Проблемы и направления преподавания курса «Экономика труда». | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Проблемы и направления преподавания курса «Экономика труда».

Рассматривается периодизация развития экономики труда как экономической дисциплины. Приводится сравнение методики преподавания этой дисциплины в украинских, российских и зарубежных высших учебных заведениях. Дается характеристикановых явлений в развитии социально-трудовых отношений. Предлагаются рекомендации по дальнейшему совершенствованию методики преподавания экономики труда.

The problems and teaching course «Labor economics».pdf Экономика труда является одной из важнейших учебных дисциплин, ко-торые традиционно читаются в отечественных вузах студентам-экономистами менеджерам. Однако в настоящее время наблюдается исключение из учеб-ных планов подготовки менеджеров данной дисциплины, при этом совер-шенно забыли в том, что менеджмент как междисциплинарная дисциплинасформировался именно на базе экономики труда.Целью курса «Экономика труда» является подготовка специалистов, спо-собных проводить аналитические академические и прикладные исследованияпо проблемам рынка труда, трудовых отношений, человеческих ресурсов,используя глубокие знания в области экономической теории и современныхметодов экономического анализа. Как отдельная научная дисциплина эконо-мика труда существует не так давно.Стоит отметить, что интересное исследование эволюции менеджмента иэкономики труда было сделано В.О. Василенко [1], который рассмотрел во-просы возникновения и развития экономики труда, современное состояние ипредложил интересные направления ее совершенствования.Можно выделить следующие этапы развития экономики труда:Первый этап ее становления и развития охватывает период последнегодесятилетия XIX в. и до 20-х гг. XX в. К началу этого периода окончательносостоялось устранение тотального регулирования хозяйственной жизни состороны государства (характерное для Средневековья), была разрушена сис-тема ремесленных гильдий с присущей им регламентацией трудовых отно-шений. С другой стороны, работа стала намного строже поддаваться техно-логическому регулированию. Параллельно с этим появились ориентирован-ные прежде всего на охрану труда профсоюза коллективные договоры, соци-альное законодательство и т.п. Экономика труда в этот период была тесносвязана с социальной политикой, трудовым правом. На этом этапе был сфор-мирован понятийно-терминологический аппарат, который отделил новуюнауку от общей экономической теории, это позволило сделать описаниеспецифического предмета его исследования.Второй этап развития экономики труда характеризуется становлениемэкономики труда как науки, которая использует экономическиеисследовательские приемы для выявления экономических закономерностей.Следует отметить, что в странах Запада ее основным содержанием былоисследование рынка труда. Во второй половине 20-х гг. XX столетия ПолДуглас (1892-1976) начал количественные исследования в областипредложения труда, спроса на него и реальной заработной платы. Этиисследования базировались на закономерностях и подходах, которыесодержались в работах экономистов классической школы А. Смита и ихнеоклассических последователей. Тогда ученые начали рассматриватьсоциальные вопросы с использованием экономического анализа, тем самымсущественным образом расширив объект исследования. В Советском Союзеэтот этап протекал в совсем других исторических условиях. На первый планздесь выдвинулась теория трудового процесса, не связанногонепосредственно с функционированием рынка труда. Исследовательскиеприемы во многом заимствовались из неэкономичных наук. Результат этогоэтапа - становление ряда научных дисциплин, связанных с организациейтруда на уровне предприятия.Третий этап развития экономики труда наступил в конце 60-х гг.XX столетия и связан в первую очередь с изменением фундаментальныхоснов управления трудовой деятельностью. Если прежде ее основныепараметры определялись руководством предприятия исходя из системыприменяемых технологий и характеристик работников, то теперь трудрегулируется при помощи системы государственного управления ирегулирования. Причинами этого принципиального изменения были ростстепени мобильности рабочей силы, осложнение проблем защитыокружающей среды, глобализация экономики, усиление конкуренции навнешних рынках, структурная перестройка экономики. Сама внешняя средастала движущей силой трансформации системы управления трудом. Все этифакторы учитывались и отечественными исследователями. Вторым важнымнаправлением стало изучение институтов рынка труда и его инфраструктуры,которые были тесно связаны с исследованиями социальныхделей микро- и макроэкономики, математики, статистики, социологии, права,психологии, организации производства и др. Взаимосвязи наук о труде и пер-сонале, в том числе экономики, социологи труда и трудового права, с техни-ческими, экономическими, биологическими, социальными, правовыми и дру-гими науками обусловлены многоаспектностью проблем рынка труда и тру-довых отношений и определяют место курса в системе социогуманитарногообразования.В современных учебных программах отмечается, что реализация основ-ных задач, решаемых в ходе подготовки специалистов в рамках программы«Экономика труда», осуществляется через формирование следующих компе-тенций:- глубокое знание современной экономической теории и ее методологиикак основы для комплексного анализа рынка труда и трудовых отношений;- способность использовать полученные знания по экономике труда исмежным дисциплинам для формулирования исследовательских проблем,выбора методов и инструментов анализа;- владение навыками поиска, систематизации, обработки и анализа эко-номической информации по вопросам, связанным с функционированиемрынков труда, формированием и использованием человеческих ресурсов;- знание особенностей и закономерностей становления и развития рынкатруда;- умение анализировать и давать критическую оценку государственнойполитике в сфере труда и занятости, проводить экспертизу социально-экономических и институциональных проектов, способность формулироватьобоснованные рекомендации для принятия политических решений в этойсфере;- владение навыками построения кадровой политики предприятий и ор-ганизаций в конкретных условиях функционирования рынка труда.Следует отметить, что содержание курса «Экономика труда» является внастоящее время достаточно сходным в российских и украинских учебныхпрограммах (таблица).По сравнению с преподаванием в советское время в курсе появились но-вые темы, связанные с рынком труда, социальным партнерством, мониторин-гом социально-трудовых отношений и т.д. Постепенно изменяется терминоло-гия курса - появляются новые термины: «социально-трудовые отношения»,«мониторинг», «государственное регулирование социально-трудовых отноше-ний», «занятость» и «безработица», «условия формирования доходов работни-ков». А те термины и понятия, которые использовались в советских учебни-ках, совпадают только по названию. Они в условиях развития рыночных отно-шений приобрели совсем другие понятия, отражают разные по своей социаль-но-экономической природе явления, это прежде всего касается понятий «зара-ботная плата», «трудовой потенциал», «человеческий потенциал» и др.В настоящее время в Украине в сфере труда развивается множество но-вых явлений, таких как изменение концепции занятости, децентрализациясистемы оплаты труда, заключение тарифных соглашений, разгосударствле-ние и приватизация предприятий, которые порождают формирование новойсистемы социально-трудовых отношений внутри предприятия и общества вцелом. В Украине осуществляется переход от экономики государственногосоциализма к рыночной экономике, который сопровождается существеннымизменением социально-трудовых отношений. И если первоначально государ-ство фактически самоустранилось от управления сложными социально-трудовыми процессами и их регулирования, то в настоящее время существуетпонимание того, что государство должно осуществлять продуманную поли-тику в данной области, иметь стратегию и тактику, механизмы управленияданными процессами. Это требует определения методов, форм, заданий ифункций государства в системе социально-трудовых отношений.Сравнение содержания курса «Экономика труда» в российских и украинскихучебных программахСодержание курса УкраинскиепрограммыРоссийскиепрограммыПредмет и метод курса.Объект, предмет и задача дисциплины.Социально-трудовые отношения как система++Производительность и эффективность труда + +Организация труда + +Регулирование рабочего времени и мера труда ++Политика доходов и регулированиязаработной платы++Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества + +Рынок труда и его регулирование + +Социально-трудовые отношения и занятость + +Механизм функционирования системы социально-трудовых отношений: организационные аспекты.Социальное партнерство++Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества + +Анализ, отчетность и аудит в сфере труда + +Мониторинг социально-трудовой сферы как инст-румент регулирования и совершенствования соци-ально-трудовых отношений+-Международная организация труда и ее влияние наразвитие социально-трудовых отношений. Между-народный опыт регулирования социально-трудовыхотношений+-Управление персоналом как условие усовершенст-вования эффективной экономики труда++Вместе с тем по многим теоретическим и прикладным аспектам отечест-венная экономика труда содержала рациональное, положительное знание,обеспечивала формирование умений и навыков у специалистовисследует обращения работодателей и работников в ответ на действие стиму-лов в виде заработной платы, цен, прибыли и т.п. Она рассматривает факто-ры, которые определяют спрос и предложение рабочей силы, цену рабочейсилы, инвестиций в человеческий капитал, проблемы дифференциации в оп-лате труда, механизмы распределения рабочей силы по разным областям ивидам деятельности.Относительно новым в преподавании курса «Экономика труда» являетсяиспользование кредитно-модульной системы. Под модулем понимается отно-сительно самостоятельная часть учебного курса, которая содержит одно илинесколько близких по содержанию и фундаментальных по значению понятий(законов, принципов). Следует отметить, что содержание моду-ля преподаватель в сжатой форме объясняет на обзорной лекции в началеизучения каждого из них. Основное внимание при этом уделяется ведущимидеям содержания, характеристике спорных вопросов, формулируются зада-чи для самостоятельной работы и т.д.В данное время назрела необходимость пересмотра подходов к препода-ванию традиционной экономики труда. За рубежом преподается дисциплинаLabour economics, но сравнение ее содержания с отечественной экономикойтруда показало, что имеется ряд принципиальных отличий этих дисциплин. Взарубежной экономике труда огромное место отводится использованию эко-нометрических методов, количественного анализа.Как учить современной экономике труда? Использование переводов аме-риканских или западных учебников для преподавания экономических дисци-плин позволило решить ряд проблем, но одновременно породило новые, свя-занные с уместностью использования приведенных в этих книгах примеров ирассмотрения институтов государственной политики и экономических усло-вий из практики других стран [3].Мы согласны с мнением С. Рощина, что существует определенный дуа-лизм в понимании того, как проводятся исследования по экономике трудазападными и отечественными учеными. К сожалению, в большей части оте-чественных учебных и научных центров, которые специализируются на эко-номике труда, исследования ведутся в рамках методологий в основном опи-сательных, и это ближе к проблемам управления персоналом, организациитруда или отчасти социологии труда [3]. Необходимо отметить, что большуюработу в области развития научных исследований и преподавания в областиэкономики труда проводит Лаборатория исследования рынка труда Высшейшколы экономики - Государственный университет (Москва). В течение дли-тельного времени она ведет единственную в странах СНГ школу по экономи-ке труда. В школу может попасть ученый или преподаватель, который заин-тересован в развитии социально-экономических эмпирических исследованийпо проблемам рынка труда, трудовых отношений и готов овладевать совре-менными методами таких исследований. Каждый год школа посвящена ка-кой-то определенной проблеме. Среди рассматриваемых проблем были: про-блема человеческого капитала и рынка труда; проблема мобильности на рын-ке труда; поведение предприятий на рынке труда (теоретические и эмпириче-ские исследования, связанные с анализом спроса на труд, взаимосвязей кад-ровой политики предприятий и рынка труда, зарплатной политики предпри-ятий, инвестиций предприятий в человеческий капитал, в подготовку и пере-подготовку работников и т.д.).Современный подход к экономике труда должен заключаться в следую-щем: экономика труда - как авангард прикладной экономики, позволяющейна базе теоретического знания проверить гипотезы на эмпирическом мате-риале, уделяя внимание как концептуальному объяснению экономическихпроцессов, так и методам эмпирического исследования, эмпирического тес-тирования тех или иных гипотез [4].Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время на-зрела необходимость более широкого внедрения в практику экономики трудаэконометрических методов, следует изменить подход к преподаванию и со-держанию курса «Экономика труда». В данное время в связи с требованиямиБолонского процесса существует необходимость в сближении программ дис-циплин «Экономика труда и социально-трудовые отношения» и Laboureconomics. Сейчас в Украине действует несколько зарубежных благотвори-тельных программ. Так, фонд «Возрождение» способствовал внедрению ме-тодики преподавания экономики «Junior Achivement Inc.», которая очень рас-пространена в американских школах. Этот курс является прекрасным образ-цом методического обеспечения преподавания: очень интересный и содержа-тельный учебник, задачник, деловые игры, набор контрольных тестов. Из-вестны также школы ЮНЕСКО, программы «Новый день» и др. [5]. Даль-нейшее совершенствование методики обучения по дисциплине также долж-но предусматривать:1) пересмотр учебных программ с целью детального отработки их содер-жания и объема;2) учет дидактических и методических особенностей различных эконо-мических дисциплин и разного уровня их освоения.

Ключевые слова

экономика труда, развитие, преподавание, labour economics, labor economics, development, teaching

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Беззубко Лариса ВладимировнаДонбасская национальная академиястроительства и архитектуры (Украина)профессор, доктор наук по государственному управлению, профессор кафедры менеджмента организацийbezzubkol@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Василенко В.О. Еволюція економіки праці й шляхи її розвитку // Вчені записки ТНУ. Сер. Економіка та управління. 2009. Т. 22 (61), № 2. С. 97-105.
Беззубко Л.В., Давиденко Л.І. Економіка праці і соціально-трудові відносини: навчальний посібник. Донецьк: СПД Купріянов, 2010. 272 с.
Рощин С.И. И это уже определенная традиция [Электронный ресурс]. URL: http:// www.hse.ru/ news/ 17274263.html
Беззубко Л.В. От экономики труда к labour economics // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL:www.es.rae.ru/mino/62-232).
Аксьонова О.В. Методика викладання економіки: Навч. посібник К.: КНЕУ, 1998. 280 с.
 Проблемы и направления преподавания курса «Экономика труда». | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Проблемы и направления преподавания курса «Экономика труда». | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия