Концепции и дилеммы двухуровневой системы университетского образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Концепции и дилеммы двухуровневой системы университетского образования

Статья посвящена проблемам современного этапа развития - системы высшего образования. Анализируются общемировые тенденции, которые наблюдаются повсеместно. Рассматривается концепция «перформативного знания» как метафоры изменения статуса знания от описания ситуации к действию. Анализируется концепция«предпринимательского университета», трактующая университет как динамичнуюобразовательную корпорацию, ориентированную на проведение активной инновационной политики. В статье исследуется влияние изменений в производстве и социальной жизни на изменения в системе образования. Обсуждаются проблемы переходана двухуровневую систему высшего образования в Российской Федерации.

Concepts and dilemmas of two-level system of university education.pdf Могут ли университеты в условиях нарастающего внешнего давления са-мостоятельно изменять себя? Постановка данного вопроса и попытки найтина него положительный ответ привели к формированию концепции предпри-нимательского университета. В данной концепции, развиваемой рядом ис-следователей, получил легитимацию новый образ высшего учебного заведе-ния. Оно предстает как динамичная образовательная корпорация, ориентиро-ванная на проведение активной инновационной политики.Популярность указанной концепции является еще одним неоспоримымсвидетельством происходящего заката мышления Нового времени.Термин «гуманитарный» возник и получил распространение в XVII-XVIII вв. Он использовался, когда речь шла об образованном человеке, обла-дающем обширными познаниями почти во всех сферах человеческой дея-тельности. Стать таковым, как предполагалось, можно было, изучая класси-ческие языки и «семь свободных искусств»: грамматику, риторику, диалек-тику (trivium), арифметику, геометрию, астрономию, музыку (quadrivium).Понятия «тривий» (от лат. trivium - трехдорожье, перекресток трех дорог)и «квадривий» (от лат. quadrivium - четырехдорожье) иллюстрируют основ-ные черты господствовавшей в данный период концепции знания и образова-тельного процесса с большой точностью.В основе классического подхода к образованию лежали следующие по-ложения:- среди множества предметов и тем для размышлений можно выделитьгруппу основных, рассуждая о них, мы то и дело вынуждены будем обра-щаться к ключевым понятиям и концепциям («понятия-перекрестки», по оп-ределению Б. Мильерона).- если непосвященному цель образования видится в изучении «свободныхискусств» и классических языков, то глубинный смысл образования заключа-ется в овладении ключевыми темами, понятиями и связями между ними.Образ сети, состоящей из узлов - «ключевых понятий-перекрестков» исвязывающих их «нитей-дорог», являлся удобной аналогией классическойконцепции образовательного процесса.Гуманитарное образование, таким образом, призвано было оснаститьучащегося сетью упорядоченных друг относительно друга понятий. Это по-зволяло выпускнику в будущем сравнительно легко овладевать неизвестнымиранее понятиями. Столкнувшись с новой идеей, явлением, достаточно было,путем логического анализа связать их с одним из «понятий-перекрестков».Так отыскивалось место новой идеи, явления в «системе координат» ключе-вых понятий.С идеей энциклопедии с ее алфавитной классификацией и определениямичерез цепочку наиболее общих понятий (XVIII в.) связывается завершениепроцесса формирования классической концепции знания и образовательногопроцесса.Отказ университетов от поиска истины в пользу полезности и эффектив-ности, происходящий в настоящее время, логически подводит к необходимо-сти:− усиления управленческих начал;− расширения периферийных структур, функции которых выходят затрадиционные рамки академических подразделений;− диверсификации финансирования;− стимулирования традиционных академических подразделений;− преодоления культурных стереотипов на базе формирования инте-гральной предпринимательской культуры.Следствия, вытекающие из сложившегося положения вещей, формируютобщемировые тенденции, которые наблюдаются повсеместно:- производство знаний все чаще ограничивается ситуациями, когда зара-нее известно, что они востребованы и эффективны (перформативны, поЖ.-Ф. Лиотару [1]);- снижается уровень и объем исследований в областях, которые непер-формативны (нередко это гуманитарное знание);- производство знаний, которое традиционно было сосредоточено в уни-верситетах, смещается в исследовательские лаборатории при компаниях, ге-нерирующих специфическое знание - ориентированное на решение при-кладных проблем.Понятие «перформативность» было впервые введено в научный оборотДжоном Остином, основоположником современной неформальной логики(первое употребление этого понятия относится к 1950 г.) [2]. Он утверждал,что не существует глубокого различия между фразами «я обещаю, что...» и «яутверждаю, что...».Традиционная точка зрения состояла в том, что оценка «истинно илиложно» может быть отнесена лишь ко второму типу утверждений. Однако,по мысли Дж. Остина, это справедливо в некотором смысле и для первоготипа утверждений («я обещаю, что...»), названных им «перформативными».Его аргумент состоял в заключении, что знание включает также и элементответственности, обещания. Поэтому перформативное высказывание входитв круг утверждений, на которые следует распространить оценку «истинноили ложно», а значит, и включить перформативные высказывания в класспонятий, относящихся к знанию.Понятие перформативности как метафоры изменения статуса знания отописания ситуации к действию (от англ. performance - выполнение, проведе-ние) вошло в современные концепции образовательного процесса. Вместоистины как единственного критерия оно все больше оценивается по способ-ности приносить хорошие деловые результаты (товарность).Концепция перформативности обусловливает как изменения в институ-циональной структуре образования, так и переход от традиционной концеп-ции знаний субъекта к пониманию их как набора компетенций, которымивооружен учащийся.Изменения в производстве знаний влекут изменения в системе образова-ния:- все больший упор делается на прикладных дисциплинах (это определя-ет спрос на специалистов в области экономики, права и т.д.);- растет убеждение, что университеты должны прививать студентампрактические навыки, которые сделают их более эффективными, производи-тельными и более конкурентоспособными работниками.Как указанные изменения сказываются на организации образовательногопроцесса в условиях двухуровневой системы университетского образования?Некоторые возникшие или обострившиеся в связи с вышеизложеннымпроблемы современного этапа трансформации системы образования в рос-сийских вузах, по нашему мнению, состоят в следующем:1) большая академическая свобода в условиях двухуровневой системыобразования предполагает увеличение часов на самостоятельную работу сту-дентов, однако возможности такого подхода сдерживаются тем, что значи-тельная часть учебной литературы страдает академизмом изложения. Отсут-ствие в учебниках живой речи, ярких примеров существенно затрудняет изу-чение 0 TD0предмета студентамикурса вместо шестилетнего экономического образования. Почему отвергнутпринцип «узкого горла», при котором многие вузы готовят бакалавров, а ма-гистров готовит ограниченный перечень вузов (имеющих диссертационныесоветы по профилю магистратуры), не понятно.Создается впечатление, что у реформаторов системы высшего образова-ния России нет хороших альтернатив и им ничего не остается как предпри-нимать огромные усилия для того, чтобы выбирать из плохих альтернативхотя бы не самую худшую. Такие альтернативы в средние века именовалисьдилеммами (di(s) - дважды, lemma - предположение). Выбор любой приво-дил к неприятным последствиям. Стоит ли нам, подобно былинному герою,стоять у придорожного камня, размышляя - идти направо и потерять коняили налево и расстаться с жизнью? Может быть, просто следует оглянутьсявокруг и избрать другую дорогу…

Ключевые слова

высшее образование, перформативное знание, предпринимательский университет, higher education, performatory knowledge, entrepreneurial University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каз Михаил СеменовичНациональный исследовательский Томский государственный университет; Национальный исследовательский Томский политехнический университетпрофессор, доктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета; профессор кафедры экономикиmisk@mail2000.ru
Всего: 1

Ссылки

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Алетейя, 1998. 160 с.
Остин Дж. Перформативы-констативы // Философия языка / Ред.-сост. Дж. Серл. М., 2004. С. 23-34.
 Концепции и дилеммы двухуровневой системы университетского образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Концепции и дилеммы двухуровневой системы университетского образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия