Проблемы легализации доходов в Российской Федерации:состояние и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Проблемы легализации доходов в Российской Федерации:состояние и перспективы

Рассматриваются особенности российской системы противодействия легализациитеневых доходов и ее современное положение на международном уровне. Проведенанализ причин низкой эффективности работы системы мер противодействия.Предложены мероприятия, направленные на сокращение теневого оборота денежных средств в Российской Федерации.

Problems money laundering in the Russian Federation: status and prospects.pdf Для Российской Федерации важным направлением в развитии экономикистраны является организация качественной работы по противодействию ле-гализации теневых доходов. Американский и европейский институты проти-водействия отмыванию доходов сформировались в 70-е гг. XX в., поэтомуРоссия является относительно молодым участником в международном сооб-ществе.Первым шагом для России в борьбе с легализацией (отмыванием) дохо-дов, полученных преступным путем, следует считать принятие 7 августа2001 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (от-мыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер-роризма». Кроме того, в 2002 г. cостоялось исключение России из «черного»списка стран и принятие в члены международной группы «Эгмонт». Полно-правным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмываниемденег (ФАТФ) Россия стала в июне 2003 г. Позиция России на международ-ной арене в течение последних 10-15 лет изменилась кардинальным образом.В настоящее время Россия является одной из законопослушных стран и ак-тивно сотрудничает с международными организациями в рамках борьбы сотмыванием капитала.В Российской Федерации сформирована национальная система противо-действия легализации преступных доходов, которая состоит из двух основ-ных подсистем: правоохранительного блока и финансового мониторинга.Субъектами правоохранительного блока являются государственные орга-ны, в компетенцию которых входит расследование экономических преступ-лений, связанных с отмыванием денег.Финансовый мониторинг осуществляется на двух уровнях: первичномфинансовом мониторинге и государственном мониторинге. К субъектам пер-вичного финансового мониторинга относятся кредитные организации, про-фессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговыекомпании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, риелторскиеорганизации и др. [1]. Кредитные организации занимают особое место в сис-теме финансового мониторинга, исходя из доли по представлению информа-ции в уполномоченный орган. Более того, банковская система в процессеглобализации финансовых услуг наиболее подвержена рискам, связанным сотмыванием капиталов. Действия субъектов первичного финансового мони-торинга в России строго и порой чрезмерно детально регламентированы за-конодательно. Речь идет о том, что Федеральным законом № 115-ФЗ пропи-саны мероприятия, процедуры и действия, которые обязаны совершать орга-низации, осуществляющие операции с денежными средствами или инымимуществом, в целях противодействия отмыванию доходов. В этом вопросероссийская практика полностью согласуется с мировыми тенденциями и тре-бованиями.Ключевым элементом системы является федеральный орган исполни-тельной власти - Федеральная служба по финансовому мониторингу (Рос-финмониторинг), находящаяся в введении Министерства финансов РФ и со-стоящая из центрального аппарата и территориальных органов. Росфинмони-торинг играет роль подразделения финансовой разведки, создание которойявляется обязательным требованием международных директив. На Росфин-мониторинг возложены функции по сбору, обработке и анализу информацииоб операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также попринятию мер в целях противодействия легализации доходов, полученныхнезаконным путем. При наличии оснований информация передается в право-охранительные органы. Наряду с этими направлениями деятельности в числозадач Росфинмониторинга входит создание единой информационной системыи ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализациидоходов. Базовым источником информации для Росфинмониторинга являют-ся организации, осуществляющие операции с денежными средствами илииным имуществом. Информация передается в виде инициативных электрон-ных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а такжео подозрительных операциях, выявляемых в процессе внутреннего контроля,либо в виде ответов на информационные запросы со стороны Росфинмонито-ринга. Одной из важнейших дополнительных функций Росфинмониторингаявляется осуществление контроля за выполнением юридическими и физиче-скими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализа-ции доходов.Органами государственного мониторинга в России являются Централь-ный банк Российской Федерации (Банк России), Федеральная служба по фи-нансовым рынкам (ФСФР), Пробирная палата России, Федеральная службапо страховому надзору (Росстрахнадзор), Федеральная служба по надзору всфере связи (Россвязьнадзор).В процессе отмывания денег и придания им законного вида доходы раноили поздно должны пройти через банковскую систему, в противном случаеих дальнейшее отмывание невозможно. На данном этапе у банков появляетсявозможность предотвратить проведение операций, связанных с отмываниемденежных средств. Возникает вопрос идентификации и верификации клиен-та, который является одним из базовых принципов борьбы с отмыванием де-нег. Такая процедура получила название «Знай своего клиента» как в России,так и во многих странах мира. Это первая линия обороны - организация мо-жет предупредить акт отмывания денег на начальной стадии [2. С. 99].На практике процедура «Знай своего клиента» сталкивается с определен-ными сложностями. Проверке подвергаются все подозрительные действия,которые могут предпринимать мошенники, но с тем же успехом подозрениеможет вызвать любой добропорядочный гражданин. И этот гражданин, чащевсего обычный работящий человек, естественно, не понимает, почему ондолжен отвечать на многочисленные вопросы сотрудников банка или другойорганизации относительно источников своих доходов. И здесь возникает дос-таточно непростая ситуация для специалиста финансовой организации, ре-шить которую должным образом позволит высокий уровень квалификациипо данному направлению. Важно не упустить сделку с легализационнымицелями и не менее важно сохранить отношения с добропорядочными клиен-тами. Если же один раз в полгода «настоящий» клиент по ошибке будет под-вергнут дополнительной проверке, то на самом деле это не такая уж большаяплата за нашу общую безопасность.В России действует система, заимствованная в США, при которой сооб-щение направляется в государственный орган по финансовому мониторингуобо всех сделках, сумма которых превышает установленное значение. Подействующему законодательству сделки с движимым имуществом подлежатобязательному контролю, при сумме сделки, равной или превышающей 600тыс. руб. либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс.руб. и выше. Также подлежат мониторингу сделки с недвижимым имущест-вом, если сумма сделки равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме виностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. или превышает ее [1].Однако, несмотря на сформировавшуюся систему органов контроля, наналичие законодательной базы, удовлетворяющей международным требова-ниям, российская система противодействия легализации доходов являетсянизкорезультативной. Об этом свидетельствует объем теневого капитала нароссийском рынке и его проникновение во все сферы общественной жизни.Теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин.Если доля теневого сектора в ВВП западных стран оценивается в 8 % дляШвейцарии; в 8,9 % для США; для Канады, Франции, Германии - от 14,9 до16,3 %; для Италии - 27,8 %; для Греции - около 30 % от официального ВВП,то в России - от 27 до 46 %, по данным разных источников [4. С. 104].Возникает вопрос: почему система борьбы с отмыванием денег в россий-ской практике низкоэффективна, а порой и безрезультативна вовсе? Ведь длясовременного государства важно не столько наличие органов контроля инормативных документов, сколько создание эффективной и действеннойсистемы противодействия отмыванию нелегальных доходов.Во-первых, прямое отношение к эффективности работы системы мерпротиводействия имеет степень наказания за легализацию денежных средств.По российскому законодательству размер штрафа составляет от 120 тыс. руб.до 1 млн руб. в зависимости от деталей преступления, для сравнения - вСША, как одной из самых эффективных систем противодействия в мире,сумма штрафа за аналогичное преступление составляет до 500 тыс. долл. илисумму, равную двойному размеру имущества, вовлеченного в сделку [4.С. 95].Во-вторых, система мер будет неэффективной до тех пор, пока на прак-тике распространено проявление «сознательной слепоты» со стороны со-трудников или учреждений [5. С. 108]. Такое понятие ввел британский экс-перт в области отмывания денег Питер Лилли. Речь идет о ситуациях, когдаспециалисты замечают явные признаки отмывания денег, но не сообщают оподозрительных финансовых операциях и клиентах.В-третьих, положение усугубляется высокой долей наличных средств вденежном обороте страны. Объем наличной денежной массы составляет11,9 % ВВП России, что заметно превышает такое соотношение в развитыхстранах - в США этот показатель равен 6,6%, в Евросоюзе - 9 %, в Мексике -5,3 %, в Бразилии - 4,2 %. Швеция в скором времени планирует полностьюотказаться от использования наличных денег, уже сегодня объем наличноститам составляет 3 % [6]. Шведский опыт демонстрирует спад теневых показа-телей за счет снижения количества наличности в обращении. Кроме того, пословам главы Сбербанка РФ Германа Грефа, «из-за высокой доли наличныхв денежном обороте Россия теряет до 1 % ВВП в год». Наличные деньги вроссийской экономике остаются одним из главных платежных средств.В перспективе необходимы изменения по совершенствованию институтапротиводействия отмыванию доходов.Исходя из выявленных причин нерезультативности существующей сис-темы противодействия отмыванию денег в нашей стране, предлагаются сле-дующие мероприятия: сокращение доли наличного денежного оборота и стимулирование без-наличных расчетов; пересмотр системы штрафных санкций на законодательном уровне; формирование позитивного отношения общественности, субъектов хо-зяйственной и финансово-банковской деятельности к требованиям и меро-приятиям в сфере противодействия легализации доходов.Отдельно стоит отметить в качестве недостатка российского законода-тельства в сфере легализации теневых доходов отсутствие ответственностиваться в легальном бизнесе, или перейти в разряд криминальных инвестиций.Тем самым уклонение от уплаты налогов неразрывно связано с легализациейдоходов, полученных преступным путем. Согласно аналитической информа-ции, получаемой Банком России, одной из основных целей проведения со-мнительных операций, попадающих под подозрение в связи с «отмыванием»денег и выводом денежных средств за рубеж, является именно уход от нало-гообложения. Уклонение от уплаты налогов может осуществляться практиче-ски во всех отраслях экономики и видах деятельности, таких как выдача«конвертной» заработной платы, намеренное занижение стоимости импорти-руемой продукции в таможенных документах и инвойсах, работа через фир-мы-однодневки, что приводит к значительным потерям государственногобюджета.Практика развитых стран, причисляющих уклонение от уплаты налогов кпреступлениям, связанным с легализацией незаконных доходов, доказалаэффективность и более чем оправдана. Сокрытие доходов уже является пре-ступлением, а полученные незаконные доходы представляют серьезную уг-розу финансовой стабильности любого государства. На сегодняшнем этапесуществует необходимость включения в понятие легализации операций поуклонению от уплаты налогов и таможенных пошлин на законодательномуровне.Данная мера позволит не только повысить эффективность борьбы с лега-лизацией незаконных доходов, но и окажет влияние на увеличение поступле-ний в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова

противодействие легализации доходов, финансовый мониторинг, теневой капитал, countering money laundering, financial monitoring, shadow capital

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Говор Ольга СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетассистент кафедры налогов и налогообложения экономическогофакультетаdeolvi@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», глава I, ст. 5
Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Спецкнига, 2007. 752 с.
Кондратьева Е.А. Теневая экономика: проблемы оценки // Вестник Рос. гос. гуманит. ун- та. 2011. № 10. С. 103-113.
Сафаралиев К.Г. Некоторые вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 93-96.
Лилли П. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 400 с.
Климентьев Г. Швеция откажется от наличных. Газета.ru [ Электронный ресурс]. - Электрон. дан. URL: http:// m.gazeta.ru/ financial/ 2012/03/ 23/ 4103109.shtml (дата обращения: 24.03.2012).
 Проблемы легализации доходов в Российской Федерации:состояние и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Проблемы легализации доходов в Российской Федерации:состояние и перспективы | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия