Студенческая мобильность в Китае | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Студенческая мобильность в Китае

Статья проверяет гипотезу о том, что в экономическом развитии КНР не последнюю роль сыграла государственная образовательная политика. Три направления усилий - организационно-правовые, маркетинговые и финансовые - благодаря расширению географии, числа программ и направлений привели к росту числа участников академической мобильности в Китае. Образовательная политика страны направлена, в том числе на пропаганду китайской культуры среди граждан страны и иностранных участников рынка образовательных услуг.

Students mobility in China.pdf С расширением процессов глобализации, интернационализации экономи-ки перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессио-нальных кадров, способных эффективно работать в условиях глобальногорынка, т.е. интернационализации образования. Интернационализация образо-вания преследует различные цели, в частности:- диверсификацию и рост финансовых поступлений через привлечениеиностранных студентов к обучению на платной основе;- разнообразие учебных программ;- обучение студентов в зарубежных вузах-партнерах;- формирование филиальной сети вузов как средства более эффективногоиспользования ресурсов;- повышение качества образования и исследований за счет участия сту-дентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.Самая известная и распространенная форма интернационализации выс-шего образования - мобильность студентов - за последние 25 лет увеличи-лась на 300% [1]. Очевидно, что предпочтение стран сказывается на состоя-нии экспорта образовательных услуг, а экспорт, в свою очередь, зависит от:1) привлекательности страны, ее системы обучения и доступности полу-чения высшего образования;2) престижности вуза;3) маркетинговой политикой и страны, и вуза1.Почти половина иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, -представители азиатских стран, большинство из которых - почти 421 100 чело-век (17% в 2007 г.) - из Китая [2]. Всего семь стран, принимающих иностранныхстудентов, обеспечивают 75% мировых потребностей в студенческой мобильно-сти, в том числее пять стран принимают две трети (66%) от общего числа ино-странных студентов в мире и еще две - Россия и ЮАР - по 2%.1 Чем выше индекс, тем большее число стран предпочитают студенты.Факторами, влияющими на выбор вуза, также являются программа: бака-лавриат, специалитет или магистратура, аспирантура и научное направлениеисследований.В 2007 г. около 9% закончили бакалаврские программы (стандартЮНЕСКО 5В); 44% мобильных студентов получили диплом специалиста;40% - диплом магистра (стандарт ЮНЕСКО 5А), и только 7% получили ди-плом о высшем образовании второй степени (стандарт ЮНЕСКО 6 - канди-дат наук) (рис. 1). Более 85% трансграничных программ сконцентрировано вКитае (включая Гонконг), Сингапуре и Малайзии [3].Рис. 1Рис. 2Что касается направлений подготовки, то в 2007 г. примерно один из че-тырех мобильных студентов (23%) был зачислен на программу бизнес иуправление. Естественные науки и математика - второе наиболее популяр-ное направление - привлекли 15% мобильных студентов; инженерное дело,строительство и архитектура - 14,4%, гуманитарные науки и искусство -13,9%. Педагогика и услуги является менее привлекательным направлениемдля мобильных студентов; эти направления выбрали соответственно 3 и 2%мобильных студентов. Наименее популярным среди направлений образова-ния является сельское хозяйство, что, вероятно, связано с незначительнойдолей сельского хозяйства в экономике (рис. 2).За последние десять лет серьезно возросла институциональная мобиль-ность (дистанционное образование), предполагающая подготовку через Ин-тернет, особенно в странах Азии и Ближнего Востока. Как правило, такоеобразование дополняется традиционной формой обучения - «лицом к ли-цу» - в местном институте-партнере [4]. Отношения между иностранными иместными образовательными учреждениями выражаются во множествеформ, основанных на договорах: от помощи развитию до контрактов на ры-ночных условиях (коммерческого типа).Трансграничное образование коммерческого типа сегодня играет суще-ственную роль для развития Азиатско-Тихоокеанского региона и главнымобразом принимает форму франчайзинга (franchising) или филиальной сети1(twinning).Расширение потока азиатских студентов основывается на двух фундамен-тальных характеристиках региона:- большая численность населения;- стабильный экономический рост.Международный студенческий обмен в Азии рассматривается как страте-гия участия в международной и региональной конкуренции. Так, китайскоеправительство:1) поощряет студентов учиться за границей;2) поддерживает их возвращение;3) стимулирует приток иностранных студентов, обеспечивая свободу вы-езда и въезда.С момента принятия реформ об открытости экономики Китая (1972 г.)темпы роста мобильных студентов значительно выросли: с менее 3% в сере-дине 1990-х гг. до почти 50% в начале ХХ в., особенно резко увеличившисьпосле 1998 г. За последние 20 лет Китай отправил около 350000 своих граж-дан в болеенальный рост экономики страны и то, что знание китайского языка значи-тельно расширяет возможности карьерного роста.Стал заметным рост числа китайских студентов и ученых, возвращаю-щихся в Китай, и это положительная тенденция, так как Китай считаетсястраной с самым низким в мире уровнем возвращения студентов. За послед-ние 30 лет 1,39 млн китайских студентов и ученых уехало на учебу за грани-цу и лишь 28% из них, или 390000 человек, вернулось. Это усиливает беспо-койство общества по поводу потери самых талантливых людей страны [6]. С2007 г. 42% студентов региона АТР, покинувших страну, остались в нем посравнению с 36% в 1999 г., что отчасти объясняется растущей доступностьюместного высшего образования. Все это (рис. 3) позволяет выявить несколькотенденций:Рис. 31. Число иностранных студентов, приезжавших в Китай, и студентов иученых, отправившихся за границу, снизилось в период между 2003 и2004 гг., что совпало со вспышкой эпидемии атипичной пневмонии и свиде-тельствовало о кризисе в общественном здравоохранении.2. Небольшой «скачок» числа возвращений был связан с финансовымкризисом, так как усложнился поиск работы в странах, где студенты прохо-дили обучение, или возросла угроза потери рабочих мест. Студенты и ученыевернулись домой, чтобы найти возможности трудоустройства.3. Государство постоянно совершенствует правовую основу международ-ной мобильности и увеличивает расходы на образование, что, конечно же,положительно сказывается на развитии системы образования.«Закон о высшем образовании» устанавливает, что государство должнопоощрять и поддерживать международные обмены и сотрудничество в об-ласти высшего образования. «Закон о преподавателях», «Положение об уче-ных степенях» [7] требуют «реализации рыночного подхода к образованию».На всех уровнях управления образовательным процессом права и обязанно-сти передаются от:- центральной - к местным органам власти;- государственных ведомств - в вузы и образовательные учреждения;- университета - до отдельных факультетов, кафедр и профессорско-преподавательского состава [8].Международные обмены и сотрудничество Китая в области образованиярегулируются не только государственными органами власти, но и учрежде-ниями образования и промышленности, а также неправительственными орга-низациями. Активные обмены китайских неправительственных организацийформируются и развиваются с более чем 130 организациями из более30 стран и регионов мира [9]. Китайская ассоциация международных обменовв области образования является всекитайской неправительственной органи-зацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в об-ласти образования, на местах функционируют ее филиалы.Правительство КНР принимает деятельное участие в работе многих меж-дународных организаций, взаимодействуя с ними по разным направлениям:ЮНЕСКО, Детским фондом ООН, Департаментом ООН по планированиюразвития детей, Фондом народонаселения ООН, Всемирным банком и т.д.Подписаны документы о развитии обменов и сотрудничества в областиобразования с более чем 188 странами и регионами мира. Образовательныеуслуги оказывают совместные китайско-иностранные учреждения, которых кконцу 2005 г. было 712, что в 9 раз больше 1995 г. СП размещены на терри-тории 28 провинций, автономных районов и муниципалитетов, городах сред-него размера восточных и прибрежных провинций [10].Министерство образования КНР, в частности Управление международно-го сотрудничества и обменов - государственный орган, несущий ответствен-ность за реализацию международного образовательного сотрудничества. Ввысших учебных заведениях страны функционируют «отделы (или центры)международных обменов и сотрудничества» [11].Первыми к учреждению учебных заведений совместно с зарубежнымистранами проложили путь негосударственные учебные заведения; многиеиностранные университеты именно через этот канал утвердились в Китае.Многосторонняя деятельность международных обменовС середины 1990-х гг. было предпринято немало усилий для формирова-ния нормативно-правовой базы, направленной на поощрение интернациона-лизации, гарантии качества, повышения эффективности и ответственностизаинтересованных сторон. Правительство страны использует разнообразныевиды институциональной и финансовой поддержки академической мобиль-ности [8]:1) в 1996 г. был сформирован Китайский стипендиальный совет (ChinaScholarship Council (CSC)) - некоммерческая организация, которая несет от-ветственность за организацию, управление и предоставление финансовыхресурсов для китайских граждан, обучающихся за рубежом, и иностранныхстудентов и ученых, обучающихся в Китае;2) совмещение учебы с работой как для граждан Китая, так и для ино-странных студентов;3) субсидии для учащихся, испытывающих особые материальные затруд-нения;4) государственные образовательные кредиты [13];5) государственные программы обучения за рубежом (The State SponsoredStudy Abroad Programs - SSSAP). В 2008 г. было профинансировано 12957программ обучения за границей, в 5,3 раза больше, чем в 1996 г., когда ихбыло только 2044 [14]. В этом же году была оказана финансовая поддержкадля проведения зарубежных исследований почти 7000 китайским аспирантами молодым ученым. С 2003 г. ежегодно 300 студентов из КНР, обучающихсяза границей за свой счет и показывающих лучшие результаты, награждаютсяодноразовой стипендией в размере 5000 долл. В 2008 г. стипендию получили305 человек.Для иностранных студентов существует два вида стипендий (грантов):полная и частичная. В 2010 г. Правительство Китая выделило образователь-ные стипендии 20 тыс. иностранных студентов, что на 2 тыс. больше 2009 г.[15. С. 59]. Они предоставляются бакалаврам, магистрам, докторантам, сту-дентам, изучающим китайский язык, а также стажерам в соответствии с со-глашениями или меморандумами об обмене в области образования, подпи-санными с правительствами соответствующих стран или международнымиорганизациями.Иностранные студенты, получающие материальную поддержку Прави-тельства КНР, не платят за обучение, освобождаются от страховки и регист-рации в вузе; им предоставляются общежитие и средства на текущие расхо-ды. Для бакалавров эта сумма составляет 1400 юаней, для магистров -1700 юаней, для аспирантов - 2000 юаней. Студенты, приехавшие на одинсеместр, также получают 1000 юаней, приехавшие на два семестра и более -1500 юаней на обустройство.Государственный совет по стипендиям для студентов-иностранцев пре-доставляет национальную или специальную стипендию [16]: национальная - выплачивается студентам из стран, подписавших дого-воры об академических обменах; специальная - проект 2008 г. - выплачивается аспирантам вузов, а так-же абитуриентам из 9 пограничных регионов, автономных районов.Государственные стипендии на стажировку в КНР (HSK) предоставляют-ся студентам-иностранцам - победителям экзамена по китайскому языку.Стипендии назначаются муниципальными органами образования (города Пе-кин, Шанхай, Тяньцзинь, Юньнань) и рядом провинций; вузами; а такжепредприятиями («Хуавэй», Государственным банком развития и другимикомпаниями).Самыми крупными стратегическими программами, нацеленными на по-вышение качества образования и его доступности, являются Проекты Прави-тельства КНР № 211 и 985. Проект Правительства КНР № 211 (1995 г.) насумму 18,3 млрд юаней - программа, цель которой - создание в XXI в.100 вузов и 21 направления мирового уровня. Программа была встроена в 9-йпятилетний план и включала 3 аспекта:1) повышение общего уровня учебных заведений;2) развитие ключевых направлений (дисциплин);3) расширение спектра услуг системы образования.Проект № 985 (1998 г.) на сумму 14 млрд юаней был нацелен на формирова-ние 10-12 университетов мирового класса, способных конкурировать с круп-нейшими учебными заведениями мира. Государство щедро финансирует вузы -бюджет среднего китайского института составлял в 2009 г. 120 млн долл., бюд-жет крупных университетов - в 2-2,5 раза больше [17]. Доходы китайского вузаскладываются не только из государственного финансирования. Многие изних представляют собой предприятия, которые сами зарабатывают деньги,берут кредиты на строительство или на научные разработки. Большинствоуниверситетов располагает серьезной производственной базой.Интернет и цифровые технологии способствуют трансформации процес-са предоставления образовательных услуг. Еще в 1994 г. была создана скоро-стная образовательная и научно-исследовательская сеть Китая (CERNRT) на20 тыс. км, которая объединяет 28 международных и местных информацион-ных каналов, покрывает главные города страны и является второй по мас-штабам сетью Интернет в Китае. Объединившись с китайской образователь-ной сетью (2000 г.) на основе спутниковой широкополосной- введение в сети «виртуальной стены», известной как система GreatChina Firewall, или «Золотой щит», что ограничивает для граждан страныдоступ к иностранным сайтам, форумам и новостным порталам, содержащиминформацию, не устраивающую прокоммунистические власти;- функционирование в китайских вузах так называемых «систем инфор-мационной безопасности», в которых соответствующие сотрудники следят застудентами и имеют доступ к любой информации;- распространение национализма среди китайского народа, поддержаниедуха народа и гордости за свою страну. Современный китайский национа-лизм основан на сформированной тысячелетиями китайской культуре, обы-чаях и традициях [21].Основными направлениями поощрения китайских студентов к возвраще-нию являются облегчение процедуры оформления выезда на стажировку спе-циалистов, имеющих дипломы (с конца 2002 г.), и другие меры:- разработана система нострификация иностранных дипломов, степеней,званий;- устранено правило, действующее 12 лет, по которому финансируемыеправительством студенты должны выплатить аванс, прежде чем им разрешатвыехать;- возможность использовать налоговые льготы;- проводятся разнообразные международные выставки-ярмарки, посвя-щенные различным отраслям промышленности;- проводятся ежегодные научные и технические выставки в крупнейшихгородах Китая (Шанхай, Пекин, Далянь, Ляонин);- учрежден Фонд поддержки возвращающимся студентам, который пре-доставил стипендии 17975 студентам на сумму 530 млн юаней.В целях содействия мобильности иностранных студентов Министерствообразования:1) организовало в различных странах выставки «Образование в Китае»;2) призывает китайские университеты к разработке образовательных про-грамм на английском языке;3) добилось международного признания теста на уровень владения китай-ским языком - The Chinese Proficiency Test (HSK), который необходимым дляобучения в стране на китайском языке;4) создан «Институт Конфуция» - китайский аналог институтов Гете иСервантеса. В настоящее время более 40 тысяч преподавателей китайскогоязыка в 12400 школах более чем 100 стран мира изучают китайский язык сболее чем 3,3 млн студентов [8];5) подписаны контракты о взаимном признании дипломов с 32 странами,включая Россию, Германию, Великобританию, Францию, Австралию, НовуюЗеландию, Австрию.В целом Правительство Китая использует всевозможные варианты дос-тижения целей в области развития международного образования и стремитсявовлечь в этот процесс как можно больше заинтересованных сторон.Совокупный объем расходов Китая на образование (без учета затрат наразвитие инфраструктуры образовательных учреждений) в 2009 г. составил155-160 млрд долл., что вывело страну в число мировых лидеров по объемамфинансирования образовательной деятельности. С учетом затрат на строи-тельство школ, институтов и их модернизацию объем инвестиций удвоится[22].18078 студентов являлись получателями стипендий Правительства КНР,что на 33,8% превысило показатель 2008 г., а учащихся за счет собственныхсредств достигло 220000 человек, что на 4,7% выше 2008 г. Около 68% отэтого числа студентов составили студенты из стран Азии, 15% - из Европы,10,7% - из Америки, 5% - из Африки. Корея, США, Япония, Вьетнам, Таи-ланд, Россия, Индия, Индонезия, Казахстан и Пакистан составляют ТОП-10стран - поставщиков иностранных студентов в китайские университеты [11].Эффективность этих затрат в частности и государственной политики вцелом в сфере международного образования можно оценивать по разнымкритериям. Мы остановимся только на некоторых из них:1) численность студентов, вернувшихся после получения образования зарубежом;2) рост числа иностранных студентов, получающих образование в Китае;3) соотношение цена - качество (по международным стандартам) на обра-зовательные услуги;4) число вузов Китая, вошедших с международные рейтинги;5) число научных статей в сфере нанотехнологий;6) число топ-бизнес-школ мира, расположенных в Китае, в том числе со-отношение цена - качество.1. Система привлечения на родину лиц, получивших образование за рубе-жом, включает:- содействие в их трудоустройстве, вплоть до организации их отправки кместу работы;- помощь в создании собственных предприятий и предоставление ин-формации о возможностях вложения капиталов;- прием заявок на получение стартового капитала для проведения науч-ных исследований в специально созданных инновационных парках (для реа-лизации последнего пункта организован специальный фонд).2. Увеличение числа иностранных студентов - до 265090 человек в2010 г., что почти на 10% выше, чем в предыдущем году [23], свидетельству-ет о признании достижений в области профессионального образования Китаяна международном уровне. Иностранные студенты из 190 стран и регионовпроходят обучение в Китае в примерно 610 учебных заведениях, 88 из нихобучают иностранных учащихся на гранты Правительства КНР [20]. По рас-четам Минобразования КНР, к 2020 г. число иностранных студентов в КНРдостигнет 500000 человек и Китай станет крупнейшим в Азии.3. Качество обучения в Китае уже отвечает международным стандар-там, а его стоимость меньше, чем в Европе, США и России. Обучение наязыковых курсах стоит примерно 400 долл. в месяц. Плата за проживание встандартной двухместной комнате в общежитии составляет 700-800 долл. засеместр и питание - около 200 долл. в месяц. Обучение в Китае обходитсядешевле, чем в большинстве зарубежных университетов: в среднем 2500-3000 долл. в год (правда, в элитных вузах в несколько раз дороже). Стои-мость обучения в одном из самых престижных китайских университетов-Фудань в Шанхае составляет в зависимости от факультета 2870-3250 долл. вгод (без учета расходов на проживание). В других шанхайских вузах плата непревышает 2000 долл. в год. Еще дешевле учиться в провинции. Год обученияв Яньшаньском университете (250 км от Пекина на берегу Желтого моря)обойдется в 1800 долл. Плата за комнату в общежитии составляет 2-3 долл. вдень, но за пределами кампуса можно снять еще дешевле.4. Шесть китайских университетов вошли в число 200 лучших в мире порейтингу лучших университетов мира «The World University Rankings -2010». Причем пекинский университет ЦинХуа (инжиниринг и технологии)занимает в этом списке 11-е место; он лучший за пределами Европы и Север-ной Америки и опережает университеты Австралии, Японии и Сингапура[24].5. Второе место в мире (22% в 2010 г.) по количеству научных статей всфере нанотехнологий, хотя их качество, оцениваемое по индексу цитирова-ния статей, значительно отстает от аналогичного показателя статей ученыхСША и европейских стран [25].6. Пять из 100 лучших бизнес-школ мира сегодня находятся в Китае, притом что еще пятнадцать лет назад в стране не было ни одной. Азиатскиеучебные заведения еще очень молоды - CEIBS (China-European InternationalBusiness School) исполнилось всего 14 лет, а, например, в ISB (The IndianSchool of Business) первый набор состоялся лишь в 2001 г. Ежегодно слуша-телями 150 бизнес-программ в КНР становятся около 10000 человек, самойпопулярной является Eхecutive MBA. Бизнес-образование Китая привлекаетроссиян и европейцев разумным сочетанием цены и качества: год обученияпо программе МВА в Китае в среднем в два раза дешевле, чем в США, и вполтора раза дешевле, чем в Европе. Лучшие европейские и американскиепрограммы MBA стоят сегодня 70000-120000 долл., а лучшие азиатские -20000-30000 долл. [5]. Учебные заведения стран Азии подходят в первуюочередь тем, кто намерен работать в этом регионе [26]. Хотя не более 10%выпускаемых в Китае специалистов, например по внешнеэкономической дея-тельности, могут считаться достаточно квалифицированными для работы вкрупных корпорациях. Кроме того, необходимо в случае устройства на рабо-ту в Китае пройти бюрократическую процедуру разрешения [27].Новая образовательная политика КНР позволяет решать вопросы, выхо-дящие далеко за пределы собственно образования, в том числе создания но-вого позитивного имиджа Китая, распространения китайской культуры и соз-дания нового поколения специалистов, способных стать мостом между Кита-ем и западными цивилизациями.Заключение. Международный студенческий обмен в условиях глобали-зации рассматривается в качестве важной политической стратегии полученияпреимуществ в международной конкуренции. Иностранные студенты могутпозволить преодолеть разрыв между странами, повлиять на укрепление эко-номических и дипломатических связей.Китай занимает 1-е место в мире по числу граждан, направленных научебу за границу. С каждым годом растет количество иностранцев, приез-жающих на учебу в КНР. Страна становится крупнейшим участником рынкаобразовательных услуг в мире.Правительство КНР стремится совершенствовать систему высшего обра-зования, учитывая потребности современности и цели развития человеческо-го капитала. Основные направления - это развитие мобильности студентов,направление студентов на учебу за рубеж и стимулирование их возвращения.В последние годы для развития студенческой мобильности правительствостраны предпринимает следующие меры:- стабильно растут объемы финансирования образовательного секторагосударством и привлечения инвестиций других заинтересованных сторон;- правовое регулирование рынка образовательных услуг соответствуетсовременным требованиям и стратегии развития страны;- улучшаются качество образования и репутация китайских университе-тов благодаря освоению передовых наук и технологий, успешного опытауправления в разных странах;- стимулируются работы зарубежных ученых и институтов в стране, ин-тернационализируются учебные планы и создаются совместные образова-тельные программы.Позиции Китая на международном рынке укрепляются. Китай лидируетпо количеству отправляемых студентов; все больше увеличивается числопринимаемых студентов, а многие китайские университеты входят в рейтин-ги лучших университетов мира.

Ключевые слова

экспорт и импорт образовательных услуг, эффекты государственной образовательной политики Китая, export and import of education services, effects of China's state educational policy

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Еремина Софья ЛеонидовнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетдоктор экономических наук, доцент, профессор кафедры организации и технологии высшего профессионального образования ИИПesofia@tpu.ru
Обущак Дарья АндреевнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетстудентка_ODA_@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

China Scholarship Council. Annual Report 2008. Р. 7. URL: http://www.csc.edu.cn/ uploads/ 20090831162723653.pdf
Foreign Education Organizations in China [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/zh.htm, свободный.
Global Education Digest 2009: Comparing Education Statistics across the World. Paris: UNESCO, 2009.
Higher Education to 2030. Vol. 3. Technology, forthcoming. Paris: OECD Publishing, 2009.
McBurnie G., Ziguras C. Transnational Education: Issues and Trends in Offshore Education. London: Rout ledge Flamer, 2007.
McKinsey & Company [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. mckinsey.com/, свободный.
Perceptions of European higher education in third countries. China Country Report: Academic Cooperation Association, 2005.
The return of Chinese students to motherland [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.zaobao.com/englishweek.shtml, свободный. 2009.
Винсен-Ланкран С. Трансграничное высшее образование: тенденции и перспективы развития // Вестник международных организаций. 2010. № 3 (29). С. 86-109. URL: http://iorj.hse.ru/data/2011/03/22/1211134738/6.pdf
Дружинин С. Учиться в Китае // Бизнес-образование в России и за рубежом. Федеральный экспертный канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ubo.ru/ articles/?cat=101&pub=2415, свободный (дата посещения: 21.02.2009).
За Великой стеной [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.epochtimes.ru, свободный.
Китай привлекает иностранных студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.directtalk.ru/cgi-bin/issue.cgi?action=article&ar_id=600, свободный.
Китайский информационный Интернет-центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.china.org.cn/archive2006/txt/2006-11/09/content_2272666.htm, свободный (дата посещения: 09.11.2009).
Лучшие университеты мира - 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jtimes. ru/tag/qs-world-university-rankings, свободный.
Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХI вв.: сравнительный анализ / Отв. ред. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжу Сяомань. Москва: Чжан Наньсин. Науч. редакция кит. текстов, 2007. 592 с.
Маслов А. Китайская грамота. Публикации по менеджменту [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1160009/, свободный (дата посещения: 19.10.2009).
Нин Ф. Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае // Экономические стратегии - Центральная Азия. 2006. № 2. С. 32-41.
О научно-техническом прогрессе Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.abirus.ru/content/564/623/628/721.html, свободный (дата посещения: 02.02.2008).
Боревская Н. Национальная специфика образования в эпоху глобализации: поможет ли нам опыт КНР? URL: http://www.perspectivy.info/oykumena/azia/2008-04-22.htm
Образование в КНР. Генеральное консульство Китайской Народной Республики в г. Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://saint-petersburg.chinaconsulate. org/rus/zgjj/t173665.htm, свободный.
Обучение в Китае. Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.admissions.cn/Policy/2009- 8/view10140.html, свободный (дата посещения: 10.08.2009).
Россия занимает 12-е место по научным статьям в сфере нанотехнологий // РИА Новости 01.12.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rian.ru/ science/ 20101201/303294650.html, свободный.
Рыбина Л. Бакалавры не дают покоя // Новая газета. 2011. № 56 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/data/2011/040/15.html?print=201115040913, свободный.
Сагинова О. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования. Гильдия маркетологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/ saginova/inter_vuz3.html, свободный. 2008.
Сетевое образование и образование для взрослых. Китайский информационный Интернет-центр. China.org.cn. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.china. org.cn/ china/archive/China2007/2007-11/29/content_9317427.htm, свободный (дата посещения: 29
Центр стратегических исследований Китая. Образовательная система КНР [Элек- тронный ресурс]. Режим доступа: http://chinacentre.ru/?id=67, свободный.2011.
Чириков С. Восток - дело тонкое, студенты! // Федеральный экспертный канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?cat=97&pub=1388, свободный (дата посещения: 30.08.2007).
 Студенческая мобильность в Китае | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Студенческая мобильность в Китае | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия