Для чего необходимо экономистам изучатьсоциально-экономическую систему России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Для чего необходимо экономистам изучатьсоциально-экономическую систему России

Рассматривается ограниченность предмета экономической теории в ее неоклассическом варианте и обосновывается объективная потребность «расширения» предметаза счет введения в него характеристики национальной социально-экономической системы. Экономическая теория должна лежать в основе социально-экономической политики, которая ищет варианты решения социально-экономических проблем (а нетолько использования ограниченных ресурсов) на базе учета культурных, социальных,правовых, экономических и политических аспектов.

Why do we need to study the social and economicsystem of Russia.pdf Мировой кризис 2008-2010 гг., который, по признанию многих зарубеж-ных и российских исследователей, носил системный характер, актуализиро-вал проблему кризиса экономической теории. Во многом это связано с моно-полией мейнстрима на научный анализ экономической реальности. Мы ужеотмечали, что стремление свести экономическую теорию к универсальной иединственной научной теории о «рациональном выборе» в условиях ограни-ченных ресурсов «противоречит реалиям экономической практики и научнойлогике» [1. С. 6]. Избрав в качестве предмета экономической теории толькорыночной обмен, идеальной моделью которого, по мнению неоклассиков,является «рынок в условиях совершенной конкуренции», неоклассическаятеория не в состоянии не только научно объяснить причины и логику совре-менных экономических кризисов, но и не пытается изучать качественные из-менения, которые происходят в современных социально-экономических сис-темах: развитие корпоративной формы собственности, ТНК, сетевые органи-зации, новые формы конкуренции, изменение роли человека в экономическойсистеме etc. Инструментарий современной экономической теории в ее нео-классическом варианте достиг такой степени абстракции, что не отражаетникаких качественных изменений системы. Но, например, сетевые организа-ции меняют формы обмена, ценообразование и конкуренцию.Методология мейнстрима малочувствительна к историческому контекстуи исследует поверхностные функциональные связи. Кроме того, неокласси-ческая теория и ее более современные направления, в частности неоинститу-ционализм, социально нейтральны и рассматривают проблемы функциониро-вания сложившейся рыночной экономики.Современная экономическая теория изучает зрелое состояние рыночнойэкономики и рассматривает eе как устойчивую и упорядоченную, равновес-ную систему. При этом для данной социально-экономической системы ха-рактерно поступательное линейное развитие. Совершенно очевидно, что та-кой подход не соответствует цивилизационным сдвигам, характеризующимпереход к постиндустриальному, точнее, индустриально-информационномуобществу, в котором чрезвычайно возрастает роль человеческого потенциала.Как отмечает А. Пороховский, по своему значению «человек в действитель-ности находится в основе экономической системы, являясь в то же время еепродуктом» [2. С. 66]. Во всех сферах деятельности возрастает ценность ра-ботника, от которого во все большей степени зависит реализация материаль-ных и финансовых ресурсов. Но мейнстрим никак «не замечает» и не отража-ет этих изменений.Возросшее значение труда как доминирующего фактора экономическогоразвития предопределяет особое значение социальной сферы как условияустойчивого социально-экономического развития. Теория рыночной эконо-мики не может дать ответы на сложные системные изменения, происходящиев условиях индустриальной цивилизации, и требуется разработка новой па-радигмы экономической теории и решения проблемы содержания предметаэкономической теории. Необходимо «расширить» предмет экономическойтеории и в связи с тем, что современные кризисы неправомерно рассматри-вать как чисто «экономические», поскольку последние есть следствие глубо-кого системного кризиса, охватившего практически всю планету, а не толькостраны с развитой рыночной экономикой.Можно выделить основные черты проявления системного кризиса:- Система социальных отношений и социальная структура общества несоответствуют новым цивилизационным сдвигам.- Система социально-политических и государственно-правовых отноше-ний, включая и отсутствие определенной идеологии развития государства,также характеризует глубину системного кризиса.- Глубокий кризис охватил и систему современных экономических отно-шений, что проявляется в деформированной структуре экономики, а в Рос-сии - в устаревших технологиях, в разрушенном технико-технологическомпотенциале, в низком уровнеинтересы общества, всех его социальных групп и направлена на развитие иукрепление национальной социально-экономической системы.Каждый тип социально-экономических систем предполагает выявлениеего особенностей, углубленный анализ национальных страновых моделей.Современная экономическая теория в ее неоклассическом и неоинституцио-нальном вариантах не решает этих проблем, поскольку изучает абстрактнуюрыночную модель индустриально развитых стран.Социально-экономическая система общества представляет сложную имногообразную систему общественных отношений. Схематично и, конечно,упрощенно, она дана на рис. 1.Рис. 1Все подсистемы социума должны находить отражение в социально-экономической политике государства, поэтому в определенной мере необхо-димо в курсе экономической теории рассматривать и проблемы современнойсоциально-экономической политики. Это обусловлено и тем, что объективново всех странах происходит социализация всей экономической жизни, в част-ности, в Конституции РФ записано (ст. 7), что в России будет создано соци-альное государство. Любое общество характеризуется определенными обще-ственными отношениями, и они являются главной формой жизнедеятельно-сти людей, которая и приводит в процессе своего развития к эволюции сло-жившейся системы общественных отношений. Сложившаяся система обще-ственных отношений отражает уровень развития всех подсистем общества:уровень развития технико-технологического базиса, степень «овладения»природой, состояние его культуры, образования и т.д. Функционированиесоциально-экономической системы и ее подсистем (экономической и соци-альной) связано с реализацией материальных и социальных потребностейчеловека. Условно их принято делить на две группы - первичные (физиоло-гические потребности человека, воспроизводство способности к труду и т.д.)и вторичные (потребности в труде, общении, образовании, социальной спра-ведливости, а также потребности во власти, взаимопомощи, успехе, искусст-ве и т.д.). А поскольку в основе развития любого общества лежат духовныеценности и духовная программа развития и именно они определяют и харак-теризуют культуру конкретного социума, то по своей значимости для челове-ка духовная система и культура первичны, а материальная система вторична.С точки зрения формирования духовных ценностей огромную роль в разви-тии социально-экономической системы имеют психологические (этические)потребности человека, которые реализуются через морально-нравственнуюподсистему и внутреннее сущностное «Я» человека. Выстраивается следую-щая взаимосвязь: нравственность порождает культуру, культура порождаетцивилизацию, образуется цепочка взаимосвязей нравственность-культура-цивилизация.Таким образом, цивилизация и соответствующая ей социально-хозяйственная система является порождением культуры данного общества, акультура в целом - это внутренняя философия и мировоззрение, отличающиеодин народ от другого. Поэтому национальная идея лежит в сфере нравст-венных и духовных ценностей общества, а не в области обеспечения матери-альными благами. И любые экономические и социальные события в странеопределяются духовной системой общества, и только она обеспечивает бу-дущее страны и ее благополучие. Реализация духовных ценностей осуществ-ляется через государственно-правовую систему общества, она является «по-средником» между социально-хозяйственной и духовной системами и осу-ществляет эту функцию через определенную «идеологию» общества, кото-рую мы называем «идеологией» развития и функционирования всех системсоциума. Поскольку в России старая коммунистическая идеология уже несуществует, а новая так и не появилась, нет и соответствующих регулятив-ных законов (при огромном их изобилии), а все принимаемые и принятыезаконы в своем большинстве не соответствуют истории, менталитету и идео-логии российского народа. Отсюда в стране хаос, коррупция, отсутствие но-вой парадигмы общественного мышления.Главным условием устойчивого развития России и формирования новойсоциально-экономической системы является создание новой философскойконцепции развития государства российского. Тогда и появятся «правильно»работающие законы, законы, работающие в интересах всех граждан страны,а не узкой группы «избранных», что позволит избежать развала страны, при-хода к власти мафиозных и криминальных структур и включить в работу эф-фективную (в том числе и рыночную) экономику, а также разработать и про-водить необходимую на данном отрезке времени социально-экономическуюполитику, направленную на развитие человека и повышение качества егожизни. Не имея знаний и научных представлений о структуре и движущихмотивах функционирования и развития социально-экономических систем,выпускники экономических факультетов университетов будут способнытолько искать способы максимизации прибыли.Формирование новой парадигмы экономической теории должно исходитьиз примата культуры над цивилизацией, ибо культура никогда не погибает, аземные цивилизации сменяют одна другую. А поскольку культура - это со-циальная память общества, она определяет социогенотип общества, форми-рует идеи, нравственные и духовные ценности, которые передаются из поко-ления в поколение и определяют формы деятельности, поведение индивидови общества в целом. Именно поэтому в содержании курса «Экономическаятеория», по нашему мнению, должна быть отражена и проблема экономиче-ской культуры; последняя существенно влияет на формирование экономиче-ского мышления, экономического поведения и экономической деятельности.В курс «Экономическая теория» необходимо включить и проблему пере-хода к постиндустриальной цивилизации, которая характеризуется следую-щими основными чертами:- поворотом экономики к нуждам человека и гуманизацией экономики врешении проблем качества жизни человека;- формированием новой структуры социальных, национальных и полити-ческих отношений и защитой интересов личности;- возрождением гуманизма, свободы творческой личности, обновлениемнауки, образования и культуры, а также усилением доминирования духовныхценностей;- многомерной интеграцией независимых государств и крушением миро-вых империй.В новых условиях главными ресурсами человечества становятся знания,информация, развитый интеллект, творчество, образование и высокооргани-зованный труд. Переход к новой цивилизации особенно актуализирует значе-ние компетенций и времени и, как следствие, возрастающее значение ролигуманитарной составляющей во всех видах человеческой деятельности.Устаревшая идеология и экономическая теория индустриальной цивили-зации были созданы на основе принципа полного рационализма, что предпо-лагало совершенствование способов добывания средств для выживания наразных исторических этапах развития человечества. Неоклассическая теорияи ее последователи исходят из того, что главной движущей силой прогрессаявляется только личный экономический интерес человека. Доминантный по-стулат рыночной экономики, сформулированный еще в XVIII в. А. Смитом,существенно «преобразовал» общественное сознаниеи изменил социальныйхарактер наций в сторону развития технократической цивилизации, высшимдостижением которой является создание общества «высокого уровня массо-вого потребления» (потребительского общества). Все это отразилось и насистеме образования, в том числе и гуманитарного, экономического. Вся сис-тема образования подчинена формированию технократического мышления,что привело к глубокому противоречию между технико-экономическим исоциальным прогрессом. Данное противоречие прежде всего проявляется врассмотрении человека как производственного ресурса, как одного из факто-ров развития, составной части экономических ресурсов. Такой подход огра-ничивает развитие человека и ведет к его деградации.Главным же принципом постиндустриальной цивилизации является раз-ностороннее гармоничное развитие личности, а это требует изменения со-держания, характера и объема знаний человека, его мышления, в том числе иэкономического. Формирование и развитие постиндустриальной цивилиза-ции предполагает перенесение «центра тяжести» из материальной сферы всоциальную, духовную и культурологическую. Основным критерием соци-ального прогресса в будущем должно стать качество жизни человека. Буду-щее развитие российского общества (не только экономики) зависит от воз-можностей и стремлений политической элиты модернизировать социально-экономическую систему страны, однако реализуемая сегодня в России «мо-дель бюрократического капитализма блокирует прогресс общества» [3. С. 5].Современная модель российской рыночной экономики не только проти-воречит новым задачам и целям социально-экономического развития, но и ненаправлена на формирование цивилизованного рынка. Предпринимаемыепопытки модернизации экономики только на основе реформирования самойэкономики без качественных преобразований всех подсистем социума непринесут России позитивных результатов. Наряду с экономическими преоб-разованиями (развитие добросовестной конкуренции, реиндустриализация,борьба с монополизмом и т.п.) следует обеспечивать условия для развития иудовлетворения социальных и духовных потребностей. Реализация этих на-правлений с необходимостью требует перестройки всей системы образова-ния, в частности модернизации курса экономической теории, гуманизациикак высшего, так и среднего образования.

Ключевые слова

мейнстрим, национальная социально-экономическая система, нравственность, культура, цивилизация, технократическое и «новое» мышление, mainstream, national social and economic system, morals, culture, civilization, technocratic and «new» mentality

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бельская Галина СтаниславовнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии экономического факультета
Чувакина Вера СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры политическойэкономии экономического факультетаnomas@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Бельская Г.С., Чувакина В.С. Позволяет ли «мейнстрим» адекватно отражать российскую экономику // Вестник Том. гос. ун-та. Сер. Экономика. 2010. № 1(9). С. 5-9.
Пороховский А. Политическая экономия - основа и стержень экономической теории // Экономист. 2011. № 1. С. 61-73.
Микульский К. Модернизация российской экономики: необходимость и возможность // Общество и экономика. 2011. № 11-12. С. 5-19.
 Для чего необходимо экономистам изучатьсоциально-экономическую систему России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Для чего необходимо экономистам изучатьсоциально-экономическую систему России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия