Кейс-стади как интерактивный метод в образованиистудентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом». | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Кейс-стади как интерактивный метод в образованиистудентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом».

Применение интерактивных форм и методов в образовании позволяет не толькоповысить уровень знаний, умений и навыков студентов, но и раскрывать их новыевозможности, развивать различные способности, что является необходимымусловием для совершенствования компетентностей. Использование в подготовкестудентов экономического факультета такого интерактивного метода, как кейс-стади, является наиболее эффективным, так как с его помощью можносформировать ключевые профессиональные компетенции менеджеров в процессеобучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие срокибольшой объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стрессаи недостаточной информации. В статье рассматривается сущность и роль методакейс-стади в образовании студентов экономического факультета. Анализируютсяразличные виды, типы кейсов, рассмотрена технология разработки кейсов ипредставлена методика применения метода кейс-стади в процессе изучениядисциплины «Управление персоналом».

Case-study as interactive method in education economicsstudents in the discipline «Human resource management».pdf Традиционная организация учебного процесса в университете предпола-гает в основном использование односторонней формы коммуникации в каче-стве способа передачи знаний. Ее суть состоит в трансляции преподавателеминформации и в ее последующем воспроизведении студентами. Основнымисточником обучения является опыт педагога. Студент находится в ситуации,когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания,занимая позицию воспринимающего.Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует нетолько на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том,что не преподаватель, а студент транслирует информацию. Это могут бытьответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефе-раты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма организацииучебного процесса имеет существенный недостаток, состоящий в пассивно-сти студента во время занятий, так как его функция - слушание.Как отмечает Х.-Е. Майхнер, при преимущественно пассивном воспри-ятии информации обучаемые сохраняют в памяти 10% прочитанного; 20% -услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% -того, что говорили сами; 90% - того, что делали сами. Активные методы обу-чения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуютего идентификации, реализации в повседневной жизни. Это подтвердилиэксперименты известного американского психолога К. Левина. Оказалось,что при восприятии информации о том, что лучше давать пить детям (апель-синовый сок или свежее молоко), лишь 15% матерей следовали совету в томслучае, если они просто прослушивали лекцию (преимущественно пассивныйметод), и 45% - если они обсуждали этот вопрос в групповой дискуссии(преимущественно активный метод) [1].Состояние конкурентной среды диктует качественно новые правила ор-ганизации образования, которое не может быть просто традиционной переда-чей знаний от преподавателя к студенту. Современный подход к обучениюдолжен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обуслов-ленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, специфи-кой различных технологий обучения и потребностями личности, общества игосударства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убежде-ний, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. Сегодня сталоочевидным, что надо управлять не только личностью, но и процессом ее раз-вития. А это означает, что на помощь работе педагога приходят приемы опо-средованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовыхметодов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма,назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогическиеметоды общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспи-тывающих ситуаций.Для процветания современной организации недостаточно только матери-альных ресурсов. Успех предприятия зависит прежде всего от знаний. кото-рыми владеют сотрудники. Работодатель требует сегодня не просто подго-товленного специалиста, а выпускника, готового творчески и качественновыполнять свои должностные обязанности. Это, в свою очередь, диктует не-обходимость постоянного совершенствования теоретической и практическойподготовки студентов. Как обратная связь, профессиональная компетент-ность выпускника в настоящее время - важный показатель успешности какобразовательного учреждения, так и работодателя, принимающего на работумолодого специалиста. Существенным аспектом профессиональной компе-тентности является способность будущего специалиста решать задачи, опре-деляемые условиями реальной профессиональной деятельности.Применение интерактивных форм и методов в образовании позволяет нетолько повысить уровень знаний, умений и навыков студентов, но и раскры-вать их новые возможности, развивать различные способности, что являетсянеобходимым условием для совершенствования компетентностей.Интерактивное обучение представляет собой способ познания, осуществ-ляемый в формах совместной деятельности обучающихся, т.е. все участникиобразовательного процесса взаимодействуют друг с другом, совместно ре-шают поставленные проблемы, моделируют ситуации, обмениваются инфор-мацией, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружа-ются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению про-блем.Сейчас в образовании используются различные интерактивные формы иметоды: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака»,метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурс практических работс их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творче-ских задач, кейс-метод, практические групповые и индивидуальные упраж-нения, моделирование производственных процессов и ситуаций, проектиро-вание бизнес-планов и различных программ, групповая работа с иллюстра-тивными материалами, обсуждение специальных видеозаписей, включая за-пись собственных действий.Использование в подготовке студентов-экономистов такого интерактив-ного метода, как кейс-стади, является наиболее эффективным, так как позво-ляет формировать ключевые профессиональные компетенции менеджеров впроцессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать вкороткие сроки большой объем неупорядоченной информации, приниматьрешения в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем ка-честве он выступает как принципиально необходимое дополнение к лекцион-ной методике проведения занятий, которая является «каркасообразующим»элементом обучения в классической университетской системе образования.Прежде чем предложить рекомендации по использованию кейсов в кон-кретной дисциплине, необходимо проанализировать их основные характери-стики. Для этого обратимся к ближайшему опыту их использования.По мнению преподавателя Американского института бизнеса и экономи-ки (AIBEc) Питера Экмана: «Не стоит полагать, что «кейсы» могут заменитьлекции. Нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных приме-ров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решениюсходных проблем и студент будет не в состоянии подняться на более высокийуровень обобщения. «Кейсы» показывают, как на практике применяются эко-номические теории». Он говорит, что для него ценность таких упражнений,если они не имеют теоретической «начинки», невелика» [2].Одно из наиболее широких определений метода конкретных ситуацийбыло сформулированобизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода кон-кретных ситуаций.Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80-е гг., то-гда же метод получил известность и в СССР. В России метод стал приме-няться в конце 60-70-х гг. сначала на экономическом факультете МГУ и ака-демических институтах, затем в отраслевых институтах [4]. Анализ ситуацийначал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономиче-ских специальностях, в первую очередь как метод обучения принятию реше-ний. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внеслиГ.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский,В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.Тем не менее развитие метода в СССР проходило весьма противоречиво.С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широ-кому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но сдругой - давление идеологии, закрытость системы образования постепенновытесняли метод из учебных аудиторий.Новая волна интереса к методике кейс-стади отмечена в 90-е гг. Рефор-мирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умею-щих действовать в ситуациях неопределенности, высокой степени риска,способных анализировать и принимать решения. В университетах началосьмассовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, мар-кетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс,неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.Перемены, происходящие в образовании, многими аналитиками былиохарактеризованы как переход от классического к постклассическому обра-зованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования.Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе спервыми управленцами, получившими MBA за рубежом, а также со студен-тами лидирующих вузов страны, практикующих программы стажировоквышения качества образования, но и для развития национальной экономики вцелом. Наличие в стране молодых специалистов, имеющих опыт ситуацион-ного анализа, позволит развить сектор малого и среднего бизнеса и внедритьмировые стандарты бизнес-этики на всех уровнях предпринимательства [5].Метод кейс-стади способствует развитию различных практических навы-ков у студентов. Они могут быть описаны одной фразой - творческое реше-ние проблемы, формирование умения анализа ситуации и принятия решения.Метод кейс-стади развивает следующие навыки: аналитические, практи-ческие, творческие, коммуникативные, социальные, самоанализ.Основные задачи бизнес-образования следующие:- обретение студентами необходимого системного комплекса профессио-нальных знаний;- подготовка энергичных специалистов, ориентированных на успех;- поощрение конструктивного и критического мышления;- ознакомление обучаемых с практической деятельностью предприятий;- получение студентами практических навыков (принятие решений, на-блюдение, анализ ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуни-кационных), которые потребуются им в дальнейшей карьере;- наращивание и активизация человеческого, интеллектуального и соци-ального капиталов;- формирование системы профессиональных, общечеловеческих, мо-ральных, культурных и иных ценностей.Кейс играет большую роль в обучении студентов бизнес-школ, поэтомувсе бизнес-школы указывают, какую часть времени обучения выделяют длякейс-стади. Например, «Wharton» - это 30% [6]. В среднем разбору типовыхситуаций в западных бизнес-школах посвящается 35-40% учебного времени.В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25%времени, в бизнес-школе Колумбийского университета - 30%, а в знаменитомУортоне - 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям поэтому методу, «первооткрыватель» ее - Гарвард. Рядовой студент HBS завремя учебы разбирает до 700 «кейсов». Российские бизнес-школы каждаясама по себе решают вопрос, сколько времени уделить кейсам [7].В целом можно выделить несколько видов таких заданий. Один из них -структурированный кейс, в котором дается минимальное количество допол-нительной информации. При работе с ним студент должен применить опре-деленную модель или формулу. Считается, что у задач этого типа существуетоптимальное решение и «полет фантазии» при их разборе может оказаться невполне уместным.Другой вид - «маленькие наброски», содержащие, как правило, 1-10страниц текста и 1-2 страницы приложений. Они знакомят только с ключе-выми понятиями, так что при их разборе студент должен опираться еще и насобственные знания.Большие неструктурированные кейсы объемом до 50 страниц - это самыйсложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них да-ется очень подробная, в том числе и совершенно ненужная. Самые необхо-димые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать. Студент долженвовремя распознать такие подвохи и достойно справиться с ними [8].На семинарских занятиях могут также использоваться и мини-кейсы. Этосовсем короткие, от одного абзаца или даже предложения до страницы тек-сты, дающие описание случая в максимально компактной, но, по мнению ав-тора описания, достаточно информативной форме, чтобы можно было про-вести анализ происходящего и обсудить суть и варианты решения проблемы.Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для препода-вателя возможности внести в учебный процесс элементы творчества, а такжетребует от студентов делать самостоятельные выводы и обобщения, заост-рять внимание на изучаемом материале. Метод анализа данных кейсов по-зволяет вовлекать в беседу слушателей путем прямого обращения, например:«Как бы Вы поступили в этом случае?», «Что Вы думаете по этому поводу?»,«Какое решение Вы примите?» и пр. Этим приемом следует пользоваться какдля выяснения мнения отдельных участников анализа, активно проявляющихсебя на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитаетотмалчиваться из-за стеснительности или по другим причинам.Выделяют следующие типы кейсов: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществлениеисследовательской деятельности.Метод кейс-стади иллюстрирует реальную жизнь. Для того чтобы учеб-ный процесс на основе кейса был эффективным, нужно учитывать два мо-мента: хороший кейс и определенную методику его использования в учебномпроцессе. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информа-ционный комплекс, позволяющий понять ситуацию [8].Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям.По содержанию кейс должен:

Ключевые слова

кейс-стади, интерактивное обучение, студенты, образование, знания, умения, навыки, метод, case- study, interactive learning, students, education, knowledge, skills, method

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Багирова Ирада ХасаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаbagirovairada@mail.ru
Бурыхин Борис СтепановичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор экономических наук, декан факультета экономики ифинансов ВШБ, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета
Всего: 2

Ссылки

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 285 с. (Серия «Управление персоналом»).
Чем «кейс» отличается от чемоданчика [Электронный ресурс]. URL: http://www. impression. ru/Russia/articles/Russia_4579.html (дата обращения: 08.03.2011).
Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru (дата обращения: 08.03.2011).
Кейс-стади в образовании: Сборник материалов для создателей кейсов с электронным сопровождением / Под ред. И. Кузнецовой. М., 2007.
Метод кейсов [Электронный ресурс]. URL: http: // ru.Wikipedia.org./wiki/ Ernst_&_Young (дата обращения: 01.03.2011).
Юлдашев З., Бобохужаев Ш. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006.
Петренко С. Сколько времени нужно уделять разбору кейсов [Электронный ресурс]. URL: http://mcstudy.blogspot.com/2009/08/blog-post_3073.html (дата обращения: 08.03.2011).
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/case-study/ articles/didactic/didactic.html (дата обращения: 08.03.2011).
Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально- ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.vshu.ru/ lections. php?tab_id= 3&a=info&id=2600 (дата обращения: 08.03.2011).
Понятие «бизнес-кейсов» и методика их решения [Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru/library/exclusive/?id=6812 (дата обращения: 08.03.2011).
Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. В.П. Соломина. СПб.: Питер, 2004. 240 с.
Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.academjust.ryazantelecom.ru/ service/omumr/material_int_form.html (дата обращения: 08.03.2011).
 Кейс-стади как интерактивный метод в образованиистудентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом». | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Кейс-стади как интерактивный метод в образованиистудентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом». | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия