. Кемерова было выполнено исследование по разработке научно-методи-ческих подходов к анализу размещения предприятий розничной торговли вКемерове с использованием ГИС-технологий.В качестве экспертов привлекались сотрудники ООО «ИНТРОМ» (Но-восибирск), в качестве субподрядчика при выполнении научно-исследо-вательского проекта выступала компания ООО «Софт» с ее программнымпродуктом «Полис» (Кемерово) (табл. 1).Таблица 1Основные характеристики и возможности программного продукта «Полис»Характеристика ВозможностиРабота в сетиМожет быть развернута во многих отделах и на многих рабочих местах приработе с единой картой. Система имеет архитектуру «клиент/сервер».Полнофункциональная сетевая работа как в режиме просмотра, так и присоздании и корректировкеФункционалПространственный и линейный анализ.Набор встроенных приложений (моделирование рельефа и макета с возмож-ностью объемного представления и т.д.).Инструментарий для создания необходимых форм отчетностиКартографическиевозможностиПолная технология создания и корректировки цифровых карт и планов,включая использование данных электронных геодезических приборов.Строгая организация структуры цифровых картографических слоев и удоб-ство работы с большим их количеством.Возможность создания и работы с картами больших объемов без потерипроизводительности.Развитая иерархическая внутренняя база данных, позволяющая создавать иизменять структуру описания объектов в соответствии с требованиями сис-темыТопологическиевозможностиВозможность установления всех необходимых топологических отношениймежду объектами на цифровой карте.Простота создания сложных условных обозначений по российским стандар-там с визуализацией на экране и на распечатках.Встроенные системы настройки визуального представления карт с учетомхарактеристик объектовВзаимодействие свнешними систе-мамиПоддержка информационного обмена с другими геоинформационными иСАПР системами через функции импорта/экспортаБезопасностьСистема защиты информации с возможностью регламентирования доступаразным группам пользователей.Развитая система прав санкционированного доступа к картографическим исемантическим данным, учета доступа к информации пользователей системы.Формирование протокола изменений баз данных с возможностью «отката»Стоимость Приемлемая стоимость как клиентской части, так и сервера.Низкие затраты на администрирование и эксплуатацию системыВ качестве основных при выполнении данного проекта были определеныследующие задачи:− обеспечение накопления и интеграции информации по объектампотребительского рынка;− интеграция данных различных организаций с привязкой к электроннойкарте;− наглядное представление и анализ разнородной информации осостоянии и процессах размещения объектов потребительского рынка;− использование для формирования отчетов по оценке и исследованиюсостояния и развития розничной торговли.Основным условием формирования актуальной базы данных, которая по-зволила бы обеспечить достоверную визуализацию пространственного раз-мещения торговой сети города, является наличие полного, достоверного иактуального реестра торговых объектов города. Поэтому при создании ГИС-системы весьма целесообразным представлялась ориентация на использова-ние информации торгового реестра Кемерова, предполагающего свободный кнему доступ различных пользователей.Формирование торгового реестра как в Кемерове, так и во всех муници-пальных образованиях страны осуществляется в соответствии с порядкомформирования торгового реестра и предоставления информации, утвержден-ным Приказом № 602 Министерства промышленности и торговли Россий-ской Федерации от 16 июля 2010 г, изданным во исполнение Федеральногозакона «Об основах государственного регулирования торговой деятельностив Российской Федерации».Типовое приложение «Подсистема подготовки обобщенных сведенийторгового реестра субъекта Российской Федерации» для ведения торговогореестра на региональном уровне разработано ЗАО «ПРОГНОЗ» для Мини-стерства промышленности и торговли РФ. Эта подсистема аккумулирует ста-тистические и справочные данные (классификаторы РФ, численность работ-ников, размеры площадей) о хозяйствующих субъектах и их торговых объек-тах и функционирует на свободно распространяемой базе данных СУБД Oracle10g XE.Подсистема является комплексом программно-технических средств ипредназначена для решения следующих основных задач:− ведение торгового реестра в органах государственной власти субъектаРФ и в муниципальных образованиях;− формирование отчетных форм торгового реестра для их дальнейшегопредоставления в Министерство промышленности и торговли РФ;− формирование данных торгового реестра в муниципальном образо-вании для их дальнейшего предоставления в орган государственной властисубъекта РФ;− контроль и загрузка файлов данных торгового реестраподавляющее большинство предпринимателей не спешат представить ин-формацию для регистрации в реестре.В данном случае имеют место сверхоптимистичные установки Мини-стерства промышленности и торговли РФ по поводу получения информацииот предпринимателей, базирующиеся на том, что для проведения данной ра-боты достаточно издания приказа, касающегося правил и условий формиро-вания реестра, и наличия подсистемы, обеспечивающей ввод собранной ин-формации. Для предпринимателей оказался недостаточным такой побуди-тельный мотив, как «информация будет в открытом доступе, вы можете ис-пользовать полученную информацию в своей деятельности». Следует учесть,что хоть реестр и будет доступен, однако информативность базы данных,практически не сопровождаемой аналитическими представлениями, весьманизка, не говоря уже об отсутствии графического представления о состояниии размещении объектов торговли. Следует отметить, что инициативно-заявительный характер получения информации от предпринимателей зачас-тую вызывает скепсис с их стороны относительно полноты представляемойинформации в реестре.Кроме того, в условиях российской действительности предпринимателямнеобходимо излишне часто представлять информацию о себе в различныеструктуры. При сборе информации для реестра часть справочной информа-ции тоже дублируется. Частично запрашиваемая информация имеется у ста-тистических органов, налоговой инспекции, либо она сдавалась раньше в де-партаменты и управления потребительского рынка, экономического развитияи т.д., поэтому предпринимателям непонятно, зачем эту информацию запра-шивать у них еще раз и насколько получение данной дублирующей инфор-мация будет способствовать развитию потребительского рынка.В качестве примера того, что ожидания по получению достоверной за-прашиваемой информации в полном объеме непосредственно от субъектовпредпринимательства крайне завышены, можно привести статистику по ко-личеству сданных отчетов при проведении федерального статистическогонаблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринима-тельства 2011 г. в Алтайском крае [5. С. 10].В качестве основного способа проведения данного обследования реко-мендован почтовый способ работы с респондентами. В результате Алтай-крайстатом по почте получено всего 4,5 тыс. отчетов, или 4,7% (!) общегочисла респондентов. Поэтому специалистами Алтайкрайстата для обеспече-ния максимальной полноты охвата респондентов была дополнительно прове-дена огромная работа, которая не предусматривалась Росстатом, посколькуон планировал проведение данного обследования с очень ограниченным чис-лом привлеченных работников.Подобная ситуация наблюдается и с формированием торгового реестра. ВКемерове были привлечены дополнительные работники, которые взаимодей-ствовали с предпринимателями по вопросу получения необходимой от нихинформации. Поэтому в условиях проблематичности формирования торгово-го реестра, а соответственно, и информационного наполнения ГИС-системыперед исполнителями проекта была поставлена новая задача, требующая ме-тодологического разрешения, а именно задача определения выбора пути сбо-ра информации: от субъекта к объекту или от объекта к субъекту. Посколькупуть «от субъекта к объекту» не давал результата, было предложено сбор ин-формации осуществлять непосредственно через получение информации отторговых объектов, а в дальнейшем осуществлять формирование необходи-мой для создания реестра цепочки: субъект - объект (объекты).Составленные разработчиками анкеты содержали все параметры, необхо-димые для заполнения торгового реестра в соответствии с приказом Мини-стерства промышленности и торговли, а также требований работниковуправления потребительского рынка и развития предпринимательства Кеме-рова. В целях обеспечения максимальной полноты охвата торговых объектовбыла разработана схема, предусматривающая сегментацию административ-ных районов на условно называемые «квадраты» (рис. 1).Рис. 1. Пример сегментации административного района на «квадраты» для сбора информацииПосле сбора анкет был произведен визуальный контроль качества запол-нения анкет, который предусматривал выполнение следующих функций:- выявление основных типичных ошибок;- поиск возможностей устранения основных ошибок;- определение достоверности собранной информации;- выявление анкет, требующих доработки.При анализе качества заполнения анкет обращалось внимание на пункт«Информация не была предоставлена торговым объектом» - был ли он за-полнен или нет. Если этот пункт не был отмечен, то это означало, что интер-вьюеры заполняли анкету со слов респондентов. Если же этот пункт отмечал-ся, то анкета заполнялась исходя из возможностей внешнего наблюдения ин-тервьюерами, прежде всего это - название торгового объекта, адрес, инфор-мация из «Уголка потребителя», наличие приспособлений для инвалидов,информация по ассортименту и типу магазина и др. Следует отметить, чтоколичество анкет, заполняемых на основе внешнего наблюдения, было весь-ма значительно.В целом предварительно выполненный анализ показал наличие большогомассива анкет, заполненных не более чем на 30%. При этом наиболее частонезаполненными были именно справочные позиции по кодам, которые, с точ-ки зрения исполнителей проекта, представлялись избыточными для исполь-зования их в ГИС-системе, поэтому эти анкеты оказывались пригодными дляпостроения необходимой базы данных. Следует отметить, что при формиро-вании торгового реестра все не полностью заполненные анкеты отправлялисьна доработку, поскольку электронный вариант реестра, разработанный ЗАО«Прогноз», «подтверждал» только абсолютно полно и правильно заполнен-ные анкеты.Непосредственно для начального этапа пространственного анализа размеще-ния объектов розничной торговли были отобраны следующие показатели:1. Абсолютное число, общая и торговая площади продовольственныхмагазинов по административным районам.2. Торговые площади продовольственных магазинов на одногоработающего.3. Оценка территории по зонам доступности продовольственныхмагазинов в радиусе 500 м («шаговая доступность»).4. Оценка территории по зонам доступности продовольственныхмагазинов в радиусе 300 м («шаговая доступность»).5. Суммарная оценка обеспеченности торговыми площадями наконкретно выделенных территориальных сегментах. Для расчета исполь-зовался показатель, представляющий собой отношение суммарной торговойплощади к численности населения на исследуемой территории.Участники исследовательского проекта и специалисты ООО «Софт» совме-стно спроектировали базу данных и структуру семантики для ввода информациио торговых объектах для реализации «пилотного» варианта. В рамках проекта винституте были установлены серверная часть ГИС-Полис и клиентские места. Вкачестве картографической основы использовалась схема г. Кемерова масшта-бом 1:15000, подготовленная этой же компанией. Информация о торговых объ-ектах была внесена в базу с соответствующей семантической информацией ипривязкой к карте города. Были сделаны настройки вывода данных на карте сучетом ассортимента продукции в торговых точках. После нанесения объектоврозничной торговли на карту был выполнен «послойный» анализ пространст-венного размещения торговых объектов.В качестве примера в статье приведены результаты анализа розничнойторговли продовольственными товарами Ленинского района г. Кемерова. Входе анализа выявлено, что в рассматриваемом районе торговые объектысконцентрированы в основном вдоль городских автотранспортных магистра-лей и формируют так называемые «торговые артерии», которые определяютвеличину интенсивности покупательских потоков (рис. 2).Рис. 2. Размещение торговых объектов, специализирующихся на продаже продовольственныхтоваров, в выделенном секторе Ленинского районаВыявленный тип пространственного размещения торговых объектов под-тверждается месторасположением супермаркетов, продовольственных магази-нов самообслуживания торговой площадью больше 400 кв. м. Например, кон-центрация супермаркетов в районе Бульвара Строителей представлена на рис. 3.ГИС-система позволяет не только показать, но и суммировать количест-венные показатели атрибутивных признаков введенных торговых объектов,позволяющих дать аналитическую оценку представленным визуально на кар-те объектам и при необходимости по расчетному показателю выделить«слои» и представить на карте.Так, анализ показал, что лидирующее положение по величине общей иторговой площади занимают торговые сети ООО «Кора-ТК» и ООО «Систе-ма Чибис», на долю которых приходится 38,1 и 31,2% площади соответст-венно. При этом средняя торговая площадь в магазинах ООО «Кора-ТК» в3 раза выше средней торговой площади ООО «Система Чибис».Наибольшую долю по количеству торговых объектов по выделенномутерриториальному сегменту Ленинского района занимает прилавочная тор-говля - 85,3% общего количества (за исключением киосков и остановочныхпавильонов), а по занимаемой площади на ее долю приходится всего около13%.Рис. 3. Расположение супермаркетов в районе Бульвара СтроителейВ настоящее время магазины «прилавочной» торговли размещаются в ос-новном двумя способами: на территории торговых комплексов («под однойкрышей») и функционирующие как самостоятельный торговый объект. Пер-вые, в свою очередь, занимают 28,3% общего числа объектов, торгующихчерез прилавок, и более 70% приходится на самостоятельно функционирую-щие торговые объекты.В ходе выполнения проекта были выполнены аналитические расчеты пооценке ареалов доступности торговых объектов для населения, что визуальноотображено в виде выделенных цветов и окружностей (на экранах мониторовцветное изображение повышает степень наглядности изображения). Былапроведена оценка на выделенных территориях по зонам доступности круп-ных продовольственных магазинов («шаговая доступность») в двух вариан-тах: в качестве параметра радиуса «шаговой доступности» были выбраныпоказатели 300 и 500 м.В целом пространственное размещение предприятий розничной торговлив исследуемых сегментах характеризуется существенной неравномерностьюразмещения, а также специфическим типом концентрации торговых объек-тов. Таким образом, в рамках одного района города выявлены территории свысокой и низкой коммерческой активностью.Однако реализация требований социальной политики в части обеспече-ния стандартов уровня и качества жизни ставит перед органами муниципаль-ного управления задачу создания условий по сокращению уровня простран-ственной неоднородности при размещении торговых объектов. Снижениетерриториальной асимметрии может быть достигнуто прежде всего за счетповышения обеспеченности услугами торговли на территориях, имеющихпоказатель обеспеченности торговой площадью ниже нормативного.Для решения данной задачи в первую очередь требуется аналитическийинструментарий, позволяющий осуществить ранжирование территорий посравнительной остроте ситуации с обеспеченностью услугами торговли ивыделение микрорайонов, требующих первоочередного внимания при разви-тии торговых сетей. В ходе выполнения данного проекта в качестве методи-ческого приема, позволяющего учесть пространственную дифференциацию вразмещении торговых объектов, было предложено осуществлять оценку по-казателей обеспеченности торговыми площадями населения в расчете на од-ного человека по выделенным территориальным сегментам.Для того чтобы осуществить расчет показателя, необходимо:− определить суммарную численность населения на выделенномсегменте;− дать оценку суммарной торговой площади торговых объектов натерритории выделенного сегмента;− рассчитать отношение величины суммарной площади к суммарнойчисленности населения.Для расчета предложенного показателя обеспеченности в базу системыбыла внесена информация по количеству населения, проживающего в жилыхдомах. Используя суммарные данные по торговым площадям продовольст-венных магазинов выделенного территориального сегмента и численностьнаселения, проживающего на данной территории, произвели расчеты в разре-зе выделенных «квадратов» на территории Ленинского района г. Кемерова.Таблица 2Обеспеченность населения торговыми площадями продовольственных магазиновВыделенныйсегментSторг.,кв. мКоличество жи-телей, чел.Показательобеспеченности,кв. м./тыс. чел.Норматив,кв. м /тыс. чел.Отклонениеот нормативаКвадрат № 1 2362,1 37573 62,87 -154,13Квадрат № 2 4874,2 21481 226,91 9,91Квадрат № 3 2314 13301 173,97 -43,03Квадрат № 4 1702,8 29480 57,76 -159,24Квадрат № 5 530 3140 168,79 -48,21Квадрат № 6 683,9 2841 240,73 23,73Всего 12467 107816 115,63217-101,37Законом Кемеровской области от 28.02.2011 № 17-03 «Об установлениинормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговыхобъектов» установлено, что по г. Кемерову, оптимальным является отноше-ние 217 кв. м /тыс. чел. По результатам расчетов, норматив минимальнойобеспеченности населения площадью торговых объектов превышен во вто-ром и шестом «квадратах», в остальных «квадратах» показатель обеспечен-ности населения ниже норматива.Следует отметить значительную вариацию данного признака, коэффици-ент вариации составляет 46,33, что подтверждает факт существенного раз-броса в обеспеченности торговыми площадями жителей в черте одного адми-нистративного района (табл. 2).С помощью данного показателя можно определить обеспеченность кон-кретного сегмента города торговыми площадями, что будет содействоватьпринятию необходимых управленческих решений по оптимизации простран-ственного размещения торговых объектов розничной торговли.Таким образом, в заключение следует отметить, что в сложившихся усло-виях стремительного роста торговой сети, высокого уровня сменяемости объ-ектами предпринимательства своего месторасположения, а также ликвидацииторговых точек простого перечня торговых объектов не достаточно для при-нятия решений по регулированию потребительского рынка на муниципаль-ном уровне. Для осуществления процедур регулирования нужно грамотноеуправление, опирающееся на новые технологии и возможности моделирова-ния и оценки эффективности размещения не только с точки зрения коммер-ческой эффективности, но и рационального облика города, максимальногоудобства проживания в нем.Поэтому необходимы исследования, отражающие оценку состояния раз-мещения объектов розничной торговли, причем с уровнем точности подобно-го пространственного анализа до квартала, улицы и дома. Кроме того, необ-ходимо не только представление текущего состояния инфраструктурных объ-ектов с определенным семантическим наполнением в виде справочно-информационных продуктов, но и в виде полноценных ГИС-систем с соот-ветствующим аналитическим функционалом, многослойной структурой имощной системой визуального представления информации, позволяющейосуществлять различные аналитические функции.Возможности современных ГИС-систем, как показал опыт данного ис-следования, позволяют использовать современные геоинформационные тех-нологии не только в текущих задачах муниципального управления, но и вы-полнять более сложные процедуры пространственного анализа и моделиро-вания развития розничной торговли в городе.

Ключевые слова

ГИС-технологии, розничная торговля, пространственный анализ, моделирование, муниципальное управление, shopping sites, geoinformation systems, market analysis; retail, municipalities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Усенко Наталья ИвановнаООО «ИНТРОМ» (г. Новосибирсккандидат экономических наук, доцент, заместитель генерального директораN.I.Usenko@yandex.ru
Милёшин Игорь ВладимировичКемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университетакандидат физико-математических наук, доцент кафедры вычислительной техники и информационных технологийmiv_akboi@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Геопортал Минприроды - доступна информация об особо охраняемых природных территориях России (в том числе опубликованы актуальные космические снимки). Также на ресурсе размещены данные о пожарной обстановке. URL: http://fires.rfimnr.ru/api/index.html (дата
Публичная кадастровая карта - справочно-информационный сервис для предоставления пользователям сведений Государственного кадастра недвижимости на территории России. URL: http://maps.rosreestr.ru/Portal/ (дата обращения: 04.11.2011).
Открытый ведомственный геопортал Роскосмоса - данные о космической съемке с отечественных и зарубежных спутников. URL: http://geoportal.ntsomz.ru/ (дата обращения: 04.11.2011).
URL: http://www.dataplus.ru/ARCREV/Number_35/2_shop.htm (дата обращения: 04.11.2011).
Мочалов В.М. Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2011 года: проблемы, опыт проведения в Алтайском крае // Актуальная статистика Сибири. 2011. № 1. С. 10-18.
 Возможности использования ГИС-технологийв пространственном анализе розничной торговли на муниципальном уровне | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Возможности использования ГИС-технологийв пространственном анализе розничной торговли на муниципальном уровне | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия