Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневойсистемы образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневойсистемы образования

Представлен сравнительный анализ магистерской подготовки на примере многоуровневой системы образования в Республике Казахстан и Российской Федерации на примере Новосибирского государственного университета экономики и управления. Рассмотрены достоинства и недостатки перехода на кредитную технологию обученияв рамках Болонского процесса.

Comparative analysis of the Russian and Kazakhstan multileveleducation system.pdf Основной задачей перехода России на многоуровневую систему образо-вания является создание новой системы образования, основанной на иннова-ционных подходах, соответствующих современным требованиям и мировымстандартам. Достижение единых стандартов высшего образования в европей-ских странах стало возможным после принятия Декларации 29 странами Ев-ропы 19 июня 1999 г. в Болонье. Затем в сентябре 2003 г. в Берлине на встре-че министров образования европейских государств Россия присоединилась кБолонскому процессу, который предполагает конвергенцию (сближение) сис-тем высшего образования европейских стран и создание общего мировогопространства высшего образования.В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от03.12.2011) «О высшем и послевузовском образовании» (с изм. и доп., всту-пившими в силу с 01.02.2012) основные образовательные программы высше-го профессионального образования реализуются по двум уровням. Бакалав-риат - первый уровень высшего профессионального образования, со срокомобучения 4 года для очной формы обучения, с присвоением квалификации«Бакалавр». Магистр - второй уровень высшего профессионального образо-вания, со сроком обучения 2 года для очной формы обучения, с присвоениемстепени «Магистр». Поступить в аспирантуру могут только лица, имеющиестепень «Магистр» или полученную ранее квалификацию «Специалист» [1].Основные стратегические цели России в сфере высшего профессиональ-ного образования, которые ставит перед собой переход на двухуровневуюсистему образования [2], включают:1) обеспечение реализации конституционного права граждан на образо-вание;2) формирование условий для развития и повышения конкурентоспособ-ности «человеческого капитала»;3) обеспечение реализации полномочий в части образования, законода-тельно закрепленных за РФ;4) создание условий для перехода российской экономики на постиндуст-риальный путь развития, повышения роли образования в социальном, куль-турном и экономической развитии РФ.Цель обусловливает решение следующих задач [2]:1) развитие современной системы непрерывного образования;2) повышение качества профессионального образования;3) повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;4) сохранение и развитие единого образовательного пространства;5) научно-методическое обеспечение развития системы образования;6) нормативно-правовое обеспечение деятельности системы образования;7) стимулирование экспериментальной деятельности образования.Переход на многоуровневую систему образования в России происходитмедленными темпами. Существует множество трудностей, связанных с непо-ниманием, а порой и нежеланием перестроиться на новый этап развития мно-гоуровневой системы образования. Студенты не готовы к новой системе об-разования, статус магистра не подкреплен стимулом у работодателей. Обуче-ние в аспирантуре и докторантуре осуществляется по традиционной схеме, вотличие того, что бакалавр не имеет возможности поступления в аспиранту-ру. Поэтому степень магистра является приоритетной только для студентов,как правило, принявших решение связать свою дальнейшую профессиональ-ную деятельность с наукой либо боязнью остаться нетрудоустроенным попрофилю полученной квалификации.В Казахстане переход на многоуровневая систему образования («Бака-лавриат» - «Магистратура» - «Докторантура») начат с 2000-х гг. и завершенв 2010 г. Следует особо отметить, что именно благодаря реформам последнихлет в Казахстане внедрена система единого национального тестирования(ЕНТ) и промежуточного государственного контроля (ПГК), которая в ко-нечном счете стала государственной системой оценки качества образования.Основные задачи развития образования обозначены в долгосрочных приори-тетах государства на период до 2030 г., поручениях Президента КазахстанаН.А. Назарбаева, в Национальном докладе о состоянии и развитии образова-ния в Республике Казахстан, представляющем собой ежегодный информаци-онно-аналитический обзор состояния образования и тенденций его развития вмежрегиональном и международном сопоставительных аспектах, а также вЗаконе РК «Об образовании» (принятом в июле 2007 г. и введенном в дейст-вие с 1 января 2008 г.) [3].ЕНТ объединяет в себе государственную аттестацию выпускников 11-хклассов средней школы и вступительный экзамен в учебные заведения. Це-лями и задачами ЕНТ являются обеспечение государственного контроля иуправления качеством среднего общего образования на основе независимойоценки уровня подготовки выпускников, формирование более объективной идостоверной системы оценки знаний. Национальным центром государствен-ных стандартов образования и тестирования были разработаны технологияпроведения тестирования, тесты и программное обеспечение. Тестированиепроводится по четырем предметам, три из которых являются обязательными:русский или казахский язык (в зависимости от языка обучения), математика,история Казахстана и профилирующая дисциплина по выбранной специаль-ности абитуриента. Количество тестовых заданий 120 (по 30 на каждую дис-циплину), время проведения - 3 часа. По окончании тестирования и подведе-ния итогов выдается сертификат государственного образца с указанием коли-чества баллов по каждому предмету. Кроме этого, рассчитан порог оценкизнаний, при котором учащийся или абитуриент, не пройдя на бюджетное ме-сто, имеет право на поступление в вуз или колледж на платную форму обу-чения. Для этого необходимо набрать определенное количество баллов, соот-ветствующее каждому учебному заведению. В то же время абитуриент, полу-чив сертификат, может изменить выбранную специальность при поступлениив вуз, при обязательном условии соответствия четвертой профилирующейдисциплины тестирования.Важное значение при формировании будущего квалифицированного спе-циалиста имеет ПГК, который проводится у студентов вузов по окончаниивторого курса обучения. Он включает в себя профилирующие учебные дис-циплины как первого, так и второго курса. ПГК проводится в виде комплекс-ного тестирования в форме набора тестовых заданий, разработанных в соот-ветствии с государственными общеобразовательными стандартами высшегопрофессионального образования. Перечень дисциплин и тестовые заданиядля ПГК утверждаются Министерством образования и науки Республики Ка-захстан. Для ПГК, так же как и для ЕНТ, определена шкала оценочных зна-ний студентов, при которой студент, не набрав определенного количествабаллов, может быть отчислен из высшей школы или остаться на повторноеобучение на втором курсе. Промежуточный государственный контроль по-зволяет проанализировать и установить степень подготовленности студента кдальнейшему обучению по выбранной специальности.Для проведения ЕНТ и ПГК в каждом городе Республики Казахстан набазе одного из ведущих государственных вузов организованы центры тести-рования. Контроль возлагается на государственные комиссии и уполномо-ченных представителей МинистерстваСодержание образовательной программы докторантуры№ Наименование блока дисциплин Доля кредитовв учебном плане, %1 Базовые дисциплины 231.1 Обязательные дисциплины1 131.2 Дисциплины по выбору 102 Профильные дисциплины2 103 Практика 34 Промежуточная аттестация5 Научно-исследовательская работа 276 Итоговая государственная аттестация37 Комплексный экзамен8 Выполнение и защита докторской диссертации 40ИТОГО 100Результаты проведенного научного исследования, так же как и в России,должны быть опубликованы в ведущих научных журналах, рекомендованныхКомитетом по надзору и аттестации в сфере образования и науки Министер-ства образования и науки Республики Казахстан, также доложены на между-народных конференциях. При этом количество публикаций должно соответ-ствовать следующим требованиям:1) одна и более публикаций в зарубежных научных изданиях, имеющихвысокий рейтинг;2) не менее чем в восьми статьях в зарубежных и отечественных научныхизданиях, рекомендованных Комитетом по надзору и аттестации в сфере об-разования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан(причем четыре в зарубежных изданиях, а четыре индивидуально авторскиеиздания);3) публичных индивидуальных выступлений, не менее чем на пяти между-народных научных конференциях, из них на двух, проведенных зарубежом;4) по техническим специальностям не менее двух актов внедрения в про-изводственную деятельность, патентов на изобретения.Подготовка докторов философии осуществляется только по очной формеобучения, с отрывом от производства. Период обучения жестко регламенти-рован распределением дисциплин по семестрам, закреплением тем и баз ис-следования. Докторанту дается возможность поработать в зарубежной лабо-ратории, для этого его работу курирует, помимо отечественного, еще и зару-бежный руководитель. Ученая степень доктора философии (PhD) присужда-ется на основании решения диссертационного совета, принятого после пуб-личной защитывышающей качество образования и упорядочивающей финансовое обеспече-ние высших учебных заведений, является переход высшей школы к кредит-ной системе образования, методы, средства и формы которой направлены наповышение уровня самообразования и творческого освоения знаний студен-тами на основании реализации возможности индивидуальной выборностиучебной траектории в рамках строгой регламентации объема работы и учетауспеваемости в виде кредита [4].Единое национальное тестирование (ЕНТ)Обучение в ВУЗе (1, 2 курсы)Промежуточный государственный контроль (ПГК)Продолжение обучения в ВУЗе (3 ,4 курсы)Степень бакалавраОбучение в магистратуре (2 года)Степень магистраОбучение в докторантуре (3 года)Защита докторской диссертации в диссертационном советеУченая степень доктора философии (PhD)Рис. 1. Этапы многоуровневой системы образования в КазахстанеВажно отметить, что остается много неясностей с учеными степенямикандидата и доктора наук, полученными в традиционной форме. В связи спереходом на многоуровневую систему образования в Казахстане ученаястепень доктора философии (PhD) равнозначна ученой степени кандидатанаук в России. Степень доктора наук вообще выпадает из общего классифи-катора.В России, так же как и в Казахстане, система образования подвержена ря-ду реформ. Обучение в высшей школе осуществляется по многоуровневойсистеме подготовки: «Бакалавриат» - «Магистратура» - «Аспирантура» -«Докторантура». Обучение в аспирантуре и докторантуре проходит по тра-диционной классической схеме, а вот первая ступень высшего образованияпретерпела изменения.Проводя сравнения между Республикой Казахстан и Российской Федера-цией, можно отметить, что в России в настоящее время существует государ-ственная система оценки качества среднего образования, тождественная ЕНТв Казахстане. Так, начиная с 2001 г. (Постановление Правительства Россий-ской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 119) по инициативе Министерстваобразования Российской Федерации начат широкомасштабный экспериментпо введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Реализация ЕГЭ напрактике имеет довольно неадекватную реакцию как преподавателей выпу-скных классов средних школ, так и самих учащихся.Вводится ЕГЭ по многим причинам и имеет сразу несколько целей. Этопоможет обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпуск-ных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всейтерритории РФ действуют однотипные задания и единая шкала оценки зна-ний, позволяющая более объективно сравнивать уровень подготовки. Кромеэтого, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверностьрезультатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на зада-ния типа «А» (выбор из вариантов) и типа «В» (краткие свободные ответы),ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) проверяютсянезависимыми экспертами. Немаловажное значение имеет то, что выпускни-ки-абитуриенты, сократив число экзаменов, вместо выпускных и вступитель-ных экзаменов будут сдавать государственные экзамены, их результаты од-новременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении ввузы.Единый экзамен проводится по решению Государственной региональной(областной, республиканской) экзаменационной комиссии в назначенныхрегиональными органами управления образования учреждениях, которыемогут располагаться в вузах и базовых школах. К проведению экзамена до-пускаются предварительно назначенныеляется более 15 лет. 20 декабря 2012 г. для повышения уровня магистерскойподготовки было создано новое структурное подразделение - институт маги-стратуры. В настоящее время по очной форме обучение осуществляется по 20программам в рамках 13 направлений.Переход на кредитную технологию обучения потребовал от Министерст-ва образования и науки разработки и внедрения новых Федеральных государ-ственных образовательных стандартов (ФГОС) 3-го поколения. В этой связивузом был проделан большой объем научно-методической работы по разра-ботке и внедрению новых учебных планов и основных образовательных про-грамм, причем не только с корректировкой названия дисциплин в соответст-вии с образовательными системами зарубежных стран, но и с разработкойновой формы контроля и оценки знаний обучающихся, а также определениемнаучно-методических требований к учебно-методическому комплексу каж-дой специальности.Каждая основная образовательная программа разрабатывается профили-рующей кафедрой под руководством научного руководителя из числа веду-щих профессоров, докторов наук [5]. Реализация основной образовательноймагистерской программы опирается на активную самостоятельную работумагистрантов, в этой связи максимальная аудиторная нагрузка при очнойформе обучения не должна превышать в среднем за весь период обучения от14 до 24 часов в неделю. На обучение магистранта без учета зачетов, экзаме-национных сессий, работы государственной аттестационной комиссии (ГАК)предусматривается не менее 130 часов аудиторной учебной нагрузки в год.Рис. 2. Структура учебного плана магистерской программыУчебный план магистерской программы состоит из трех основныхблоков дисциплин (соответственно 25, 25, 50% учебного времени) (рис. 2).Обучение в институте магистратуры осуществляется не по семестрам, а потриместрам. Исключение составляет магистерская программа «Междуна-родные отношения» (в соответствии с ГОС). На данной магистерской про-грамме семестр равен восемнадцати неделям, в отличие от других маги-Учебный план магистерской программыI блок (25 %) дисциплины направления:базовые общеобразовательные и профессиональные дисциплины, обязатель-ные для всех обучающихся на конкретных магистерских программах соот-ветствующего направленияII блок (25%) дисциплины программы:обязательные фундаментальные дисциплины каждой программыIII блок (50 %) дисциплины программы:а) обязательные,б) по выборустерских программ, в которых триместр равен двенадцати неделям. За двагода обучения в магистратуре обучающие четыре триместра изучают дис-циплины учебного плана и два триместра отводятся на практику, подго-товку магистерской диссертации. Важно отметить, что к чтению лекций ипроведению практических занятий допускаются только преподаватели,имеющие ученую степень. Также широко применяется практика привле-чения специалистов-практиков (руководителей высшего звена), имеющихбогатый практический опыт.Обучение в магистратуре осуществляется под руководством научного ру-ководителя, который должен иметь ученую степень и ученое звание. Содер-жание учебной и научно-исследовательской работы магистранта определяет-ся индивидуальным планом работы магистранта, утвержденным в установ-ленном порядке. Для контроля выполнения индивидуального плана работымагистранта предусмотрена текущая аттестация по всем дисциплинам рабо-чего учебного плана. Также по окончании первого курса проводится аттеста-ция на кафедре, которая включает не только учебную, но и научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу. Аналогичная аттеста-ция предусмотрена на втором курсе обучения магистратуры. Итогом завер-шения магистерской подготовки является государственный экзамен и защитамагистерской диссертации. При успешной защите диссертации обучающемуприсваивается степень «Магистр».Анализ наработанного опыта реализации магистерской подготовки в рос-сийских вузах, а также зарубежный опыт свидетельствуют о том, что магист-ратура - это вполне самостоятельная ступень в системе высшего профессио-нального образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высоко-квалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики, во-вторых, более эффективно удовлетворять потребности бизнеса в сочетании синдивидуальными потребностями личности, предоставляя возможность по-лучать образование на стыке направлений и специальностей.Обучение в магистратуре - это системная подготовка профессионаловвысшей квалификации для аналитической, консультационной, научно-исследовательской и педагогической деятельности в международных и рос-сийских корпорациях, органах различных уровней управления, высших учеб-ных заведениях, которая всегда сопутствует успешной деловой карьере, на-сыщенной и продуктивной жизни в интересах всего общества.

Ключевые слова

многоуровневая система образования, магистерская подготовка, учебный план, основная образовательная программа, multilevel education system, master preparation, curriculum, main educational program

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Конципко Наталья ВладимировнаНовосибирский государственный университет экономики иуправлениякандидат экономических наук, заместитель директора института магистратурыkoncipko_natalya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском образовании» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.02.2012).
Фадейкина Н.В., Мальцева Г.И. Трансформация и реструктуризация системы высшего профессионального образования в условиях бюджетных реформ и модернизации российской образовательной системы // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник н
Конципко Н.В. Из практики реформирования высшей школы Казахстана (на примере Казахской финансово-экономической академии) // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник научных статей / Науч. ред. д-р экон. наук, профессор Н.В. Фадейкин
Байдильданова Л.Б. Основные направления реформирования системы образования в Республике Казахстан // Непрерывное профессиональное образование: Международный сборник научных статей / Науч. ред. д-р экон. наук, профессор Н.В. Фадейкина. Новосибирск: САФБД,
Положение о магистерской подготовке в Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ». Новосибирск: НГУЭУ, 2011. 27 с.
 Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневойсистемы образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневойсистемы образования | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 3 (19).

Полнотекстовая версия