Проектно-ориентированное образование в современном университете | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Проектно-ориентированное образование в современном университете

Обозначены проблемные вопросы, связанные с практикой внедрения в вузы уровневойсистемы подготовки экономистов, повышения качества образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения основных образовательных программ в формате профессиональных компетенций. Описана практикавнедрения в учебный процесс «творческих проектов» наряду с традиционными курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.

Project-oriented education in the modern university.pdf Одним из важнейших аспектов компетентностного подхода при форми-ровании основных образовательных программ в рамках уровневой системыподготовки является выбор технологий обучения, стимулирующих активнуювовлеченность студентов в научно-образовательную среду и практическуюдеятельность. Переход подготовки экономистов на современные европейскиепринципы и стал осуществляться в российских вузах с начала 90-х гг. На-пример, экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова перешел науровневую систему в 1991 г., инженерно-экономический факультет Томскогополитехнического университета - в 1995 г., в 1998 г. в Томске были выпуще-ны первые бакалавры экономики, а в 2000 г. - первые магистры.При этом следует отметить, что данный шаг нельзя рассматривать какболее чуткую реакцию на образовательные потребности населения и конъ-юнктуру российских региональных рынков труда. Это скорее была новая,более высокого уровня задача, поставленная перед отдельными выпускаю-щими кафедрами ведущих университетов страны, направленная на преодоле-ние разрыва между конечными результатами образования и современнымитребованиями инновационного развития экономики. Население и работода-тели в тот момент не были готовы воспринимать бакалавров как полноцен-ных дипломированных выпускников вуза, а магистранты ассоциировалисьглавным образом с будущими научно-педагогическими работниками и аспи-рантами. Поэтому наряду с ними вузы параллельно выпускали экономистовпо разным специальностям («Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Нацио-нальная экономика» и др.), в результате бакалавры «по интересам» расходи-лись по разным образовательным траекториям, удовлетворяя сложившийсяна рынке спрос на образовательные услуги.Постепенно с масштабным переходом вузов на двухуровневую подготов-ку и обострением демографической ситуации в российских регионах конку-ренция в межвузовской среде обострилась, и наряду с условиями, организа-цией учебного процесса и содержанием образования стали предъявлятьсяособые требования к качеству образовательной деятельности с точки зренияконечных результатов обучения и освоения программ. Последние, как из-вестно, не поддаются прямым измерениям и для успешного решения требуютэффективного кадрового потенциала кафедр, позволяющего внедрять в учеб-ный процесс новые образовательные технологии, а в реальную экономику -результаты научно-исследовательской деятельности преподавателей и сту-дентов.Одной из таких новых реализуемых в рамках компетентностного подходаобразовательных форм являются «творческие проекты», которые возможныдля выполнения не только в рамках традиционных курсовых работ бакалавров,научно-исследовательских работ магистрантов или выполнения заданий попрактикам, но и как самостоятельных проектов, выполняемых во 2, 3, 4-м учеб-ных семестрах на этапе бакалаврской подготовки. Это стартовые проекты, под-готавливающие студентов к постоянной творчески-ориентированной деятель-ности в процессе получения высшего профессионального образования.Реализация «творческих проектов» должна осуществляться, прежде все-го, по основным направлениям научно-исследовательской деятельности ка-федр, их тематического плана в соответствии с основной образовательнойпрограммой. Вовлеченность студентов в научно-образовательную среду спервого курса через «творческие проекты» позволит формировать их готов-ность результативно применять полученные знания, умения и навыки к про-фессиональной деятельности. Сложность выполняемых проектов по семест-рам может устанавливаться в соответствии с перечнем результатов обучения,планируемых к достижению в предыдущем учебном семестре по отношениюк семестру выполнения творческого проекта.Специфика предложенной данной творческой проектной деятельностистудентов состоит в следующем:- тематика творческих проектов должна быть связана с основными науч-ными направлениями исследовательской деятельности преподавателей и ас-пирантов выпускающих кафедр;- творческие проекты осуществляются со второго семестра, когда ещеосновные профессиональные дисциплины не изучены и результаты обученияслабо фиксируются;- выполнение творческих проектов предполагает коллективный труд (вподгруппах численностью не более 5 студентов);- осуществляются наряду с устоявшимися формами подготовки, а именнокурсовыми проектами, и не пересекаются с ними по тематике;- требуют выделения руководителю проекта необходимого количестваучебной нагрузки (в часах) по аналогии с курсовыми и дипломными проек-тами;- не могут быть обеспечены одним преподавателем для студентов всегопотока;- предполагают финансовые средства для приглашения в качестве руко-водителей специалистов-практиков из реального сектора экономики.Данный перечень особенностей организации «творческих проектов» сви-детельствует об определенной степени проработанности внедряемой в обра-зовательный процесс ряда вузов новой технологии, хотя еще существуетмного вопросов с точки зрения содержательной и организационной стороныдела. Важно не допустить сознательную недобросовестность. Включение вучебный план данных проектов не должно превратиться в формальную про-цедуру, имитацию творческой деятельности студентов с помощью хорошоотработанной схемы. Различные творческие проекты должна связывать заин-тересованность в их выполнении преподавателей, занимающихся хоздого-ворной деятельностью и оформляющих гранты, аспирантов и докторантов,работающих над диссертационными исследованиями, потенциальных рабо-тодателей в рамках реализации соглашений о стратегическом партнерстве суниверситетом (кафедрой).На наш взгляд, основными принципами организации творческой проект-ной деятельности студентов, лишь осваивающих профессиональные компе-тенции, являются:- преемственность и ограниченный характер тематики проектов;- отсутствие прямой взаимосвязи с выпускными квалификационными ра-ботами;- систематизированное и структурированное представление о причинно-следственных связях;- интегрированность в научно-исследовательскую работу кафедр;- заинтересованность сторон;- связь с практикой хозяйствования;- взаимодействие с предприятиями и организациями - стратегическимипартнерами;- формирование командного духа и возможность обучаться «от других».Для того чтобы «творческие проекты» были адекватны возможностямстудентов младших курсов и гарантировали их профессиональное развитие,творческие проекты должны предполагать сознательный выбор различной поглубине содержания тематики и конечные сроки их выполнения, быть четкосформулированы под заданную достижимую цель, иметь утвержденную ак-туальную с точки зрения потребностей отраслевых рынков тематику и бытьсогласованными на предмет востребованности (хотя бы потенциальной) спредставителями реального сектора экономики.Работа над перечнем «творческих проектов» показывает, что приглаше-ние на выполнение отдельных проектов специалистов из сторонних органи-заций объективно необходимо. Таких проектов может быть много. Их разум-но объединить с проектами в рамках обеспечения научно-исследовательскойработы по магистерским программам, создав совместные творческие группыиз студентов младших курсов бакалавриата и магистрантов кафедр. Это по-зволит оптимизировать образовательный процесс и финансирование пригла-шенных специалистов, обеспечит укрепление связей университетских кафедрс реально действующими предприятиями и государственными структурами.Примерами «творческих проектов», предложенных для реализации ООПпо направлению «Экономика», являются следующие:1. Организация общественного питания для удовлетворения потребностейстудентов и сотрудников университета.2. Анализ действующих в регионе технопарков на предмет их соответст-вия зонам коммерциализации идей.3. Торговля и обслуживание контрольно-кассовой техники.Неформальная реализация предлагаемых «творческих проектов» позво-лит студентам научиться быть максимально эффективными в рамках кон-кретной организационной культуры; подготовит их к выполнению болеесложных междисциплинарных проектных задач; научит работать в команде;вовлечет в научно-исследовательскую работу коллектива выпускающей ка-федры, познакомит с научной школой; даст возможность с первого курсаучаствовать в научно-практических конференциях, конкурсах на получениеповышенной академической стипендии; обеспечит заинтересованность в са-мом процессе обучения; повысит требовательность к предлагаемой основнойобразовательной программе; сориентирует на получение выгод от приобре-таемой профессии.«Творческие проекты» акцентируют внимание студентов на обладании нетолько необходимым объемом знаний, но и умением применять их в различ-ных, не всегда «понятных» ситуациях. Это определит в будущем их выборпрофессиональной деятельности: производственно-технологической, органи-зационно-управленческой или научно-исследовательской. С точки зрениякафедр, это еще один шаг к развитию социального партнерства «вуз-бизнес-сообщество» для подготовки конкурентоспособных специалистов, согласова-ния основных образовательных программ различных профилей с учетомпрофессиональных стандартов, одна из форм повышения компетентностипрофессорско-преподавательского состава и систематического обновлениясодержания учебных дисциплин.Благодаря внедрению «творческих проектов» на младших курсах эффектот образовательной технологии в целом может во много раз усиливаться.Свои способности студент может узнать, только попытавшись применить ихна конкретном деле, над решением реальной проблемы в творческой командепод руководством специалиста в данной

Ключевые слова

творческие проекты, двухуровневая подготовка, государственный стандарт, компетентностный подход, образовательные программы, образовательные технологии, creative projects, two-level training, the state standard, the competence approach, educational programs, educational technologies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Барышева Галина АнзельмовнаНациональный исследовательский Томский политехнический университетдоктор наук, профессор, зав. кафедрой экономики инженерно-экономического факультетаganb@tpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. №2. С. 130-135.
 Проектно-ориентированное образование в современном университете | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Проектно-ориентированное образование в современном университете | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия