Социальный аспект функционирования управленческих процессов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Социальный аспект функционирования управленческих процессов

В статье подчеркивается значение социальной ориентации управленческих процессов. Отмечается место человека в организации. Упоминается проблема социализации организации. Кроме того, рассматривается перечень социальных технологий, характеристика отдельных из них. Автором выделяются социально-экономические отношения согласия. Предлагается их содержание. Автором акцентируется внимание на отношениях социального партнерства. Социальное партнерство должно быть «встроено» в систему менеджмента. В заключение еще раз подчеркивается необходимость более пристального внимания к социальным технологиям.

Social aspects of management process functioning.pdf Будущее функционирование российской экономики связано с дальнейшей ее социальной ориентацией. В процессе реализации различных отношений должен получить свое развитие социальный аспект. Следовательно, по мнению автора, все чаще в управленческих процессах будут использоваться социальные технологии. К ним можно отнести технологии: социального партнерства, социального планирования и регулирования, трудовой конкурс-ности и др. Очевидно, следует отметить, что социализация человека, имея в виду возможности его включения в среду организации, стала неотъемлемой частью управленческих процессов. Не случайно в теории и практике управления встречается другая классификация социальных технологий: развитие личностного потенциала работника; формирование команды; принятие решений, развитие межличностных отношений в группе. Она носит более прикладной характер. Происходит социализация самой организации. Известны примеры в использовании для описания деятельности организации понятий, характеризующих человека как биологическую систему: рождение, взросление, старение, смерть. Поэтому также важно создание организацией возможностей для включения человека в свою среду. При этом крайне важны как характеристики человека, так и характеристики организации. Если иметь в виду стратегический аспект управления, то можно согласиться с положением, суть которого сводится к тому, что организация должна быть для человека, а не человек для организации. Тактический аспект управления может в короткие промежутки времени иметь другие приоритеты. В целом следует отметить, что как социализация человека, так и социализация организации во многом зависят от рационально организованных процессов управления. Стоит подчеркнуть, что различные мероприятия по социализации организации целесообразно осуществлять, учитывая уровень организации управленческих процессов. Этот уровень при всей сложности и трудности его оценки должен определяться следующими факторами: степенью соблюдения принципов организации управленческих процессов (непрерывность, прямо-точность, специализация, экономичность, ритмичность и др.); регламентацией управленческих процессов (применение различных регламентов); отработанностью и прогрессивностью управленческих структур; рациональностью систем мотивации; экономическими и организационными взаимосвязями и другими факторами. Остановимся на рассмотрении социального партнерства. Проблема социального партнерства достаточно остра для кризисной российской экономики. Очевидно, без сформированного и хорошо отлаженного механизма социального партнерства добиться выхода из кризиса довольно сложно. В России такого развитого механизма почти нет. Социальное партнерство является индикатором социализации экономических отношений. Оно характеризует степень готовности выхода из кризиса и касается особенно той их части, которая задействована в управленческих процессах, как на макроуровне, так и на микроуровне. По мнению автора, внутри предприятия по всей иерархии управления социальное партнерство должно находить свое отражение. Способы регламентации социального партнерства могут быть различными. Например, это можно сделать с помощью договорной формы закрепления социального партнерства. Следует отметить, что в таком понимании социальное партнерство регулирует не только социально-трудовые отношения в виде двупартизма или трипартизма. Оно может использоваться для регулирования большой совокупности социально-экономических связей. В данном случае имеются в виду межотраслевые, внутриотраслевые, региональные связи. Более того, социальное партнерство можно использовать как метод управления на уровне организации. Он базируется на определенной договоренности между партнерами и предполагает такое же самостоятельное воздействие, как и административные, экономические, социально-психологические методы управления. Внутренние договоренности не менее важны, чем внешние. Они формируют условия для реализации внешних договоренностей. В процессе использования внутренних договоренностей на предприятии проповедуются лучшие ценности, а следовательно, дает «ростки» новая организационная культура более высокого уровня. Можно в качестве примера привести схемы связей, предполагающих использование внутренних договоренностей: 1) отделы и службы ^-^ отделы и службы аппарата управления_аппарата управления 2) подразделения основного произ-

Ключевые слова

социальная ориентация, социальные технологии в управлении, социально-экономические отношения согласия, социальное партнерство, менеджмент, social orientation, social and economic relation of accordance, social partnership, management, social technologies in the management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бурыхин Борис СтепановичНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор экономических наук, профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультетаhsb@mail.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

 Социальный аспект функционирования управленческих процессов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Социальный аспект функционирования управленческих процессов | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20).

Полнотекстовая версия