Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху?

Исследуются все ступени образовательной системы Японии, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным образованием. Выявляются особенности воспитания детей в учебных заведениях, показываются этапы формирования характерных японских черт - трудолюбия, усердия, умения работать в команде, понимания своего места, стремления работать на фирму, а не на себя, приверженности к строгой иерархии и т.д.

Educational system of Japan: what is the secretof its success?.pdf Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой дея-тельности является синтезирование накопленного мирового опыта. В услови-ях реформы системы образования в нашей стране все большую важностьприобретают изучение и анализ развития образования за рубежом.Исходя из этого целью данной научной работы являлось изучение осо-бенностей современной системы образования Японии.Структура образования в Японии включает в себя (рис. 1): необязатель-ную ступень - детский сад; школьное образование, которое делится на млад-шую, среднюю и старшую школы - особенностью является то, что послесредней школы можно уйти в различные спецшколы и технологические кол-леджи; и высшее образование, подразделяющееся на университеты и неуни-верситетский сектор [1].Рассмотрим подробнее каждую из ступеней образования.Дошкольное образование. В Японии детский сад не является обязатель-ной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родите-лей - обычно с четырехлетнего возраста.Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимаюттак называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных универ-ситетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно счи-тать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходитв университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. ВЯпонии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования:университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошооплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме.А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия.Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Роди-тели платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобыбыть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.Рис. 1. Система образования в ЯпонииЯпонские воспитатели, обучая детей взаимодействию, объединяют их вмаленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особен-ностью организации дошкольного воспитания. Эти группы формируются непо способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельностьэффективной. Каждый год группы создаются заново. Постоянная смена дет-ского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно болееширокие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились от-ношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобрететсебе приятелей среди других детей [2].Воспитание маленьких детей в Японии сразу окунает их в острую конку-рентную борьбу за лучшее будущее, оно не всегда благоприятствует разви-тию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке поня-тие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здоро-вого человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписа-ния и не мешая окружающим.Школьное образование. Школа в Японии делится на три ступени:1. Начальная школа (1-6-е классы) - сёгакко.2. Средняя школа (7-9-е классы) - тюгакко.3. Старшая школа (10-12-е классы) - котогакко.Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны.Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебупо окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе по-ступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение втечение 4 лет) [3].Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государ-ственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частныеначальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учитьсябесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествозна-ние (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет),музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.В средней школе к перечню предметов добавляются английский язык инесколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависитот школы.Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программасредних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможно-стей для специализации в той или иной области познаний.Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платныеподготовительные курсы дзюку, в которых им помогают лучше подготовить-ся к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю. «Дзюку» в переводе - «школа мастерства», но правильнеебыло бы сказать - «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя ещераз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этимзнаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. И если раньше учеба вдзюку требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и шко-лы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.Дзюку посещает одна шестая часть младших школьников, половинасредних и почти все старшие. Годовой доход всех дзюку составляет немыс-лимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страныперспектив их выпускники не имеют. Те, кто не захотел поступить в старшуюшколу, могут поступить в пятилетние «технологические колледжи» - проф-технические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в луч-ших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Япониивысоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупнымфирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.Высшее образование. Система высшего образования включает в себяследующие основные четыре вида образовательных учреждений:1) университеты полного цикла (4 года) и ускоренного цикла (2 года);2) профессиональные колледжи;3) школы специальной подготовки (технологические институты);4) школы последипломного обучения (магистратуры).Пожалуй, главное отличительное свойство системы высшего образованияЯпонии - его иерархичность. Жесткие иерархии (часто «непересекающиеся»,т.е. существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают иуниверситетский, и неуниверситетский ее секторы.Неуниверситетский сектор - это, по сути, «вузы второго сорта», выпол-няющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридическимладшие колледжи с двух- или трехлетним курсом обучения считаются пол-ноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов несоответствуют уровню высшей школы [6].Технологические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадровна базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответ-ствуют нашим техникумам.В сущности, единственными полноценными вузами, чьи выпускники неиспытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются универ-ситеты полного цикла. Иерархия этих вузов включает в себя следующие сту-пени:1. Несколько самых престижных частных университетов, таких как Ни-хон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют выс-ший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный универ-ситет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически невоз-можно, но их диплом дает стопроцентную гарантию успешного трудоустрой-ства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности.2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтин-гах (Токийский технологический институт или Государственный университетИокогамы). Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключи-тельно высок.3. Прочие государственные университеты, чаще всего учрежденные пре-фектурами и органами местного самоуправления. Низкая плата за обучение иумеренный конкурс.4. Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение -невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоуст-ройство.Магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в школы последип-ломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относи-тельной автономией. Любопытно, что основные научные ресурсы в Япониибыли задействованы именно для преподавания в государственных магистра-турах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнитель-но низким.Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпускквалифицированных специалистов, необходимых для поддержания системы,магистратура же - на выпуск инициативных аналитиков, способных к проек-тированию ее развития. Технологический скачок в Японии стал возможен вомногом за счет такого разделения задач и успешного развития школ последи-пломного образования.Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, чтосистема образования Японии относительно молода, она является одной излучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, син-тезировав все последние достижения педагогической науки с особенностямипостроения японского социума, смогли обеспечить своей стране не тольковпечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровеньжизни. Они раньше других осознали, что эффективная система образования встране с высоким уровнем автоматизации является не то что обязательной,она жизненно необходима. Поэтому можно с уверенностью заявить, чтольвиная доля экономического и социального развития этой страны - это след-ствие грамотно построенной системы образования.

Ключевые слова

образование, система образования, Япония, образование в Японии, education, educational system, Japan, Japanese education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петиненко Ирина АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налогообложения экономического факультетаirina. petinenko@yandex.ru
Ткач Анна АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстудентка экономического факультетаanjatkach@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Муханов В. Образование в Японии [Электронный ресурс] // Образование: все для поступающих. 2008. URL: http://www.edunews.ru/ (дата обращения: 20.03.2011).
Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Гл. IV: Образование в мире: история и современность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Гумер. 2008. URL: http://www. gumer. info/ (дата обращения: 17.02.2011).
Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2006. № 8. С. 88-96.
Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. С. 120- 126.
Плаксий С.И. Качественные параметры высшего образования [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Информационный гуманитарный портал. 2004. URL: http:// www. zpu-journal.ru/ (дата обращения: 21.02.2011).
Анализ системы оценки высшего образования в мире [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. 2006. URL: http:// www. quality.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2011).
Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2008. № 7. С. 73-84.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
 Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия