Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения

Несмотря на ежегодный рост расходов на здравоохранение, демографическая ситуация вРоссии не имеет выраженной тенденции к улучшению. На основе анализа международного опыта доказывается, что главными причинами такой ситуации служат проявление вздравоохранении закона убывающей отдачи, а также нерациональное использованиесредств относительно структуры медицинских услуг и основных демографических проблем смертности населения. Предлагаются пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на здравоохранение России.

Russian healthcare: financing issues, ways of improvement.pdf Важнейшая роль в социально-экономическом развитии России отводитсясохранению и приумножению человеческого капитала, одним из условий ко-торого является обеспечение физически и нравственно здоровой нации. Впоследние годы в РФ были предприняты определенные меры по улучшениюдемографической ситуации, повысилось финансирование системы здраво-охранения. Тем не менее кризис смертности и заболеваемости населения Рос-сии не преодолен, его острота все еще настолько велика, а последствия стольнеблагоприятны, что по-прежнему требуются особые, значительно болееэнергичные, чем сейчас, усилия со стороны российского государства и обще-ства [1. С. 205]. Если будет сохранено сегодняшнее положение дел в системеохраны здоровья нации, в том числе и в здравоохранении, то даже при самомвысоком (оптимистичном) демографическом прогнозе до 2020 г. Росстат даетпоказатель рождаемости 11,3, смертности 12,8, соответственно естественныйприрост - 1,5 на 1000 человек населения; ожидаемая продолжительностьжизни при рождении (ОПЖ) у мужчин 61,6 года, у женщин 70,3 года. Присреднем, а тем более при минимальном прогнозе, показатели будут соответ-ственно еще хуже [2].Как изменится финансирование здравоохранения за этот период? Дляформирования прогноза размера ВВП и расходов на здравоохранение вос-пользуемся фактическими данными Росстата за 2005-2010 гг. и прогнознымиданными, приведенными в прил. № 1 к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвер-жденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.Сформируем аналитическую таблицу, добавим анализ динамического рядаОПЖ по показателям прироста (таблица).Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и основные финансовые показателидо 2020 г.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении(ОПЖ), оба пола Финансовые показателиГодОПЖ,летАбсолютныйцепной при-ростАбсолютныйбазисныйприростТемп приростацепнойВВП,млрд руб.Расходы наздраво-охранение,млрд руб.2005 65,3 21 609,8 797,12006 66,6 1,3 1,3 102,0 26 917,2 962,22007 67,51 0,91 2,21 101,4 33 247,5 1381,52008 67,88 0,37 2,58 100,5 41 277,0 1546,32009 68,67 0,79 3,37 101,2 38 786,0 1653,02010 68,98 0,31 3,68 100,5 44 939,0 1708,82011 70,3 1,32 5,0 101,9 54 369,1 2 990,32012 70,5 0,2 5,2 100,3 57 848,7 3 181,62013 70,8 0,3 5,5 100,4 61 551,0 3 385,32014 71,2 0,4 5,9 100,6 65 490,3 3 602,02015 71,5 0,3 6,2 100,4 69 681,6 3 832,52016 71,9 0,4 6,6 100,5 74 071,6 4 592,42017 72,2 0,3 6,9 100,4 78 738,1 4 881,72018 72,5 0,3 7,2 100,4 83 698,6 5 189,32019 72,8 0,3 7,5 100,4 88 971,6 5 516,22020 73,1 0,3 7,8 100,4 94 576,8 5 863,7Видно, что за 15 лет ожидаемая продолжительность жизни россиян присамом оптимистическом прогнозе увеличится на 7,8 года, темп прироста112%. Ожидается, что за это же период валовый внутренний продукт с 21,6увеличится до 94,6 трлн руб. (темп прироста 437,6%), а расходы на здраво-охранение возрастут с 0,797 до 5,8 трлн руб., или на 735,6%.Представим полученные данные в графическом виде (рис. 1).Рис. 1. Динамика ожидаемой продолжительность жизни при рождении и основныхфинансовых показателейРазмер основной и вспомогательной шкал на рис. 1 носит условный ха-рактер, для наглядности обобщим результаты двух графиков: ожидаемойпродолжительности жизни и ВВП, а также расходов на здравоохранение ицепного прироста ОПЖ (здесь не приводятся). Визуализация на одном ри-сунке дает общее представление о тенденциях, происходящих в каждом изданных элементов в их общем единстве.Видно, что, несмотря на предполагаемый рост и ВВП, и расходов наздравоохранение, прогнозируется очень скромная динамика ожидаемой про-должительности жизни при рождении с весьма умеренным, практически ли-нейным цепным приростом. Аналогичную картину показывает и анализ ди-намических рядов рождаемости, смертности населения России.Итак, средства вкладываются с нарастающим объемом, а отдача - соснижающимся. Это заключение коррелирует с предположением MarcSuhrcke, Martin McKee, Lorenzo Rocco о том, что применительно к здоровью,по-видимому, применим закон убывания предельной отдачи [3. С. 3]. Впер-вые он был сформулирован в конце XVIII в. Ж. Тюрго на примере сельскогохозяйства (классический пример - «закон убывающего плодородия почвы»:нельзя при увеличении труда и капитала вырастить весь мировой запас про-довольствия на участке в один гектар).Закон убывающей отдачи (law of diminishing returns) - утверждение о том,что если расширяется использование какого-либо одного фактора производ-ства и сохраняются при этом затраты всех остальных факторов (они называ-ются фиксированными), то физический объем предельного продукта, произ-водимого с помощью указанного фактора, станет (по крайней мере, с опреде-ленного этапа) убывать; закон применим в краткосрочном периоде [4].Действие закона справедливо и в отношении финансовых ресурсов: уве-личение количества используемых предприятием финансовых средств какодного из факторов производства и неизменности других составляющих про-изводственного процесса будет сопровождаться понижением отдачи от на-ращиваемого фактора. Пределом ввода фактора является равенство предель-ного продукта, производимого с помощью данного фактора, и цены, уплачи-ваемой за его использование.Проблема убывающей эффективности учеными сегодня связывается спонятиями энтропии и инновационности развития. Естественными являютсяпроцессы нарастания энтропии (хаоса) в системе, что сдерживает темпы ееразвития. Так, с расширением применения инноваций величина выигрышаснижается, прирост отдачи внешнего эффекта становится равным приростузатрат на его создание. С каждой новой порцией увеличения затрат результатувеличения меньше, чем от предыдущей порции, внешний эффект исчезает.Речь идет о ступенчатости экономического роста, основанного на примене-нии инноваций - каждая ступень обусловлена использованием инновации,положительный эффект которой (в сравнении с затратами) постепенно сни-жается и т.д. Это причина циклов в экономике [5].Если представить графики цепного прироста динамических рядов рож-даемости, смертности, ожидаемой продолжительности предстоящей жизни,можно увидеть, что эксперты Европейского бюро Всемирной организацииздравоохранения правы: в системе здравоохранения действует закон убыва-ния предельной отдачи.Ни 645,37 млрд руб. в 2006-2010 гг., дополнительно введенных в системуздравоохранения по ПНП «Здоровье», ни 622,5 млрд руб., дополнительновыделенных на реализацию программы модернизации здравоохранения, на-чиная с 2011 г., не оказали влияния на динамику прироста показателя рож-даемости, младенческой смертности, да и в целом смертности населения Рос-сии. На дополнительные инвестиции в здравоохранение показатели приростареагируют положительно, т.е. в первый год показатели смертности снижают-ся, рождаемости увеличиваются. В последующем темп прироста падает,вплоть до нуля (нулевое снижение смертности в 2008 и 2010 гг.) (рис. 2).Рис. 2. Темп прироста рождаемости, смертности, младенческой смертностии консолидированные расходы на здравоохранениеМожет быть, в России действительно выделяется крайне мало денег наздравоохранение?Российские исследователи утверждают однозначно - мало. Мировая ана-литика более осторожна в своих выводах относительно достаточностисредств, выделяемых разными странами на национальные системы здраво-охранения. ВОЗ и Комиссия по макроэкономике и здоровью разными мето-дами попытались определить уровень финансирования, требуемый для базо-вого функционирования системы здравоохранения и обеспечивающий насе-ление необходимыми услугами. В обоих случаях оценки оказались на удив-ление сходными: около 80 долл. США на душу населения в год с учетом па-ритета покупательной способности [3. С. 56]. Если взять численность посто-янного населения РФ, по предварительной оценке Росстата на 1 января2012 г. 143,0 млн человек, а курс доллара 30,0 руб. за 1 долл. США, то мини-мальный объем денежной массы на обеспечение россиян необходимыми ба-зовыми услугами составит 343,2 млрд руб. Бюджет здравоохранения Россииза 2011 г. составил порядка 3,0 трлн руб., т.е. почти в 10 раз больше необхо-димого минимума. И при этом в первичном здравоохранении, где и создают-ся базовые условия, до настоящего времени не обеспечен нормальный лечебно-диагностический процесс и нормальная система предоставления медицинскойпомощи. Остается только согласиться с академиком Ю.М. Комаровым, кото-рый справедливо указывает на то, что в России установился явный перекосфинансирования в сторону так называемого «третичного здравоохранения».Тем не менее автор солидарен с другими исследователями, говорящими одефиците финансирования российского здравоохранения. Поскольку выше-приведенный анализ касается финансового обеспечения только базовых ус-луг, он нисколько не противоречит общеизвестному и признанному мировымсообществом факту, что в Российской Федерации имеется дефицит финанси-рования. Только мировая методика определения дефицита не исходит изсравнения фактических и нормативных финансовых средств, имеющихся вразных странах; применяется другой подход.Среди всех стран мира выбирается репрезентативная 20%-ная выборка потрем показателям: смертность взрослых мужчин, смертность взрослых жен-щин, смертность детей первых пяти лет жизни. В группе «образцовых по ка-ждому показателю стран» вычисляется граница производственных возмож-ностей, основанная на зависимости между подушевыми затратами на здраво-охранение и ВВП. Для расчетов применяется экспоненциальная регрессия подвойной логарифмической шкале:lg(государственные расходы на здравоохранение на душу населения) ==a . exp[b . lg(ВВП на душу населения)].С помощью этой формулы и оценок для коэффициентов a и b можно под-считать, сколько должна тратить каждая страна, чтобы войти в категорию«образцовых» по одному из показателей здоровья. После этого вычисляетсядефицит финансирования как разница между желаемым и реальным уровня-ми расходов на здравоохранение.По расчетам за 2003 г. Российская Федерация не имела дефицита финан-сирования по показателю «смертность взрослых женщин». По показателю«смертность взрослых мужчин» дефицит составлял 15,852 млн долл. США(порядка 475,0 млрд руб.), по показателю «смертность детей первых пяти летжизни» - 12,671 млн долл. США (порядка 380,0 млрд руб.) [3. С. 217, 219].Итак, можно с уверенностью прийти к заключению, что для здравоохра-нения России проблема не в дефиците финансирования, а в рациональном иэффективном использовании имеющихся денежных ресурсов.Мировая практика и проведенный выше анализ позволяют предложить ре-шение данной проблемы через развитие следующих приоритетных направлений:1. Модернизация первичной медицинской помощи и именно ее амбула-торно-поликлинического уровня. По мнению И.М. Шеймана и С.В. Шишки-на, дополнительные вложения в этот сектор должны быть как минимум в3 раза выше, чем, допустим, затраты на высокотехнологичную помощь. Толь-ко наведя порядок в этой сфере, можно переходить к решению других про-блем отечественного здравоохранения, и на это, по мнению ученых, должноуйти не менее 4-5 лет [6. С. 10].2. Упрощение механизмов финансирования с сокращением количествафинансовых потоков в отрасли: переход на принципы одноканального фи-нансирования и формирования на его основе полного тарифа на оказываемыемедицинские услуги.3. Максимальное использование финансово-экономических методовуправления, направленных на мотивацию повышения эффективности дея-тельности всех субъектов системы. В решении этой проблемы определяю-щую роль должно сыграть такое совершенствование механизмов оплаты ме-дицинских услуг и способов оплаты труда медицинских работников, котороепозволит создать стимулы к осуществлению структурных преобразований,повышению качества услуг, усилению профилактической работы и др. Речьидет о перспективных и проспективных способах оплаты, среди которыхприоритетным является подушевое финансирование и поэтапное внедрениесистемы фондодержания.4. Борьба с неинфекционными заболеваниями как основа улучшения де-мографической ситуации. В первую очередь имеются в виду сосудистые ка-тастрофы и снижение вклада травматизма в уровень смертности. На этом пу-ти приоритетом является трудоспособное мужское население, а также мерыпо снижению детской, младенческой и материнской смертности.5. Устранение неравенства в объемах, качестве и доступности медицин-ских услуг городским и сельским жителям. Доступность в данном контекстепонимается не как доплата узким специалистам, что является одной из «на-ходок» современной модернизации здравоохранения, а как решение «параме-дицинских проблем»: дорожная и транспортная инфраструктура, безбарьер-ная среда, жилье на время прохождения обследования и лечения, интеграцияс социальными службами и многое другое.Каждое из указанных направлений не является оторванным от другого,сопровождается набором финансово-экономических, медико-организа-ционных и управленческих механизмов и инструментов, позволяющих уви-деть ясный путь, сформировать системный подход к модернизации отечест-венного здравоохранения.

Ключевые слова

финансирование, здравоохранение, демография, financing, healthcare, demography

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Банин Сергей АнатольевичАдминистрация Томской областикандидат экономических наук, полномочный представительгубернатора Томской области в муниципальных образованияхsbanin@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / Под общ. ред. А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева. М.: Сити-Принт, 2009. 208 с.
Демографический прогноз до 2030 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текст. дан. М., 2012. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.03.2012).
Suhrcke M., McKee M., Rocco L. Инвестиции в здоровье: ключевое условие успешного экономического развития стран Восточной Европы и Центральной Азии / Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения. ВОЗ, 2008. 309 с.
Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003. 520 с.
Экономические законы функционирования финансовых ресурсов [Электронный ресурс] // Финансовый менеджмент. - Электрон. текст. дан. М., 2012. URL: http://www. manageweb. ru/ study-356-4.html (дата обращения: 19.03.2012).
Шейман И.М., Шишкин С.В. Российское здравоохранение: новые вызовы и новые задачи: докл. Государственного университета - Высшей школы экономики: к X Междунар. науч. конф. ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества (Москва, 7-9 апреля 2009 г.). М.: И
 Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия