О трансформации системы методов подготовкимагистров по направлению «Менеджмент» в контексте реализации современнойнаучно-образовательной парадигмы высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

О трансформации системы методов подготовкимагистров по направлению «Менеджмент» в контексте реализации современнойнаучно-образовательной парадигмы высшего образования

Рассматривается проблема преодоления разрыва между профессиональным образованием и профессиональным трудом через изменение методов образовательного процесса и смену парадигмы в преподавательской деятельности. Выделяются основные направления в трансформации методов обучения студентов магистратуры в области менеджмента. Трансформация методов, реализуемых в образовательном процессе, базируется на концепции трансформационного обучения, рассматривающей развитие личности студента в условиях новых общественных вызовов. Особое внимание уделяется роли интерактивных методов обучения.

Transforming Methods of training Master Studentsin Management in the context of modern scientific and educational paradigm of highereducation.pdf Стратегические приоритеты социально-экономического развития России,связанные с модернизацией и технологическими прорывами, существенноактуализируют обсуждение вопросов подготовки квалифицированных кадровв качестве основного ресурса для новой экономики. Формирование востребо-ванного специалиста, способного быть не только отличным исполнителем, нои умеющего обучаться, готового быстро адаптироваться к новым условиямтруда, быть креативным, генератором новых идей, входит в современнуюобразовательную парадигму образовательного процесса. Переход от корот-ких и среднесрочных программ развития к долгосрочному видению развитиястраны требует соответствующей смены угла зрения и от профессионалов вобласти образования.Вместе с тем сегодня достаточно очевидно, что в период перехода от инду-стриального к постиндустриальному обществу, к новой экономике остро осебе заявила проблема несоответствия знаний и умений экономически актив-ного населения потребностям рынка труда. Все более увеличивается разрывмежду профессиональным образованием и профессиональным трудом [1]. Вкачестве одной из причин подобного несоответствия можно назвать консер-вацию неэффективных методов обучения.Наиболее остро проблема разрыва проявилась по мере перехода к двух-уровневой системе высшего образования и смене парадигмы в образователь-ном процессе, в том числе в управленческой сфере, предполагающей его ин-терактивность, адекватность современным технологическим реалиям, вклю-чение достижений передовой практики менеджмента. Представляется, чтопереход к двухуровневой системе подготовки специалистов в области менедж-мента должен строиться на основе включения в образовательный процесс суще-ственной научно-исследовательской составляющей. Фактически ранее исполь-зуемая в учебном процессе образовательная оболочка заменяется научно-образовательным содержанием. Понятно, что в этой связи в процессе модерни-зации содержания высшего образования меняются как принципы организацииобразовательного процесса, отражающиеся в существенно изменившейся струк-туре учебного плана (обязательное включение научно-методологического семи-нара, усиление роли научно-исследовательской практики), так и методы его реа-лизации. Данная динамика изменений обусловлена инновационностью социаль-но-экономических процессов, ориентированных на возросшую значимость на-учно-исследовательского компонента в подготовке магистров в области ме-неджмента.Добиться ожидаемых от решения данной задачи результатов традиционны-ми методами обучения, на наш взгляд, в полной мере сегодня невозможно. Идело не только и не столько в рутинном характере прежних методов обучения испособов их реализации, сколько в новых общественных вызовах современно-сти, изменениях во внешней среде. Вместе с тем речь идет не об отказе от суще-ствующих методов преподавания, не о комплексной их замене, а об органиче-ском включении принципиально иных.В этой связи считаем уместным говорить о трансформации системы ме-тодов обучения. В педагогической практике метод обучения представлен каксистема регулятивных принципов и правил организации педагогически целе-сообразного взаимодействия преподавателя и студента, применяемая для ре-шения определенного круга задач обучения, развития и воспитания. В этомопределении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия,и сами способы действия.В современных исследованиях трансформация методов обучения рас-сматривается как процесс использования предыдущих интерпретаций дляконструирования новых или измененных интерпретаций значимо-сти/ценности полученного опыта для того, чтобы направлять будущие дейст-вия [2]. Концепция трансформационного обучения в ее отдельных элементахреализуется в последнее время в деятельности российских бизнес-консуль-тантов, в работе тренинговых центров, представители которых подчеркиваютее существенное влияние на индивидуальное и организационное развитиебудущего менеджера [3]. Идеология трансформационного обучения принци-пиально важна как для будущего менеджера, так и для функционирующегоуправленческого персонала на фоне высокой динамики слияний и поглоще-ний, реорганизаций компаний.Трансформация методов обучения, безусловно, повлияет на будущуюпрофессиональную практику студента, его взаимодействие внутри студенче-ской группы, отношения с преподавателями и возможными работодателями.Концепция трансформационного обучения базируется на постулате развитияличности и приобретения компетенций через решение проблем и определе-ние причинно-следственных связей [4].Процесс обучения дает свои эффекты тогда, когда индивид способен по-смотреть на свой мир с другой точки зрения. Ожидаемый результат обученияв вузе представляет собой не просто получение информации, набор совре-менных знаний, а осознанное изменение личности в контексте получаемогоопыта и профессионального навыка.Учитывая основные постулаты концепции трансформационного обуче-ния, мы считаем целесообразным построение архитектуры образовательногопроцесса на использовании системы разнообразных методов обучения сту-дентов магистратуры, помогающих преодолеть существующие разрывы меж-ду профессиональным образованием и потребностями рынка труда. Расши-рение репертуара методов обучения для студентов магистратуры дает воз-можность преподавателю сознательно и критично понимать, как можно из-менить привычные структуры картины мира и модели поведения студентадля того, чтобы он мог действовать более эффективно.Магистерская подготовка в рамках Болонского процесса предусматриваетпереход от субъектно-объектной модели обучения к субъектно-субъектной,что возможно при внедрении интерактивных технологий обучения и исполь-зовании компетентностного подхода. Совокупность сформированных компе-тенций и профессиональное сознание, отражающие способность специалистаосуществлять эффективную деятельность в сочетании с социальной ответст-венностью, позволят быть выпускнику магистратуры интересным для рабо-тодателя.Формирование компетентного и социально ответственного менеджераопирается на использование широкого спектра методов образовательногопроцесса. В государственном образовательном стандарте третьего поколениявыделен ряд активных и интерактивных форм проведения занятий (семина-ров в диалоговом режиме, психологических и иных тренингов, групповыхдискуссий, деловых и ролевых игр и т.д.). Причем в образовательном стан-дарте подготовки магистров менеджмента указано, что доля занятий в актив-ном режиме должна составлять не менее 50% аудиторных занятий. Такойподход в преподавании дисциплин учебного плана становится одной изплатформ, формирующих не только знания, но и умения, навыки, о которыхи говорит работодатель в общем диалоге с высшим учебным заведением.В современной образовательной практике интерактивные методыкомпьютерные симуляции, кейс-метод, деловые и ролевые игры, психологи-ческие и иные тренинги, групповые дискуссии, проектную деятельность и др.Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции итренинговых элементов. Существует множество форм интерактивныхлекций, но их всех объединяют возможность и требование к участникам ихактивного диалога друг с другом и с лектором; презентация со стороныпреподавателя; постоянная работа с получаемой от всех участников ин-формацией. Весьма позитивным является тот факт, что информация,поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и можетбыть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени.Компьютерные симуляции в последнее время становятся мощным сред-ством обучения так называемым «мягким навыкам» - soft skills: навыкам ве-дения переговоров, управления конфликтом, клиентскому обслуживанию ит.д. Применение данной технологии в образовательном процессе позволяетпрививать студентам необходимые навыки в обстановке, которая не толькоочень похожа на ту, что из дня в день существует в будущей профессиональ-ной деятельности, но иногда и в более сложной. В отличие от тех же тради-ционных тренингов, компьютерные симуляции имеют встроенные элементыиндивидуальной обратной связи. Можно даже сказать, что каждый студентво время обучения получает своего персонального бизнес-тренера (коуча),что является несбыточной мечтой для программ традиционного обучения.Кейс-метод, родиной которого является школа бизнеса Гарвардскогоуниверситета, где этот метод был применен еще в 1924 г., сегодня весьма по-пулярен в российском бизнес-образовании. Отличительной особенностьюэтого метода является создание определенной проблемной ситуации на осно-ве фактов из реальной жизни.Деловые и ролевые игры - средство моделирования разнообразных усло-вий профессиональной деятельности (включая экстремальные), метод поискановых способов ее выполнения. Игра имитирует различные аспекты челове-ческой активности и социального взаимодействия и является методом эффек-тивного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным ха-рактером учебного предмета и реальным характером профессиональной дея-тельности. Ролевые игры предложены социальными психологами и представ-ляют моделирование группой студентов той или иной ситуации.В научно-педагогической литературе отмечают, что игровые методы самипо себе предоставляют материал для организационной и управленческойпрактики студентов, важным элементом игровых методов является включе-ние наиболее активных и подготовленных учащихся в работу по организациии проведению игры, а ее проведение представляет собой достаточно сложнуюуправленческую задачу.Психологические и иные тренинги являются методом активного обуче-ния, направленного на развитие знаний, умений и навыков. Тренинг доста-точно часто используется, если желаемый результат - это не только получе-ние новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Входе тренинга соблюдается ряд принципов групповой работы, таких как ак-тивность студентов, партнерское общение, что предполагает признание цен-ности личности каждого из участников; исследовательская позиция участни-ков в процессе совместной деятельности; предоставление возможности объ-ектизированного взгляда на модели своего поведения «глазами» одногрупни-ков, через обратную связь. Именно обратная связь является одним из важ-нейших факторов, образующих и корректирующих «Я» человека. Даннуюинформацию участники могут получить через высказывание тренера прианализе выполнения заданий, высказывания других участников и просмотрвидеозаписи ролевых игр (или других видов взаимодействия), и именно онаявляется для участника тренинга «его видением себя со стороны» и несет всебе обучающую роль. Отметим, что здесь весьма велико значение специали-стов в области психологии и педагогики, которые в силу своей профессио-нальной подготовленности готовы и способны реализовывать занятия в ре-жиме тренинга.Групповая дискуссия является обсуждением какого-либо спорного во-проса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее отдругих видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дис-куссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, ар-гументирует свою позицию. Дискуссия часто рассматривается как метод, ак-тивизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретическойпроблемы.Одним из наиболее эффективных инструментов, реализующих интерак-тивность в подготовке менеджеров, является, на наш взгляд, модерация.М.Н. Певзнер и др. указывают, что модерация представляет собой деятель-ность, направленную на раскрытие потенциальных возможностей студента[6. С. 173-201]. В ее основе лежит использование специальных приемов, ме-тодов и техник, помогающих организовывать процесс свободной коммуника-ции, обмена мнениями, суждениями и подводящих студента к принятиюпрофессионально грамотного решения за счет реализации его внутреннихвозможностей.Модерация групповой работы, по мнению авторов, которого мы придер-живаемся, в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциалаучащегося. При этом индивидуально значимое становится социально значи-мым, т.е. приемлемым в коллективе.Данная техника характеризуется сосредоточением на конкретной про-блеме; ориентацией на конкуренцию, а не на кооперацию; исключениемформального контроля и оценки; содержит способы деятельности, указы-вающие путь решения проблемы для группы; создает психологически ком-фортные условия для субъектов профессиональной деятельности. Технологиямодерации удобна тем, что также позволяет характеризовать решаемые вгруппе задачи. Данная классификация включает в себя следующие типы за-дач:- продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, твор-ческих продуктов, к генерированию новых идей);- дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу кон-кретного вопроса и выработки согласованного решения);- проблемные (требуют выявления специфики процесса, развертываемогос целью решения некоторой проблемы).Анализируя результаты, полученные вследствие реализации техники мо-дерации на примере студентов магистерских программ по направлению «Ме-неджмент», можно выделить типичные проявления деятельности в областианализа и решения проблем управления:1) овладение участниками группы конструктивными методами управле-ния собственными ресурсами и взаимодействия в команде;2) обнаружение ключевых профессиональных ресурсов команды буду-щих менеджеров, членов группового коллектива, следовательно, в будущемруководство организации, в которой работает или будет работать нашвыпускник, позволяет использовать креативный потенциал сотрудников длядостижения целей организации;3) улучшение морально-психологического климата в группе;4) мобилизация студенческой группы на успех;5) обнаружение профессиональных и личностных дефицитов и формиро-вание индивидуального плана профессионально-личностного роста.В связи с увеличением неопределенности и скорости протекания эконо-мических процессов, темпов изменений, а также с обострением глобальнойконкуренции, существенно поднявшей планку требований к работникам,внедрение новых технологий в процесс магистерской подготовки являетсявесьма актуальным.Предполагается, что в качестве результатов использования вышеобозна-ченного технологического инструментария в учебно-образовательном про-цессе в вузе будут повышены эффективность занятий, учебная мотивация,сформированы и развиты у студентов коммуникативные навыки и умения,эмоциональные контакты в студенческой группе (умение жить в диалоговойсреде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен). Данные методы по-зволят вывести на качественно новый уровень аналитические способностистудентов, способность критически мыслить, умение делать обоснованныевыводы, решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать реше-ния и нести ответственность за них. Весьма значимым является формирова-ние и развитие у обучающихся навыков планирования (способность прогно-зировать и проектировать).Для эффективной реализации целей и задач, стоящих перед вузом в об-ласти подготовки менеджера, способного участвовать в новых высокотехно-логичных процессах по модернизации социально-экономических систем ре-гиона и страны, требуются определенные организационные (наличие доста-точных профессиональных и материально-технических ресурсов, созданиедейственной методической поддержки преподавателей, создание условий дляобмена педагогическим опытом в образовательной среде вуза) и социально-психологические условия (актуальные запросам субъектов образовательногопространства; соответствие ожиданий участников образовательного процессапрофессиональным возможностям преподавательского состава, готовностьсубъектов образовательного процесса к конструктивному взаимодействию исотрудничеству).Таким образом, трансформация системы методов обучения является однимиз условий реализации компетентностного подхода в научно-образовательнойпарадигме подготовки магистров по направлению «Менеджмент». Технологиче-ская, профессиональная оснащенность будущих специалистов ведет к формиро-ванию конкурентоспособных позиций организации, в которой будут профессио-нально реализовываться будущие магистры.

Ключевые слова

профессиональное образование, двухуровневая система образования, магистратура в области менеджмента, трансформация методов обучения, интерактивные методы, тренинг, модерация, professional education, two-tier system of education, master course in management, transformation of teaching (training) methods, interactive teaching methods, training, moderation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каячев Геннадий ФедоровичСибирский федеральный университет, г. Красноярскдоктор экономических наук, профессор, зам. директора Института управления бизнес-процессами и экономики по научно-исследовательской работеkayachev@mail.ru
Багдасарьян Ирина СергеевнаСибирский федеральный университет, г. Красноярсккандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента производственных и социальных технологийnauka_prima@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Звонников В.И. Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров по направлению менеджмент // Вестник Гоcударственного университета управления. М., 2009. № 7. С. 31-42.
Mezirow J. Contemporary Paradigms of Learning // Adult Education Quarterly. 1996. № 46. С. 158-172.
Павличенко Е.Н. Трансформационное обучение и развитие. URL: http: // elenapavlichenko. com/?p=2225.
Taylor E.W. Transformative Learning: A Critical Review. ERIC Clearinghouse on Adult, Career, and Vocational Education // Information Series. 1998. № 374.
Куликова Л.Н. Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы. Хабаровск: Хабаров. гос. пед. ун-т, 2002.
Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Горычева С.Н. и др. Педагогическое консультирование: Учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2006.
 О трансформации системы методов подготовкимагистров по направлению «Менеджмент» в контексте реализации современнойнаучно-образовательной парадигмы высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

О трансформации системы методов подготовкимагистров по направлению «Менеджмент» в контексте реализации современнойнаучно-образовательной парадигмы высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия