Transforming Methods of training Master Studentsin Management in the context of modern scientific and educational paradigm of highereducation.pdf Стратегические приоритеты социально-экономического развития России,связанные с модернизацией и технологическими прорывами, существенноактуализируют обсуждение вопросов подготовки квалифицированных кадровв качестве основного ресурса для новой экономики. Формирование востребо-ванного специалиста, способного быть не только отличным исполнителем, нои умеющего обучаться, готового быстро адаптироваться к новым условиямтруда, быть креативным, генератором новых идей, входит в современнуюобразовательную парадигму образовательного процесса. Переход от корот-ких и среднесрочных программ развития к долгосрочному видению развитиястраны требует соответствующей смены угла зрения и от профессионалов вобласти образования.Вместе с тем сегодня достаточно очевидно, что в период перехода от инду-стриального к постиндустриальному обществу, к новой экономике остро осебе заявила проблема несоответствия знаний и умений экономически актив-ного населения потребностям рынка труда. Все более увеличивается разрывмежду профессиональным образованием и профессиональным трудом [1]. Вкачестве одной из причин подобного несоответствия можно назвать консер-вацию неэффективных методов обучения.Наиболее остро проблема разрыва проявилась по мере перехода к двух-уровневой системе высшего образования и смене парадигмы в образователь-ном процессе, в том числе в управленческой сфере, предполагающей его ин-терактивность, адекватность современным технологическим реалиям, вклю-чение достижений передовой практики менеджмента. Представляется, чтопереход к двухуровневой системе подготовки специалистов в области менедж-мента должен строиться на основе включения в образовательный процесс суще-ственной научно-исследовательской составляющей. Фактически ранее исполь-зуемая в учебном процессе образовательная оболочка заменяется научно-образовательным содержанием. Понятно, что в этой связи в процессе модерни-зации содержания высшего образования меняются как принципы организацииобразовательного процесса, отражающиеся в существенно изменившейся струк-туре учебного плана (обязательное включение научно-методологического семи-нара, усиление роли научно-исследовательской практики), так и методы его реа-лизации. Данная динамика изменений обусловлена инновационностью социаль-но-экономических процессов, ориентированных на возросшую значимость на-учно-исследовательского компонента в подготовке магистров в области ме-неджмента.Добиться ожидаемых от решения данной задачи результатов традиционны-ми методами обучения, на наш взгляд, в полной мере сегодня невозможно. Идело не только и не столько в рутинном характере прежних методов обучения испособов их реализации, сколько в новых общественных вызовах современно-сти, изменениях во внешней среде. Вместе с тем речь идет не об отказе от суще-ствующих методов преподавания, не о комплексной их замене, а об органиче-ском включении принципиально иных.В этой связи считаем уместным говорить о трансформации системы ме-тодов обучения. В педагогической практике метод обучения представлен каксистема регулятивных принципов и правил организации педагогически целе-сообразного взаимодействия преподавателя и студента, применяемая для ре-шения определенного круга задач обучения, развития и воспитания. В этомопределении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия,и сами способы действия.В современных исследованиях трансформация методов обучения рас-сматривается как процесс использования предыдущих интерпретаций дляконструирования новых или измененных интерпретаций значимо-сти/ценности полученного опыта для того, чтобы направлять будущие дейст-вия [2]. Концепция трансформационного обучения в ее отдельных элементахреализуется в последнее время в деятельности российских бизнес-консуль-тантов, в работе тренинговых центров, представители которых подчеркиваютее существенное влияние на индивидуальное и организационное развитиебудущего менеджера [3]. Идеология трансформационного обучения принци-пиально важна как для будущего менеджера, так и для функционирующегоуправленческого персонала на фоне высокой динамики слияний и поглоще-ний, реорганизаций компаний.Трансформация методов обучения, безусловно, повлияет на будущуюпрофессиональную практику студента, его взаимодействие внутри студенче-ской группы, отношения с преподавателями и возможными работодателями.Концепция трансформационного обучения базируется на постулате развитияличности и приобретения компетенций через решение проблем и определе-ние причинно-следственных связей [4].Процесс обучения дает свои эффекты тогда, когда индивид способен по-смотреть на свой мир с другой точки зрения. Ожидаемый результат обученияв вузе представляет собой не просто получение информации, набор совре-менных знаний, а осознанное изменение личности в контексте получаемогоопыта и профессионального навыка.Учитывая основные постулаты концепции трансформационного обуче-ния, мы считаем целесообразным построение архитектуры образовательногопроцесса на использовании системы разнообразных методов обучения сту-дентов магистратуры, помогающих преодолеть существующие разрывы меж-ду профессиональным образованием и потребностями рынка труда. Расши-рение репертуара методов обучения для студентов магистратуры дает воз-можность преподавателю сознательно и критично понимать, как можно из-менить привычные структуры картины мира и модели поведения студентадля того, чтобы он мог действовать более эффективно.Магистерская подготовка в рамках Болонского процесса предусматриваетпереход от субъектно-объектной модели обучения к субъектно-субъектной,что возможно при внедрении интерактивных технологий обучения и исполь-зовании компетентностного подхода. Совокупность сформированных компе-тенций и профессиональное сознание, отражающие способность специалистаосуществлять эффективную деятельность в сочетании с социальной ответст-венностью, позволят быть выпускнику магистратуры интересным для рабо-тодателя.Формирование компетентного и социально ответственного менеджераопирается на использование широкого спектра методов образовательногопроцесса. В государственном образовательном стандарте третьего поколениявыделен ряд активных и интерактивных форм проведения занятий (семина-ров в диалоговом режиме, психологических и иных тренингов, групповыхдискуссий, деловых и ролевых игр и т.д.). Причем в образовательном стан-дарте подготовки магистров менеджмента указано, что доля занятий в актив-ном режиме должна составлять не менее 50% аудиторных занятий. Такойподход в преподавании дисциплин учебного плана становится одной изплатформ, формирующих не только знания, но и умения, навыки, о которыхи говорит работодатель в общем диалоге с высшим учебным заведением.В современной образовательной практике интерактивные методыкомпьютерные симуляции, кейс-метод, деловые и ролевые игры, психологи-ческие и иные тренинги, групповые дискуссии, проектную деятельность и др.Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции итренинговых элементов. Существует множество форм интерактивныхлекций, но их всех объединяют возможность и требование к участникам ихактивного диалога друг с другом и с лектором; презентация со стороныпреподавателя; постоянная работа с получаемой от всех участников ин-формацией. Весьма позитивным является тот факт, что информация,поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и можетбыть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.Компьютерные симуляции в последнее время становятся мощным сред-ством обучения так называемым «мягким навыкам» - soft skills: навыкам ве-дения переговоров, управления конфликтом, клиентскому обслуживанию ит.д. Применение данной технологии в образовательном процессе позволяетпрививать студентам необходимые навыки в обстановке, которая не толькоочень похожа на ту, что из дня в день существует в будущей профессиональ-ной деятельности, но иногда и в более сложной. В отличие от тех же тради-ционных тренингов, компьютерные симуляции имеют встроенные элементыиндивидуальной обратной связи. Можно даже сказать, что каждый студентво время обучения получает своего персонального бизнес-тренера (коуча),что является несбыточной мечтой для программ традиционного обучения.Кейс-метод, родиной которого является школа бизнеса Гарвардскогоуниверситета, где этот метод был применен еще в 1924 г., сегодня весьма по-пулярен в российском бизнес-образовании. Отличительной особенностьюэтого метода является создание определенной проблемной ситуации на осно-ве фактов из реальной жизни.Деловые и ролевые игры - средство моделирования разнообразных усло-вий профессиональной деятельности (включая экстремальные), метод поискановых способов ее выполнения. Игра имитирует различные аспекты челове-ческой активности и социального взаимодействия и является методом эффек-тивного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным ха-рактером учебного предмета и реальным характером профессиональной дея-тельности. Ролевые игры предложены социальными психологами и представ-ляют моделирование группой студентов той или иной ситуации.В научно-педагогической литературе отмечают, что игровые методы самипо себе предоставляют материал для организационной и управленческойпрактики студентов, важным элементом игровых методов является включе-ние наиболее активных и подготовленных учащихся в работу по организациии проведению игры, а ее проведение представляет собой достаточно сложнуюуправленческую задачу.Психологические и иные тренинги являются методом активного обуче-ния, направленного на развитие знаний, умений и навыков. Тренинг доста-точно часто используется, если желаемый результат - это не только получе-ние новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Входе тренинга соблюдается ряд принципов групповой работы, таких как ак-тивность студентов, партнерское общение, что предполагает признание цен-ности личности каждого из участников; исследовательская позиция участни-ков в процессе совместной деятельности; предоставление возможности объ-ектизированного взгляда на модели своего поведения «глазами» одногрупни-ков, через обратную связь. Именно обратная связь является одним из важ-нейших факторов, образующих и корректирующих «Я» человека. Даннуюинформацию участники могут получить через высказывание тренера прианализе выполнения заданий, высказывания других участников и просмотрвидеозаписи ролевых игр (или других видов взаимодействия), и именно онаявляется для участника тренинга «его видением себя со стороны» и несет всебе обучающую роль. Отметим, что здесь весьма велико значение специали-стов в области психологии и педагогики, которые в силу своей профессио-нальной подготовленности готовы и способны реализовывать занятия в ре-жиме тренинга.Групповая дискуссия является обсуждением какого-либо спорного во-проса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее отдругих видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дис-куссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, ар-гументирует свою позицию. Дискуссия часто рассматривается как метод, ак-тивизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретическойпроблемы.Одним из наиболее эффективных инструментов, реализующих интерак-тивность в подготовке менеджеров, является, на наш взгляд, модерация.М.Н. Певзнер и др. указывают, что модерация представляет собой деятель-ность, направленную на раскрытие потенциальных возможностей студента[6. С. 173-201]. В ее основе лежит использование специальных приемов, ме-тодов и техник, помогающих организовывать процесс свободной коммуника-ции, обмена мнениями, суждениями и подводящих студента к принятиюпрофессионально грамотного решения за счет реализации его внутреннихвозможностей.Модерация групповой работы, по мнению авторов, которого мы придер-живаемся, в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциалаучащегося. При этом индивидуально значимое становится социально значи-мым, т.е. приемлемым в коллективе.Данная техника характеризуется сосредоточением на конкретной про-блеме; ориентацией на конкуренцию, а не на кооперацию; исключениемформального контроля и оценки; содержит способы деятельности, указы-вающие путь решения проблемы для группы; создает психологически ком-фортные условия для субъектов профессиональной деятельности. Технологиямодерации удобна тем, что также позволяет характеризовать решаемые вгруппе задачи. Данная классификация включает в себя следующие типы за-дач:- продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, твор-ческих продуктов, к генерированию новых идей);- дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу кон-кретного вопроса и выработки согласованного решения);- проблемные (требуют выявления специфики процесса, развертываемогос целью решения некоторой проблемы).Анализируя результаты, полученные вследствие реализации техники мо-дерации на примере студентов магистерских программ по направлению «Ме-неджмент», можно выделить типичные проявления деятельности в областианализа и решения проблем управления:1) овладение участниками группы конструктивными методами управле-ния собственными ресурсами и взаимодействия в команде;2) обнаружение ключевых профессиональных ресурсов команды буду-щих менеджеров, членов группового коллектива, следовательно, в будущемруководство организации, в которой работает или будет работать нашвыпускник, позволяет использовать креативный потенциал сотрудников длядостижения целей организации;3) улучшение морально-психологического климата в группе;4) мобилизация студенческой группы на успех;5) обнаружение профессиональных и личностных дефицитов и формиро-вание индивидуального плана профессионально-личностного роста.В связи с увеличением неопределенности и скорости протекания эконо-мических процессов, темпов изменений, а также с обострением глобальнойконкуренции, существенно поднявшей планку требований к работникам,внедрение новых технологий в процесс магистерской подготовки являетсявесьма актуальным.Предполагается, что в качестве результатов использования вышеобозна-ченного технологического инструментария в учебно-образовательном про-цессе в вузе будут повышены эффективность занятий, учебная мотивация,сформированы и развиты у студентов коммуникативные навыки и умения,эмоциональные контакты в студенческой группе (умение жить в диалоговойсреде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен). Данные методы по-зволят вывести на качественно новый уровень аналитические способностистудентов, способность критически мыслить, умение делать обоснованныевыводы, решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать реше-ния и нести ответственность за них. Весьма значимым является формирова-ние и развитие у обучающихся навыков планирования (способность прогно-зировать и проектировать).Для эффективной реализации целей и задач, стоящих перед вузом в об-ласти подготовки менеджера, способного участвовать в новых высокотехно-логичных процессах по модернизации социально-экономических систем ре-гиона и страны, требуются определенные организационные (наличие доста-точных профессиональных и материально-технических ресурсов, созданиедейственной методической поддержки преподавателей, создание условий дляобмена педагогическим опытом в образовательной среде вуза) и социально-психологические условия (актуальные запросам субъектов образовательногопространства; соответствие ожиданий участников образовательного процессапрофессиональным возможностям преподавательского состава, готовностьсубъектов образовательного процесса к конструктивному взаимодействию исотрудничеству).Таким образом, трансформация системы методов обучения является однимиз условий реализации компетентностного подхода в научно-образовательнойпарадигме подготовки магистров по направлению «Менеджмент». Технологиче-ская, профессиональная оснащенность будущих специалистов ведет к формиро-ванию конкурентоспособных позиций организации, в которой будут профессио-нально реализовываться будущие магистры.
Каячев Геннадий Федорович | Сибирский федеральный университет, г. Красноярск | доктор экономических наук, профессор, зам. директора Института управления бизнес-процессами и экономики по научно-исследовательской работе | kayachev@mail.ru |
Багдасарьян Ирина Сергеевна | Сибирский федеральный университет, г. Красноярск | кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента производственных и социальных технологий | nauka_prima@mail.ru |
Звонников В.И. Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров по направлению менеджмент // Вестник Гоcударственного университета управления. М., 2009. № 7. С. 31-42.
Mezirow J. Contemporary Paradigms of Learning // Adult Education Quarterly. 1996. № 46. С. 158-172.
Павличенко Е.Н. Трансформационное обучение и развитие. URL: http: // elenapavlichenko. com/?p=2225.
Taylor E.W. Transformative Learning: A Critical Review. ERIC Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational Education // Information Series. 1998. № 374.
Куликова Л.Н. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы. Хабаровск: Хабаров. гос. пед. ун-т, 2002.
Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Горычева С.Н. и др. Педагогическое консультирование: Учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2006.