Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности

Рассматривается и анализируется зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности. В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность. Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготыпредоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам. Льготыплюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Зарубежный опыт налоговой поддержки инновационной деятельности представляет дляРоссии ориентиры, которые могут и должны быть использованы при формированиисистемы налоговых льгот для научно-инновационной сферы.

The international experience of stimulation innovation tax activities.pdf В последнее время интерес исследователей вызывают проблемы роли го-сударства в стимулировании инновационной деятельности. Важное место втакой политике отводится налоговым мерам. Введение налоговых стимулов вбольшинстве развитых стран было вызвано стремлением правительств скло-нить частный бизнес к более активному участию в финансировании нацио-нальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок(НИОКР).В развитых странах система налоговых льгот и стимулов существует дав-но. В США в период после Второй мировой войны в рамках налогового зако-нодательства действовали правила, направленные на создание благоприятныхусловий для развития НИОКР и инновационной деятельности фирм. Так, с1954 г. существовал порядок вычета из налогооблагаемой суммы расходов наисследования и эксперименты в текущем году или амортизации этих расхо-дов в течение периода до 5 лет. Кроме того, дополнительные налоговыельготы были предусмотрены на расходы на образовательные и исследова-тельские цели, соответствующие общественным интересам. С 1981 г. основ-ным методом налогового стимулирования являлся налоговый кредит на НИ-ОКР (т.е. исключение из налогообложения определенной суммы расходов наНИОКР).В Канаде налоговые стимулы для инновационной деятельности действу-ют с начала 60-х гг. XX в., а с 1967 г. в стране была введена специальная сис-тема грантов по стимулированию инновационной деятельности в фирмах.Большой опыт налогового стимулирования инновационной деятельностиимеет Япония. Она практикует шесть различных подходов к стимулированиюинновационной деятельности:- систему ускоренной амортизации для научного оборудования (с1952 г.);- налоговые скидки по расходам на разработки (с 1966 г.);- специальные льготы по затратам на приобретение зарубежной техноло-гии (с 1956 г.);- налоговые скидки с сумм, уплачиваемых за использование зарубежнойтехнологии (с 1953 г.);- специальные налоговые скидки на приобретение новой импортной тех-ники (с 1951 г.);- налоговая льгота на исследовательские затраты (льготная ставка со-ставляет 20 % от суммы увеличения затрат на НИОКР по сравнению с самойвысокой суммой, израсходованной на указанные цели в любой год после1966 г.).В Швеции налоговые льготы для инновационной деятельности применя-ются с 1973 г. Подлежащие освобождению от налога суммы равняются 10 %затрат фирмы на НИОКР, кроме того, специальная 20%-ная скидка преду-смотрена с суммы прироста исследовательских затрат в данном году по срав-нению с уровнем предыдущего года. В 1981 г. в шведское налоговое законо-дательство внесены поправки, нацеленные на усиление «приростной приро-ды» при определении налоговых льгот. В соответствии с этими поправкамиот обложения освобождалась сумма, равная 5% текущих исследовательскихзатрат фирмы и 30% от приростных затрат.Во Франции система стимулирования инновационной деятельности дей-ствует с 1983 г. [1].В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются раз-личные виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятель-ность, от исследовательского и инвестиционного налогового кредита, целе-вых инвестиционных и инновационных налоговых льгот, выделяемых подвыполнение важных заказов, до программ и проектов по созданию, внедре-нию и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства[2].Все налоговые льготы можно подразделить на объемные, т.е. пропорцио-нальные размеру понесенных затрат, и приростные, рассчитываемые в зави-симости от прироста затрат на НИОКР по сравнению с базовым годом илисредним уровнем за определенный период [3].Наиболее высокий уровень объемной скидки применяется в Австралии(150%) и Сингапуре (200%), т.е. из налогооблагаемого дохода вычитаютсясуммы, в 1,5-2 раза превосходящие затраты на НИОКР. В Нидерландах объ-емную скидку применяют только к сумме заработной платы ученых и инже-неров, занятых НИОКР.Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией уве-личения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или средне-го за какой-то период.Франция, Канада, США и Тайвань используют приростную схему расчетаналоговых льгот. Максимальная приростная ставка действует во Франции(50%). В Канаде, США, Японии и на Тайване она составляет 20%.Некоторые страны используют обе схемы одновременно, но для разныхвидов расходов. Например, в США общая приростная скидка дополнена объ-емной (20%) - для затрат частного сектора, направленных на финансирова-ние фундаментальных исследований.Наряду с объемными или приростными льготами в ряде стран действует«потолок» для списания налогов по скидкам на НИОКР. Так, в Японии иЮжной Корее он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога(для мелких и средних компаний Японии - 15%), в Канаде - 75%, в Испа-нии - 35%, на Тайване - 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландахдействует стоимостной предел налоговой скидки. Кроме того, например, вСША компания не может удваивать затраты на НИОКР в течение одного го-да, а средняя наукоемкость (отношение затрат на НИОКР к стоимости про-даж) не может превышать 16%. Эти ограничения направлены на то, чтобы недопустить резких колебаний налоговых платежей частного сектора и исклю-чить возможность манипулирования корпоративной отчетностью для полу-чения неоправданно высоких льгот.Ключевым элементом любой национальной модели льгот является сни-жение налога на прибыль (доход) компаний. При этом снижение налога наприбыль, как правило, увязано с достигнутым предприятием уровнем инно-вационной активности. То есть максимальные льготы получают предприятия,обеспечившие успешную коммерциализацию результатов НИОКР и полу-чившие при этом достаточную прибыль. Для прочих эти льготы лишь отчас-ти компенсируют предпринимательский риск.Наиболее универсальной льготой по налогу на прибыль является списа-ние текущих некапитальных затрат на НИОКР при определении налогообла-гаемой базы, а также ускоренная амортизация оборудования, используемогодля проведения НИОКР. Так, работающие с прибылью предприятия стран-членов ОЭСР могут уменьшать свою налогооблагаемую базу на величинупроизведенных в текущем году квалифицированных (т.е. соответствующихопределенным, установленным государством критериям) расходов на прове-дение НИОКР. Кроме того, в ряде стран действуют правила, позволяющиекомпаниям вычитать из налогооблагаемой базы больше средств, чем израс-ходовано на НИОКР.К наиболее типичным видам налоговых льгот, реализуемых в последниегоды промышленно развитыми и новыми индустриальными странами, можноотнести следующие: налоговый кредит; списания из налогооблагаемой базы;отсрочка налогообложения (налоговая скидка на амортизацию и временныескидки); вычет расходов на НИОКР, произведенных в течение года, из годо-вого корпоративного дохода [4].Налоговый кредит позволяет промышленным фирмам уменьшать уже на-численный налог на прибыль на величину, равную определенному процентуот понесенных квалифицированных затрат на НИОКР.Инвестиционный налоговый кредит (доля стоимости инвестиций, вычи-таемая из суммы налоговых обязательств) предоставляется компаниям, на-правляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, техно-логий и т.п., и имеет форму скидки, которая устанавливается в процентах отзатрат и вычитается из суммы начисленного налога на прибыль компании. Водних странах (Канада, Нидерланды) этот вычет пропорционален объему за-трат на НИОКР, в других (США, Япония, Франция) - приросту этих затрат заопределенный, законодательно установленный отрезок времени.Некоторые страны применяют обе схемы расчета налогового кредита. ВЯпонии механизм налогового кредита используется с 1967 г. Здесь он состав-ляет 20% от прироста квалифицированных затрат на НИОКР, достигнутогопо отношению к одному из предыдущих годов с максимальным уровнем ана-логичных расходов, но не может превышать 10% от налоговых обязательствкомпании.На фоне множества и разнообразия национальных схем налогового кре-дита заслуживает внимания опыт Нидерландов, где начиная с 1994 г. он рас-считывается относительно расходов компаний на заработную плату сотруд-ников, занятых НИОКР. Государство, предоставляя подобную скидку, нетолько поощряет инновационную активность компаний, но и действует какстратегический инвестор, оценивающий долгосрочные последствия примене-ния налогового кредита. По существу, оно обеспечивает этим будущие по-ступления в бюджет, возложив при этом тяжкое бремя инвестиционного вы-бора, и своего рода страхование вложений государства на частный сектор.Что касается отсрочки налогообложения, то этот вид налоговых льготпредназначен для разрешения проблем, возникающих у предприятий, расхо-дующих средства на проведение НИОКР и приобретение необходимого дляэтого оборудования, но не получающих пока прибыли, достаточной для ис-пользования «причитающихся» им налоговых льгот в полном объеме. Зако-нодательство ряда стран предусматривает в подобных ситуациях возмож-ность переноса права использования налоговых льгот на будущее (с горизон-том до 10 лет в зависимости от характеристик осуществляемых инвестиций).Появление этой схемы связано не только с новыми или перепрофилируемы-ми наукоемкими компаниями, особенно с малыми и средними инновацион-ными фирмами, но и с циклическим развитием рыночной экономики, чередо-ванием периодов спадов и оживления конъюнктуры. Ведь именно в периодыспадов, когда прибыль резко падает или вообще отсутствует, предприятиявынуждены обновлять ассортимент выпускаемой продукции или переходитьна новые более эффективные технологии. Однако между проведением этихмероприятий и получением дохода, позволяющего реализовать предусмот-ренные законом льготы в полном объеме, всегда существует некоторый вре-менной лаг, что, в частности, и учитывалось при разработке механизма от-срочки налогообложения [4].В экономически развитых странах для поощрения инновационной актив-ности бизнес-структур государством применяются не только пониженныеставки налогообложения, отсрочки уплаты ряда налогов в случае временнойнехватки ликвидных средств, прогрессивного налогообложения, установле-ния необлагаемого минимума, большое внимание уделяется ускореннойамортизации оборудования, применяемого в технически передовых областях,а также для осуществления НИОКР. Налоговое законодательство США пре-дусматривает специальные правила налогообложения применительно к объ-ектам интеллектуальной собственности. Так, в Налоговом кодексе США при-сутствует специальный раздел, посвященный амортизации гудвила и интел-лектуальной собственности. Для данных видов активов установлены специ-альные правила амортизации, в том числе ускоренной [5].Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инно-вационный климат, является общей тенденцией. В США насчитывается болеесотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс (НТП). Главноепреимущество налоговой поддержки состоит в том, что льготы предоставля-ются не авансом, а в качестве поощрения за реальную инновацию. Примеча-тельно, что в США сумма недополученных в виде налогов средств примерносоответствует вкладам фирм в инновационный процесс.Главный принцип западной системы состоит в том, что налоговые льготыпредоставляются не научным организациям, а предприятиям и инвесторам.Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования иинновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправ-ленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях,влиять не только на структуру и численность научных и инновационных ор-ганизаций, но главное - на структуру производства [6].Каждая страна реализует свой набор льгот, сочетание которых зависиткак от целей и объектов стимулирования (это может быть, например, активи-зация инновационной деятельности, выполняемой малыми и средними фир-мами, стимулирование частного сектора к проведению фундаментальныхисследований; создание условий для притока в частную науку высококвали-фицированных кадров и т.д.), так и от целого ряда факторов и ограниченийболее общего порядка (иерархия целей и задач социально-экономическогоразвития страны, особенности ее экономики и науки, приоритеты государст-венной политики и т.д.). Воздействие этих льгот на развитие национальногонаучного комплекса определяется не только их набором, но и экономическойконъюнктурой (как внешней, так и внутренней), предпринимательским кли-матом в стране и ее общей инвестиционной привлекательностью, политиче-ской ситуацией и т.д.Все это свидетельствует о том, что, несмотря на широкое использованиепромышленно развитыми и новыми индустриальными странами инструментаналоговых льгот, каких-либо стандартных «рецептов», включающих в себя теили иные их комбинации и гарантирующих позитивный эффект, сегодня несуществует. Национальные системы налоговых льгот для сферы науки и тех-нологий формируются постепенно, с учетом не только накопленного мирово-го опыта, но и специфических факторов, условий и ограничений, индивиду-альных для каждой страны. В этом смысле зарубежный опыт налоговой под-держки инновационной деятельности представляет для России лишь опреде-ленные ориентиры, которые могут и должны быть использованы для форми-рования системы налоговых льгот для научно-инновационной сферы, адек-ватных конкретно-историческим условиям и ограничениям России.

Ключевые слова

инновационная деятельность, налоговые льготы, стимулирование, Innovation activities, tax benefits, motivation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рюмина Юлия АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры налогов иналогообложения экономического факультетаuar75@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Береговой В.А. Инновации: налоговый аспект (зарубежный опыт) // Налоги. 2007. №5. C. 38-39.
Опалева О.И. Некоторые аспекты государственного воздействия на инновационное развитие экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №24. С. 20-23.
Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: Учеб. пособие для вузов / Гос.ун-т - высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 402 с.
Китова Г.А., Черкасов В.В. Государственная политика в сфере науки и технологий: новые задачи и старые решения // Инновации. 2004. №3. С. 15-18.
Федотов В.Е. Американский опыт налогового стимулирования операций инновационной экономики // Финансы. 2007. №4. С. 25-27.
Кулагин А.С., Леонтьев Л.И. О стимулировании инновационной деятельности // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. №1 (10). С. 17-21.
 Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия